Использование методики дидактических задач при преподавании физики

Современное общество требует,. от выпускников техникума высокой квалификации. Рынок труда требует определённых качеств: конкурентноспособности, профессиональной мобильности и самостоятельности, коммуникабельности, умения добывать и использовать теоретические знания на практике. Эти качества необходимо развивать у студентов не только на призводственном обучении, но и на уроках физики .Постепенному обучению студентов методам добывания информации для решения поставленных производственных и бытовых ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Использование методики дидактических задач при преподавании физикиАсиновский техникум промышленной индустрии и сервиса»



Использование методики дидактических задач при преподавании физики






Методическая разработка урока











Работу выполнила:

преподаватель физики

Качур Татьяна Михайловна

Асино

2013 г.


Пояснительная записка.


В социально-экономических условиях рынка труда необходим высокий уровень профессиональной квалификации специалистов, что выдвигает на первый план задачи повышения качества подготовки выпускника и обеспечения его конкурентоспособности. Рынок рабочей силы требует определенных качеств: профессиональной самостоятельности, профессиональной мобильности, профессионализма, высокой ответственности за результаты труда, социальной мобильности. Требуемые качества необходимо развивать и прививать студентам с первых дней учебы, хотя выпускники школ, пришедшие учиться в техникумне всегда готовы морально и физически к получению и освоению необходимой информации, умению работать в коллективе, использовать полученные теоретические знания для решения производственных и бытовых задач. Постепенному вовлечению студентов в учебный процесс, обучению методам добывания информации для решения поставленных задач, планированию работы, выполнению деятельности, контролю и оценке способствует использование методики дидактических задач при преподавании физики. Применять данную методику можно при проведении урока по теме «Звуковые волны. Ультразвук».

Результативность использования современных технологий в учебном процессе:

- повышается интерес учащихся к получению новых знаний, пробуждается интерес к предмету;

- повышается самостоятельность учащихся, активизируется их умственная деятельность;

- растет степень усвоения изученного материала;

- развивается умение анализировать, оценивать результат своей работы;

- умение работать в коллективе;

- повышается качество обученности студентов;

- технологии работают на развитие личности студентов.

Чем выше интерес и активность студентов на уроке, тем выше результат обученности.


































План урока.

Предмет: Физика

Тема программы: Механические волны.

Тема урока: Звуковые волны. Ультразвук.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель урока, его воспитательные и развивающие задачи:


  1. К концу урока обучающиеся будут:


Знать-

Уметь-

Свойства и основные характеристики Звуковых волн; свойства и применение ультразвука

Объяснять сущность возбуждения и передачи звуковых волн. Анализировать причину возникновения и определять способ устранения дефекта звука музыкального инструмента.

Требования к качеству ка≥0,7

  1. В ходе урока содействовать воспитанию у студентов:


  • самостоятельности;

  • умение работать в группе;

  • ответственности за выполненную работу.


  1. В ходе урока способствовать развитию:


  • аналитических способностей;

  • логического мышления;

  • внимания;

  • аккуратности.

Материально- дидактическое оснащение урока

Дидактические материалы:

  • текст дидактической задачи (Л-1);

  • информационные листы (Л-2,3,4,5,6);

  • лист планирования (Л-7);

  • оценочный лист (Л-9);

  • эталон ответа (Л-8).

Оборудование:

  • листы ватмана;

  • маркеры;

  • магнитофон;

  • камертон;

  • компьютер;

  • проектор.

1

Ход урока.



№ п/п

Этапы урока

Время (мин.)

Пд.

обуч-ся на этапе

Методические особенности и краткие указания по проведению этого урока

Примечание

1.

Организационный

2

Проверить явку студентов и их готовность к уроку, выдать комплекты дидактических материалов.

Дидактические материалы, Сл 1.

2.

Информация

4

α1

Сообщить тему урока, мотивировать студентов на активную познавательную деятельность с помощью вступления слова преподавателя (приложение 1)

Познакомить студентов с текстом дидактической задачи.

Привлечь обучающихся к целеполаганию с помощью вопросов: « Что необходимо знать и уметь для того, чтобы выполнить данное задание?»

Обобщить ответы студентов и сформулировать цель урока.

Сл 2,

Сл 3,

Л-1,

(Тема и цель урока на экране)

Сл 4

3.

Планирование

15

α2

Предложить обучающимся самостоятельную работу по информационным листам и листам планирования.

Л-1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Приложение 2

Сл 5

4.

Принятие решения

8

α2

Разделить студентов на микрогруппы, состав которых преподаватель определяет до урока.

Предложитьстудентов выбрать варианты группового решения. Выдать в микрогруппы пустой лист планирования для оформления варианта группового решения.

Активизировать внутригрупповую дискуссию.

Выдать в микрогруппы листы ватмана для оформления варианта ответа.

Сл 5

Л-7, лист ватмана.

5.

