- Преподавателю
- Физика
- Мастер-класс на примере конструирования современного урока с использованием цифровых образовательных ресурсов
Мастер-класс на примере конструирования современного урока с использованием цифровых образовательных ресурсов
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Кулаков В.В. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Развитие творческой и познавательной активности учащихся на уроках физики средствами ЭОР.
Кулаков Валерий Викторович
Учитель физики - информатики
КГУ «Совхозная средняя школа»
Кызылжарский район
Предметная область: физика
Мастер-класс на примере конструирования современного урока с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Цели: познакомить педагогов с технологией конструирования урока на основе использования ЭОР.
Задачи:
-
Показать разнообразие и возможности ЭОР, а так же возможные варианты применения их на уроке.
-
Показать практическую значимость ЭОР для организации работы.
-
Формировать умения информационно-поисковой деятельности, а так же навыки пошагового проектирования урока, используя при этом информационные ресурсы глобальной сети и собственные ЭОР.
Актуальность использования ЭОР и средств ИКТ:
-
Формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности.
-
Создание условий для эффективной реализации современных методов обучения.
-
Возможность проведения интерактивного тестирования прямо в процессе урока.
-
Объективность оценивания знаний и умений.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
-
Интеграция современных педагогических и информационных коммуникационных технологий в процессе создания предметной образовательной среды деятельности педагога.
-
Получение педагогами представления о разнообразии и возможностях применения, на уроках существующих ЭОР.
-
Активизация внедрения в учебный процесс преподавателя современных ЭОР с целью повышения эффективности обучения в современных условиях.
Используемые средства ИКТ, ПО и оборудование:
-
Сеть Интернет;
-
Цифровые образовательные ресурсы;
-
Программные средства: MS Power Point;
-
Инструкции, памятки в текстовом редакторе Microsoft Word;
-
Мультимедийный проектор, экран;
-
Персональные компьютеры
Образовательные ресурсы Интернет:
physbook.ru/ (Электронный учебник по физике)
physics.ru/ (Открытая физика. Физикон)
fizika.ru/index.htm (Сайт Физика.ру)
astronom-ntl.narod.ru (Сборник материалов по физике и астрономии)
physics.nad.ru/ (Физика в анимациях)
uroki.net (Все для учителя)
phdep.ifmo.ru/labor/common/ (Виртуальные лабораторные работы по физике для 10 и 11 классов)school-collection.edu.ru/ единая коллекция ЭО
Мастер-класс
-
Введение.
Уважаемые коллеги, приглашаем вас к участию в Мастер-классе «Развитие творческой и познавательной активности учащихся на уроках физики средствами ЭОР». Стандарт фактически задает новую планку развития нашего образования, в нём по-новому сформулирована цель образования, в нём по-новому позиционируется содержание образования. Вполне понятно, что в современных условиях реализация стандарта не мыслима без новых средств обучения, нужны новые технологии обучения, он предполагает широкое внедрение новых технологий, прежде всего информационно-коммуникационных технологий.
2.Обзор ЭОР
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы.
Возможности
1) Применение на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
2) Использование ЭОР позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
3) Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
4) Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
5) обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Использование ЭОР на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- принцип равенства позиций;
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи;
- принцип занятия исследовательской позиции.
В помощь педагогам и детям создаются электронные образовательные ресурсы, размещенные в сети Интернет, на CD дисках. Там учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графиков, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.
Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться. Могут самостоятельно провести практическую работу и тут же проверить свои знания.
На уроках физики я использую мультимедиа ресурсы и Интернет.
physbook.ru/ (Электронный учебник по физике)
physics.ru/ (Открытая физика. Физикон)
fizika.ru/index.htm (Сайт Физика.ру)
astronom-ntl.narod.ru (Сборник материалов по физике и астрономии)
physics.nad.ru/ (Физика в анимациях)
uroki.net (Все для учителя)
phdep.ifmo.ru/labor/common/ (Виртуальные лабораторные работы по физике для 10 и 11 классов)
school-collection.edu.ru/ единая коллекция ЭОР
Мультимедиа ресурсы (CD-диски).
Ссылки на методические материалы и виртуальные лабораторные работы
Компьютерная поддержка курса физики создает принципиально новые (дополнительные) возможности для организации усвоения содержания курса. Она может и обогатить содержание, и обеспечивает новые активные формы и способы овладения.
Электронные образовательные ресурсы позволяют решить задачи:
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- стимулирования разнообразной творческой деятельности учащихся;
- воспитания навыков самоконтроля, привычки к рефлексии;
- изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.
