Методические рекомендации по теме Проектная деятельность на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по теме Проектная деятельность на уроках физики

АННОТАЦИЯ.

Полетаева Лидия Михайловна- учитель физики. Образование - высшее, АГПИ им. М.В. Ломоносова, 1982г, специальность математика, физика. Педагогический стаж 33года. Стаж работы в данном заведении 28 лет. Квалификационная категория - высшая.

Проектное обучение - развивающее обучение, основывающееся на разработке тематических проектов для освоения базовых теоретических знаний. Данная технология позволяет формировать ключевые компетенции учащихся, реализовать принципы личностно-ориентированного обучения, дает возможность обеспечить содержательное единство тем проектов по предмету с 7 по 11 класс, оказывает помощь другим учителями и учащимся, которые могут воспользоваться готовыми проектами в своей работе.

Методические рекомендации предназначены для учителей физики общеобразовательных учреждений.

Методические рекомендации разработаны на базе многолетнего опыта работы учителем физики в школе-интернате ,кадетском корпусе. Могут быть использованы не только учителями общеобразовательных школ , но преподавателями гимназий, лицеев, колледжей.

ВВЕДЕНИЕ.

Целью рекомендаций по теме «Проектная деятельность на уроках физики» является оказание методической помощи педагогам-практикам.

Ожидаемый результат. Овладение опытом использования метода проектов может стать основой рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Выпускник современной школы заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. На современном этапе в работе школы очень важно обеспечить развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, выработать умение глубоко анализировать явления, прививать навыки самостоятельной работы и получать новые знания. Перед школой, наряду с формированием системы знаний, стоит задача развития творческой личности ученика. В арсенале педагогических средств и методов, обеспечивающих умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания, особое место занимает метод проектов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Под методом проектирования понимается обобщённая модель определённого способа достижения поставленной цели, система приёмов, определённая технология познавательной деятельности. Участники проектирования творчески подходят к делу и при этом развиваются «самости» ребёнка: самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самоанализ, самокоррекция, самоконтроль. Развитие самостей ребёнка, учёт его индивидуальных особенностей, постановка его в позицию субъекта обучения, а не объекта - это главные идеи личностно-ориентированного обучения. Метод проектов один из главных методов главные идеи личностно-ориентированного обучения, так как позволяет ученику стать субъектом обучения и собственного развития.

В рамках проектной деятельности я провожу в 8 классе уроки-конференции по темам:

  • «Физика атмосферы» (образование тумана и облаков, образование ветра, осадки, метеорологические наблюдения),

  • «Электромагниты и их применение»,

  • «Глаз. Очки. Оптические приборы» (глаз, очки, близорукость, дальнозоркость, проекционный аппарат, фотоаппарат, лупа).

Основное условие: каждый ученик обязан высказаться по данной теме с дополнениями к основному докладу или с найденными им интересными материалами. В результате такие уроки проходят живо и эмоционально. За две недели до урока класс делится на группы по 4 человека в каждой. В состав группы входят:

  • докладчик (готовит теоретическую часть),

  • экспериментатор (готовит опыты, чертежи, рисунки, фрагменты кинофильмов),

  • журналист-оппонент (готовит «каверзные» вопросы докладчику по теме),

  • библиотекарь (подбирает материал для докладов, презентаций).

В контексте проектной деятельности провожу обобщающие уроки по темам. На таких уроках предлагается придумать простейший прибор, сделать его, проградуировать, объяснить принцип действия, выдать главные технические характеристики изделия. Перед ребятами ставится определённая цель: например, изготовить и проградуировать прибор. Как его изготовлять, не говорится, но предоставляются материалы, которые можно использовать, на начальном этапе подсказывается идея конструкции. Класс разбивается на группы (3-4 человека). «Ведущего специалиста» в группах выбирают сами. По мере работы даются индивидуальные консультации и делаются отметки в специальном журнале. К таким задания можно отнести изготовление следующих приборов: простейший вариант ареометра, сделать весы, превратить компас в амперметр, изготовить «сквознякометр», сконструировать фильтр для воды, сделать компас, электроскоп, термос и т.д. Критерии оценивания проекта обсуждаются и разрабатываются совместно с учениками.

