- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)
Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кежутина О.В. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока по физике 8 класс
Тема урока: параллельное соединение проводников
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы изучения: объяснительно-иллюстративный с элементами эвристической беседы
Вид урока: урок-беседа.
Дидактическая цель: начать формирование знаний учащихся о параллельном соединении проводников.
Познавательная цель: усвоить, что такое параллельное соединение проводников и законы этого соединения.
Задачи:
Образовательные:
1. Ввести понятие параллельного соединения.
2. Определить вместе с учащимися законы параллельного соединения (каковы сила тока, напряжение и сопротивление на отдельном участке и в общей цепи при параллельном соединении).
3. Определить вместе с учащимися, каково общее сопротивление n проводников с одинаковым сопротивлением при параллельном соединении.
4. Обратить внимание на то, что общее сопротивление при параллельном соединении всегда меньше наименьшего из сопротивлений.
5. Определить вместе с учащимися, как используется параллельное соединение в быту, технике и т.д.
Воспитательные: вызвать у учащихся познавательный интерес к новым знаниям; воспитывать дисциплину поведения.
Развивающие: Создать условия для формирования интелектуальных операций.
Оборудование: Лампочки, вольтметр, амперметр, источник тока, ключ, соединительные провода, компьютер с проектором, интерактивная доска, презентация.
Название этапа
деятельность учителя
Деятельность ученика
организационные формы
время
Организационный
мобилизация детей на учебную работу
продемонстрировать готовность к уроку
коллективная
1 мин
Проверка домашнего задания
Проверяет наличие выполнения домашнего задания
Контроль над правильностью выполнения домашней работы.
Фронтальная
3 мин
Повторение ранее изученного
задает вопросы
Отвечает на вопросы
Коллективная
7 мин
Мотивация
рассказывает, задает вопросы
Слушает, анализирует, отвечает на вопросы
Коллективная
2 мин
Совместное формулирование целей и задач урока
Задает наводящие вопросы
формулирует цели и задачи урока
Коллективная
3 мин
Изучение нового материала
Рассказывает, задает вопросы, проводит вместе с учениками фронтальные опыты
Слушает, отвечает на вопросы, проделывает опыт, анализирует, сравнивает полученные результаты
Коллективная
10 мин
Проверка понимания
Задает вопросы, дает задание
отвечает на вопросы, выполняет задание
Коллективная
3 мин
Закрепление изученного материала
Задает задание, условие задач
Выполняет задание, решает задачи
Коллективная
7 мин
Домашнее задание
объясняет домашнее задание
записывают домашнее задание, задают вопросы по домашнему заданию
Фронтальная
1 мин
Рефлексия
учитель задает вопросы
отвечает на вопросы, делают выводы из ответов
Индивидуальная
3 мин
Ход урока.
Организационный этап:
Учитель: Здравствуйте, садитесь!
Проверка домашнего задания:
Учитель: откройте тетради для проверки наличия домашнего задания.
Повторение ранее изученного:
Учитель: Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, нам необходимо повторить ранее изученный материал.
Учитель: Ребята, наверняка вы все без исключения разгадывали кроссворды. И сейчас вашему вниманию я представляю «кроссворд-наоборот». Суть его состоит в следующем: по горизонтали даны 11 определений, а вы должны к этим определениям дать формулировки.
Учитель: Что такое Ом?
Ученик: Единица измерения сопротивления.
Учитель: Что такое Реостат?
Ученик: Прибор для регулирования силы тока в цепи.
Учитель: Что такое Амперметр?
Ученик: Прибор для измерения силы тока в цепи.
Учитель: Что такое Проводник?
Ученик: Тело, через которое электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному.
Учитель: Что такое Напряжение?
Ученик: Это физическая величина, показывающая, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую.
Учитель: Что такое Вольтметр?
Ученик: Прибор, предназначенный для измерения напряжения в цепи.
Учитель: Что такое Изолятор?
Ученик: Это тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному.
Учитель: Что такое Вольт?
Ученик: Единица измерения напряжения
Учитель: Что такое Ток?
Ученик: Упорядоченное движение заряженных частиц.
Учитель: Всё верно, молодцы!!!
Учитель: На прошлом уроке мы изучили тему: «Реостаты. Последовательное соединение проводников». Скажите мне, какие виды реостатов вы знаете?
Ученик: Ползунковые и ступенчатые
Учитель: А какое соединение называют последовательным?
Ученик: Это соединение, при котором конец одного проводника соединяется с началом другого.
Учитель: Верно. Назовите законы последовательного соединения?
Ученик: При последовательном соединении сила тока в любых частях цепи одинакова: Iоб = I1=I=…= In
Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи: Uоб =U1+U2+…+Un
Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных проводников: Rоб = R1+ R2+...+Rn
Учитель: Правильно!
