Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по физике 8 класс

Тема урока: параллельное соединение проводников

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы изучения: объяснительно-иллюстративный с элементами эвристической беседы

Вид урока: урок-беседа.

Дидактическая цель: начать формирование знаний учащихся о параллельном соединении проводников.

Познавательная цель: усвоить, что такое параллельное соединение проводников и законы этого соединения.

Задачи:

Образовательные:

1. Ввести понятие параллельного соединения.

2. Определить вместе с учащимися законы параллельного соединения (каковы сила тока, напряжение и сопротивление на отдельном участке и в общей цепи при параллельном соединении).

3. Определить вместе с учащимися, каково общее сопротивление n проводников с одинаковым сопротивлением при параллельном соединении.

4. Обратить внимание на то, что общее сопротивление при параллельном соединении всегда меньше наименьшего из сопротивлений.

5. Определить вместе с учащимися, как используется параллельное соединение в быту, технике и т.д.

Воспитательные: вызвать у учащихся познавательный интерес к новым знаниям; воспитывать дисциплину поведения.

Развивающие: Создать условия для формирования интелектуальных операций.

Оборудование: Лампочки, вольтметр, амперметр, источник тока, ключ, соединительные провода, компьютер с проектором, интерактивная доска, презентация.

Название этапа

деятельность учителя

Деятельность ученика

организационные формы

время

Организационный

мобилизация детей на учебную работу

продемонстрировать готовность к уроку

коллективная

1 мин

Проверка домашнего задания

Проверяет наличие выполнения домашнего задания

Контроль над правильностью выполнения домашней работы.

Фронтальная

3 мин

Повторение ранее изученного

задает вопросы

Отвечает на вопросы

Коллективная

7 мин

Мотивация

рассказывает, задает вопросы

Слушает, анализирует, отвечает на вопросы

Коллективная

2 мин

Совместное формулирование целей и задач урока

Задает наводящие вопросы

формулирует цели и задачи урока

Коллективная

3 мин

Изучение нового материала

Рассказывает, задает вопросы, проводит вместе с учениками фронтальные опыты

Слушает, отвечает на вопросы, проделывает опыт, анализирует, сравнивает полученные результаты

Коллективная

10 мин

Проверка понимания

Задает вопросы, дает задание

отвечает на вопросы, выполняет задание

Коллективная

3 мин

Закрепление изученного материала

Задает задание, условие задач

Выполняет задание, решает задачи

Коллективная

7 мин

Домашнее задание

объясняет домашнее задание

записывают домашнее задание, задают вопросы по домашнему заданию

Фронтальная

1 мин

Рефлексия

учитель задает вопросы

отвечает на вопросы, делают выводы из ответов

Индивидуальная

3 мин

Ход урока.

Организационный этап:

Учитель: Здравствуйте, садитесь!

Проверка домашнего задания:

Учитель: откройте тетради для проверки наличия домашнего задания.

Повторение ранее изученного:

Учитель: Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, нам необходимо повторить ранее изученный материал.

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Учитель: Ребята, наверняка вы все без исключения разгадывали кроссворды. И сейчас вашему вниманию я представляю «кроссворд-наоборот». Суть его состоит в следующем: по горизонтали даны 11 определений, а вы должны к этим определениям дать формулировки.

Учитель: Что такое Ом?

Ученик: Единица измерения сопротивления.

Учитель: Что такое Реостат?

Ученик: Прибор для регулирования силы тока в цепи.

Учитель: Что такое Амперметр?

Ученик: Прибор для измерения силы тока в цепи.

Учитель: Что такое Проводник?

Ученик: Тело, через которое электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному.

Учитель: Что такое Напряжение?

Ученик: Это физическая величина, показывающая, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую.

Учитель: Что такое Вольтметр?

Ученик: Прибор, предназначенный для измерения напряжения в цепи.

Учитель: Что такое Изолятор?

Ученик: Это тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному.

Учитель: Что такое Вольт?

Ученик: Единица измерения напряжения

Учитель: Что такое Ток?

Ученик: Упорядоченное движение заряженных частиц.

Учитель: Всё верно, молодцы!!!

Учитель: На прошлом уроке мы изучили тему: «Реостаты. Последовательное соединение проводников». Скажите мне, какие виды реостатов вы знаете?

Ученик: Ползунковые и ступенчатые

Учитель: А какое соединение называют последовательным?

Ученик: Это соединение, при котором конец одного проводника соединяется с началом другого.

Учитель: Верно. Назовите законы последовательного соединения?

Ученик: При последовательном соединении сила тока в любых частях цепи одинакова: Iоб = I1=I=…= In

Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи: Uоб =U1+U2+…+Un

Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных проводников: Rоб = R1+ R2+...+Rn

Учитель: Правильно!

Учитель: Давайте повторим ,где начало проводника и где его конец.

