Статья по теме Здоровьесбережение на уроках физики

Вопрос сохранения здоровья школьников продолжает оставаться актуальным на протяжении многовековой истории развития образования. В разное время разные специалисты утверждали , что школа из года в год наносит непоправимый вред здоровью школьника.Сохранение здоровья ребенка – одно из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».Здоровьесбережение – это не только охрана здоровья, но и укрепление здоровья, воспитание культуры здорового образа жизни учащихся и пе...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Здоровьесбережение на уроках физики

Вопрос сохранения здоровья школьников продолжает оставаться актуальным на протяжении многовековой истории развития образования. В разное время разные специалисты утверждали , что школа из года в год наносит непоправимый вред здоровью школьника.

Сохранение здоровья ребенка - одно из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Здоровьесбережение - это не только охрана здоровья, но и укрепление здоровья, воспитание культуры здорового образа жизни учащихся и педагогов.

Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки, организация рационального полезного питания, увеличение двигательной активности учащихся за счет введения третьего часа физической культуры, внедрение в образовательный процесс динамических пауз - все эти мероприятия должны быть включены в программу «Здоровье школьников» в каждой школе.

Основные направления работы школы по здоровьесбережению :

  • проведение мониторинга состояния здоровья учащихся;

  • учет возрастных и физиологических особенностей учащихся ;

  • создание благоприятной, комфортной среды в школе для всех участников образовательного процесса;

  • внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Большую часть времени ученик проводит на уроках и его здоровье зависит от учителя, от того насколько рационально организован учебный процесс на уроке.

Основные показатели рационально организованного урока:

  • учет объема учебной нагрузки на уроке в зависимости от возраста;

  • выбор эффективных методов, форм организации образовательного процесса на уроке, темпа проведения урока в зависимости от особенностей класса;

  • соблюдение оптимальных санитарно - гигиенических требований;

  • благоприятный психологический климат на уроке;

  • смена форм деятельности ,обеспечение оптимального сочетания двигательной и умственной деятельности на уроке.

Физика - относится к категории «сложных» учебных предметов, поэтому проблема перегрузки на уроках физики актуальна. Главная задача учителя физики, по моему мнению,- заинтересовать учащихся своим предметом и создать комфортную обстановку на уроке. Работаю в школе более 30 лет и знаю по своему опыту, что методы и способы организации учебного процесса для каждого класса индивидуальны. При планировании учебного материала учитываю индивидуальные особенности учащихся, в том числе и психологические: темперамент, от этого зависит устойчивость внимания, усидчивость; тип восприятия, аудиалы, визуалы воспринимают учебный материал по-разному, семиклассники не могут выполнять одновременно два вида деятельности.

В 7 классе на изучение нового содержания (новых способов деятельности) отвожу не более 15 минут. Язык изложения научных фактов и понятий для семиклассников должен быть максимально простым и понятным - поэтому практически на уроке провожу работу над терминами, организую работу с текстом учебника. Планирую частую смену видов деятельности на уроке (не менее 5 за урок). Организую работу в парах , группах, при которой происходит передвижение учащихся по классу при выполнении практических задач, экспериментов, защита результатов работы. Практикую закрепление учебного материала в интерактивной форме, когда учащиеся должны найти листочки с текстами, расположенные в разных частях классного помещения. Учащиеся собирают отрывки предложений, из которых складывают формулировки определений, научных выводов. Прием «шаг за шагом» - когда ученик идет к доске, и на каждый шаг проговаривает формулы, формулировки законов.

Объем домашнего задания не должен пугать детей, его надо объяснить и обязательно проверить. Практикую домашние практические и творческие задания. Если что-то не получилось дома, а ребенок пытался выполнить, надо обязательно ему помочь , не после урока, а на уроке.

Психологический климат на уроке должен быть комфортным для всех. Ситуация успеха на уроке, позитивный настрой учащихся зависит только от учителя. Избегать конфликтных ситуаций, обеспечивать безопасность учащихся на уроке - должностная обязанность учителя.

Чтобы настроить учащихся на активную познавательную деятельность, тщательно продумываю этапы урока, подбираю методические приемы и техники, способствующие включению в познавательный процесс всех учащихся. Прием «удивляй» в начале урока позволяет заинтересовать детей, пробудить любопытство, подтолкнуть учащихся к поиску. Преимуществом предмета физика является его практическая направленность. Практические задания, лабораторные работы, демонстрационный эксперимент - возможности для организации активной деятельности учащихся в парах, группах. Что, несомненно, способствует развитию коммуникативных умений учащихся.

