• Преподавателю
  • Физика
  • Рабочая программа по физике 7-9 класс по учебнику В. В. Белага, И. А. Ломанченкова, Ю. А. Панебратцева Сферы

Рабочая программа по физике 7-9 класс по учебнику В. В. Белага, И. А. Ломанченкова, Ю. А. Панебратцева Сферы

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Рабочая программа по физике 7-9 класс

(авторы учебников В.В.Белага, И.А.Ломанченкова, Ю.А.Панебратцева)

«Сферы»






























Содержание

1. Пояснительная записка -стр. 3

2. Общая характеристика курса- стр.7

3. Описание места в учебном плане- стр.7

4. Личностные, метапредметные, предметные результаты- стр.8

5. Содержание курса- стр.13

6. Поурочное тематическое планирование 7 класс- стр.22

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение- стр35.












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-9 классов и реализуется на основе следующих документов:

1. Обязательный минимум содержания общего образования (приказ МО РФ от 09.02.1998 г. № 1235).

2. Временных требований к минимуму содержания основного общего образования (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236),

3. Примерная программа основного общего образования по физике.

4. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.02.1998 № 322).

5. Программы курса «Физика. 7-9 класс»: Авторы В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев. - М.: Просвещение, 2009

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Обоснование выбора данной программы

  • Соответствие данной программы требованиям действующего Государственного образовательного стандарта (2004 г)

  • Наличие Линия учебно-методических комплектов «Сферы» по физике под редакцией доктора физ.-мат. наук Ю. А. Панебратцева

  • Отражение основных положений современной психолого-педагогической науки: деятельностный подход, развивающее личностно-ориентированное обучение.

  • Продолжение одной линии при преподавании предмета

Цели и задачи учебного курса

Стратегическая цель общего среднего образования - формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (приверженность традициям, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений).

В связи с этим перед физикой как предметной областью ставятся следующие цели:

  • формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;

  • формирование целостной научной картины мира

  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

  • создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;

  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними

  • формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Реализация этих задач предполагает:

- создание благоприятных условий и возможностей для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности;

- усвоение основ наук, фундаментальных законов развития общества и природы, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности;

- систематическое обновление содержания образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии;

- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию образования;

- преемственность уровней и ступеней образования.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

  • Вместо обобщающих занятий проводятся контрольные работы

  • Количество часов по темам изменено в связи со сложностью некоторых тем

  • Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала.

  • Считаю, что все указанные ресурсы не должны быть использованы учителем в обязательном порядке при проведении урока на соответствующую тему. Учитель имеет право выстраивать собственную модель проведения урока. При этом он может использовать те или иные ресурсы по своему усмотрению, и в том порядке и объёме, которые он считает рациональными и приемлемыми, сообразуясь с собственным опытом, подготовленностью и познавательной активностью учащихся. Это относится, в том числе, и к проведению практических работ.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа по физике разработана на основе современных требований, предъявляемых к образованию, на базе Государственного стандарта общего образования с учётом федерального и регионального компонентов.

Физика как наука занимается изучением наиболее общих закономерностей природы, поэтому курсу физики в процессе формирования у учащихся естественно-научной картины мира отводится системообразующая роль. Способствуя формированию современного научного мировоззрения, знания по физике необходимы при изучении курсов химии, биологии, географии, ОБЖ.

Межпредметная интеграция, связь физики с другими естественно-научными предметами достигаются на основе демонстрации методов исследования, принципов научного познания, историчности, системности. Для формирования основ современного научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание необходимо уделять не трансляции готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности при их разрешении. Вооружая школьников методами научного познания, позволяющими получать объективные знания об окружающем мире, изучение физики вносит свой вклад в гуманитарную составляющую общего образования. Интеграция физического и гуманитарного знаний осуществляется на основе актуализации информации об исторической связи человека и природы, обращения к ценностям науки как компоненту культуры, через личностные качества выдающихся учёных. При изучении курса необходимо обращать внимание учащихся на то, что физика является экспериментальной наукой и её законы опираются на факты, установленные при помощи опытов, поэтому необходимо большое внимание уделять описанию различных экспериментов, подтверждающих изучаемые физические явления и закономерности.

