«Получение и передача переменного электрического тока на расстояние»

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Получение и передача переменного электрического тока на расстояние»«Получение и передача переменного электрического тока на расстояние»«Получение и передача переменного электрического тока на расстояние»«Получение и передача переменного электрического тока на расстояние»«Получение и передача переменного электрического тока на расстояние»«Получение и передача переменного электрического тока на расстояние»Тема урока: «Получение и передача переменного электрического тока на расстояние»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока:

Образовательная: создать условия для освоения учениками принципов производства и передачи переменного электрического тока , добиться понимания принципа действия трансформатора и генератора всеми учениками, продолжить формирование умений соблюдать правила техники безопасности

Развивающие цели: содействовать развитию УУД (познавательных- логических (анализ информации, обобщение и умение делать выводы), выбор главного из текста, регулятивных (ставить цель, планировать деятельность, осуществлять самооценку и взаимооценку, коммуникативных (взаимодействовать в паре, группе, умения слышать и слушать других, вступать в диалог, умений выражать свою точку зрения, объяснять наблюдаемые явления), личностных (выбор правильного поведения при работе с большими напряжениями))

Воспитательные цели: содействовать развитию интереса к предмету физика и учению в целом, воспитанию уважительного отношения к окружающим

Оборудование: учебник физики для 9 класса автор Перышкин А.В, Гутник Е.М., компьютер, мультимедийный проектор, экран, фломастеры, листы формата А4, универсальный трансформатор, лампочки накаливания , соединительные провода, вольтметры - 2 , понижающий и повышающий трансформаторы

Технологические приемы, использованные при проведении урока.

«Кластер»- выделение смысловых единиц и их графическое оформление

«Плюс- минус- интересно»- заполнение таблицы с аналогичными названиями, первые две колонки таблицы отражают отношение к информации, а третья - недостаток в информации . Данный прием применяется в основном на стадии вызова.

«Зигзаг-2»- ученики работают в группах, но каждый ученик изучает свой текст, содержащий ответ на поставленный вопрос, затем ученики собираются в экспертные группы для более детальной проработки ответа на вопрос и обсуждения формы для презентации, после чего ученики возвращаются в первоначальные группы и обмениваются ответами на вопросы. Результатом данной работы становится- презентация ответов на вопросы перед классом экспертами, которых выбрали ученики при работе в экспертных группах .

Содержание деятельности

стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Вызов 10 минут

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация для дальнейшей работы (составление "Кластера"- схемы)., планирование деятельности

( заполнение таблицы плюю- минус- интересно)

Работа в парах 3 мин. Обсуждение и составление "Кластера", представление результатов на доске 3 мин.

Индивидуальная работа 2 минуты

Познавательные- анализ, коммуникативные- взаимодействовать в паре, выступать перед аудиторией

Регулятивные - формулировать задачи на урок

Осмысление

20 минут

Организует изучение материала (прием «зигзаг 2»,

демонстрация опытов, презентации и объяснение явлений)

Индивидуальная работа 5 минут, работа в группах- 3 минуты, работа в парах- 3 минуты

Коллективное объяснение явлений

Познавательные- выбор главного из текста, коммуникативные- взаимодействовать в паре, группе, выступать перед аудиторией

Регулятивные- осуществлять самоконтроль

Рефлексия

15 минут

Организует анализ результатов освоения материала(Работа с "Кластером" - схемой)



Организует закрепление знаний (постановка вопросов на применение новых знаний)

Организует подведение итогов на основе таблицы плюс- минус- интересно

Домашнее задание

Оценка самых активных учащихся

Работа в парах по дополнению схемы, 4-5 минут



Отвечают на вопросы

5 минут



Анализируют содержание третьей колонки в таблице плюс- минус- интересно

3-4 минуты

Записывают задание

1 минута

Познавательные- анализ информации

Коммуникативные- взаимодействовать в паре

Регулятивные- осуществлять взаимоконтроль

Познавательные- применение знаний в измененной ситуации,

Коммуникативные- умение логично выстраивать ответ

Познавательные- анализ

Регулятивные- самооценка деятельности

Конспект урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап мотивации

- Какое явление мы изучали на прошлом занятии?

- В чем заключается данное явление?

- Что приходит к нам в дома с помощью явления электромагнитной индукции?

- Где производят электроэнергию?

-Назовите виды электростанций

- Составьте схему передачи электрической энергии от электростанции до потребителя

Ответ: электромагнитную индукцию

Дают определение

Ответ: электрическая энергия, электрический ток

Ответ: на электростанциях

Ответ: атомные гидроэлектростанции, , теплоэлектростанции

(работают в парах на больших листах)

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения

- представьте результат вашей работы

Вывешивают схемы на доску и поясняют

  1. Выявление причины затруднений

- Подумайте, почему у вас не получилось построить схемы полностью

Ответ : мы не знаем как называются и работают некоторые устройства

  1. Построение проекта выхода из затруднения

- Чтобы решить возникшую проблему, что необходимо изучить?

-А какой ток мы используем, ведь существует два вида электрического тока? Обратите внимание на маркировку возле розетки.