Как правило, все учащиеся любят проводить эксперименты, выполнять практические работы, потому что им интересно. Кроме того, в ходе выполнения практических и лабораторных работ проявляют свои практические особенности мальчики, что влияет на самооценку учащихся.

Совместное планирование целей и задач урока, как способов поиска ответа на вопрос какой - либо проблемы, обсуждение плана работы на уроке вселяет в учащихся уверенность, сопричастность ко всему , что происходит на уроке.

Учитывать индивидуальные способности и возможности учащихся помогает листок самоконтроля.(Приложение 1). Когда ученик понимает, что от него требуется, что нужно ему сделать, чтобы получить ту или иную отметку, сам себя контролирует и сам себя оценивает. Конечно, большинство учащихся завышают отметки и это неплохо, это значит, что у такого ученика есть стремление к положительному результату, к приросту знаний и умений. На этапе актуализации знаний применяю приемы «Знаю, умею, хочу узнать», «Верю , не верю». Эти методические приемы помогают учителю включать учащихся в процесс целеполагания, планирования, рефлексии. Ученик учится определять цель урока планировать свою деятельность на уроке, анализировать свою деятельность, оценивать её по шаблону.

Прием «отсроченная отметка» помогает в создании доверительных отношений при организации контроля. Знакомство учащихся с критериями оценивания за определенный вид деятельности, а не за поведение, также снижает напряженность на уроке.

Осуществление обратной связи, организация рефлексии - непременное условие обеспечения комфортной среды на уроке. Формы организации рефлексии могут быть разными, например, вопросы учителя: как вы думаете, все задачи урока решены? что вам понравилось на уроке, не понравилось?

Профилактика возможных нарушений правил техники безопасности является наиболее продуктивным методом охраны здоровья детей при работе в кабинете физики. Инструктаж по технике безопасности провожу со всеми учащимися при первом посещении кабинета (вводный инструктаж) и перед выполнением лабораторных и практических работ. Инструктаж на рабочем месте должен быть кратким, содержать четкие и конкретные указания. Он знакомит учащихся с используемым в работе оборудованием и с возможными опасными моментами при проведении лабораторных и практических работ. Вводный инструктаж провожу на основе «Инструкции по правилам безопасности труда учащихся», который оформлен в виде плаката в кабинете физики. Рабочие инструкции оформлены в виде памяток по отдельным видам и темам лабораторных и практических работ. (Приложение 2).

При организации практических и лабораторных работ провожу рабочий инструктаж по технике безопасности, организую допуск к выполнению работы в виде вопросов по теме инструктажа. Тем самым настраиваю учащихся на серьезную деятельность. Обеспечение безопасных условий на уроках физики, особенно во время лабораторных работ, вселяет в учащихся уверенность.

Кабинет физики должен соответствовать санитарным правилам и нормам. Для этого должны быть соблюдены требования: к организации рабочего пространства учителя и ученика; освещенности; чистоте помещения и сохранности мебели; возможности проветривания помещения; соответствия мебели возрасту учащихся; цветовой гамме классной комнаты; условиям хранения рабочих и информационных средств.

Учебное оборудование, предъявляемое учащимся, должно быть проверено учителем на целостность, на сохранность и обеспечение работоспособности приборов.

При использовании компьютера, мультимедийного оборудования необходимо соблюдать правила безопасного пользования: наличие защитной пленки на мониторе компьютера, чистота экрана, клавиатуры, временной отрезок работы на компьютере не более 20 минут.

Для повышения умственной работоспособности учащихся, предупреждения утомляемости, снятия мышечного напряжения, провожу физкультминутки. В зависимости от типа урока, вида деятельности на уроке - это могут быть упражнения на разминку разных групп мышц, гимнастика для глаз; игровые задания, типа: показать траектории движения молекул, волну, изобразить формулы, игра в азбуку Морзе, показать рычаги на руках и ногах, сосчитать, сколько ступенек ведет на второй этаж. Смена форм учебной деятельности через каждые 10 минут урока предотвращает утомление, а значит, повышает работоспособность учащихся на уроке. Необходимо включать в организацию познавательной деятельности все возможности кабинета, в том числе классной доски, учебных пособий, лабораторного оборудования, компьютера.