Программа определяет общие педагогические принципы, заложенные в курсе физики, такие, как:

  • актуализация, проблемность, познавательность, наглядность и доступность отбора, компоновки и подачи материала;

  • усиление внутрипредметной и межпредметной интеграции;

  • взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного знаний;

  • использование педагогических методик, направленных на стимулирование самостоятельной деятельности учащихся;

  • усиление практической направленности при изучении курса, позволяющей использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В курсе физики все основные явления, законы и понятия рассматриваются неоднократно, каждый раз на новом уровне глубины изложения материала. В 7 классе курс физики только начинается, поэтому физические явления изучаются на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. При этом необходимо большое внимание уделять знакомству учащихся с современными достижениями науки и техники для формирования у них целостной картины окружающего мира.

При изучении физики 8 и 9 классов все физические понятия и явления, о которых уже шла речь ранее, изучаются на более глубоком уровне, как с привлечением необходимого математического аппарата, так и с использованием более сложного экспериментального физического оборудования.

Физика -- точная наука, которая изучает количественные закономерности явлений, поэтому большое внимание уделяется использованию и разъяснению математического аппарата при формулировке физических законов и их интерпретации.

В курсе особое значение придаётся истории развития физической мысли, а также исторически значимым физическим экспериментам, приведшим к тем или иным открытиям. Это, с одной стороны, обеспечивает межпредметные связи физики с другими дисциплинами, а с другой стороны, позволяет учащимся понять, что физика является живой наукой, которая постоянно развивается.

Познание физических законов формирует у учащихся навыки аналитического мышления, оценки получаемой информации и интерпретации этой информации с научной точки зрения. Всё это помогает учителю сформировать деятельностный подход к процессу обучения. Реализация этого подхода освобождает школьников от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, потере интереса к обучению. Такой подход позволяет сформировать умения выделять главные мысли в большом объёме материала, учит сравнивать, находить закономерности, обобщать, рассуждать. Участие в такой деятельности позволяет сформировать у учащихся определённый набор универсальных учебных действий, необходимых при проведении исследовательских работ. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного получения новых знаний, умений и компетенций.

Отличительной особенностью данного предметного курса является его ориентация на формирование гармонично развитой личности через создание целостной научной картины мира в сознании ученика. Поэтому основными ориентирами при построении курса можно выделить следующие:

  • Формирование убеждённости в том, что все явления окружающего мира могут быть познаны и объяснены. В том, что знания могут быть объективными и верными.

  • Формирование у учеников целостного представления об окружающем мире. Это достигается путём синтеза знаний из разных областей наук, в том числе естественных и гуманитарных. Данные аспекты при изучении физики помогают сформировать целостную, творческую личность ученика.

  • Усиление гуманитаризации образования, обеспечение интеллектуального фона, который будет способствовать процессу самообразования. Эта составляющая реализуется, когда научно-технический стиль мышления становится ценностью или средством ориентировки и способом отношения учащихся к внешнему миру. При успешной реализации этой составляющей физического образования произойдёт переоценка учащимися ценностей мира, когда на первый план выступает богатый окружающий мир и средства его саморазвития - увлечение наукой и культурой.

ОПИСАНИЕ МЕСТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На ступени основного общего образования для обязательного изучения физики отводится 210 ч, в том числе в 7, 8 и 9 классах по 70 учебных часов в год или 2 ч в неделю. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени, для реализации использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учёта местных условий.







ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА


Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:


Личностные:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общественной культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметные результаты :

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции).

Предметные результаты:

  • формирование целостной научной картины мира, представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

  • формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

  • приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

  • овладение научным подходом к решению различных задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты, умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

  • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

  • осознание необходимости в применении достижений физики и технологий для рационального природопользования;

  • овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

  • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, формирование представлений об экологических последствиях выбросов вредных веществ в окружающую среду.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Физика и физические методы изучения природы

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.

