Рабочая программа по физике 7 - 9 классы

Рабочая программа составлена на основании программы общеобразовательных учреждений. Издательство «Дрофа», 2010. Составитель Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. Подходит для преподавании физики по учебникам для 7, 8, 9 классов для общеобразовательных учреждений авторов А. В. Перышкина, Е. М. Гутника, издательства "Дрофа", 2011 года. Тематическое планирование, разработанное на основании данной программе соответствует базовому уровню. Ведется два часа в неделю в седьмом классе, всего семьдесят часов, два...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тёпловская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена на заседании МО___________________

Протокол №____ от_____

Согласована с зам.директора по УР

______________В.И.Дедова

Утверждена

приказом директора

МБОУ Тёпловской СОШ

№____ от________






Рабочая программа



По физике 7 - 9 классы


Учителя математики, первой квалификационной категории, Шкадиной Екатерины Николаевны.



Составлена на основании программы общеобразовательных учреждений. Издательство «Дрофа», 2010. Составитель Е. М. Гутник, А. В. Перышкин.







2014г

Пояснительная записка

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 14 лабораторных работ, 6 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошла тема, которой не было в предыдущем стандарте: «Центр тяжести». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включены четыре новые. Для приобретения или совершенствования умения «использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени … давления» в курс включены две лабораторные работы: «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности», «Измерение давления твердого тела на опору». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: … силы упругости от удлинения пружины, силы трения скольжения от силы нормального давления» включены две лабораторные работы: «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины», «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.


В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.










Содержание программы учебного предмета.

7 класс.

(70 часов)

Физика и физические методы изучения природы. (4 ч)

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Лабораторные работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

Первоначальные сведения о строении вещества. (5 ч)

Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации.

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторная работа №2 « Измерение размеров малых тел.»

Взаимодействие тел. (21 ч)

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Демонстрации.

Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Лабораторные работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.».

Лабораторные работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Лабораторные работа №5 «Измерение объема твердого тела».

Лабораторные работа №6 «Определение плотности твердого тела»

Лабораторные работа №7 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром»

Лабораторные работа №8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

Лабораторные работа №9 «Определение центра тяжести плоской пластины»

Контрольная работа «1 по теме « Взаимодействие тел».

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (23 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Лабораторные работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору».

Лабораторные работа №11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Лабораторные работа №12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Контрольная работа №2 по теме 2Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Работа и мощность. Энергия. (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации. Простые механизмы.

Лабораторные работа №13 «Выяснение условия равновесия рычага»

Лабораторные работа №14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Контрольная работа №3 по теме «Работа и мощность. Энергия».

Итоговое повторение (4 ч)

Итоговая контрольная работа.

8 класс

(70 часов)

Тепловые явления (13 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации.

Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

Лабораторные работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Лабораторные работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

Изменение агрегатных состояний вещества.( 11 часов)

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации.

Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Лабораторная работа№4 « Измерение относительной влажности воздуха».

Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

Электрические явления. (27 часов)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.

Лабораторные работа №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

Лабораторные работа №6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

Лабораторные работа №7 «Регулирование силы тока реостатом».

Лабораторные работа №8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления».

Лабораторные работа №9 «Измерение работы и мощности электрического тока в лампе».

Контрольная работа №3 по теме «Электризация тел. Строение атома».

Контрольная работа №4 по теме «Электрический ток. Соединение проводников»

Контрольная работа №5 по теме «Электрические явления».

Электромагнитные явления. (7 часов)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации.

Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Лабораторные работа №10 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

Лабораторные работа №11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).»

Контрольная работа №6 по теме «Электромагнитные явления»

Световые явления( 10 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Демонстрации.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работа №12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света»

Лабораторные работа №13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света»

Лабораторные работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.»

Контрольная работа №7 по теме «Световые явления»

Итоговое повторение (2 часа)

9 класс.

(70 часов)

Законы взаимодействия и движения тел (26 часов)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..

Лабораторные работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Лабораторные работа №2 «Измерение ускорения свободного падения.»

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»

Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики».

Механические колебания и волны. Звук. (10 часов)

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»

Лабораторная работа №4 « Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити».

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и звук».

Электромагнитное поле (17 часов)

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Лабораторные работа №6 « Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле».

Строение атома и атомного ядра. (15 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работа №7 « Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

Лабораторные работа №8 « Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

Лабораторные работа №9 « Измерение естественного радиационного фона дозиметром»..

Контрольная работа №5 по теме «Ядерная физика»

Итоговое повторение( 2 часа).













Календарно - тематическое планирование.

7 класс

№ урока п/п

Наименование раздела и темы всех уроков с указанием лабораторных, практических, контрольных работ

Количество часов на тему, раздел, урок

Срок прохождения

Дата

Корректировка

Введение 4 часа

1

Что изучает физика. Физические явления.