Ученик: Начало это куда входит ток, конец - откуда выходит ток

Учитель: Как определить, откуда идет ток?

Ученик: Принято считать, что ток направлен от + к −

Мотивационный этап.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, можем ли мы в нашей жизни ограничиться только последовательным соединением?

Ученик: Нет, не можем!

Учитель: Можете назвать те ситуации, не используется последовательное соединение

Ученик:

Учитель: А сейчас каждый из вас представьте свои квартиры. Во всех комнатах горит свет. Вы выключили свет в вашей комнате, и свет погас сразу во всей квартире, вы включили свет в своей комнате - свет загорелся во всей квартире. Скажите, это действительно так?

Ученик: Нет, это не так!

Учитель: А так бы действительно происходило, если бы использовалось последовательное соединение проводников. Ведь мы уже знаем, что перегорание одной лампочки при последовательном соединении ведет к перегоранию всех лампочек в цепи.

Совместное формулирование целей и задачей урока.

Учитель: Итак, как вы думаете, какая сегодня тема урока?

Ученик: Параллельное соединение проводников.

Учитель: Для того чтобы мы могли полноценно работать, нам необходимо сформулировать цель урока. И мне необходима ваша помощь.

Ученик: Наша цель заключается в качественном и количественном описании параллельного соединения проводников, а также в выяснении области применимости полученных знаний и умений на практике.

Учитель: Теперь необходимо поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их?

Ученик: 1. Дать качественную и количественную характеристику параллельного соединения.

2.Вывести законы параллельного соединения.

3. Определить область применения полученных знаний и умений. Научиться их применять на практике.

Учитель: Отлично!

Учитель: Итак, мы сформулировали тему, цели и задачи урока. Давайте узнаем, что же такое параллельное соединение.

Изучение нового материала.

Учитель: Параллельным соединением называется такое соединение проводников, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке электрической цепи, а их концы - к другой. Эти точки называют узлами.

Узлы - это место, в котором соединяются несколько проводников.

Учитель: На данном слайде изображена схема участка цепи параллельного соединения двух резисторов. Зарисуйте эту схему в свои тетради.

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Ученик: Рисуют схему в тетради.

Учитель: Ребята, у каждого из вас на рабочих столах имеются приборы. Давайте соберем схему, состоящую из источника питания, ключа и двух параллельно соединенных лампочек. Для этого возьмем 2 лампочки и подключим проводом первую клемму (Н) лампочки 1 с первой клеммой (Н) лампочки 2, а вторую клемму (К) лампочки 1 со второй клеммой (К) лампочки 2. Подключим еще по проводу к первой и второй клеммам лампочки 1, чтобы подключить их к источнику питания.

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Подключим к этим проводам последовательно ключ и источник питания. Вот мы и собрали схему

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Учитель: Проведем эксперименты по выяснению закономерностей параллельного соединение, начнем с силы тока. Какой прибор предназначен для измерения силы тока?

Ученик: Амперметр

Учитель: Как включается амперметр в цепь?

Ученик: Последовательно.

Учитель: Демонстрация 1. Соберем цепь для измерения силы тока на ее различных участках.

С помощью амперметра измерим силу тока на каждом участке цепи и общую силу тока. Для этого включим амперметр последовательно с первой лампочкой и запишем показания I1.

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Включаем амперметр в цепь последовательно со второй лампочкой и запишем показания I2.

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Для тока чтобы измерить показания на всем участке цепи включаем амперметр последовательно с первой и второй лампочкой и записываем показания I.

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Ребята, какой вывод мы можем сделать из опыта.

Ученик: При параллельном соединении сила тока в неразветвленной цепи равна сумме сил токов в разветвлениях.

Учитель: Правильно! Как это можно записать формулой?

Ученик:

Iобщ=I1+I2+I3+…

Учитель: Молодцы! Теперь давайте проведем эксперимент по выяснению значения напряжения при параллельном соединении. Какой прибор предназначен для измерения напряжения?

Ученик: Вольтметр.

Учитель: Как подключается в цепь вольтметр?

Ученик: Параллельно.

Учитель: Правильно! Демонстрация 2. Соберем цепь для измерения напряжения на ее различных участках.

Присоединяем проводами вольтметр так, чтобы первая клемма соединялась проводом с первой клеммой лампочки, а вторая клемма соединялась со второй клеммой этой же лампочки. И записываем показания U1.

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Аналогичным образом, включаем вольтметр в цепь ко второй лампочке и записываем показания U2.

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Чтобы измерить напряжение в общей цепи, мы включаем вольтметр так, чтобы первая клемма вольтметра соединялась с первой клеммой 1 лампочки, а вторая клемма вольтметра соединялась со второй клеммой 2 лампочки. Записываем показания U.

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Учитель: Какой вывод из опыта мы можем сделать?