Демонстрации:

Наблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение расстояний.

  2. Измерение времени между ударами пульса.

  3. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Механические явления.

Кинематика

Механическое движение. Траектория. Путь - скалярная величина. Скорость - векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Ускорение - векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

Демонстрации:

  1. Равномерное прямолинейное движение.

  2. Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчёта.

  3. Свободное падение тел.

  4. Равноускоренное прямолинейное движение.

  5. Равномерное движение по окружности.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение скорости равномерного движения.

  2. Измерение ускорения свободного падения.

  3. Измерение центростремительного ускорения.


Динамика

Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса - скалярная величина. Плотность вещества. Сила - векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.

Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести.

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Условия равновесия твёрдого тела.

Демонстрации:

  1. Явление инерции.

  2. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.

  3. Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаимодействии.


  1. Измерение силы по деформации пружины.

  2. Третий закон Ньютона.

  3. Свойства силы трения.

  4. Сложение сил.

  5. Явление невесомости.

  6. Равновесие тела, имеющего ось вращения.

  7. Барометр.

  8. Опыт с шаром Паскаля.

  9. Гидравлический пресс.

  10. Опыты с ведёрком Архимеда.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение массы тела.

  2. Измерение плотности твёрдого тела.

  3. Измерение плотности жидкости.

  4. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.

  5. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

  6. Сложение сил, направленных под углом.

  7. Измерения сил взаимодействия двух тел.

  8. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.

  9. Измерение атмосферного давления.

  10. Исследование условий равновесия рычага.

  11. Нахождение центра тяжести плоского тела.

  12. Измерение архимедовой силы.


Законы сохранения импульса и механической энергии.

Механические колебания и волны

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии.

Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.

Демонстрации:

  1. Реактивное движение модели ракеты.

  2. Простые механизмы.

  3. Наблюдение колебаний тел.

  4. Наблюдение механических волн.

  5. Опыт с электрическим звонком, помещённым под колокол вакуумного насоса.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Изучение столкновения тел.

  2. Измерение кинетической энергии тела по длине тормозного пути.

  3. Измерение потенциальной энергии тела.

  4. Измерение потенциальной энергии упругой деформации пружины.

  5. Измерение КПД наклонной плоскости.

  6. Изучение колебаний маятника.

  7. Исследования превращения механической энергии.

Возможные объекты экскурсий: цех завода, мельница, строительная площадка.


Строение и свойства вещества

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.

Демонстрации:

  1. Диффузия в растворах и газах, в воде.

  2. Модель хаотического движения молекул в газе.

  3. Модель броуновского движения.

  4. Сцепление твёрдых тел.

  5. Повышение давления воздуха при нагревании.

  6. Демонстрация образцов кристаллических тел.

  7. Демонстрация моделей строения кристаллических тел.

  8. Демонстрация расширения твёрдого тела при нагревании.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.

  2. Исследование зависимости объёма газа от давления при постоянной температуре.

  3. Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара.


Тепловые явления

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Демонстрации:

  1. Принцип действия термометра.

  2. Теплопроводность различных материалов.

  3. Конвекция в жидкостях и газах.

  4. Теплопередача путём излучения.

  5. Явление испарения.

  6. Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.

  7. Понижение температуры кипения жидкости при пониженном давлении.

  8. Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.

  2. Наблюдение изменений внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.

  3. Измерение удельной тёплоёмкости вещества.

  4. Измерение удельной теплоты плавления льда.

  5. Исследование процесса испарения.

  6. Исследование тепловых свойств парафина.

  7. Измерение влажности воздуха.

Возможные объекты экскурсий: холодильное предприятие, исследовательская лаборатория или цех по выращиванию кристаллов, инкубатор.


Электрические явления

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

Демонстрации:

  1. Электризация тел.

  2. Два рода электрических зарядов.

  3. Устройство и действие электроскопа.

  4. Закон сохранения электрических зарядов.

  5. Проводники и изоляторы.

  6. Электростатическая индукция

  7. Устройство конденсатора.

