- Преподавателю
- Физика
- Использование материала истории физики в эстетическом воспитании школьников
Использование материала истории физики в эстетическом воспитании школьников
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Болькенова Д.К. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование материала истории физики в эстетическом воспитании школьников.
Одним из средств, усиливающих значение физики, является использование исторического материала в преподавании физики. Такой материал может играть важную роль в эстетическом воспитании школьников. При этом важно отметить следующее:
-
Знакомство наряду с физическими законами и исторической обстановкой их установления обогащает знания учащихся, делает их более осмысленными, вызывает большой интерес к изучаемому, чем создается благоприятная почва для понимания эстетики физико - математических дисциплин; представления о красоте науки создают объективную основу для формирования эстетического восприятия знаний;
-
Жизнь и деятельность ученых, их высокие гражданские и моральные качества, глубокое понимание не только научных истин, но и художественных ценностей, накопленных человечеством, воспитывают у школьников убежденность в необходимости всестороннего развития и совершенствования своего характера;
-
Введение в учебный процесс исторического материала способствует возникновению более глубокого понимания эстетики творческого труда исследователя, позволяет молодежи оценивать свою учебу с эстетической точки зрения, рождает творческое отношение к процессу познания.
Знакомя учащихся пусть даже с отдельными фактами истории развития физики, с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, можно показать не только красоту самого процесса освоения тайн природы, но и богатство духовного мира людей, преданных науке. Знания жизни известных исследователей возвышают чувства подростка, заставляют его более осмысленно посмотреть на свою работу и часто побуждают к большей деятельности. Учащимся следует напоминать о том самоотверженном труде, который вложен в научные открытия, показать, что наука - это бесконечный поиск, требующий настойчивости, неиссякаемой энергии и в то же время высокого гражданского долга.
На уроках физики учащиеся знакомятся с именами таких великих ученых как Г.Галилей, М.И.Ломоносов, М.Фарадей, Д.И.Менделеев и другие. Много прекрасных имен навсегда остались в истории развития науки. Полезно познакомить учеников на уроках физики с биографией ученого, изобретателя радио А.С.Попова, основателя космонавтики К.Э.Циолковского.
Сколько еще интересных примеров из жизни и работы выдающихся ученых можно привести школьникам на уроках и рассказать о них так, чтобы красота служения истине глубоко запала в душу подростка, вызвала у него чувство преклонения перед человеком - творцом, созидателем.
Объясняя школьникам теорию строения атома, полезно рассказать о семье выдающихся французских физиков Марии Склодовской - Кюри и Пьере Кюри, Ирен и Фредерике Жолио - Кюри. Последний всю свою жизнь вел борьбу за то, чтобы научные открытия служили мирными целями. Важно, знакомя учащихся с биографией ученого, рассказать не только о его вкладе в науку, но и о его личности, высоких моральных качествах. Трудолюбие, честность, скромность, душевное благородство - вот черты, необходимые настоящему ученому.
На примерах жизни и творчества выдающихся ученых можно показать, как важно для человека богатство духовного мира, умение видеть и понимать красоту. Стройная и вместе с тем многообразная гармония природы доступнее эстетически развитому человеку. В связи с этим интересно рассказать школьникам о том, как отбирал себе учеников Э. Резерфорд, каким качествам молодого ученого отдавал предпочтение.
Умение понимать сущность изучаемого, ценить красоту окружающего мира и труда людей, быть эмоционально восприимчивым важно для каждого человека, так как от собственного отношения к жизни общества зависит результат выполняемой работы. Характерно и то, что общение с художественными ценностями, созданными человечеством, помогает формированию эстетической стороны научных способностей.
Школьников стоит убедить, что ученым всегда было искусство, например физик Д.К.Максвелл увлекался поэзией, М.Планк был прекрасным пианистом, Д.И.Менделеев любил и понимал живопись, М.Борн, по воспоминаниям его друзей, с одинаковым успехом мог стать пианистом и писателем, А. Эйнштейн с упоением играл на скрипке. История развития естествознания содержит много примеров, когда художественные и научные формы деятельности сливаются в одном лице. Так, Леонардо да Винчи воплощал в себе гений ученого, художника, скульптора. Ему принадлежит трактат о живописи, при составлении которого он широко пользовался своими математическими и физическими познаниями. Поэт Вольфганг Гёте в течение всей своей жизни много сил и энергии отдавал научной работе в области естествознания, для него художественное творчество и научная деятельность были неотделимы. М.В.Ломоносов внес богатейший вклад в развитие естествознания и в то же время был основоположником русской поэзии и автором одного из первых учебников русского языка. Известным писательским даром обладала С.В.Ковалевская, первая русская женщина - математик , она видела величайшую силу в единстве науки и искусства.
На уроках физики полезно широко использовать материалы по истории развития науки, интересные книги о жизни ученых, о характере творческого труда исследователя. Образность т живопись языка этих книг оказывают эмоциональное воздействие на учащихся, повышают общую культуру школьников. Интересны для школьников и экскурсии в институты, вузы, посещения технических выставок.
В воспитательном отношении очень ценно участие школьников в поисках биографического материала о жизни и научной деятельности ученых и инженеров.
Связь изучения физики с историей творчества многих поколений исследователей тайн природы не только позволяет дать молодому поколению прочные знания, но и воспитывает у него высокую нравственность, способствует формированию эстетических взглядов и вкусов.