- Преподавателю
- Физика
- Открытый урок Влажность воздуха
Открытый урок Влажность воздуха
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Черкасова И.А. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок по физике по теме:
"Влажность воздуха".
Учитель физики МАОУ Новотарманская СОШ Черкасова Ирина Алексеевна
Цель урока:
ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомить с приборами для измерения влажности воздуха; познакомить с характеристиками и значением влажности воздуха.
Задачи:
Образовательные:
Выяснить теоретические знания учащихся по теме "Испарение".
Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.
Продемонстрировать способы измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения - гигрометра, психрометра.
Воспитательные:
На материале урока указать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
рассказ-беседа;
видеоматериал;
эксперимент;
работа с учебником;
практические упражнения.
Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать.
Оборудование:
психрометрическая таблица;
гигрометры и прибор психрометр;
два термометра;
кусочек марли;
сосуд с водой комнатной температуры;
глобус земли.
Компьютер и мультимедийный проектор
План урока:
1. Организационный момент (1 мин.).
2.Актуализация знаний: опрос (5 мин.).
3. Изучение нового материала (20 мин.).
4. Закрепление, отработка умений (10мин..).
5. Подведение итогов урока (3 мин.).
6. Задание на дом (1 мин.).
Ход урока:
1.Организационный момент.
Звучит музыка «Начало дня»
Добрый день! По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше.
2. Актуализация знаний (опрос)
Сначала мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями, для этого проведем маленький устный опрос по теме "Парообразование и конденсация".
Слайд №1
-
Закончите предложение…
-
Парообразование - … явление превращения жидкости в пар
-
Испарение - … парообразование, происходящее с поверхности жидкости
-
Испарение происходит … при любой температуре
-
Скорость испарения зависит от … а) рода жидкости, б) температуры, в) площади поверхности жидкости, г) наличия ветра.
-
Температура жидкости уменьшается, т.к. …
-
Конденсация - … явление превращения пара в жидкость.
-
Энергия при конденсации жидкости…выделяется
-
Динамическое равновесие - … состояние между жидкостьюи паром, когда число молекул, вылетающих из жидкости равно числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость.
-
Насыщенный пар … пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
-
Ненасыщенный пар … пар, не находящийся в состоянии динамического равновесия со своей жидкостью.
3. Изучение нового материала
-Учитель- Человеку всегда важно знать, какой будет погода поскольку она влияет на его деятельность и самочувствие. Наблюдая природу в ненастье, солнечный день, сумерки, ночью, люди отмечали характерные признаки, предваряющие те или иные изменения погоды. Так появились многочисленные приметы - свидетели народной мудрости.
«Погодные приметы» разнообразны:
- одни относятся к поведению людей и животных;
- другие связаны с различными физическими явлениями… и т.д.
Проблема:
Слайд №2
-
В народе говорят:
-
Соль мокнет - к дождю.
-
Табак сыреет - к сырой погоде.
-Учитель- Почему так говорят?
-Ученик- Перед наступлением дождя многие вещества, впитывающие в себя влагу из воздуха, сыреют.
- Ухудшение погоды приводит к повышению количества водяного пара, т.е. влажности воздуха и понижении атмосферного давления.
-Учитель- Попытайтесь сформулировать тему урока.
-Ученик- «Влажность воздуха»
Слайд №3
- Учитель: Итак, тема урока ВЛАЖНОСТЬ. Сегодня мы попробуем ответить на вопрос, что нужно понимать под влажностью воздуха и какое значение она имеет в жизнедеятельности человека, а также какими способами и какими приборами можно измерить влажность воздуха, и самое интересное, как можно определить влажность, если под рукой нет специальных приборов. Затем проверим свои приобретенные знания при решении задач.
Попробуем разобраться в данном физическом явлении. Вода - это жизнь. И для вас, я думаю, не секрет, то, что:
-
78% поверхности Земли составляет вода;
-
От 50% до 99,7% воды принадлежит живым организмам;
-
От 13 до 15 тыс.куб. км воды находится в атмосфере Земли в виде снега, водяного пара, дождя.
Остаётся бесспорным факт - круговорот воды в природе.
Слайд №4
- Учитель - Как же определить влажность воздуха?
Для этого, во-первых, необходимо знать количество водяного пара в единице объема воздуха. Для этого вводится понятие абсолютная влажность воздуха, которая показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объемом 1 м3 при данных условиях (т.е. при данной температуре и атмосферном давлении).
Абсолютная влажность воздуха обозначается - плотность водяного пара [единица измерения - кг/м3].
При тех же условиях водяной пар может быть насыщенным - обозначают плотность насыщенного пара при данной температуре. Существуют специальная таблица, в которой для каждого значения температуры и давления приводится значение плотности насыщенного водяного пара.
Слайд №5
Зная значения плотности насыщенного пара и пара, содержащегося в атмосфере, можно определить, насколько отличается при данных условиях водяной пар от насыщенного. Для этого вводится понятие относительной влажности воздуха, которая равна отношению абсолютной влажности воздуха к плотности насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженному в процентах.