  8. Энергия электрического поля конденсатора.

  9. Источники постоянного тока.

  10. Измерение силы тока амперметром.

  11. Измерение напряжения вольтметром.

  12. Реостат и магазин сопротивлений.

  13. Свойства полупроводников.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении.

  2. Проводники и диэлектрики в электрическом поле

  3. Сборка и испытание электрической цепи постоянного тока.

  4. Изготовление и испытание гальванического элемента.

  5. Измерение силы электрического тока.

  6. Измерение электрического напряжения.

  7. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.

  8. Исследование зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.

  9. Измерение электрического сопротивления проводника.

  10. Изучение последовательного соединения проводников.

  11. Изучение параллельного соединения проводников.

  12. Измерение мощности электрического тока.

  13. Изучение работы полупроводникового диода.


Магнитные явления

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель постоянного тока.

Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.

Демонстрации:

  1. Опыт Эрстеда.

  2. Магнитное поле тока.

  3. Действие магнитного поля на проводник с током.

  4. Устройство электродвигателя.

  5. Электромагнитная индукция.

  6. Правило Ленца.

  7. Устройство генератора постоянного тока.

  8. Устройство генератора переменного тока.

  9. Устройство трансформатора.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Исследование явления магнитного взаимодействия тел.

  2. Исследование явления намагничивания вещества.

  3. Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.

  4. Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

  5. Изучение принципа действия электродвигателя.

  6. Изучение явления электромагнитной индукции.

  7. Изучение работы электрогенератора постоянного тока.

  8. Получение переменного тока вращением катушки в магнитном поле.

Возможные объекты экскурсий - электростанция.


Электромагнитные колебания и волны

Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет - электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.

Демонстрации:

  1. Свойства электромагнитных волн.

  2. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

  3. Принципы радиосвязи.

  4. Прямолинейное распространение света.

  5. Отражение света.

  6. Преломление света.

  7. Ход лучей в собирающей линзе.

  8. Ход лучей в рассеивающей линзе.

  9. Получение изображений с помощью линз.

  10. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

  11. Модель глаза.

  12. Дисперсия белого света.

  13. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона

  2. Изучение явления распространения света.

  3. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

  4. Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

  5. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

  6. Получение изображений с помощью собирающей линзы.

  7. Наблюдение явления дисперсии света.

Возможные объекты экскурсий: телефонная станция, физиотерапевтический кабинет поликлиники, радиостанция, телецентр, телеграф.


Квантовые явления

Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.

Демонстрации:

  1. Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.

  2. Устройство и принцип действия счётчика ионизирующих частиц.

  3. Дозиметр.

Лабораторные работы и опыты:

Измерение элементарного электрического заряда.

Наблюдение линейчатых спектров излучения.


Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звёзд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.

Демонстрации:

  1. Астрономические наблюдения.

  2. Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звёздного неба.

  3. Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд.


Учебно-методический комплект


Данную Рабочую программу реализуют следующие учебники:

  • Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю. А.

  • Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю. А.

  • Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю. А.


В основу издательского проекта «Сферы» положена идея организации учебно-воспитательного процесса в информационно-образовательной среде, которая представляет собой систему взаимосвязанных компонентов учебно-методического комплекта на бумажных и электронных носителях и включает следующие типы учебно-методических изданий:

Учебник, Электронное приложение к учебнику, Тетрадь-тренажёр, Тетрадь-практикум, Тетрадь-экзаменатор, Задачник.

В связи с этим в поурочном тематическом планировании к каждому уроку приводятся ссылки на все ресурсы УМК, отвечающие соответствующей теме.



Календарно-тематическое планирование уроков физики в 7 классе


2014-2015г

№ урока

Дата

Тема урока

Методы и формы обучения

Средства обучения,
демонстрации

Требования

к базовому

уровню подготовки

Ресурсы урока

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

ФИЗИКА И МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ (7 часов)

1

1

1.09

Что изучает физика.

