Рабочая программа по физике для 9 класса по учебнику А. В. Пёрышкина

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Филиал МБОУ Евдокимовской СОШ в с. Литиж

«Рассмотрено и утверждено на заседании МО учителей математики и физики»

протокол №___ от

от 2010 г.

«____»____________2015 г.


«Проверено»

Заведующий филиалом ____________ Гришенков А.В

Дата проверки

«____»____________2015 г.

«Утверждаю»

Директор
МБОУ Евдокимовской СОШ

_____________ /Батынков Э.А/

Приказ №____ от от

«___»_______________2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

в 9 классе

(базовый уровень)


на 2014-2015 уч. год.


Составитель:

учитель первой категории

Гришенков А.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией
В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 8 лабораторных работ, 6 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.






Содержание программы учебного предмета.

(68 часов)

Законы взаимодействия и движения тел (25 часов)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..

Лабораторные работы и опыты.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук. (11 часов)

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле ( 9 часов)

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы.

Изучение явления электромагнитной индукции. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Строение атома и атомного ядра. 11 часов

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

Итоговое повторение 5 часов


Итого за учебный год: 5 лабораторных работ, 6 контрольных работ.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, тема урока

Коли-чество часов

Дата проведения

Приме-чание




Законы взаимодействия и движения тел

25 ч




Материальная точка. Система отсчета. ТБ.

1




Перемещение

1




Определение координаты движущегося тела

1




Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1




Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1




Скорость прямолинейного равноускоренного движения.

1




График скорости.

1




Решение задач.

1




Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1




Решение задач.

1




Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1




Лабораторная работа№1 «Исследование равноускоренного движения»

1




Относительность движения.

1




Контрольная работа№1 по теме « Законы движения тел»

1




Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1




Второй закон Ньютона.

1




Третий закон Ньютона.

1




Решение задач.

1




Свободное падение тел. Лабораторная работа№2 «Измерение ускорения свободного падения»

1




Движение тела, брошенного вертикально вверх.

1




Закон всемирного тяготения.

1




Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1




Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1




Искусственные спутники Земли.

1




Контрольная работа№2 по теме «Законы взаимодействия тел»

1





Законы сохранения


9 ч.




Импульс тела

1




Закон сохранения импульса

1




Реактивное движение. Ракеты.

1




Закон сохранения энергии.

1




Закон сохранения энергии.

1




Решение задач

1




Контрольная работа№3 по теме «Законы сохранения».

1





Механические колебания и волны. Звук.

11 ч.




Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник

1




Лабораторная работа№3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»

1




Лабораторная работа№4 «Исследование зависимости периода и частоты колебаний нитяного маятника от его длины»

1




Вынужденные колебания. Резонанс

1




Распространение колебаний в среде. Волны.

1




Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн.

1




Источники звука. Звуковые колебания.

1




Высота и тембр звука. Громкость звука.

1




Звуковые волны. Скорость звука

1




Распространение звука. Эхо.

1




Контрольная работа№4 по теме «Механические колебания и волны. Звук.»

1





Электромагнитные явления

9 ч.




Магнитное поле. Линии магнитного поля.

1




Индукция магнитного поля. Магнитный поток

1




Явление электромагнитной индукции.

1




Лабораторная работа№5 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1




Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1




Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1




Принципы радиосвязи и телевидения

1




Электромагнитная природа света

1




Контрольная работа№5по теме «Электромагнитные явления»

1





Строение атома и атомного ядра.


11 ч.




Использование энергии атомных ядер

1




Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

1




Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1




Радиоактивные превращения атомных ядер

1




Экспериментальные методы исследования частиц

1






Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

1




Альфа- и бета-распад. Правило смещения.

1




Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

1




Деление ядер урана. Цепная реакция

1




Ядерный реактор.

1




Термоядерные реакции.

1





Итоговое повторение.

5 ч.




Повторение материала по теме «Основы кинематики и динамики»

1




Повторение материала по теме «Механические колебания и волны»

1




Повторение материала по теме «Электромагнитные явления»

1




Итоговая контрольная работа №6

1




Обобщение материала

1






Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

Тексты контрольных работ взяты из сборника Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2010.


Список литературы


  1. Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2010

  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 334 с.

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 кл. / сост. Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова, В.Ф. Шилов, А.А. Фадеева, Э.Т Изергин М. Просвещение 2009.

  4. Рабочие программы по физике 7-11классы. М.: «Глобус», 2009.

  5. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. - 2004. № 24-25.

  6. Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2011. - 96 с. ил.

  7. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. - М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.

  8. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2010. - 96 с. ил.

  9. Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

  10. Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

  11. Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 9-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. - М.: Экзамен, 2011. - 127 с. ил.

  12. Сборник нормативных документов. Физика./сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007 . -207 с.

  13. Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.



12

© 2010-2022