Рабочая программа по физике 7 класс, 2ч в неделю, всего 68 часов (Перышкин)

Данная рабочая образовательная программа по физике разработана для 7 класса на основе:Примерной программы по физике. 7-9 классы (в редакции: В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин и др.) и авторской программы Е. М. Гутник, А. В. Перышкин «Физика. 7-9 классы» (Сборник программ. Физика. Астрономия. 7-11 классы. М.: Дрофа, 2012). Реализации данной программы ориентирована на учебник «Физика. 7 класс» автора А. В. Перышкина (М., Дрофа, 2014г.), который входит в состав УМК по физике для 7-9 ...
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 598

с углубленным изучением математики, химии и биологии

Приморского района Санкт - Петербурга

ПРИНЯТА


Решением Педагогического совета

от 28.08.2015 Протокол № 1

УТВЕРЖДЕНА


Приказом директора Государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 598

с углубленным изучением математики, химии и биологии

Приморского района Санкт -Петербурга

от « » августа 2015 г. № _____

______________/ Е.Ф.Трачук /

(подпись)


Рабочая программа

по физике

в 7 классе

на 2015-2016 учебный год


Составлена учителем физики

Шиша Светланой Федоровной










Санкт - Петербург

2015 год

Оглавление.


  1. Пояснительная записка:

1.1. Общая характеристика программы

1.2. Цели изучения курса физики в 7 классе

1.3. Общая характеристика предмета

2. Содержание курса физики 7 класса

3. Учебно-тематический план

4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

5. Образовательные технологии

6. Календарно-тематическое планирование

7. Планируемые результаты обучения

8. Система оценивания

9. Контроль за освоением программы















  1. Пояснительная записка.

1.1. Общая характеристика программы.

Статус документа:

Данная рабочая образовательная программа по физике разработана для 7 класса с углубленным изучением математики на основе:

 Примерной программы по физике. 7-9 классы (в редакции: В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин и др.) и авторской программы Е. М. Гутник, А. В. Перышкин «Физика. 7-9 классы» (Сборник программ. Физика. Астрономия. 7-11 классы. М.: Дрофа, 2012.

 Реализации данной программы ориентирована на учебник «Физика. 7 класс» автора А. В. Перышкина (М., Дрофа, 2014г.), который входит в состав УМК по физике для 7-9 классов, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации.

Программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, всего 68 часов.

Срок реализации программы: 1 учебный год. Уровень обучения: базовый.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдается преемственность с курсом «Окружающий мир», включающим некоторые знания из области физики, предусматривается изучение физики в 7 классе на высоком, но доступном уровне трудности, в быстром темпе, отводя ведущую роль теоретическим знаниям, сопровождая демонстрационным и лабораторным экспериментом и решение различных типов задач. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Для повышения интенсивности и плотности процесса обучения предполагается использование различных форм работы: письменной и устной, экспериментальной, под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной, индивидуальной и групповой работы снижает утомляемость школьников от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для побуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории физики и техники.

Материал в программе отобран с учетом возрастных возможностей учащихся.

Нормативные документы:

Данная рабочая программа разработана в соответствии с

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее - ФБУП-2004);

  • Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI классов);

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

  • распоряжением Комитета по образованию от 06.05.2015 № 2158-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году»;

  • распоряжением Комитета по образованию от 13.05.2015 № 2328-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год»;

  • Уставом государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №598 с углубленным изучением математики, химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга.

  • Реализация данной рабочей программы ориентирована на УМК А. В. Перышкина, входящий в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»);

  • - учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями).

Рабочая программа по физике для 7 класса соответствует:

- обязательному минимуму содержания учебных программ (базовый уровень);

- требованиям Федерального компонента Государственного образовательного стандарта к базовому уровню подготовки выпускников основной школы;

- максимальному объему учебного материала для учащихся 7-х классов по СанПиН 2.4.2.2821-10 (01.09.2011);

- требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Объем часов соответствует учебному плану ГБОУ СОШ № 598 с углубленным изучением математики, химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга на 2015/2016 учебный год.

1.2. Цели изучения курса физики в 7 классе:

 развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

  • понимание учащимися смысла основных научных и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдения, измерения, эксперимент, моделирование);

• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

1.3. Общая характеристика предмета.

