Открытый урок Влажность воздуха

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по физике по теме:
"Влажность воздуха".

Учитель физики МАОУ Новотарманская СОШ Черкасова Ирина Алексеевна

Цель урока:

ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомить с приборами для измерения влажности воздуха; познакомить с характеристиками и значением влажности воздуха.

Задачи:

Образовательные:

Выяснить теоретические знания учащихся по теме "Испарение".

Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.

Продемонстрировать способы измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения - гигрометра, психрометра.

Воспитательные:

На материале урока указать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

рассказ-беседа;

видеоматериал;

эксперимент;

работа с учебником;

практические упражнения.

Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать.

Оборудование:

психрометрическая таблица;

гигрометры и прибор психрометр;

два термометра;

кусочек марли;

сосуд с водой комнатной температуры;

глобус земли.

Компьютер и мультимедийный проектор

План урока:

1. Организационный момент (1 мин.).

2.Актуализация знаний: опрос (5 мин.).

3. Изучение нового материала (20 мин.).

4. Закрепление, отработка умений (10мин..).

5. Подведение итогов урока (3 мин.).

6. Задание на дом (1 мин.).

Ход урока:

1.Организационный момент.

Звучит музыка «Начало дня»

Добрый день! По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше.

2. Актуализация знаний (опрос)

Сначала мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями, для этого проведем маленький устный опрос по теме "Парообразование и конденсация".

Слайд №1


  • Закончите предложение…

  • Парообразование - … явление превращения жидкости в пар

  • Испарение - … парообразование, происходящее с поверхности жидкости

  • Испарение происходит … при любой температуре

  • Скорость испарения зависит от … а) рода жидкости, б) температуры, в) площади поверхности жидкости, г) наличия ветра.

  • Температура жидкости уменьшается, т.к. …

  • Конденсация - … явление превращения пара в жидкость.

  • Энергия при конденсации жидкости…выделяется

  • Динамическое равновесие - … состояние между жидкостьюи паром, когда число молекул, вылетающих из жидкости равно числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость.

  • Насыщенный пар … пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.

  • Ненасыщенный пар … пар, не находящийся в состоянии динамического равновесия со своей жидкостью.

3. Изучение нового материала

-Учитель- Человеку всегда важно знать, какой будет погода поскольку она влияет на его деятельность и самочувствие. Наблюдая природу в ненастье, солнечный день, сумерки, ночью, люди отмечали характерные признаки, предваряющие те или иные изменения погоды. Так появились многочисленные приметы - свидетели народной мудрости.

«Погодные приметы» разнообразны:

- одни относятся к поведению людей и животных;

- другие связаны с различными физическими явлениями… и т.д.

Проблема:

Слайд №2


  • В народе говорят:

  • Соль мокнет - к дождю.

  • Табак сыреет - к сырой погоде.

-Учитель- Почему так говорят?

-Ученик- Перед наступлением дождя многие вещества, впитывающие в себя влагу из воздуха, сыреют.

- Ухудшение погоды приводит к повышению количества водяного пара, т.е. влажности воздуха и понижении атмосферного давления.

-Учитель- Попытайтесь сформулировать тему урока.

-Ученик- «Влажность воздуха»

Слайд №3

- Учитель: Итак, тема урока ВЛАЖНОСТЬ. Сегодня мы попробуем ответить на вопрос, что нужно понимать под влажностью воздуха и какое значение она имеет в жизнедеятельности человека, а также какими способами и какими приборами можно измерить влажность воздуха, и самое интересное, как можно определить влажность, если под рукой нет специальных приборов. Затем проверим свои приобретенные знания при решении задач.

Попробуем разобраться в данном физическом явлении. Вода - это жизнь. И для вас, я думаю, не секрет, то, что:

  • 78% поверхности Земли составляет вода;

  • От 50% до 99,7% воды принадлежит живым организмам;

  • От 13 до 15 тыс.куб. км воды находится в атмосфере Земли в виде снега, водяного пара, дождя.

Остаётся бесспорным факт - круговорот воды в природе.

Слайд №4

- Учитель - Как же определить влажность воздуха?

Для этого, во-первых, необходимо знать количество водяного пара в единице объема воздуха. Для этого вводится понятие абсолютная влажность воздуха, которая показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объемом 1 м3 при данных условиях (т.е. при данной температуре и атмосферном давлении).

Абсолютная влажность воздуха обозначается - плотность водяного пара [единица измерения - кг/м3].

При тех же условиях водяной пар может быть насыщенным - обозначают плотность насыщенного пара при данной температуре. Существуют специальная таблица, в которой для каждого значения температуры и давления приводится значение плотности насыщенного водяного пара.

Слайд №5

Зная значения плотности насыщенного пара и пара, содержащегося в атмосфере, можно определить, насколько отличается при данных условиях водяной пар от насыщенного. Для этого вводится понятие относительной влажности воздуха, которая равна отношению абсолютной влажности воздуха к плотности насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженному в процентах.

Обозначается - относительная влажность воздуха. Запишем формулу расчета относительной влажности воздуха.

