Конспект урока в 7 классе по теме Плотность вещества

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока с использованием компьютера

Образовательное учреждение - МБОУ СОШ № 7

Учитель - Кузнецова Марина Викторовна

Предмет - Физика

Тема - Плотность вещества

Продолжительность занятия - 45 минут

Класс - 7

План урока:

Части - блоки урока (краткое содержание деятельности учителя)

Временная реализация

I. Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, напоминание основных правил техники безопасности в кабинете физики

3 минуты

II. Повторение материала с помощью компьютерной презентации

5 минут

III. Постановка проблемы. Изучение нового учебного материала.

15минут

IV. Физкультминутка

5 минут

V. Закрепление нового материала

15 минут

VI.Подведение итогов урока

1 минута

VII. Задание на дом

1 минута


Форма организации учебного занятия: урок

Тип и вид урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала, комбинированный, носит исследовательский характер

Цели урока:


Образовательные:

  1. Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;

  2. Повторить: явление взаимодействия тел; понятие массы тела;

  3. Ввести новое понятие - плотность;

  4. Рассмотреть характеристики плотности (определение, формула, классифицирующий признак, единицы измерения, способы измерения).


Развивающие:

Продолжить:

- формирование умения высказывать умозаключения;

- вырабатывать умение воспроизводить полученные знания по плану; работать с табличным материалом;

- развитие логического мышления, памяти, внимания;

- формировать умение решать качественные задачи.


Воспитательные:

Продолжить:

- воспитывать у учащихся умение слушать ответ товарища;

- формировать у учащихся аккуратность, при работе с записями в тетради, личным примером у доски и работой с физическими приборами.

Оснащение урока: мультимедийный проектор; компьютер; презентация, составленная с помощью программы PowerPoint; тела разного объема, но равной массы; весы; разновесы; тела равного объема, но разной массы; мензурка с водой.


Ход урока:


I.Организационный момент:

Подготовить учащихся к работе на уроке. Взаимное приветствие учителя и учащихся, выявление отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания. Напоминание основных правил техники безопасности в кабинете физики. (1-й слайд)


II. Повторение изученного материала

Жужжащее повторение (учащиеся рассказывают друг другу в паре ответы на вопросы)

Вопросы: (2-й слайд)

1. Что такое инертность?

а) Как можно определить какое тело более инертно?

б) Взаимодействуют два шарика. Скорость второго в два раза меньше, чем у первого. Что можно сказать о массе второго шара?

в) Какой автомобиль быстрее набирает скорость: легковой или грузовой?

2.Что такое масса тела?

а) Какой буквой обозначают массу?

б) В каких единицах измеряется масса в СИ?

в) Какие еще единицы массы вам известны?

3.Как можно определить массу тела?

а) Каково условие равновесия учебных весов?

б) Какие типы весов вы знаете?

4.Как можно определить объем тела?

а) Как определить объем тела неправильной формы?

б) Что легче килограмм железных гвоздей или килограмм пуха?


III. Постановка учебной проблемы. Изучение нового учебного материала.

Перед нами три предмета одинаковой массы, но разного объема. Проверим это с помощью весов. Тела состоят из разных веществ. Что вы можете сказать по этому поводу? Учащиеся выдвигают предположения. Сегодня на уроке мы будем изучать физическую величину - плотность. Тема урока плотность вещества

(3-й слайд).

Что мы должны узнать о физической величине? Учащиеся называют план ответа на вопрос о физической величине (необходимо знать определение, обозначение, формулу, единицы измерения, классифицирующий признак, способы измерения (4-й слайд).

(5-й слайд) Для выяснения определения и формулы плотности проведем исследование в группах. Три группы взвешивают тела равного объема, но разной массы, четвертая группа измеряет объемы данных трех тел. Результаты записываются на доске в виде экспериментальных задач без перевода в систему СИ. Анализируем полученный результат. Вывод учащихся - чем больше масса тела в одинаковом объеме, тем больше плотность; чем больше объем тела при равной массе, тем меньше плотность.

Формулируем определение плотности и записываем формулу плотности в тетрадь.(6;7-й слайды)

(8-й слайд) Записываем единицы измерения.

(9-й слайд) Выясняем классифицирующий признак величины (скалярная или векторная; постоянная или переменная).

(10;11-й слайды) Выясняем способы измерения плотности. Далее каждая группа решает свою экспериментальную задачу и определяет по таблице плотности твердого тела плотность образцов. Результаты записываются на доске и в тетради.

Учащиеся ведут в тетрадях записи так, что у них получается опорный конспект по теме урока.

(4-й слайд) Возвращаемся к слайду (План изучения физической величины)

Вопрос: Что такое плотность? Учащиеся отвечают по плану - конспекту в тетради.

V. Закрепление нового материала

(12-й слайд) Вы видите два цилиндра объемом 1м3 каждый. Масса железного цилиндра 7800кг в одном метре кубическом, масса свинцового цилиндра 11300кг в одном метре кубическом. Следовательно... Ученики отвечают, что плотность вещества показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3 (или 1 см3).

Вопрос: (13-й слайд) Плотность редкого металла осмия равна 22600кг/м3. Что это означает?

(14-й слайд) Найдите по таблице плотности льда, воды и водяного пара.

Вопрос:(15-й слайд) Почему плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии различна? Почему лед в воде не тонет?


Вопрос:(16;17-йслайды) Задача №192 (Л)


Вопрос:(18;19-й слайд) Задача №193 (Л)


Вопрос:(20;21-й слайд) Задача №188 (Л)


VI. Подведение итогов.

VII.Домашнее задание (22-й слайд) § 21; упражнение 7 (3;4).


Рефлексия

(23-й слайд) Мы гордимся спортивными достижениями учащихся нашей школы. Вам необходимо оценить свои достижения на этом уроке:

  • Все ли у вас получилось?

  • Довольны ли вы своими результатами?

  • Довелось ли вам в полной мере реализовать свои возможности, применить полученные знания?

На доске изображен пьедестал почета (1 место, 2 место, 3 место). Определите себе место на этом пьедестале по уровню удовлетворенности итогами урока (достаточно прикрепить медаль, лежащую у вас на столе).


Используемая литература:

1. А.В. Перышкин Физика 7класс; ДРОФА, Москва 2007

2. Методическая газета Физика №5,11,17,21 ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ, 2008

3. В.И. Лукашик Сборник задач по физике, ПРОСВЕЩЕНИЕ, Москва, 1995

4.Л. Гальперштейн Занимательная физика, РОСМЕН, Москва, 1998

5. Диск Открытая физика 2.5 часть вторая 7-11, Программа физикона,2004

6. Сайт Интернета «Сеть творческих учителей»


© 2010-2022