Некоторые аспекты подготовки учащихся к ЕГЭ по физике

Раздел Физика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Некоторые аспекты подготовки учащихся к ЕГЭ по физике


Якунина Ольга Борисовна,

учитель физики МАОУ лицея №4 города Таганрога Ростовской области


С 2003 года мои выпускники МОУ СОШ № 28 активно участвуют в ЕГЭ по физике. В основном это учащиеся профильной группы. Не менее 42 % учащихся группы выбирают ЕГЭ, что свидетельствует не только о востребованности физического профиля обучения, но и о высокой учебной мотивации, уверенности в своих знаниях.

Об уровне и качестве обученности учащихся свидетельствуют результаты ЕГЭ за несколько лет (таблица 1).

Год

% учащихся группы

Уровень обученности

Качество обученности

Средний балл

2003

45%

100%

100%

62

2004

90%

100%

96%

71

2005

42 %

100%

78%

61

2006

50%

100%

83%

68

Приведу более подробный количественный и содержательный анализ ЕГЭ 2006 года.

Некоторые аспекты подготовки учащихся к ЕГЭ по физике

Подтвердили свою годовую оценку 10 учащихся, а двое повысили на 1 балл: была «4» получили «5».

При выполнении заданий ЕГЭ учащиеся лучше всего справились с заданиями части «А». Ни одно задание не вызвало затруднений более чем у 50% учащихся. Хуже всего учащиеся справились с заданиями 29 и 30 по темам «Электромагнитная индукция, электромагнитные колебания», «Квантовая физика.


Некоторые аспекты подготовки учащихся к ЕГЭ по физике



Часть «В» оказалась более сложной для учащихся, но меньше всего затруднений вызвала задача по теме «Механика», а с остальными задачами справились 41,7% учащихся. Распределение ответов по части «С» представлено на диаграмме.

Некоторые аспекты подготовки учащихся к ЕГЭ по физике


Некоторые аспекты подготовки учащихся к ЕГЭ по физике

Результаты, которые демонстрируют на ЕГЭ мои ученики превышают региональный среднестатистический балл ЕГЭ по физике.

Что позволяет мне достичь достаточно высоких результатов обучения? Как не только не допустить снижения учебной мотивации учащихся, но и активизировать их стремление к самосовершенствованию и развить способности к самообразованию?

Считаю важнейшими условиями повышения качества обученности учащихся профильной группы:

  • отбор содержания учебного материала, отвечающего современным требованиям;

  • обеспечение связи теории и фундаментального подхода в науке с практикой;

  • внедрение образов, технологий, обеспечивающих формирование у учащихся ключевых и предметных компетенций;

  • использование ИКТ;

  • применение дистанционной формы обучения;

  • сбор «Портфолио» учащихся.

  • внедрение прогрессивных форм контроля.

Остановлюсь более подробно на некоторых из них.

Сбор «Портфолио» учащихся. В форме эксперимента данный метод начала применять с 2005 года среди учащихся профильной группы 10-х классов. Имеет значение участие старшеклассников во внеурочной деятельности (школьных и городских олимпиадах и конкурсах, научно-практических конференциях), учеба в Заочных Физико-Математических Школах при МГУ и МФТИ, участие в выездных олимпиадах, проводимых различными ВУЗами (таких, например, как ТРТУ, Санкт Петербургский Государственный Университет, РГУ) и другие.

Дистанционная форма обучения. Эта форма обучения предусматривает внедрение в учебный процесс методов и средств, которые обеспечивают индивидуализацию занятий, повышение активности и самостоятельности обучаемых в приобретении знаний при консультационной помощи педагогов. Основой метода дистанционного и заочного обучения является идея об обучении вне непосредственного контроля преподавателя, т.е. при самостоятельном изучении дисциплины ученик сталкивается с рядом трудностей, связанных с пониманием изучаемого материала. Это предусматривает выдачу строго структурированного методического материала с последующей проверкой его усвоения. Мои ученики являются участниками дистанционного курса «Физика. Профильный уровень» Центра довузовской подготовки ТТИ ЮФУ. Курс предусматривает изучение лекционного материала (которые в настоящее время дорабатываются), выполнение тематических тестов и контрольных работ. Особую ценность я вижу в том, что проводится дополнительная независимая экспертиза моих учеников.

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся по физике:

  • физический диктант;

  • тестовое задание (бланочный вариант);

  • краткая самостоятельная работа;

  • письменная контрольная работа;

  • контрольная лабораторная работа;

  • устный зачет по изученной теме.