-Верно. На основе того что вы проговорили, сформулируйте тему нашего урока (слайд 1)

- Для того чтобы поставить задачи на урок предлагаю заполнить таблицу:

(слайд 2)

+

-

интересно


В первую колонку запишите положительные стороны изучаемого вопроса, во вторую минусы, в третью запишите вопросы ответы, на которые хотели бы получить на уроке

- Итак, что у вас получилось, назовите плюсы, минусы, вопросы, которые вас интересуют

-Исходя из того ,что вы хотите узнать получаются задачи урока, обобщите их

(записывает на доску)



- Где можно получить информацию ?

- как хотите сегодня поработать?

- хорошо учтем ваши пожелания

Ответ: получение и передачу электрического тока

Ответ: переменный



Ответ «Получение и передача переменного электрического тока»



Заполняют таблицу индивидуально



Несколько учеников зачитывают

Ответ: -Что такое переменный ток?

- Как работает трансформатор?

- Как работает генератор?

-закономерности передачи тока на расстояние?

Ответ: учебник, интернет, у учителя

- в группах, все вместе

  1. Этап реализации построенного проекта

- Начнем с понятия переменный ток. Как вы думаете, почему ток может называться переменным?

Для ответа предлагаю опыт: Оборудование катушка, гальванометр, магнит. При внесении магнита внутрь катушки стрелка отклоняется то в одну сторону, то в другую.

-почему стрелка гальванометра отклоняется в разные стороны?

- значит, какой ток назовем переменным?

- Проверим по слайду 3.

-чтобы изучить принцип работы генератора и трансформатора каждый из вас получает для изучения определенный текст

-Трансформатор стр 177 учебник физики 9кл (данный текст получают слабые ученики)

- генератор стр 174-175 учебник физики 9 кл. (сильные ученики)

- Ваша задача прочитать текст и ответить на вопрос как работает данное устройство. Время на данное задание 5 минут.

- Заканчиваем работу и образуем группы по изученным вопросам ( 2 группы по 5-6 человек). Сейчас вы можете обсудить ответ на ваш вопрос, подготовить презентацию. Здесь вы можете работать еще в течение 3 минут.

-Возвращаемся в пары, расскажите друг другу то, что вы узнали. Время работы 3 минуты

- Итак, время закончилось, каждая группа представляет свой вопрос с помощью слайда 4-5

- Предлагаю объяснить результаты опыта. Оборудование: источник тока, лампы накаливания на подставках , трансформаторы демонстрационные (повышающий и понижающий), вольтметры. Устройства соединяются по схеме:

«Получение и передача переменного электрического тока на расстояние»

(В первом случае в цепь включается повышающий трансформатор, во втором понижающий).

- Что наблюдаете? Почему?

- Какой вывод можно сделать из этого опыта?

-Действительно это так. (Слайд 6)

- Как узнать повышающий трансформатор или понижающий?

-Формула, связывающая напряжение на катушках с количеством витков «Получение и передача переменного электрического тока на расстояние»

- мы узнали ,как работают устройства. Возвращаемся к схеме, составленной в начале урока. Составьте схему снова, если сложно можно воспользоваться учебником стр 178.

- Представьте результаты работы

- Посмотрим, как правильно составить схему. Контроль по слайду 7, 8



наблюдают

ответ: ток-который меняется по направлению и величине

проверяют по слайду и записывают определение в тетради



Индивидуальная работа с текстом



Работают в группах, обсуждают ответ на вопрос



Работа в парах, рассказывают ответы на вопросы

Презентуют результат работы











Ответ: в первом случае лампа горит ярко, во втором тускло, потому что в первой цепи трансформатор повышает напряжение, так показывают вольтметры, а во втором понижает.

Ответ: трансформаторы бывают понижающие и повышающие

Ответ: по количеству витков в катушках, если в первичной витков меньше, значит он повышающий, и понижающий если наоборот

(работают в парах).

Затем ученики представляют результат работы, вывешивая схемы на доску

Ученики зарисовывают схему в тетрадь.

  1. Этап первичного закрепления знаний

Слайд 9

- Почему для передачи тока на большие расстояния используют повышающие и понижающие трансформаторы?

- При ремонте электролиний напряжением 220-380 В пользуются «правилом одной руки», т.е ремонтируют и проверяют цепь одной рукой. Почему такой прием более безопасен?

- Линии высокого напряжения ,кроме проводов передающих ток ,имеют еще два дополнительных провода, расположенных значительно выше первых и не изолированных от остальных опор линии. Для чего нужны эти провода?

- Где мы применяем трансформаторы кроме ЛЭП?

Ответ: повышают напряжение для уменьшения сопротивления и потерь на нагрев проводов, понижают, чтобы получить напряжение 220В

Ответ: при ремонте проводки двумя руками человеческое тело становится проводником электрического тока, а такое напряжение опасно для человека,

А в случае замыкания на руку ток пойдет по ее кисти. Это и будет изоляцией

Ответ: эти провода являются молниеотводами. Они имеют металлический контакт с заземленной опорой

Ответ: зарядные устройства для телефона, в телевизорах, в компьютерах

  1. Рефлексия деятельности на уроке

- Вернемся к таблице, заполненной в начале урока. Проанализируйте на все ли вопросы вы получили ответы ?

-Вопросы, оставшиеся на этом уроке, решим на следующем.

Оценка работы активных учеников.

Домашнее задание: . П 51, для желающих Презентация «Применение электромагнитной индукции» или «применение трансформаторов»

Выполняют анализ и озвучивают результат



Записывают домашнее задание



© 2010-2020