Школьный курс физики системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности природных явлений, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.

Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влияния на качество жизни человечества высок.

Физика - наука экспериментальная, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.

В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам. Поэтому учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана.

Основные разделы содержания курса физики в 7 классе: Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Работа и мощность. Энергия.

Построение логически связанного курса опирается на следующие идеи и подходы:

- Усиление роли теоретических знаний с максимально возможным снижением веса математических соотношений. Так, в числе первых тем курса физики 7 класса идут темы «Механическое движение. Силы в природе», «Энергия, Работа, Мощность». Это позволяет ученикам уже на первоначальном этапе изучения физики осваивать и силовые, и энергетические понятия. Использование теоретических знаний для объяснения физических явлений повышает развивающее значение курса физики, т.к. школьники приучаются находить причины явлений, что требует существенно большей мыслительной активности, чем просто запоминание фактического материала.

- Генерализация учебного материала на основе ведущих идей, принципов физики. В каждом разделе курса физики в 7 классе определен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся

множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: гипотеза о дискретном строение вещества, диффузия, взаимодействие частиц вещества, механическое движение, равномерное и неравномерное движение, скорость, плотность, силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости, закон Гука, закон Паскаля, архимедова сила, работа, мощность, энергия, плавание тел, «Золотое правило» механики. Задачам генерализации служит широкое использование обобщенных планов построения ответов и ознакомление учащихся с особенностями различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация).

- Усиление практической направленности и политехнизма курса. С целью формирования и развития познавательного интереса учащихся к предмету преподавание физики в 7 классе предполагает широкое привлечение демонстрационного эксперимента, включающего примеры практического применения физических явлений и законов. Программой предусмотрено выполнение значительного числа фронтальных экспериментов и лабораторных работ, в том числе и связанных с изучением технических приборов. Предлагается решение задач с техническими данными, проведение самостоятельных наблюдений учащимися при выполнении ими домашнего задания, организация внеклассного чтения доступной научно-популярной литературы, поиски физико-технической информации в интернет.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

2. Содержание обучения «Физика 7 класс»

I. Введение.

Физика - наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

II. Первоначальные сведения о строении вещества.

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

III. Взаимодействия тел.

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

V. Работа и мощность. Энергия.

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

3. Учебно-тематическое планирование

Раздел

Основное содержание

Количество часов

Из них

Контрольных

Лабораторных

1

Введение.

4


1

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

1

3

Взаимодействие тел.

23

1

5

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

21

1

2

5

Мощность и работа. Энергия.

12


2


Повторение.

2

1


Всего

68

4

11

I. Введение (4 ч)

Физика - наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

1. Определение цены деления измерительного прибора с учетом погрешностей измерений.

II. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул.

Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа:

2. Определение размеров малых тел.

III. Взаимодействия тел (23 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Фронтальные лабораторные работы:

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Определение плотности твердого тела.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7. Измерение силы трения с помощью динамометра.

IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы:

8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

V. Работа и мощность. Энергия (12 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

Фронтальные лабораторные работы:

10. Выяснение условия равновесия рычага.

11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Класс

Кол-во

час/нед

Реквизиты

программы

УМК

обучающегося

УМК

учителя

7 Б

2 ч/нед

1. Примерная программа по физике для основной школы.

( В.О. Орлов, О.Ф. Кабардин, В.А. Коровин, А.Ю. Пентин, Н.С. Пурышева, В.Е. Фрадкин)

Сборник программ «Физика. Астрономия. 7-11 класс. Дрофа, 2011

2. Авторская учебная программа по физике для основной школы, 7-9класс

А. В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е. М. Гутник., Дрофа, 2011

1. Учебник. Физика. 7класс.

А.В. Перышкин

М. Дрофа. 2013

2. Электронное приложение к учебнику А. В. Перышкина

на сайте drofa.ru/

3. Сборник задач по физике 7-9 класс А.В. Перышкин

М. Экзамен. 2013

4. Рабочая тетрадь по физике: 7 класс:В.В.Иванова, Р.Д.Минькова. М.: Экзамен.

