• Преподавателю
  • Физика
  • План-конспект урока по физике на тему: Механическое движение. Относительность движения

План-конспект урока по физике на тему: Механическое движение. Относительность движения

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по физике

№ урока____ 10класс «___»_______ 2015 г.

Тема: Механическое движение. Относительность движения.

Цели: 1.Образовательная: расширить и углубить знания об относительности движения; сформировать навыки сложения скоростей и перемещений, перехода от одной системы отсчета к другой . 2.Развивающая: развитие мыслительной деятельности учащихся посредством постановки проблемных вопросов; формирование умение сравнивать, самостоятельно делать выводы; . 3.Воспитательная: Воспитать чувство ответственности за качество и результат работы . Воспитать интерес к физике.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесные, наглядные.

Оборудование: показ видеоролика.

Ход урока

I Организационный момент. Постановка целей

II Изучение нового материала

Все тела во Вселенной движутся, поэтому не существует тел, которые находятся в абсолютном покое. По той же причине определить движется тело или нет, можно только относительно какого-либо другого тела. Относительность механического движения - это зависимость траектории движения тела, пройденного пути, перемещения и скорости от выбора системы отсчёта. Механическое движение относительно: тело может покоиться в одной системе отсчета и в это же время двигаться в другой; его положение (координата) различно в разных системах отсчета. Относительна и траектория движения тела. Перемещение тела, пройденный им путь и его скорость также изменяются при переходе от одной системы отсчета к другой. Так, водитель неподвижен относительно корпуса автомобиля, движущегося по шоссе, перемещение, путь и скорость водителя относительно автомобиля равны нулю, но, например, относительно деревьев вдоль шоссе они имеют некоторые значения.

Можно ли быть неподвижным и при этом двигаться быстрее автомобиля Формулы 1? Оказывается, можно. Любое движение зависит от выбора системы отсчета, то есть любое движение относительно. Тема сегодняшнего урока: «Относительность движения. Закон сложения перемещений и скоростей». Мы узнаем, как выбрать систему отсчета в том или ином случае, как при этом найти перемещение и скорость тела

Относительность движения

Механическим движением называют изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. В этом определении ключевой является фраза «относительно других тел». Каждый из нас относительно какой-либо поверхности неподвижен, но относительно Солнца мы совершаем вместе со всей Землей орбитальное движение со скоростью 30 км/с, то есть движение зависит от системы отсчета.

Система отсчета - совокупность системы координат и часов, связанных с телом, относительно которого изучается движение. Например, описывая движения пассажиров в салоне автомобиля, систему отсчета можно связать с придорожным кафе, а можно с салоном автомобиля или с движущимся встречным автомобилем, если мы оцениваем время обгона (Рис. 1).

План-конспект урока по физике на тему: Механическое движение. Относительность движения.

Рис. 1. Выбор системы отсчета

Какие же физические величины и понятия зависят от выбора системы отсчета? Это:

1. Положение или координаты тела.

2. Траектория.

3. Перемещение и путь.

4. Скорость.

Зависимость характеристик движения от выбора системы отсчета называется относительностью движения.

В истории человечества были и драматические случаи, связанные как раз с выбором системы отсчета. Казнь Джордано Бруно, отречение Галилео Галилея - все это следствия борьбы между сторонниками геоцентрической системы отсчета и гелиоцентрической системой отсчета. Уж очень сложно было человечеству привыкнуть к мысли о том, что Земля - это вовсе не центр мироздания, а вполне обычная планета. А движение можно рассматривать не только относительно Земли, это движение будет абсолютным и относительно Солнца, звезд или любых других тел. Описывать движение небесных тел в системе отсчета, связанной с Солнцем, намного удобнее и проще, это убедительно показали сначала Кеплер, а потом и Ньютон, который на основании рассмотрения движения Луны вокруг Земли вывел свой знаменитый закон всемирного тяготения.

Закон сложения перемещений и скоростей

Если мы говорим, что траектория, путь, перемещение и скорость являются относительными, то есть зависят от выбора системы отсчета, то про время мы этого не говорим. В рамках классической, или Ньютоновой, механики время есть величина абсолютная, то есть протекающее во всех системах отсчета одинаково.

Рассмотрим, как находить перемещение и скорость в одной системе отсчета, если они нам известны в другой системе отсчета.