Слайд №7

- Учитель - Если влажный пар охлаждать, то при некоторой температуре находящийся в нём пар станет насыщенным и начнёт конденсироваться (выпадает роса, иней, появляется туман). Температура, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным,

называется точкой росы.

Слайд №8

- Учитель - Относительную влажность можно измерять с помощью ряда приборов, специально созданных для этого. Это гигрометры и психрометры. Об устройстве и принципе действия приборов вам расскажут одноклассники:

- 1 Ученик - Рассказывает об устройстве и принципе действия конденсационного гигрометра . Гигрометр конденсационный.

Открытый урок Влажность воздуха

Слайд №9

- 2 Ученик - Рассказывает об устройстве и принципе действия волосного гигрометра . Гигрометр волосной.

Открытый урок Влажность воздуха

Слайд №10

- 3 Ученик - Рассказывает об устройстве и принципе действия психрометра. Психрометр.

Открытый урок Влажность воздуха



Слайд №11

- Учитель - объясняет классу, как пользоваться данным прибором, решая задачу на определение влажности воздуха, используя психрометрическую таблицу Открытый урок Влажность воздуха

Слайд №12

- Учитель - Подумайте над таким вопросом, при каком значении влажности воздуха наступает динамическое равновесие?

- Ученик - при 100%

Измерение относительной влажности воздуха в классе при помощи термометра (фронтальный опыт)

Порядок выполнения работы

  1. Измерьте температуру воздуха в классе. Результат измерения запишите в тетрадь.

  2. Смочите кусочек ваты водой и оберните им резервуар термометра. Подержите «влажный» термометр некоторое время в воздухе. Как только понижение температуры прекратится, запишите его показания в тетрадь.

  3. Найдите разность температур «сухого» и «влажного» термометров и с помощью психрометрической таблицы определите относительную влажность воздуха в классе.

  4. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.

- Учитель - Инструктаж по технике безопасности.

4. Закрепление, отработка умений

- Учитель - А сейчас подумайте над следующими задачами.

Задача 1. Температура сухого термометра равна 10С, температура влажного термометра -8С. Определите относительную влажность воздуха.

(Ответ: 76%)

Задача 2. Влажность воздуха равна 65%, а показание сухого термометра равно 10С. Какую температуру показывает влажный термометр?

(Ответ: tвл=7С).

Задача 3. Разность показаний сухого и влажного термометров равна 10С. Относительная влажность воздуха 20%. Чему равны показания сухого и влажного термометра.

(Ответ tc=18C? tвл=8С).

- Учитель - Предлагает учащимся по вариантам тесты - соответствия для взаимоконтроля

Тест - соответствие № 1 А

Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующую примету или пословицу из второго столбца:

ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ПРИМЕТ ИЛИ ПОСЛОВИЦ
ПОНЯТИЯ

А) насыщенный пар 1)Если звезды блестят ярко - к стуже.

2) Яблоко от яблони недалеко падает.

3) Где роса, там дождя не жди; где плоды, там Б) ненасыщенный пар цветов не будет.

4) Вода и землю точит, и камень долбит.

А

Б

Ответ:



Тест - соответствие № 2 А

Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующую примету или пословицу из второго столбца:

ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ПРИМЕТ ИЛИ ПОСЛОВИЦ
ПОНЯТИЯ

А) насыщенный пар 1) Не подмажешь, не поедешь.

2) Шила в мешке не утаишь.

3) Туман утром стелется по воде - к хорошей Б) ненасыщенный пар погоде.

4) Ясный Млечный Путь летом - к ведру.

А

Б

Ответ:

Тест - соответствие № 1 Б

Установите соответствие между физическими величинами и приборами, которыми они измеряются.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА ПРИБОР

А) Относительная влажность воздуха 1) Гигрометр конденсационный

2) Динамометр

Б) Абсолютная влажность воздуха 3) Манометр

4) Термометр

5) Психрометр

А

Б

Ответ:



Тест - соответствие № 2 Б

Установите соответствие между физическими величинами и приборами, которыми они измеряются.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА ПРИБОР

А) Относительная влажность воздуха 1) Термометр

2) Гигрометр конденсационный 3) Динамометр

Б) Абсолютная влажность воздуха 4) Манометр

5) Психрометр

А

Б

Ответ:

Ответы к тестам - соответствиям:

Тест - соответствие № 1 А

А

Б

3

1



Тест - соответствие № 2 А

А

Б

3

4




Тест - соответствие № 1 Б

А

Б

5

1




Тест - соответствие № 2 Б

А

Б

5

2

Критерии оценивания: Правильный ответ - 1 балл

4 балла - «5»

3 балла - «4»

2 балла - «3»

5. Подведение итогов урока .

Обсуждается вопрос о применимости знаний о влажности воздуха в различных областях жизни и деятельности человека.

Водяной пар очень сильно влияет на все процессы, протекающие на Земле:

  • На развитие флоры и фауны;

  • На урожай с/х культур;

  • На здоровье человека.

Слайд №13

6.Задание на дом: Сейчас обсудим и запишем домашнее задание: § 19, читать, отвечать на вопросы

Спасибо за работу на уроке! Желаю успехов!

Слайд №14


© 2010-2022