Выполнение

7

α2

Оформить свой вариант решения на листе ватмана.

Презентовать решение микрогруппы на доске.

Маркеры, магниты.

6.

Контроль

5

α1

Предложить студентам провести самоконтроль, сравнить свой вариант решения с эталоном выполнения задания.

Л-8, Сл 6.

7.

Оценка

4

Предложитьстудентам заполнить оценочные листы.

Подвести итоги урока.

Л-9, Сл 7, Сл 8









2

Приложение 1

Вступительное слово преподавателя.


«Сумел науку изучить - сумей и в жизни применить»

Ценность любого физического закона, открытия, доказательства, заключается в том, на сколько они будут использованы человеком для дальнейшей научной работы в области физики и других наук, в области культуры, медицины, и просто для решения каких-то бытовых проблем.

Для того, чтобы мы могли уверенно ориентироваться в мире, наш мозг должен получать информацию о том, что происходит вокруг нас. Зрение и слух играют в этом главную роль. Осязание, обоняние, и вкусовые ощущения менее существенны.

Конечно, наибольшее количество информации мы получаем с помощью света. Излучённый источниками (Солнцем, лампой и т.д.) свет отражается от окружающих предметов и, попадая в глаз, позволяет судить об их положении и движении. Многие предметы светятся сами.

Отраженные от предметов звуковые волны или волны, испускаемые звучащими предметами, так же дают нам сведения об окружающем мире. Но главное - это речь. Мы создаем и воспринимаем звуковые волны и тем самым общаемся друг с другом.

Прослушивая с помощью специальных устройств, например медицинского фонендоскопа, звуки в организме, можно получать важные сведения о работе сердца и других органов.

Что же представляет звук и как можно получить его?

Сегодня на уроке нам предстоит изучить эти вопросы, и на основе полученных знаний решить одну из часто встречающихся проблем.

Вы будете работать в микрогруппах. Каждой микрогруппе предоставляются информационные листы и лист планирования.

Работая с информационными листами, вам необходимо выбрать вариант группового решения, оформить это решение на листе ватмана и презентовать на доске.

После всех презентаций вы будете осуществлять самоконтроль и заполнять оценочные листы.

Хотелось, чтобы вы помнили, что любая специальность требует определенных знаний, но они не приходят «просто так сами собой».

Давайте будем трудиться!




























3


Использование методики дидактических задач при преподавании физики

Использование методики дидактических задач при преподавании физики

Использование методики дидактических задач при преподавании физики

Использование методики дидактических задач при преподавании физики

Использование методики дидактических задач при преподавании физики

Использование методики дидактических задач при преподавании физикиИспользование методики дидактических задач при преподавании физики

Использование методики дидактических задач при преподавании физики















Л-9


Итоговый оценочный лист.



№ п\п

Ф.И.О. обучающегося

Общее количество баллов

Перевод баллов в отметку


















Внимание!

Общая оценка за урок складывается переводом общего количества баллов в пятибалльную систему отметки.

Внимание!

Максимальное количество баллов - 22 балла.

22-20 баллов - «5»

19-18 баллов - «4»

17-16 баллов - «3»

И менее 16 баллов - «2»

Если у Вас 20- 22 балла, Вы молодцы, отлично справились с заданием. Если у Вас немного меньше 20 баллов, но не ниже 19 баллов, Вы хорошо справились с заданием, но стоит вернуться назад и проанализировать свои действия. Возможно, Вы где-то были невнимательны. Если у Вас 17-16 и меньше, не отчаивайтесь, вернитесь к началу задания и проанализируйте еще раз Ваши действия и, без сомнения, Вас ждет успешный результат.







Рефлексия

Ответьте на вопросы:

  1. С каким настроением вы пришли на занятия ? (Весело, грустно, хотел спать, хотел побыть в одиночестве, было желание «пучиться»)

  2. Готов ли был к уроку? (Да, нет)

  3. Всё ли было понятно на уроке? (Да, нет)

  4. Доволен ли своей работой на уроке? (Да, нет)

  5. Пожелания для учителя:…………………



Список литературы


Справочник школьника и студента. Издательский дом «Дрофа» 1999г.

Р. Гебель 368стр.

Учебник физики. 10-11 класс. А. Н. Мансуров. Издательство «Просвещение» 2010г. 222стр.

Учебник физики. 10 класс С. В. Громов. Издательство «Просвещение» 2008г. 383стр.

Учебник физики. 10 класс В. А. Касьянов. Издательство «Дрофа» 2010г.

416стр.

Учебник физики. 11 класс Г. Я. Мякишев. Издательство «Просвещение» 2010г. 283стр.


Готовые программные продукты: «Открытая физика» (Open Physics1.1), «Уроки физики 10 класс», «Уроки физики 11 класс» (Из сери «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»), «Репетитор - физика, «Живая физика», «От плуга до лазера»


© 2010-2022