Учитель: Давайте повторим ,где начало проводника и где его конец.
Ученик: Начало это куда входит ток, конец - откуда выходит ток
Учитель: Как определить, откуда идет ток?
Ученик: Принято считать, что ток направлен от + к −
Мотивационный этап.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, можем ли мы в нашей жизни ограничиться только последовательным соединением?
Ученик: Нет, не можем!
Учитель: Можете назвать те ситуации, не используется последовательное соединение
Ученик: …
Учитель: А сейчас каждый из вас представьте свои квартиры. Во всех комнатах горит свет. Вы выключили свет в вашей комнате, и свет погас сразу во всей квартире, вы включили свет в своей комнате - свет загорелся во всей квартире. Скажите, это действительно так?
Ученик: Нет, это не так!
Учитель: А так бы действительно происходило, если бы использовалось последовательное соединение проводников. Ведь мы уже знаем, что перегорание одной лампочки при последовательном соединении ведет к перегоранию всех лампочек в цепи.
Совместное формулирование целей и задачей урока.
Учитель: Итак, как вы думаете, какая сегодня тема урока?
Ученик: Параллельное соединение проводников.
Учитель: Для того чтобы мы могли полноценно работать, нам необходимо сформулировать цель урока. И мне необходима ваша помощь.
Ученик: Наша цель заключается в качественном и количественном описании параллельного соединения проводников, а также в выяснении области применимости полученных знаний и умений на практике.
Учитель: Теперь необходимо поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их?
Ученик: 1. Дать качественную и количественную характеристику параллельного соединения.
2.Вывести законы параллельного соединения.
3. Определить область применения полученных знаний и умений. Научиться их применять на практике.
Учитель: Отлично!
Учитель: Итак, мы сформулировали тему, цели и задачи урока. Давайте узнаем, что же такое параллельное соединение.
Изучение нового материала.
Учитель: Параллельным соединением называется такое соединение проводников, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке электрической цепи, а их концы - к другой. Эти точки называют узлами.
Узлы - это место, в котором соединяются несколько проводников.
Учитель: На данном слайде изображена схема участка цепи параллельного соединения двух резисторов. Зарисуйте эту схему в свои тетради.
Ученик: Рисуют схему в тетради.
Учитель: Ребята, у каждого из вас на рабочих столах имеются приборы. Давайте соберем схему, состоящую из источника питания, ключа и двух параллельно соединенных лампочек. Для этого возьмем 2 лампочки и подключим проводом первую клемму (Н) лампочки 1 с первой клеммой (Н) лампочки 2, а вторую клемму (К) лампочки 1 со второй клеммой (К) лампочки 2. Подключим еще по проводу к первой и второй клеммам лампочки 1, чтобы подключить их к источнику питания.
Подключим к этим проводам последовательно ключ и источник питания. Вот мы и собрали схему
Учитель: Проведем эксперименты по выяснению закономерностей параллельного соединение, начнем с силы тока. Какой прибор предназначен для измерения силы тока?
Ученик: Амперметр
Учитель: Как включается амперметр в цепь?
Ученик: Последовательно.
Учитель: Демонстрация 1. Соберем цепь для измерения силы тока на ее различных участках.
С помощью амперметра измерим силу тока на каждом участке цепи и общую силу тока. Для этого включим амперметр последовательно с первой лампочкой и запишем показания I1.
Включаем амперметр в цепь последовательно со второй лампочкой и запишем показания I2.
Для тока чтобы измерить показания на всем участке цепи включаем амперметр последовательно с первой и второй лампочкой и записываем показания I.
Ребята, какой вывод мы можем сделать из опыта.
Ученик: При параллельном соединении сила тока в неразветвленной цепи равна сумме сил токов в разветвлениях.
Учитель: Правильно! Как это можно записать формулой?
Ученик:
Iобщ=I1+I2+I3+…
Учитель: Молодцы! Теперь давайте проведем эксперимент по выяснению значения напряжения при параллельном соединении. Какой прибор предназначен для измерения напряжения?
Ученик: Вольтметр.
Учитель: Как подключается в цепь вольтметр?
Ученик: Параллельно.
Учитель: Правильно! Демонстрация 2. Соберем цепь для измерения напряжения на ее различных участках.
Присоединяем проводами вольтметр так, чтобы первая клемма соединялась проводом с первой клеммой лампочки, а вторая клемма соединялась со второй клеммой этой же лампочки. И записываем показания U1.
Аналогичным образом, включаем вольтметр в цепь ко второй лампочке и записываем показания U2.
Чтобы измерить напряжение в общей цепи, мы включаем вольтметр так, чтобы первая клемма вольтметра соединялась с первой клеммой 1 лампочки, а вторая клемма вольтметра соединялась со второй клеммой 2 лампочки. Записываем показания U.