В связи с развитием программированного обучения и широким внедрением в учебный процесс технических средств обучения появились новые аспекты в подходах к организации контроля знаний учащихся.

В своей работе я применяю как традиционные формы контроля знаний учащихся, так и более прогрессивные, на мой взгляд:

  • рейтинговую систему оценивания, применяемую при проведении контрольных и тестовых работ, где каждый ученик самостоятельно осуществляет выбор заданий и оценивает свои возможности;

  • рейтинговый контроль эффективности усвоения знаний при блочной подаче материала. Данная форма контроля применялась в профильных классах по физике при изучении тем: «Механика» (10 класс) и «Геометрическая оптика» (11 класс).

  • различные виды тестов (контролирующие, диагностические, тематические тесты, тесты самопроверки). Выбирались тесты для дифференцированного обучения с разноуровневыми заданиями, для тематического и итогового контроля.

  • эффективным средством контроля знаний является компьютерное тестирование. Меня как учителя не вполне устраивает во многих готовых тестах их содержание, уровень сложности, несоответствие программному материалу. А главное, большинство тестов могут быть использованы только для итогового контроля за определенный курс. Для этого пришлось создавать свои тесты, используя специальные программы для подготовки тестов - Генератор тестов, а с 2005 года программный комплекс «Знак» серии «Школьный наставник». Программы эти отвечают нескольким требованиям, главные из которых: простота использования, применимость различных схем тестирования, наглядность, удобная форма обработки результатов тестирования. Компьютерное тестирование помогает, во-первых, разнообразить формы контроля знаний, сделав их более привлекательными для учащихся за счет применения компьютера, а во-вторых, более объективно оценить знания учащихся;

Кроме того, широкое введение компьютеров и электронных образовательных ресурсов в учебный процесс нашей школы позволило мне использовать на уроке и во внеурочной работе по предмету:

  • видеозадачники по физике;

  • компьютерный вариант лабораторного практикума по физике;

  • виртуальные лабораторные работы;

  • компьютерные презентации, содержащие комплект заданий для контроля знаний, разработанные учащимися и учителем;

  • презентации игр по физике;

  • электронные приложения к урокам, обеспечивающие обратную связь на разных этапах урока.

Целью использования компьютерных тестов для тренировки в процессе обучения физике является активизация процесса запоминания физических понятий, формул, формулировок физических законов, сущности физических явлений. Количество и содержание тестовых заданий способствует реализации поставленной цели с одной стороны, а с другой стороны не вызывает у учащихся чувства утомления или отвращения к выполнению тестов. Обычно использую тестовые задания, предполагающие узнавание физического понятия, явления, закона, формулы, из ряда предложенных или задания на дополнение типа: «Закончи фразу».

Тесты, направленные на развитие познавательных способностей учащихся, включают в себя задания ассоциативно-логического характера, способствующие развитию умений строить рассуждение по аналогии, ассоциативно-логического мышления, способностей классифицировать и систематизировать учебный материал, устанавливать связи и отношения между законами и явлениями. Заданий такого типа в тестах обычно немного, так как они требуют больше времени для их выполнения, сосредоточенности и внимания.

Тестовые программы, используемые мною для развития когнитивных способностей, повышения эффективности запоминания, закрепления учебного материала, имеют некоторые особенности, отличные от контролирующих компьютерных программ. К ним относятся: отсутствие ограничений во времени; отсутствие конечного результата тестирования в виде оценки знаний, умений и навыков; результатом тестирования является надпись "правильно" - "неправильно" или накопительная система баллов, демонстрирующая не уровень знаний, умений и навыков, а количество правильно выполненных заданий. Подобный подход позволил снять стрессовую ситуацию, возникающую как результат страха получить низкую оценку. Кроме того, накопительная система баллов стимулирует желание повторить учебный материал с целью получения более высокого конечного результата. Такие тестовые программы использую как для обучения, так и для самообучения.

Тестовые программы, рассчитанные на обучение и самообучение школьников, имеют несколько уровней сложности. Это позволяет мне адаптировать тест к соответствующему уровню знаний учащихся, включить в программу игровой момент перехода с одного уровня на другой в зависимости от успешности прохождения предыдущего уровня. Этот элемент компьютерной программы позволяет усилить мотивацию к учебной деятельности.

При обучении физике на своих уроках стараюсь научить учащихся мыслить. Если они научатся мыслить, то всегда могут применить свои знания в любых ситуациях, даже стрессовых, чем и является для многих из них ЕГЭ.

© 2010-2022