На уроках физики выполняем краткосрочные проекты:

- составление паспорта физического явления;

- написание опорного конспекта;

-демонстрация физического фокуса с обязательным описанием физических процессов;

-написание сказок с физическими вопросами;

-подбор вопросов по сериям (механика, тепловые явления, световые явления, звуковые явления, электричество, экология, молекулярная физика и т.д.) к следующим разделам:

1.Физика в походе (поход по временам года; во время движения по дороге, горной тропе или в лесу; физика на лугу, у ручья, озера и реки; физика палатки; физика для поваров, медиков и дежурных по лагерю; физика у костра; физика за чашкой чая; встреча с флорой и фауной).

2. Физика дома (консервирование, приготовление пищи, обустройство дома).

3. Физика и транспорт.

-проведение лабораторных работ, которые не описаны в учебнике. Ученики сами должны составить ход работы и таблицу для записи результатов. Учитель сообщает только название работы и предполагаемое оборудование. Можно чтобы и оборудование выбирали ученики сами. Например: определить рост человека с помощью часов; определить среднюю скорость ветра; кто больше придумает и покажет физических опытов с медицинским инвентарём.

Метод проектирования использую при изучении темы «Первоначальные сведения о строении вещества», 7 класс:

  • проблема - из чего состоит вещество;

  • проект - молекула;

  • поиск - состав и строение молекул, движение молекул, взаимодействие молекул;

  • продукт - моделирование молекулы: из картона, пластилина, ниток, шариков; модель броуновского движения; модель расположения молекул воды, водяного пара, льда; сборка кристаллической решетки;

  • выполнение лабораторной работы - «Измерение размеров малых тел», постановка опытов по взаимодействию молекул;

  • презентация продукта - сочинение «Какой я представляю себе молекулу воды?»

Так же в 7 классе при изучении темы «Сообщающиеся сосуды» учащимся предлагаю изготовить действующую модель фонтана или шлюза. В ходе работы над этим проектом учащимися были разработаны и изготовлены различные модели фонтанов, макеты дачных участков с полной проводкой водоснабжения бассейна, бани и полива грядок.

Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Можно привести некоторые примеры проектов по их классификации.

Исследовательские проекты

-философско-физические исследования (в жанре эссе):

«Принцип относительности и его влияние на развитие межличностных отношений в современном обществе»;

-литературно-физические трактаты:

«Чувственное и рациональное в познании окружающего мира»,

«Что видят в одном явлении природы разные люди: физик, обыватель, поэт, художник, композитор»;

-проекты, позволяющие установить межпредметные связи:

«Физика и проблемы создания новых материалов с заданными свойствами»,

«Экологические проблемы большого города (физические аспекты)»,

«Физические измерения в медицине».

Ролевые, игровые проекты

-ролевая игра «Суд над трением», «Суд над ядерной физикой»,

-проект «Дебаты» - «Озоновый экран нашей планеты: состояние, проблемы».

Информационные проекты

«Радиационное загрязнение окружающей среды»,

«Транспорт :«за» и «против».

Прикладные проекты

-документ, созданный на основе полученных результатов исследования;

-опорные конспекты;

-справочный материал;

-дидактический материал;

-таблицы;

-учебное пособие;

-презентация к уроку.

Использование программы PowerPoint.

Проектная методика с использованием информационных технологий позволяет каждому учащемуся выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и наклонностями, создавать презентации в оптимальном для него темпе, повышает интерес к предмету.

Во внеклассной работе по предмету был осуществлен исследовательский проект «М.В. Ломоносов - ученый-энциклопедист», который предусматривал самостоятельную работу участников по своим индивидуальным задачам, поиск информации, промежуточное обсуждение полученных данных, и как результат - альбом «М.В. Ломоносов - ученый-энциклопедист».

Метод проектирования я использую и в воспитательной работе. На протяжении трех лет в работе со старшеклассниками разработаны проекты «Я через 5 лет», «Модель выпускника», «Счастливая пара», «Семейный бюджет», «Дорога в жизнь».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Для чего нам нужен метод проектов?

-Научить учащихся критическому мышлению.

-Размышлять, делать обоснованные выводы, опираясь на знание фактов, закономерностей науки.

-Принимать самостоятельные, аргументированные решения.

-Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

В завершение следует отметить, что использование проектного метода предоставляет учителю широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя её на качественно новый уровень. В своих учениках учитель находит активных и заинтересованных партнёров, в самом себе - неведомые ранее резервы для профессионального роста.

© 2010-2022