Роль наглядно-образных ассоциаций в усвоении учебного материала

В статье отмечается, что главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. Логика учебного материала постоянно должна находить опору в уже известном, ран...
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль наглядно-образных ассоциаций в усвоении учебного материала

Учитель физики МБОУ СОШ № 35 г.о. Самара Милоенко Т.С.

В настоящее время учащимся приходится перерабатывать огромные массивы информации. И перед учителем стоит большая проблема не только донести информацию до слушателей, но и создать условия благоприятного запоминания и прочного усвоения учебного материала.

В диссертационном исследовании М.С.Атаманской на основании изучения состояния преподавания в 13 школах г. Ростова-на-Дону в течение 5 лет установлено:

  • информацию предметного содержания в форме эксперимента воспринимают 100% учащихся;

  • в форме мысленного эксперимента - 40 % учащихся;

  • в виде картинок, фотографий, моделей - 95 %;

  • динамику процесса в виде последовательных рисунков отображают - 70 %, в виде графиков - 20 %, в виде формул - 10 %

Т.о. лучше всего информация запоминается и усваивается благодаря деятельностному и наглядно-образному подходу в обучении.

Создание наглядно-образных ассоциаций детьми сочетает в себе оба метода и не является чем-то новым.

Так, например, в воспоминаниях о П.Пикассо упоминается, что, проявляя с детства способность к живописи, обнаружил полную неспособность к математике. П.Пикассо не воспринимал цифры, как математические понятия, они воздействовали на него своими очертаниями: «я докажу, они увидят, что я смогу сосредоточиться. «0» - это маленький глаз голубя. Под ним - грудь -«6», а хвост это «3». Глаза как «2» и крылья похожи на двойки . Т.е. цифры жили в голове будущего гениального художника как образы и формы, как предметы художественного мышления. Именно таким, приемлемым для ребёнка, способом маленький Пикассо пытался освоить арифметику.

Одним из способов наглядно-образного представления учебного материала может быть составление семантической карты.

Роль наглядно-образных ассоциаций в усвоении учебного материала


Семантические карты могут быть использованы:

  • в начале изучения темы (с большим количеством незаполненных ячеек) с целью дальнейшего заполнения и возвращения к первоначальной структуре, что способствует многократному повторению логически связанного материала;

  • в конце изучения темы с целью систематизации знаний;

  • как моделирование отдельных процессов, работы устройств

При воспроизведении учебного материала по опорам срабатывает зрительная память (возникает картина с графиками, рисунками, формулами, которая служит стержнем ответа)

Карта должна представлять собой целостный образ, который объединяет в себе кодирование объёмного содержания информации; желательно, что объединяющий образ имел общий целостный смысл; могут быть использованы ключевые слова, образы; наиболее значимая информация выделяется цветом, стрелки, символы должны иметь личностный смысл

Третий закон НьютонаЕщё одним способом наглядно-образного представления учебного материала могут быть ассоциативные рисунки Роль наглядно-образных ассоциаций в усвоении учебного материала

Взаимодействие зарядов

Закон Архимеда

Планетарная модель атомаРоль наглядно-образных ассоциаций в усвоении учебного материала

Роль наглядно-образных ассоциаций в усвоении учебного материала


Созданием наглядных образов удаётся обеспечить:

  • сенсорно-моторную презентацию предметного содержания при помощи чувств;

  • символьную - в правом полушарии создаётся образно-чувственная модель;

  • логическую - в левом полушарии создаётся логическая модель объекта;

  • даётся толчок умственной деятельности.

Воспроизведение ассоциативного рисунка, семантической карты можно назвать творческим продуктивным воспроизведением, т.к. вокруг них разворачивается ответ с примерами, наблюдениями, обобщениями. Такая форма работы повышает познавательную активность учащихся, возрастает интерес к предмету, потому что он становится понятным, происходит интеллектуальный рост учеников, развивается их творческое мышление.






© 2010-2022