5. Тетрадь для лабораторных работ по физике. 7 класс: Р.Д. Минькова, В.В. Иванова. М. Экзамен.2013.

6. Учебное пособие. Физика. Учимся решать задачи. 7кл. И.Г. Власова, В.В. Тихонов

М. Дрофа. 2014

«Дрофа»

7.Опорные конспекты и дифференцированные задания «Физика. 7 класс»

А.Е. Марон, Е.А. Марон

1. Методическое пособие. К учебнику Перышкина А.В. Физика. 7 класс.

Н.В. Филонович М.: Дрофа,2011

2. Методическое пособие. Физика. Тематическое и поурочное планирование.7 класс Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова

М. Дрофа. 2011

3. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7кл. О.И. Громцева

М. Экзамен. 2013

4. Дидактические материалы. Физика.7 класс А. Е. Марон, Е. А. Марон. М. Дрофа. 2011

5. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 7 класс.

Н.И. Зорин. М. ВАКО. 2013

СПб. Виктория плюс, 2009.

6. Тесты по физике 7 класс

А.В. Чеботарёва

М. Экзамен. 2013

Интернет-ресурсы:

- fizika.ru - электронные учебники по физике.

- class-fizika.narod.ru - наглядные м/м пособия к урокам, тесты по темам.

- fizika-class.narod.ru - видео-опыты на уроках.

- openclass.ru - цифровые образовательные ресурсы.

- proshkolu.ru - библиотека - всё по предмету «Физика».

- afizika.ru/- занимательная физика.

- interneturok.ru/ru/school/physics/7-klass/fizika-7-klass-peryshkin-a-v

Комплект оборудования кабинета для преподавания физики в 7 классе:

  1. Учебно-методическая литература по физике (учебники, задачники, дидактические материалы, справочная литература).

  2. Учебно-методическая литература по астрономии.

  3. ТСО (компьютер, диапроектор, графопроектор, мультимедийный проектор, экран)

  4. Комплект электроснабжения кабинета физики.

  5. Приборы для демонстрационных опытов (приборы общего назначения, приборы по механике, молекулярной физике, электричеству, оптике и квантовой физике)

  6. Компьютерная измерительная система с датчиками.

  7. Комплекты приборов для фронтальных лабораторных работ и опытов.

  8. Принадлежности для опытов. (Лабораторные принадлежности, материалы, посуда, инструменты)

  9. Модели.

  10. Печатные пособия. (Таблицы, раздаточные материалы)

  11. Экранно-звуковые средства (транспаранты для графопроектора, диапозитивы, диафильмы, видеофильмы)

  12. Программное обеспечение для компьютера.

5. Образовательные технологии.

Реализация данной программы предполагает классно-урочную систему с использованием различных технологий, форм, методов обучения, ведущие из которых:

личностно-ориентированные; проблемно-поисковые; проектно - исследовательские; проблемно-диалоговые; групповые; мультимедийные; деловые игры; иформационно-коммуникативные.

Реализация рабочей программы строится с учетом личного опыта учащихся на основе информационного подхода в обучении, предполагающего использование личностно-ориентированной, проблемно-поисковой и исследовательской учебной деятельности учащихся сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельной.

Учитывая значительную дисперсию в уровнях развития и сформированности универсальных учебных действий, а также типологические и индивидуальные особенности восприятия учебного материала современными школьниками, на уроках физики предполагается использовать разнообразные приемы работы с учебным текстом, фронтальный и демонстрационный натурный эксперимент, групповые и другие активные формы организации учебной деятельности.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов предполагается систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.

В качестве ведущей методики при реализации данной программы предполагается использование проблемного обучения. Это способствует созданию положительной мотивации и интереса к изучению предмета, активизирует обучение. Совместное решение проблемы развивает коммуникабельность, умение работать в коллективе, решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний.

Индивидуальная работа при выполнении домашних заданий в соответствии с выбранной образовательной траекторией (принцип минимума и максимума) развивает способность учащегося самостоятельно мыслить и действовать, нести ответственность за результаты своего труда.

Формирование целостных представлений о физической картине мира будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления физических процессов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся. Программой предусмотрено использование нетрадиционных форм уроков, в том числе организационно-деловых игр, исследовательских лабораторных работ, проблемных дискуссий, интегрированных уроков с историей и биологией, проектная деятельность и т.д.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.