1

2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

1

3

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора.»

1

4

Физика и техника

1

Первоначальные сведения о строении вещества 5часов

5

Строение вещества. Молекулы.

1

6

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

1

7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

9

Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

1





Взаимодействие тел 21 час

10

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения. Скорость, единицы скорости.

1

11

Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».

1


12

Расчет пути и времени движения.

1

13

Инерция. Взаимодействие тел.

1



14

Масса тел. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

1


15

Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

16

Лабораторная работа №5 «Измерение объема тела».

1

17

Плотность вещества.

1

18

Лабораторная работа №6 «Определение плотности твердого тела».

1

19

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

20

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

20

Сила упругости. Закон Гука.

1


22

Вес тела

1

23

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр.

1

24

Лабораторная работа №7 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

25

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила.

1

26

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

1


27

Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

1

28

Центр тяжести. Лабораторная работа №9 «Определение центра тяжести плоской пластины».

1

29

Обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел»

1

30

Контрольная работа №1 по теме «Взаимодействие тел».

1

Давление твердых тел, жидкостей и газов 23 час

31

Давление. Единицы давления.

1

32

Способы увеличения и уменьшения давления

1

33

Лабораторная работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору»

1

34

Давление газа. Закон Паскаля.

1

35

Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

1

36

Расчет давления на дно и стенки сосуда.

1

37

Решение задач по теме «Давление в жидкостях игазах»

1


38

Сообщающиеся сосуды.

1

39

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

1

40

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

41

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры.

1


42

Манометры.

1



43

Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1


44

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

45

Архимедова сила

1

46

Лабораторная работа №11 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

47

Плавание тел.

1


48

Решение задач по теме «Сила Архимеда. Условия плавания тел».

1



49

Лабораторная работа №12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1


50

Плавание судов.

1


51

Воздухоплавание.

1


52

Обобщающий урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

53

Контрольная работа №2 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

Работа и мощность. Энергия. 13 часов

54

Механическая работа.

1

55

Мощность.

1

56

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы.

1


57

Лабораторная работа №13 «Выяснение условий равновесия рычага».

1



58

Рычаги в природе, технике, быту. Применение закона равновесия рычага к блоку.

1

59

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики»

1


60

Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики»

1


61

Коэффициент полезного действия механизмов.

1

62

. Лабораторная работа №14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

63

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

64

Закон сохранения полной механической энергии.

1

65

Обобщающий урок по теме «Работа и мощность. Энергия».

1


66

Контрольная работа №3 по теме «Работа и мощность. Энергия»

1





Итоговое повторение 4 часа

67

Повторение материала по теме «Взаимодействие тел»

1


68

Повторение материала по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

69


Повторение материала по теме «Работа и мощность. Энергия»

1



70

Итоговая контрольная работа №4

1

8 класс

№ урока п/п

Наименование раздела и темы всех уроков с указанием лабораторных, практических, контрольных работ

Количество часов на тему, раздел, урок

Срок прохождения

Дата

Корректировка

Тепловые явления 13 часов

1

Тепловое движение. Температура

1


2

Внутренняя энергия.

1

3

Способы изменения внутренней энергии тел.

1


4

Теплопроводность. Конвекция. Излучение

1


5

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

1


6

Удельная теплоемкость.

1



7

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении

1


8

Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

1


9

. Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1


10

Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1


11

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

12

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

1


13

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

1

Изменение агрегатных состояний 11 часов

14


Агрегатные состояния вещества.

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания

1




15

Удельная теплота плавления

1

16

Решение задач по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел».

1



17

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и поглощение ее при конденсации

1

18

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации

1

19

Влажность воздуха и ее измерение.

1

20

Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха»

1

21

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

1

22

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

1


23

Обобщающий урок по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1


24

Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

Электрические явления 27 часов

25

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов

1

26

Электроскоп. Проводники, полупроводники и непроводники электричества.

1

27

Электрическое поле.

1



28

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

1

29

Объяснение электрических явлений.

1


30

Электрический ток. Источники электрического тока. Кратковременная контрольная работа №3 по теме «Электризация тел. Строение атома.»

1

31

Электрическая цепь и ее составные части.

1


32

Электрический ток в металлах, полупроводниках, газах и электролитах. Действия электрического тока. Направление электрического тока.

1

33

Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

1

34

Лабораторная работа №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

1

35

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

1

36

Лабораторная работа №6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

37

Зависимость силы тока от напряжения.

1


38

Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи

1


39

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

1

40

Реостаты. Лабораторная работа №7 «Регулирование силы тока реостатом»

1

41

Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления проводника»

1


42

Последовательное и параллельное соединение проводников.

1


43

Решение задач по теме «Электрические явления»

1


44

Работа электрического тока. Кратковременная контрольная работа №4 по теме «Электрический ток. Соединения проводников.»

1

45

Мощность электрического тока.

