- Преподавателю
- Физика
- Урок физика 8 класс Сила тока
Урок физика 8 класс Сила тока
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дроздова О.В. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сила тока. Амперметр. Решение задач
Цель: ввести новую физическую величину - силу тока и единицу ее измерения (ампер). Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Демонстрации: взаимодействие параллельных проводников при замыкании сети.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение.
Проверка домашнего задания
В начале урока можно провести краткий опрос по материалу, изученному на предыдущем уроке. К вопросам учебника можно добавить ряд дополнительных: Чем отрицательный ион в электролите отличается от электрона?
- Почему в дистиллированной воде и серной кислоте, взятых отдельно, ток не проходит, а в водном растворе серной кислоты проходит?
Каким образом, опустив в стакан с водой два провода, присоединенные к полюсам источника тока, можно узнать, исправен ли он?
Почему магнитный компас дает неправильные показания, если вблизи находится провод с электрическим током?
III. Изучение нового материала
План изложения нового материала:
1. Сила тока.
2. Ампер как единица измерения силы тока.
3.Амперметр.
1. При введении понятия о силе тока полезна аналогия с течением воды в трубе. Действительно, о силе тока воды можно судить по массе воды, которая протекает в единицу времени через поперечное сечение трубы.
Сила же электрического тока равна количеству электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника в единицу времени:
2. При введении ампера как основной единицы СИ важно подчеркнуть, что для выбора единицы силы тока можно было бы воспользоваться любым его действием: тепловым, магнитным или химическим. Главное, чтобы это действие поддавалось точному количественному выражению. - На Международной конференции по мерам и весам в 1948 году было решено в основу определения единицы силы тока положить взаимодействие двух проводников с током.
Далее учитель может продемонстрировать взаимодействие (притяжение и отталкивание) двух параллельных проводников при замыкании сети. Силу взаимодействия проводников с током можно измерить. Эта сила зависит от длины проводников, расстояния между ними, среды, в которой находятся проводники и, что самое важное, от силы тока в проводниках. Если одинаковы все условия, кроме силы токов, то, чем больше сила тока в каждом проводнике, тем с большей силой они взаимодействуют между собой.
За единицу силы тока принят ампер (А):
m=iA.
Через единицу силы тока - 1 А определяется единица электрического заряда- 1 Кл:
3.Показать и объяснить , как включается в цепь амперметр.
IV. Решение задач
С целью закрепления изученного материала последнюю часть урока можно посвятить решению задач. Первые задачи учитель может разобрать у доски, остальные - учащиеся решают самостоятельно.
Задача 1
Через спираль электроплитки за 12 мин прошло 3000 Кл электричества. Какова сила тока в спирали?
Задача 2
Ток в электрическом паяльнике 500 мА. Какое количество электричества пройдет через паяльник за 2 мин?
Задача 3
Сколько времени продолжается перенос 7,7 Кл при силе тока 0,5 А?
Задача 4
По обмотке включенного в цепь прибора идет ток силой 5 мА. Какое количество электричества пройдет через прибор в течение 1 ч?
Задача 5
При включении лампы накаливания в электрическую цепь через ее нить за 0,5 мин проходит 9 Кл электричества, а после того как накал достигнет максимальной величины - 12 Кл за 1 мин. Как изменяется сила тока в лампе? Каким образом можно объяснить это явление?
Домашнее задание
§ 36 учебника;
Упражнение 18 (3-4)
Лабораторная работа № 3
«Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках»
Цели: научить учащихся собирать электрическую цепь, пользоваться амперметром, измерять силу тока. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Оборудование; источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение.
Проверка домашнего задания
Прежде чем преступить к выполнению лабораторной работы необходимо вспомнить основные определения и соотношения, изученные на предыдущих уроках:
- Что такое сила тока?
- Что принимают за единицу силы тока?
- Как выражается электрический заряд через силу тока?
Что принимают за единицу электрического заряда (количества электричества)?
III. Лабораторная работа
Сначала учитель должен познакомить школьников с демонстрационным и лабораторным амперметрами, показать способ включения их в цепь. Учитель обращает внимание учащихся на то, что амперметр включают в цепь так, чтобы через него за 1 с проходил тот заряд, который проходит через любое поперечное сечение проводников цепи. Такое включение называют последовательным.
Учащимся сообщается, что для измерения электрических величин рациональна следующая последовательность действий:
а) установить, для измерения какой величины используется данный прибор;
б) установить, на какое максимальное значение измеряемой величины рассчитан прибор;
в) установить, для какого тока (постоянного или переменного) можно использовать прибор;
г) определить цену деления шкалы прибора;
д) определить, какое значение измеряемой величины показывает прибор. Проделав лабораторную работу, учащиеся убеждаются, что сила тока в
различных участках последовательной цепи одинакова.
Домашнее задание
1. § 38 учебника; вопросы и задания к параграфу.