Спецификой учебно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности - приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Реализация данной программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности: способности передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; проводить смысловой анализ текста; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся должны более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. В соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы: текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.

Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.


7. Планируемые результаты обучения.

Реализация данной рабочей программы предполагает обеспечить овладение учащимися личностными, метапредметными и предметными результатами, определенными федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования:

Личностными результатами изучения физики в 7 классе являются:

 Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

 Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.

 Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

 Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.

 Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода

 Формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметными результатами изучения физики в 7 классе являются:

 Овладение навыками: самостоятельного приобретения новых знаний; организации учебной деятельности; постановки целей; планирования; самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.

 Овладение умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

 Понимание различий между: исходными фактами и гипотезами для их объяснения; теоретическими моделями и реальными объектами.

 Овладение универсальными способами деятельности на примерах: выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки, выдвигаемых гипотез;

-разработки теоретических моделей процессов и явлений.

 Формирование умений: воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах; анализировать и преобразовывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; выявлять основное содержание прочитанного текста; находить в тексте ответы на поставленные вопросы;

излагать текст.

 Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.

 Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать правоту другого человека на иное мнение.

 Освоение приемов действий в нестандартной ситуации, овладение эвристическими методами решения проблем.

 Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами изучения физики в 7 классе являются:

понимание:

 физических терминов: тело, вещество, материя, роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс;

 способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение, атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления, равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;

 смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон всемирного тяготения, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, закон сохранения энергии;

 причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

 принципов действия динамометра, весов, барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса, рычага, блока, наклонной плоскости, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании.

умение:

 пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;

 находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;

 проводить наблюдения физических явлений;

 измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны, температуру, атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда, механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;

 использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

владение:

 экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения, при определении размеров малых тел, при установлении зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда, при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;

 способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой, давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда, механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;

8. Система оценивания.

На уроках физики оцениваются прежде всего:

- предметную компетентность (способность решать проблемы средствами предмета);

- ключевые компетентности (коммуникативные, учебно-познавательные);

- общеучебные и интеллектуальные умения (умения работать с различными источниками информации, вычленять главное, делать обобщение)…

- умение работать в парах (в коллективе, в группе), а также самостоятельно.

Отдается приоритет письменной формы оценки знаний над устной.

Формы и средства контроля, аттестации учащихся.

Аттестация школьников, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.

Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации школьников:

  1. Промежуточная (формирующая) аттестация:

самостоятельные работы (до 10 минут);

лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут);

фронтальные опыты (до 10 минут);

диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного материала, сопутствующее повторение) - 5 …15 минут.

  1. Итоговая (констатирующая) аттестация:

контрольные работы (45 минут);

устные и комбинированные зачеты (до 45 минут).

Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ) для констатирующей аттестации:

КИМ составляются на основе кодификатора;

КИМ составляются в соответствие с обобщенным планом;

количество заданий в обобщенном плане определяется продолжительностью контрольной работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного типа и уровня сложности по нормативам ГИА;

тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и содержит элементы остаточных знаний;

структура КИМ копирует структуру контрольно-измерительных материалов ГИА.

9. Контроль за освоением программы «Физика 7 класс»


Форма контроля. Темы.

Сроки


Контрольные работы - 4ч



1

Контрольная работа № 1 по теме: «Механическое движение. Масса. Плотность вещества».

16.11-21.11


2

Контрольная работа № 2 по теме: «Взаимодействие тел»

11.01-16.01


3

Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

28.03-02.04


4


Контрольная работа №4 «Итоговая»

16.05-25.05



Лабораторные работы - 11ч



1

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора с учетом погрешности»

07.09-12.09


2

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»

14.09-19.09


3

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

26.10-31.10

4

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела»

09.11-14.11

5

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

09.11-14.11

6

Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

07.12-12.12

7

Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»

14.12-19.12

8

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

29.02-05.03

9

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

14.03-19.03

10

Лабораторная работа№ 10 «Выяснение условия равновесия рычага»

18.04-23.04


11

Лабораторная работа № 11«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

02.05-07.05









© 2010-2022