1

46


Лабораторная работа №9 «Измерение работы и мощности тока в лампе»

1



47

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

1

48

Лампа накаливания. Нагревательные приборы.

1

49

Короткое замыкание. Предохранители.

1



50

Обобщающий урок по теме «Электрические явления»

1


51

Контрольная работа №5 по теме ««Электрические явления»»

1

Электромагнитные явления 7 часов

52

Магнитное поле. Магнитные линии

53

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Применение электромагнитов.

1

54

Лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1



55

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли

1

56

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

1

57

Лабораторная работа №11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»

1


58

Устройство электромагнитных приборов. Кратковременная контрольная работа по теме «Электромагнитные явления».

1

Световые явления 10 часов

59

Источники света. Распространение света.

1

60

Отражение света. Законы отражения света.. Плоское зеркало.

1

61


Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света»

1



62

Преломление света

1

63

Лабораторная работа №13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света»

1

64

Линзы. Оптическая сила линзы

1

65

Изображения, даваемые линзой

1



66

Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений»

1

67

Обобщающий урок по теме «Световые явления

1


68

Контрольная работа №7 по теме «Световые явления»

1

Итоговое повторение 2 часа

69

Повторение материала по теме «Тепловые явления»

1


70

Повторение материала по теме «Электрические явления»

1


9 класс.

№ урока п/п

Наименование раздела и темы всех уроков с указанием лабораторных, практических, контрольных работ

Количество часов на тему, раздел, урок

Срок прохождения

Дата

Корректировка

Законы движения и взаимодействия тел 26 часов

1

Материальная точка. Система отсчета

1

2

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

1

3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1

)

4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

1


6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

1


7

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1


8

Относительность движения.

1



9

Решение задач по теме «Основы кинематики»

1


10

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»

1

11

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

12

Второй закон Ньютона

1

13

Третий закон Ньютона

1

14

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

1


15

Решение задач на свободное падение тел.

1

16

Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения»

1

17


Закон всемирного тяготения

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел

1



18

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

19

Искусственные спутники Земли

1

20


Решение задач на движение по окружности.

1



21

Импульс тела. Закон сохранения импульса

1

22

Реактивное движение. Ракеты

1


23

Решение задач на закон сохранения импульса.

1

24

Закон сохранения энергии.

1


25


Повторение темы « Законы взаимодействия и движения тел».

1



26

Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики»

1

Механические колебания и волны. Звук 10 часов

27

Колебательное движение. Колебательные системы. Маятник.

1

28

Величины, характеризующие колебательное движение

1

29

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»

1

30

Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити»

1

31

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания

1

32

Вынужденные колебания. Распространение колебаний в среде. Волны.

1


33

Продольные и поперечные волны.

1

33

Длина волны, скорость распространения волны.

1

35

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.

1

36

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и звук»

1

Электромагнитное поле 17 часов

37

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле

1


38

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1


39

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

40

Индукция магнитного поля. Магнитный поток

1

41

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца

1


42

Явление самоиндукции.

1

43


Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1



44

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстоянии.

1

45

Электромагнитное поле.

1

46

Электромагнитные волны.

1



47

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

1


48

Принципы радиосвязи и телевидения

1

49

Электромагнитная природа света

1


50

Преломление света. Дисперсия света. Цвета тел.

1

51

Испускание и поглощение света атомами.

1

52

Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

1


53

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»

1

Строение атома и атомного ядра 15 часов

54

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа, бета и гамма излучения.

1

55

Модели атомов. Опыт Резерфорда

1

56

Радиоактивные превращения атомных ядер

1

57

Экспериментальные методы исследования частиц.

1

58

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядное число.

1



59

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

1

60

Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций

1

61


Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

1



62

Лабораторная работа №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

63

Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Дозиметрия.

1

64


Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

1



65

Лабораторная работа №9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром».

1

66


Термоядерная реакция. Источники энергии солнца и звезд.

1



67


Обобщающий урок по теме «Ядерная физика»

1



68

Контрольная работа №5 по теме «Ядерная физика»

1

Итоговое повторение 2 часа

69

Повторение материала по теме «Основы кинематики и динамики»

1

70

Повторение материала по теме «Электромагнитные явления»

1







Перечень учебно - методических средств обучения.

Гутник Е. М. Физика. 8 кл.: тематическое и поурочное планирование М.: Дрофа, 2002. -

Н. А. Родина, Е. М. Гутник, И. Г. Кириллова. Самостоятельная работа учащихся по физике в 7 - 8 классах средней школы. Дидактический материал. Москва, «Просвещение», 1994.

Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк. Москва, «Просвещение», 1994.

Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 9 класс. М.: Экзамен, 2003.

Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2011

Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2010

Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2011

Рымкевич А. П., Рымкевич П. А. Сборник задач по физике для 8 - 9 классов. Москва, «Просвещение».

© 2010-2022