Человек идет по палубе парохода со скоростью План-конспект урока по физике на тему: Механическое движение. Относительность движения. относительно парохода. Пароход движется поступательно со скоростью План-конспект урока по физике на тему: Механическое движение. Относительность движения. относительно берега. Найдем скорость План-конспект урока по физике на тему: Механическое движение. Относительность движения. человека относительно берега (Рис. 2).

Свяжем неподвижную систему отсчета (хОу) с Землей, а подвижную (х'О'у) - с пароходом.

План-конспект урока по физике на тему: Механическое движение. Относительность движения.

Рис. 2. Пример задачи

Из Рис. 2 видно, что перемещение:

ΔПлан-конспект урока по физике на тему: Механическое движение. Относительность движения. = ΔПлан-конспект урока по физике на тему: Механическое движение. Относительность движения. + ΔПлан-конспект урока по физике на тему: Механическое движение. Относительность движения. ⇒ ΔПлан-конспект урока по физике на тему: Механическое движение. Относительность движения. ≠ ΔПлан-конспект урока по физике на тему: Механическое движение. Относительность движения.,

где ΔПлан-конспект урока по физике на тему: Механическое движение. Относительность движения. - перемещение человека относительно парохода, ΔПлан-конспект урока по физике на тему: Механическое движение. Относительность движения. - перемещение парохода относительно берега, ΔПлан-конспект урока по физике на тему: Механическое движение. Относительность движения. - перемещение человека относительно берега.

Таким образом, если тело одновременно участвует в нескольких движениях, то результирующее перемещение точки равно векторной сумме перемещений, совершаемых ею в каждом из движений. В этом состоит установленный экспериментально принцип независимости движений.

Разделив это уравнение на промежуток времени, за который произошли перемещения человека и парохода, получим закон сложения скоростей:

План-конспект урока по физике на тему: Механическое движение. Относительность движения. = План-конспект урока по физике на тему: Механическое движение. Относительность движения.+ План-конспект урока по физике на тему: Механическое движение. Относительность движения.

Скорость План-конспект урока по физике на тему: Механическое движение. Относительность движения. тела относительно неподвижной системы отсчета равна геометрической сумме скорости План-конспект урока по физике на тему: Механическое движение. Относительность движения. тела относительно подвижной системы отсчета и скорости План-конспект урока по физике на тему: Механическое движение. Относительность движения. самой подвижной системы отсчета относительно неподвижной.

Заключение

Сегодня мы выяснили, что движение зависит от системы отсчета, что скорость, путь, перемещение и траектория - это понятия относительные. А время в рамках классической механики - понятие абсолютное.

III Закрепление изученного

Решение задач на стр.18 упр. 1 - 2,3

2. Вычислим мах. высоту подъёма: h=v0^2 / 2g. h=900 / 20=45м. А теперь время подъёма ( оно = времени падения на Землю). h=g*t1^2 / 2 отсюда t1=корень квадратный из 2h / g. t1=3c.Згначит за 4с оно поднялось втечение 3с на высоту 45м, а потом еще 1с падало ( без начальной скорости). Вычислим перемещение за 1с падения: h1=gt2^2 / 2. (t2=1c). h1=5м. Весь путь S=h+h1.
S=45+5=50м. Среднепутевая скорость: vср=S / t. ( t=4c). vср=50 / 4=12,5м/c.
Перемещение S1=h - h1. S1=45 - 5 =40м. Средняя скорость перемещения vср1=S1 / t.
vср1=40 / 4=10м/c.

3. Аэростат двигаясь ускоренно вверх поднимется на высоту H=at^2/2=25м, и приобретет скорость V=at=10м/с направленную вверх. для предмета это будет начальная скорость V0, т.к. она направленна вверх, то он двигаясь по инерции поднимется на дополнительную высоту h=V0^2/2g=10м, за время t1=V0/g=1c. на высоте Hm=H+h=30м тело потеряет скорость и начнет свободно падать и упадет через время t2=(2Hm/g)^1/2=3,45c. общее время движения предмета после того как он выпал T=t1+t2=3,45c.

IV Домашнее задание

1.& 1.6. упр. 1-4 стр.18





вторая половина 45/2= 22.5

скорость тела на высоте h1=22.5

h1=v1^2/2g

v1=√(2gh1)=√(2*10*45/2)=21.21 м/с

скорoсть тела у земли h=45

v=√(2gh)=√(2*10*45)=30 м/с

скорость изменяется по линейному закону

тогда средняя скорость его движения на второй половине пути.

vср = (v+v1)/2= (30+ 21.21)/2=25.6 м/с

Ответ средняя скорость 25.6 м/с



© 2010-2022