Рекомендации учителю при организации здоровьесберегающей деятельности на уроках физики:

  • следить за объемом сложности учебного материала на уроке и домашнего задания;

  • избегать однообразных схем урока, разнообразить методы, приемы, техники, формы организации учебно - познавательной деятельности учащихся на уроке;

  • не допускать стрессовых, конфликтных ситуаций при организации контроля знаний;

  • при подготовке к урокам подбирать методики, соответствующие возрастным, индивидуальным , психологическим особенностям подростков;

  • организовывать работу в группах, в парах сменного состава, при которых происходит передвижение по классу;

  • использовать все возможности кабинета и учебного оборудования для организации активной учебной деятельности на уроке;

  • предусматривать включение в урок практические задания с использованием лабораторного оборудования, развивающие мелкую моторику рук;

  • проверять целостность и сохранность лабораторного оборудования перед тем , как выдавать его учащимся;

  • перед каждой лабораторной, практической работой проводить инструктаж по технике безопасности;

  • следить за соблюдением санитарных и гигиенических норм в кабинете;

  • проводить физкультминутки для разных групп мышц, гимнастику для глаз;

  • на каждом уроке осуществлять обратную связь и проводить рефлексию.







Приложение 1

Листок самоконтроля по теме Тема: «Давление. Единицы давления».

Понятия

Знаю

Умею

Хочу узнать

Давление - величина

или явление?

Как- то обозначается?

Можно вычислить ?

Знаю формулу для вычисления давления

Можно измерить?

Знаю, в чем измеряется

Знаю, от чего зависит:

1.от ……

2.от ……..


Знаю как давление можно уменьшить , увеличить

Умею измерять давление

Умею вычислять давление



2.Мои познания по теме «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов». Отметьте галочкой напротив утверждений в столбиках «верю» , «не верю». Если вас что-то удивило, поставьте знак в столбик «примечания». В конце урока вернитесь к утверждениям и проверьте себя ,отметьте ,что изменилось в ваших познаниях к концу урока.

Утверждения

Верю

Не верю

Узнал(а)

Примечания

1.Магнит притягивает железо, кобальт, никель


2.Можно сделать магнит, у которого был бы только северный полюс


3.Если разломать магнит, то каждый осколок будет магнитом


4.Северный полюс магнита притягивает южный полюс магнита


5.Можно намагнитить медную проволоку


6.Намотанная на гвоздь медная проволока будет электромагнитом, если подключить концы проволоки к источнику тока.


7.Магнитное поле постоянного магнита направлено от северного полюса к южному


8.Одноименные полюса магнита отталкиваются


9.Северный магнитный полюс Земли находится вблизи южного географического полюса


10.Магнитное поле постоянного магнита образуется циркулярными токами




Приложение 2

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школ» с. Подъельск


Утверждаю : приказ № 1 от 02.09.2014

Директор школы _______

/ С.Ю. Осипов/

Правила безопасности труда учащегося в кабинете физики

8 класс

Тема: «Тепловые явления»

1.При выполнении лабораторной работы нельзя пользоваться разбитой стеклянной посудой или с трещинами.

2.Стеклянные колбы при нагревании нужно ставить на асбестовые сетки. Воду можно нагревать до 60-700С.

3.Если у вас сломалась стеклянная посуда, осколки стекла нельзя собирать со стола руками. Для этого нужно использовать щетку и совок.

4.Неьзя оставлять нагревательные приборы без присмотра.

Тема: «Электрические явления»

1.При сборе электрической цепи располагайте провода аккуратно, наконечники плотно присоединяйте клеммами.

2.Следите , чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов находились наконечники.

3.Все изменения в электрической цепи и её разбор можно проводить только при выключенном источнике питания.

4.Не включайте источник питания без разрешения учителя!

5.Во всех случаях повреждения электрического оборудования , измерительных приборов и проводов необходимо отключать напряжение и сообщить об этом учителю.

6.Категорически запрещается трогать руками оголенные места , что либо трогать на демонстрационном столе и прикасаться к электрораспределительному щитку.

Тема : «Оптика»

1.При работе со стеклом нужно быть осторожным и внимательным, чтобы не разбить его и исключить порезы.

2.При работе с линзами не следует прикасаться к оптическому стеклу руками, чтобы не загрязнить его.

3.При обнаружении трещин на стекле и линзах необходимо сообщить учителю.

4.Осколки стекла нельзя трогать руками и стряхивать со стола руками. Для этого нужно использовать щетку и совок.

© 2010-2022