Ученик: напряжение на концах всего разветвления равно напряжению на отдельных его ветвях.

Учитель: Правильно! Как это можно записать формулой?

Ученик: Uобщ=U1=U2=U3=…

Учитель: Молодец! Теперь нам осталось выяснить закон, которому подчинено сопротивление. Здесь нам необходимо запомнить, что при параллельном соединении проводников складываются не сопротивления проводников, а величины, обратные сопротивлению, то есть формула подсчета следующая:

1/Rобщ=1/R1+1/R2+1/R3+…

Важно заметить, что общее сопротивление меньше наименьшего. Давайте убедимся в этом.

Пусть R1=1, R2=40,R3=100

Найдем общее сопротивление: 1/Rобщ=1/1+1/40+1/100=1,035 ,откуда Rобщ=1/1,035=0,966, 0,966<1

Ученик: Делает записи в тетрадях.

Учитель: Именно поэтому перегорают пробки, т.к. чем больше приборов подключено к сети, тем меньше ток и сопротивление в сети резко падает.

Таким образом, мы с вами вывели все три закона параллельного соединения проводников.

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Учитель: Рассмотрим следующий случай: подключены параллельно 3 резистора с одинаковым сопротивлением
Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Рассчитаем общее сопротивление:
Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Отсюда делаем вывод: что общее сопротивление 3-х параллельно соединенных резисторов с одинаковым сопротивлением можно найти так, поделить сопротивление одного резистора на 3.

А если таких резисторов n, как можно найти их общее сопротивление?

Ученик: Общее сопротивление цепи для n-го количества параллельно соединённых проводников можно найти, поделив сопротивление одного резистора на число резисторов.

Учитель: Правильно! А формула будет выглядеть так:
Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс) ,

где Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс) - сопротивление одного проводника; n - число проводников входящих в цепь.

Параллельное соединение очень удобно применять в быту и технике, так как все потребители в этом случае изготавливаются в расчёте на одинаковое напряжение. Кроме того, при выключении одного потребителя другие продолжают действовать, ток в них не прерывается, цепь остаётся замкнутой.

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Итак, мы выяснили, что такое параллельное соединение и вывели законы параллельного соединения проводников.

Проверка понимания.

Учитель: А теперь выполним несколько заданий. Посмотрите картинку (1) и скажите, как соединены резисторы и почему вы так думаете?

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Ученик: Резисторы подключены последовательно, т. к. конец одного резистора соединяется с началом другого.

Учитель: Молодец! Найдите общее сопротивление в трёх случаях?

Ученик: 25 Ом,6 Ом и 2000 Ом

Учитель: Правильно, какое соединение изображено на картинке (2) и почему?

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Ученик: Параллельное, т. к. начала всех проводников присоединяются к одной точке электрической цепи, а их концы - к другой.

Учитель: По какой формуле мы можем определить общее сопротивление в цепи?

Ученик:Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Учитель: Верно, тогда чему будет равно Rоб ?

Ученик: 1,8 Ом.

Учитель: Правильно.

Закрепление изученного материала

Учитель: А сейчас мы приступаем к решению задач.

К этим формулам мы будем обращаться на уроке.

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Запишите первую задачу: Два проводника сопротивлениями 3 Ом и 7 Ом соединены параллельно. Определите общее сопротивление в цепи?

Ученик:

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)ДКонспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)ано: Решение:

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс) Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс) Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Ответ: Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Учитель: Задача номер 2: Два проводника сопротивлениями 14 Ом и 16 Ом соединены параллельно и подключены к напряжению 10 В. Определите общее сопротивление в цепи, силу тока в каждом проводнике и силу тока до разветвления?

Ученик:

ДКонспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)ано: Решение:

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс) Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс) Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс) Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс) Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс) Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс) Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Ответ: Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс) , Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс) , Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Учитель: Задача номер 3:

6 проводников сопротивлениями 32 Ом каждый соединены параллельно. Определите общее сопротивление цепи?

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

УКонспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)ченик: Дано: Решение:

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс) Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Ответ: Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Учитель: Молодцы!

Домашнее задание

Учитель: Запишите домашнее задание

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Ученик: записывают домашнее задание

Рефлексия

Учитель: Давайте подведем итоги нашей работы. Проведите стрелочки к тем утверждениям, которые соответствуют вашему состоянию в конце урока

Конспект урока по физике Параллельное соединение проводников (8 класс)

Ученик: Рисуют схему на выданных листочках.

Учитель: Продолжите фразу: «Что тебе понравилось на уроке?». Предлагаются варианты ответов:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я понял, что…

  5. Я научился…

  6. Меня удивило…

  7. Мне захотелось…

Ученик: Записывают варианты ответов на выданных листочках.

Учитель: Большое спасибо, ребята, за совместную работу. До свидания!!!

© 2010-2022