Учитель: Какой вывод из опыта мы можем сделать?
Ученик: напряжение на концах всего разветвления равно напряжению на отдельных его ветвях.
Учитель: Правильно! Как это можно записать формулой?
Ученик: Uобщ=U1=U2=U3=…
Учитель: Молодец! Теперь нам осталось выяснить закон, которому подчинено сопротивление. Здесь нам необходимо запомнить, что при параллельном соединении проводников складываются не сопротивления проводников, а величины, обратные сопротивлению, то есть формула подсчета следующая:
1/Rобщ=1/R1+1/R2+1/R3+…
Важно заметить, что общее сопротивление меньше наименьшего. Давайте убедимся в этом.
Пусть R1=1, R2=40,R3=100
Найдем общее сопротивление: 1/Rобщ=1/1+1/40+1/100=1,035 ,откуда Rобщ=1/1,035=0,966, 0,966<1
Ученик: Делает записи в тетрадях.
Учитель: Именно поэтому перегорают пробки, т.к. чем больше приборов подключено к сети, тем меньше ток и сопротивление в сети резко падает.
Таким образом, мы с вами вывели все три закона параллельного соединения проводников.
Учитель: Рассмотрим следующий случай: подключены параллельно 3 резистора с одинаковым сопротивлением
Рассчитаем общее сопротивление:
Отсюда делаем вывод: что общее сопротивление 3-х параллельно соединенных резисторов с одинаковым сопротивлением можно найти так, поделить сопротивление одного резистора на 3.
А если таких резисторов n, как можно найти их общее сопротивление?
Ученик: Общее сопротивление цепи для n-го количества параллельно соединённых проводников можно найти, поделив сопротивление одного резистора на число резисторов.
Учитель: Правильно! А формула будет выглядеть так:
,
где - сопротивление одного проводника; n - число проводников входящих в цепь.
Параллельное соединение очень удобно применять в быту и технике, так как все потребители в этом случае изготавливаются в расчёте на одинаковое напряжение. Кроме того, при выключении одного потребителя другие продолжают действовать, ток в них не прерывается, цепь остаётся замкнутой.
Итак, мы выяснили, что такое параллельное соединение и вывели законы параллельного соединения проводников.
Проверка понимания.
Учитель: А теперь выполним несколько заданий. Посмотрите картинку (1) и скажите, как соединены резисторы и почему вы так думаете?
Ученик: Резисторы подключены последовательно, т. к. конец одного резистора соединяется с началом другого.
Учитель: Молодец! Найдите общее сопротивление в трёх случаях?
Ученик: 25 Ом,6 Ом и 2000 Ом
Учитель: Правильно, какое соединение изображено на картинке (2) и почему?
Ученик: Параллельное, т. к. начала всех проводников присоединяются к одной точке электрической цепи, а их концы - к другой.
Учитель: По какой формуле мы можем определить общее сопротивление в цепи?
Ученик:
Учитель: Верно, тогда чему будет равно Rоб ?
Ученик: 1,8 Ом.
Учитель: Правильно.
Закрепление изученного материала
Учитель: А сейчас мы приступаем к решению задач.
К этим формулам мы будем обращаться на уроке.
Запишите первую задачу: Два проводника сопротивлениями 3 Ом и 7 Ом соединены параллельно. Определите общее сопротивление в цепи?
Ученик:
Дано: Решение:
Ответ:
Учитель: Задача номер 2: Два проводника сопротивлениями 14 Ом и 16 Ом соединены параллельно и подключены к напряжению 10 В. Определите общее сопротивление в цепи, силу тока в каждом проводнике и силу тока до разветвления?
Ученик:
Дано: Решение:
Ответ: , ,
Учитель: Задача номер 3:
6 проводников сопротивлениями 32 Ом каждый соединены параллельно. Определите общее сопротивление цепи?
Ученик: Дано: Решение:
Ответ:
Учитель: Молодцы!
Домашнее задание
Учитель: Запишите домашнее задание
Ученик: записывают домашнее задание
Рефлексия
Учитель: Давайте подведем итоги нашей работы. Проведите стрелочки к тем утверждениям, которые соответствуют вашему состоянию в конце урока
Ученик: Рисуют схему на выданных листочках.
Учитель: Продолжите фразу: «Что тебе понравилось на уроке?». Предлагаются варианты ответов:
-
Сегодня я узнал…
-
Было интересно…
-
Было трудно…
-
Я понял, что…
-
Я научился…
-
Меня удивило…
-
Мне захотелось…
Ученик: Записывают варианты ответов на выданных листочках.
Учитель: Большое спасибо, ребята, за совместную работу. До свидания!!!