• Преподавателю
  • Физика
  • Доклад: Федеральные государственные стандарты второго поколения (основные положения)

Доклад: Федеральные государственные стандарты второго поколения (основные положения)

Наша школа - экспериментальная площадка к введению ФГОС. В следующем учебном году 2015-2016 г.г. учащиеся 7 классов будут обучаться физике по новым стандартам. В связи с этим я составила план подготовки учителя к введению ФГОС.  Задачи: 1. Выяснить что такое ФГОС 2. Найти методические рекомендации по подготовке к ФГОС 3. Выяснить что такое УУД 4. Научиться конструировать уроки по новым стандартам 5. Разработать урок в формате ФГОС 6. Представить разработку на заседаниях ШМО, ГМО Предлагаю мою ме...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральные государственные стандарты второго поколения

(основные положения)

Создание стандартов общего образования второго поколения, направленных на решение широкого комплекса проблем, - задача сложная и многоаспектная. Многие вопросы, связанные с разработкой, содержанием, принятием, введением в действие и оценкой исполнения требований стандарта, не ограничиваются рамками образовательного процесса, а естественным образом выходят в сферы политики, экономики и приобретают характер событий большой общественной значимости.

Главными принципами, лежащими в основе разработки стандартов второго поколения, являются:


- открытость и демократичность представления основных подходов разработчиков и результатов реализации проекта, а также обсуждения вопросов, касающихся разработки стандартов, их утверждения и введения в действие;

- вовлечение в эту деятельность представителей профессионального сообщества - специалистов в области образования всех уровней и широких слоев общественности через систему специально организуемых с этой целью мероприятий;

- осуществление различных процедур согласования разрабатываемых проектов документов, дающих возможность проводить многократные корректировки и уточнения внутри отдельных компонентов стандарта на всех этапах его разработки;

- последовательное введение стандартов по ступеням общего образования, отдельным образовательным областям и их группам, позволяющее избежать «тиражирования» ошибок, а также исключить возможные риски, связанные с его реализацией в практике работы школы.

В соответствии со статьей 7 закона «Об образовании» стандарт - это совокупность трех систем требований:

-к структуре основных образовательных программ,

- к результатам их освоения и

- к условиям их реализации (материальное оснащение, кадры и проч.).

Впервые государство берет на себя ответственность за условия, в которых работает школа. Проще говоря, если денег не хватает, нужно или снижать все остальные требования, или увеличивать финансирование.

Стандарт первого поколения решал важные, но все-таки локальные проблемы - например, сохранения единого образовательного пространства.

Функции стандарта второго поколения сильно изменились, их стало больше. Стандарт становится важнейшим средством выстраивания новой системы школьного образования, включая его цели, структуру и содержание, систему оценивания, образовательный процесс, условия и ресурсы (материальные, кадровые, учебно-методические и другие). Это значит, что создание нового стандарта потребует объединения усилий не только дидактов и методистов, как было раньше, но и психологов, физиологов, специалистов по экономике образования, образовательному праву и многим другим направлениям.Создание стандарта неизбежно вберет в себя и профильное обучение, и ЕГЭ, и создание новой информационно-образовательной среды, и нормализацию нагрузки и многие другие проблемы, которые стоят сегодня перед нашей школой. Иначе говоря, это исследование должно приобрести по-настоящему комплексный, системный характер, обеспечить взаимосвязь и решение с единых позиций важнейших вопросов школьного образования.

Разработка новых госстандартов 2 поколения базируется на деятельностном подходе, разработанном в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. Деятельностный подход не противостоит компетентностному подходу, а напротив интегрирует его лучшие достижения, как в педагогической науке, так и в практике обучения.

Изменение теоретико-методологических основ построения образовательного процесса отражает изменение целей образования.

Если раньше цели определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное,

личностное

и познавательное развитие учащихся.

Именно деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий - УУД - выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения, навыки и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Теперь по существу вопроса - предполагается ли менять содержание образования в предметах, в связи с введением новых госстандартов.

Изменение содержания образования - нормальный естественный процесс, отвечающий задачам совершенствования образовательной системы. Необходимость обновления содержания связана с развитием науки и техники, развитием новых информационных технологий, социально-экономической трансформацией общества. Пересмотр целей образования в пользу всемерной реализации его развивающего потенциала требует соответствующего пересмотра, обновления и организации учебного предметного содержания.
В первую очередь, фундаментальное ядро образования (инвариантное содержание учебных предметов) будет дополнено программой развития универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных

. Функция универсальных учебных действий - обеспечить ключевую компетенцию учащегося - умение учиться.

Каким образом, согласно стандартам второго поколения, будет реализован на практике деятельностный подход к обучению?

Во-первых, деятельностный подход реализуется в самом определении целей образования, а значит в требованиях к результатам среднего образования. Цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Во-вторых, Задачей современной системы образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
В-третьих, деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.
В требования к организации обучения включены:

- организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;
- выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;

- организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.

Такая организация обучения обеспечит управление обучением и достижение поставленных образовательных целей.


© 2010-2022