- Преподавателю
- Физика
- Урок по физике на тему Постоянные магниты. Магнитное поле
Урок по физике на тему Постоянные магниты. Магнитное поле
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Баженова Л.В. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Метапредметный урок физики по теме «Постоянные магниты. Магнитное поле» в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения
Баженова Людмила Владимировна
Учитель физики высшей категории МБОУ «ШКОЛА №76» г.о. Самара
Надо учить не содержанию науки, А деятельности по её усвоению.
В.Г.Белинский
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной программы следующие: 1)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 2)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета физики.
ФГОС определил метапредметный подход как одно из приоритетных направлений развития образования. Метапредметный подход обеспечивает достижение результатов образовательной деятельности, которые
применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
В основе метапредметного подхода - понимание того, что главное, чему надо учить в школе, - это творческое мышление. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть: целеполагание, планирование, проектирование, исследование, прогнозирование, моделирование, конструирование, анализ, рефлексия. Все это - метадеятельность. Отработка умений ставить опыт, проводить наблюдение, рисовать схемы, выделять категории, организовывать анализ, оперировать числовыми значениями, делать публичное сообщение о проделанной работе, вести научный спор, работать в парах и в коллективе - это формирование метапредметных компетенций. В ходе усвоения физики ребёнок вовлекается во все этапы научного познания (наблюдение → гипотеза → эксперимент → анализ и обобщение результатов), обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей. На своем уроке, проведенном в 9-х классах, мне необходимо было проверить выполнение детьми домашнего задания, которое заключалось в самостоятельном изучении двух несложных параграфов по магнитным взаимодействиям и дополнить их знания. Я решила, что это удобно сделать в рамках метапредметного подхода к обучению.
Разработка метапредметного урока
в 9-х классах
по теме: «Постоянные магниты. Магнитное поле»
Метод обучения: поисковый
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуально-групповая, самостоятельная
Необходимое техническое оборудование: мобильный интернет.
Оборудование: постоянные полосовые магниты, булавки, магнитные стрелки.
Цель урока: предметная: изучить физическую природу магнитных явлений;
метапредметная: деятельность учащихся организуется с целью передачи способов работы со знанием.
Ожидаемые результаты:
Предметные: учащиеся должны: - воспроизводить определение понятий северный и южный магнитный полюсы;
объяснять: - физические явления - взаимодействия постоянных магнитов;
- смысл понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции;
понимать: - объективность существования магнитного поля;
- модельный характер линий магнитной индукции;
уметь: - анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения
Метапредметные: учащиеся получат возможность сопоставить теоретические знания, полученные при выполнении домашнего задания по самостоятельному изучению темы с наблюдениями при выполнении экспериментов. Сделать выводы о прочности и правильности своих знаний.
Фундаментальные образовательные объекты, с которыми планируется деятельность учащихся: постоянные магниты, магнитное поле.
Способности учащихся, которые будут задействованы на уроке: способность воспринимать, анализировать и применять освоенную информацию для решения поставленных на уроке задач.
Личное целеполагание учеников обеспечивается через использование созданных детьми начальных образовательных продуктов и опробованных ими дома видов деятельности для приобретения опыта экспериментальных исследований, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть результат.
Ядро творческого метапредметного урока (образовательная ситуация) представлена в технологической карте.
На уроке учащиеся должны создать образовательный продукт - сформировать понимание объективности существования в окружающем мире магнитных явлений.
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Результат взаимодействия (сотрудничества)
1) Организационный этап. 1мин.
Приветствие
Готовятся к уроку. Демонстрируют готовность к учебной деятельности.
Выполнение режимных моментов обучения
Дети готовы приступить к учебным действиям
2) Целеполагание, формули-ровка проб-лемы, 10 мин.
Организация проблемной ситуации для включения обучающихся в работу. Дома вы узнали о постоянных магнитах и магнитном поле. Теперь вспомните и используйте эти знания для выполнения первого экспериментального задания. Зафиксируйте результат своей работы в таблице. Работая на этом этапе урока каждый из вас узнал, что существуют материалы, обладающие магнитными свойствами. Магнитное взаимодейст-вие осуществляется при соприкосновении и на расстоянии. Попробуем выяснить основные зако-номерности магнитного взаимодействия.