Обозначается - относительная влажность воздуха. Запишем формулу расчета относительной влажности воздуха.
Слайд №7
- Учитель - Если влажный пар охлаждать, то при некоторой температуре находящийся в нём пар станет насыщенным и начнёт конденсироваться (выпадает роса, иней, появляется туман). Температура, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным,
называется точкой росы.
Слайд №8
- Учитель - Относительную влажность можно измерять с помощью ряда приборов, специально созданных для этого. Это гигрометры и психрометры. Об устройстве и принципе действия приборов вам расскажут одноклассники:
- 1 Ученик - Рассказывает об устройстве и принципе действия конденсационного гигрометра . Гигрометр конденсационный.
Слайд №9
- 2 Ученик - Рассказывает об устройстве и принципе действия волосного гигрометра . Гигрометр волосной.
Слайд №10
- 3 Ученик - Рассказывает об устройстве и принципе действия психрометра. Психрометр.
Слайд №11
- Учитель - объясняет классу, как пользоваться данным прибором, решая задачу на определение влажности воздуха, используя психрометрическую таблицу
Слайд №12
- Учитель - Подумайте над таким вопросом, при каком значении влажности воздуха наступает динамическое равновесие?
- Ученик - при 100%
Измерение относительной влажности воздуха в классе при помощи термометра (фронтальный опыт)
Порядок выполнения работы
-
Измерьте температуру воздуха в классе. Результат измерения запишите в тетрадь.
-
Смочите кусочек ваты водой и оберните им резервуар термометра. Подержите «влажный» термометр некоторое время в воздухе. Как только понижение температуры прекратится, запишите его показания в тетрадь.
-
Найдите разность температур «сухого» и «влажного» термометров и с помощью психрометрической таблицы определите относительную влажность воздуха в классе.
-
Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.
- Учитель - Инструктаж по технике безопасности.
4. Закрепление, отработка умений
- Учитель - А сейчас подумайте над следующими задачами.
Задача 1. Температура сухого термометра равна 10С, температура влажного термометра -8С. Определите относительную влажность воздуха.
(Ответ: 76%)
Задача 2. Влажность воздуха равна 65%, а показание сухого термометра равно 10С. Какую температуру показывает влажный термометр?
(Ответ: tвл=7С).
Задача 3. Разность показаний сухого и влажного термометров равна 10С. Относительная влажность воздуха 20%. Чему равны показания сухого и влажного термометра.
(Ответ tc=18C? tвл=8С).
- Учитель - Предлагает учащимся по вариантам тесты - соответствия для взаимоконтроля
Тест - соответствие № 1 А
Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующую примету или пословицу из второго столбца:
ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ПРИМЕТ ИЛИ ПОСЛОВИЦ
ПОНЯТИЯ
А) насыщенный пар 1)Если звезды блестят ярко - к стуже.
2) Яблоко от яблони недалеко падает.
3) Где роса, там дождя не жди; где плоды, там Б) ненасыщенный пар цветов не будет.
4) Вода и землю точит, и камень долбит.
А
Б
Ответ:
Тест - соответствие № 2 А
Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующую примету или пословицу из второго столбца:
ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ПРИМЕТ ИЛИ ПОСЛОВИЦ
ПОНЯТИЯ
А) насыщенный пар 1) Не подмажешь, не поедешь.
2) Шила в мешке не утаишь.
3) Туман утром стелется по воде - к хорошей Б) ненасыщенный пар погоде.
4) Ясный Млечный Путь летом - к ведру.
А
Б
Ответ:
Тест - соответствие № 1 Б
Установите соответствие между физическими величинами и приборами, которыми они измеряются.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА ПРИБОР
А) Относительная влажность воздуха 1) Гигрометр конденсационный
2) Динамометр
Б) Абсолютная влажность воздуха 3) Манометр
4) Термометр
5) Психрометр
А
Б
Ответ:
Тест - соответствие № 2 Б
Установите соответствие между физическими величинами и приборами, которыми они измеряются.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА ПРИБОР
А) Относительная влажность воздуха 1) Термометр
2) Гигрометр конденсационный 3) Динамометр
Б) Абсолютная влажность воздуха 4) Манометр
5) Психрометр
А
Б
Ответ:
Ответы к тестам - соответствиям:
Тест - соответствие № 1 А
А
Б
3
1
Тест - соответствие № 2 А
А
Б
3
4
Тест - соответствие № 1 Б
А
Б
5
1
Тест - соответствие № 2 Б
А
Б
5
2
Критерии оценивания: Правильный ответ - 1 балл
4 балла - «5»
3 балла - «4»
2 балла - «3»
5. Подведение итогов урока .
Обсуждается вопрос о применимости знаний о влажности воздуха в различных областях жизни и деятельности человека.
Водяной пар очень сильно влияет на все процессы, протекающие на Земле:
-
На развитие флоры и фауны;
-
На урожай с/х культур;
-
На здоровье человека.
Слайд №13
6.Задание на дом: Сейчас обсудим и запишем домашнее задание: § 19, читать, отвечать на вопросы
Спасибо за работу на уроке! Желаю успехов!
Слайд №14