Использование ЭОР в обучении школьников позволяют не только сделать урок ярким, нестандартным, но и создают предпосылки для освоения способов деятельности. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала повышают эффективность обучения:
-графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
- возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
Компьютер использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
Учащихся интересует сам творческий процесс и его результат. Особенно вдохновляют их возможности редактора PowerPoint. Учащиеся отказываются от «мертвых» слайдов, где нет анимации, т.к. они ничем не отличаются от учебников. Анимация, звук помогают сделать работу зрелищной, а тему урока простой и доступной для понимания.
Результаты использования образовательных электронных ресурсов в нашей школе:
для учащихся - это мотивация к учению и существенное расширение возможностей самостоятельной работы, возможность участия в различных конкурсах;
для учителя - значительное облегчение и сокращение времени подготовки к уроку, увеличение времени общения с учениками.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения ЭОР. В нашей школе эта работа ведется по нескольким направлениям, основными из которых на сегодня являются использование компьютерных демонстраций физических явлений и применение мультимедийных лабораторных работ.
Компьютерные демонстрации проводятся во время урока в кабинете физики с помощью проектора и интерактивной доски и призваны проиллюстрировать материал данного урока. Для демонстраций применяются несколько типов цифровых материалов: короткие видеофильмы и анимации различных физических процессов, фотографии и наглядные схематические рисунки. Компьютерная демонстрация рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта на уроке, а как его дополнение.
Источниками демонстрационных материалов служат имеющиеся в школе коллекции цифровых материалов на компакт-дисках, мультимедийные курсы и учебники, ресурсы Интернет и собственные разработки, чаще презентации уроков.
Некоторые физические явления и процессы так же трудно продемонстрировать в школьных условиях. Например, невозможно показать атомы и молекулы в 7 классе,
рентгеновское излучение в 9 классе из-за отсутствия приборов в физическом кабинете школы. Это приводит к тому, что некоторые ученики испытывают трудности в изучении физики, так как не в состоянии мысленно представить необходимые процессы и явления. Компьютерные программы позволяют создать модели физических явлений, изменить условия протекания процесса, изменяя тот или иной процесс.
Электронные учебники (ЭОР) содержат опыты, записанные в виде анимации, например, процесс кипения жидкости или видеоролика, сопровождающегося голосовым объяснением.
В программе Microsoft Excel учащиеся самостоятельно сравнивают с помощью величины и выстраивают диаграммы
Электронные учебники:
Живая Физика -компьютерная проектная среда, ориентированная на изучение движения в гравитационном, электростатическом, магнитном или в любых других полях, а также движения, вызванного всевозможными видами взаимодействия объектов. В ней легко и быстро «создаются» схемы экспериментов, модели физических объектов, силовые поля. Способы представления результатов (мультипликация, график, таблица, диаграмма, вектор) задаются самим пользователем в удобном редакторе среды. Программа позволяет «оживить» эксперименты и иллюстрации, помогает ученикам лучше понять теорию, решить задачу, осмыслить лабораторную работу.
Методика использования компьютерных моделей на уроках.
Прежде всего, чрезвычайно удобно использовать компьютерные модели в демонстрационном варианте при объяснении нового материала или при решении задач. Согласитесь, что гораздо проще и нагляднее показать, как тело движется при наличии положительной начальной скорости и отрицательного ускорения, используя модель "Движение с постоянным ускорением" компьютерного курса "Открытая физика", чем объяснять это при помощи доски и мела.
Ведь на экране компьютера кроме движущегося спортсмена, который в соответствии с заданными начальными условиями тормозит, разворачивается и набирает скорость в противоположном направлении, ещё и соответственно изменяется длина и направление вектора его скорости, а также в динамическом режиме строятся графики координаты, модуля перемещения и проекции скорости. А какими ещё средствами можно обеспечить указанную демонстрацию?
Открытая физика -содержит сборник компьютерных экспериментов по всем разделам школьного курса физики. Для каждого эксперимента представлены компьютерная анимация, графики, численные результаты, пояснение физики наблюдаемого явления, видеозаписи лабораторных экспериментов, вопросы и задачи.
Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я отмечаю их пользу для обучения детей, которым не хватает внимательности, а также детей с низким уровнем способностей. Тактильный контроль и визуализация материала вовлекает учеников в образовательный процесс, что позволяет им легче усваивать уроки.
Свой урок можно моделировать вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом.
Заключение.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ЭОР оправдывает себя во всех отношениях:
- повышает качество знаний
- продвигает ребенка в общем развитии
- помогает преодолеть трудности
- вносит радость в жизнь ребенка
- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
А значит, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
РЕФЛЕКСИЯ:
Что Вы ожидали от участия в мастер-классе?
Что оказалось для Вас самым неожиданным в мастер-классе?
Какие события вызвали наиболее яркие ощущения?
Что понравилось? Что узнали нового?
__________________________________________________________________________
5