У Учатся применять получен-ные дома знания. Выполняют эксперименты по магнитному взаимодей-ствию, планируя самостоя-тельно ход эксперимента, представляют результаты в виде таблицы.
Устная работа.
Ищут подсказки в учебнике. Работа с понятием «магнитные взаимодействия» как с деятельнос-тной единицей. Учитель выпол-няяет роль кон-сультанта
Поиск выделение (1) и коррекция (2) необходи-мой информации ; формирование навыков экспериментального исследования (2)
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Социальная и познавательная активность. Рефлексия содержания текста домашних параграфов.
3)Осмысление 25 мин.
Предлагает выполнить задания 2, 3. Предлагает озвучить несколько отве-тов учащимся, и обсудить их. Вопрос классу: какая модель магнитного взаи-модействия у нас полу-чилась? Учащиеся гово-рят, что у магнитов существует северный и южный полюс. Однои-менные полюса отталкиваются, а разно-именные притягиваются. Вы молодцы, сумели построить верную модель.
Сильные учащиеся навер-няка вспомнят о взаимо-действии электрических зарядов. Выделяем общие признаки и отличия.
Учитель переключает работу учащихся на выполнение заданий 4, 5,6,7. Для их выполнения используйте справочный материал: рисунки в учебнике, мобильный Интернет. Выполнив эти задания, поменяйтесь тетрадью с соседом по парте. Сверьте результа-ты.
Называют способы взаимодействия в разных ситуациях.
Проводят анализ экспериментальных данных и строят модель магнитных взаимодействий. Рисуют схемы магнитных полей осмысливая изученное.
Логико-смыс-ловое моделиро-вание интегриро-ванного знания (новые знания + методы позна-ния). Графическое изображение изучаемого объекта. Форма работы фронтальная
Способствовать формированию умений применять приёмы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию (2), воспитание морально-этического типа общения (3),
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме (3), слушать и слышать друг друга (3).
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Познавательная активность. Рефлексия способов и условий действий
4)рефлексия учебной деятельности 9 мин
Оцените свою деятельность на уроке и эмоциональное состояние по карте индивидуального развития
Заполняют карту индивидуального развития
Использование карты индивидуального развития
Опыт самооценки познавательной деятельности (4)
Объективная самооценка своей деятельности
Используемые обозначения: 1. Познавательные 2. Регулятивные 3. Коммуникативные 4. Личностные
Карта индивидуального развития
1.Тема урока:
2. Мои действия на уроке: читал текст учебника, искал ответы на вопросы в тексте учебника, в рабочей тетради, советовался с одноклассником, советовался с учителем, обращался к учителю за поддержкой, обращался к однокласснику за поддержкой, списал из тетради соседа, болтал о посторонних вещах …
3. Я на уроке научился: приобретать знания самостоятельно, координировать свою работу, отвечать на сложные вопросы, преодолевать затруднения, запомнил обозначения, выполнять эксперименты, объяснять явления …
4. Что вызвало затруднения: Решение задач, выделить в тексте важное, сформулировать ответ, поставить достижимые цели, выполнить работу вовремя…
Благодарю всех за активную работу!
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 - sos 6 - помощь друга
2 - я все сделал 7 - радость с косичками
3 - я злюсь 8 - у меня получается
4 - надо подумать 9 - я проспал весь урок
5 - ох!
Литература
1. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия.» docme.ru/doc/227435/Asmolov
2. Хуторской А. В «Ключевые компетенции и образовательные стандарты.» eidos.ru/journal/2002/0423.htm
3. Лукиных Г. И. «Метапредметный подход на уроках физики» festival.1september.ru/articles/628960/
4. docviewer.yandex.ru
5. Палтусов А. Д. «Формирование мотивации образовательной деятельности учащихся через метапредметные уроки» nsportal.ru/shkola/fizika/library/2015/02/14/formirovanie
6. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 9кл.: учебник. М.:Дрофа,2014
7. Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская, В.М.Чаругин. Физика. 9кл.: учебник. М.:Дрофа,2013
8. Н.С.Пурышева. Физика. 9кл. : рабочая тетрадь.- М.:Дрофа, 2013