Разработка открытого урока по физики в 10 классе «Агрегатные состояния вещества»

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого урока по физики в 10 классе «Агрегатные состояния вещества»



МКОУ «Цаганаманская гимназия»





Разработка открытого урока по физики в 10 классе

«Агрегатные состояния вещества»

Разработка открытого урока по физики в 10 классе «Агрегатные состояния вещества»

Учитель:

Эдгеева З.Ш.

п. Цаган Аман

Цели урока:

учебные:

  • сформировать знания основных положений МКТ;

  • познакомить учащихся с приемами систематизации и обобщения знаний при работе с научно-популярной литературой

воспитательные:

  • показать значение одного из признаков диалектического познания, подчеркнув обобщение различных систем в единстве внутреннего и внешнего.

развивающие:

  • познакомить со структурными элементами приема обобщения.

Оборудование: компьютеры, демонстрационный проектор, слайды, интерактивный курс физики для учащихся 7 - 11 классов, раздаточный материал.

Тип урока: урок изучения нового материала с компьютерной поддержкой.

Методы обучения: лекция, беседа, демонстрация, работа с раздаточным материалом, работа на компьютерах.

План урока

  1. Актуализация знаний учащихся:

Учитель зачитывает цитату из лекций Р. Фейнмана: «Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные знания оказались бы уничтоженными и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза, то какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию? Я считаю, что это атомная гипотеза: все тела состоят из атомов - маленьких телец, которые находятся в беспорядочном движении, притягиваются на небольшом расстоянии, но отталкиваются, если одно из них плотнее прижать к другому. В одной этой фразе, как вы убедитесь, содержится невероятное количество информации о мире, стоит лишь приложить к ней немного воображения и чуть соображения»

Учитель: Попытайтесь доказать утверждение Р. Фейнмана, используя имеющиеся у вас знания.

  1. Повторение ранее изученных знаний

Сейчас вам предстоит самостоятельно заполнить таблицу:

Агрегатное состояние вещества



Основные положения МКТ

Расстояние между частицами

Взаимодействие частиц

Характер движения

Порядок расположения






После выполнения работы учащимися демонстрируется видео фрагмент «Поведение молекул в жидкости, газе и твердом веществе» и учащиеся проверяют свои знания.

Учащиеся обсуждают между собой научную грамотность, четкость и краткость заполнения таблицы по применению основных положений МКТ к агрегатным состояниям вещества.

Учитель: Обоснуйте записи для каждого состояния

  1. Самостоятельная работа с учебником и учебной программой на компьютере:

Изучить понятие фазового перехода, пронаблюдать на компьютере различные фазовые переходы и сформулировать их особенности и соотношение энергий молекул вещества (результаты записать в тетрадь)

  1. Применение знаний основных положений МКТ

Учитель: Объясните внешние свойства вещества в разных агрегатных состояниях на основе знаний основных положений МКТ. Учащиеся по заданию учителя объясняют.

Учитель: Давайте обсудим особенности веществ, близких по строению (алмаза и графита). Учитель показывает структуру алмаза и графита на экране. Учащиеся получают инструкционный лист с планом обсуждения и обобщения:

План исследования

  1. Описать структурное соединение, т.е. указать количество атомов, образующих его; представить в пространстве модель вещества, состоящую из молекул, атомов, ионов.

  2. Выделить общее в рассматриваемых структурных соединениях.

  3. Выявить различие внешних свойств алмаза и графита

  4. Укажите, какие особенности структуры рассматриваемых веществ определяют различие их свойств.

  5. Обратите внимание на порядок атомов при компоновке их в молекулы; укажите различие в порядке компоновки.

(учащиеся проводят исследования совместно с учителем)

Итог работы

Учитель: план проведенного вами исследования представляет в упрощенном виде путь поиска ученых к созданию веществ с определенными свойствами. Исследование свойств веществ все время приводит к открытию новых и новых явлений

5.Физкультминутка: упражнения для снятия усталости глаз и мышц спины

  1. Применение знаний МКТ в науке и технике

Работа с классом по изученной ими статье «Жидкие кристаллы» об открытии и использовании жидких кристаллов (учащиеся по желанию рассказывают о том, что узнали из статьи.

План рассказа

    1. Какие внешние свойства необычных кристаллов привели к необходимости изучения и систематизации их?

    2. Что общего между типичными жидкостями, состоящими из относительно простых молекул, и жидкими кристаллами?

    3. Что общего между классическими и жидкими кристаллами?

    4. Какие свойства веществ выделили их в особый класс (жидкие кристаллы)?

    5. Наличие нематической жидкости, образуемой молекулами вытянутой формы и дискообразными молекулами.

    6. Применение свойств жидких кристаллов в современной промышленности.

  1. Обобщение и систематизация знаний

Учитель: Основная задача, которую решают ученые, - это создание веществ, свойства которых определены заранее. Путь к решению ее длинный и сложный. Прежде чем использовать ту или другую закономерность, необходимо научиться ее выделять и изучать. Здесь можно применить прием обобщения, которым мы и воспользовались при сравнении структур алмаза и графита, а также при рассказе о жидких кристаллах. Познакомьтесь со структурными элементами приема обобщения: (слайд презентации)

    1. Цель обобщения;

    2. Выделение большого числа признаков (свойств);

    3. Выделение признаков сходства;

    4. Выделение существенных признаков сходства;

    5. Соотношение выделенных общих признаков;

    6. Объединение их - возникновение нового физического понятия (свойства, явления);

    7. Выделение объектов, попадающих под данное понятие ( свойство, явление);

    8. Практическая значимость вновь открытого понятия (свойства, явления).

  1. Рефлексия:

Незаконченное предложение.

(Необходимо продолжить фразу)


  • Мне понравилось на уроке то, что…

  • На уроке меня порадовало…

  • Я удовлетворён своей работой, потому что…

  • Мне хотелось бы порекомендовать…

  • Если бы я был учителем, то …

  1. Организация домашнего задания

Повторить основной материал §47; §48

Подготовиться к физическому диктанту по вопросам учебника с. 229

Индивидуальное задание: познакомиться с особенностями теплового расширения воды


© 2010-2022