Лекция

Демонстрация примеров меха-нических, элек-трических, теп-ловых, магнит-ных и световых явлений

Знать/понимать смысл понятия «физическое явление»

Учебник: § 1.
Тетрадь-тренажер: с. 4-13.
Задачник: с. 4-8.
Электронное приложение.

Учебник: § 1
Тетрадь-тренажер: с. 4-13
Задачник: с. 4-8

2

2

6.09

Некоторые физические термины. Наблюдение и опыт.

Эвристическая беседа, поисковая

Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы

Знать/понимать смысл понятий:

- «материя»;

- «вещество»;

и др.

Учебник: § 2, 3.
Тетрадь-тренажер: с. 4-13.
Задачник: с. 4-8.
Электронное приложение

Учебник: § 2, 3
Тетрадь-тренажер: с. 4-13
Задачник: с. 4-8

3

3

8.09

Физические величины и их измерение. Измерение и точность измерения.

Информацион-но-развивающий

Лабораторное оборудование: набор тел, измерительные линейки, штангенциркули, микрометры

Уметь определять це-ну деления измери-тельных приборов, понимать разницу между физическим явлением и физичес-кой величиной

Учебник: § 4, 5.
Тетрадь-тренажер: с. 4-13.
Задачник: с. 4-8.
Электронное приложение

Учебник: § 4, 5
Тетрадь-тренажер: с. 4-13
Задачник: с. 4-8

4

4

13.09

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора».

Практикум

Демонстрацион-ные и лаборатор-ные измеритель-ные приборы

Уметь использовать измерительные при-боры для измерения объемов тел

Тетрадь-практикум, л/р № 1.

Электронное приложение

л/р № 1

5

5

15.09

Лабораторная работа № 2 «Определение объема твердого тела».

Практикум

Лабораторная работа по инструкции

Лабораторное обору-дование: набор тел, цилиндры изме-рительные

Тетрадь-практикум, л/р № 2.
Электронное приложение

л/р № 2

6

6

20.09

Человек и окружающий его мир.

Информацион-но-развивающий



Учебник: § 6
Электронное приложение.

Учебник: § 6
Задачник: с. 4-8.

7

7

22.09

Обобщающий урок по теме «Физика и мир, в котором мы живем».

Творчески-репродуктив-ный

Дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий по теме.

Тест


1

2

3

4

5

6

7

8

СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА (6 часов)

8

1

27.09

Строение вещества. Молекулы и атомы.

Информацион-но-развивающий

Модели атомов и молекул, таблицы

Знать / понимать смысл понятий:

- «вещество»,

- «атом»,

- «молекула»

Учебник: § 7, 8.
Тетрадь-тренажер: с. 14 -21.
Задачник: с. 8 - 11.
Электронное приложение

Учебник: § 7, 8.
Тетрадь-тренажер: с. 14 -21.
Задачник: с. 8 - 11.

9

2

29.09

Лабораторная работа № 3 «Измерение размеров малых тел»

Репродуктив-ный метод. Лабораторная работа по инструкции

Модель хаоти-ческого движе-ния молекул, мо-дель броуновс-кого движения

Уметь приводить примеры явлений, объясняемых теп-ловым движением

Тетрадь-практикум, л/р № 7.

л/р № 7

10

3

4.10

Броуновское движение. Диффузия.

Эвристичес-кая беседа, исследова-тельская работа

Демонстрация диффузии в га-зах и жидкостях

Уметь описывать и объяснять явление диффузии

Учебник: § 9
Тетрадь-тренажер: с. 14-21
Задачник: с. 8-11
Электронное приложение

Учебник: § 9.

Задачник: с. 8-11


11

4

6.10

Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Смачивание и несмачивание

Эвристичес-кая беседа, исследова-тельская работа

Демонстрация сцепления свинцовых цилиндров

Знать / понимать смысл понятия «вза-имодействие», уметь приводить примеры практичес-кого использования взаимодействий

Учебник: § 10.11
Тетрадь-тренажер: с. 14-21
Задачник: с. 8-11
Электронное приложение

Учебник: § 10, 11 (конспект).
Задачник: с. 8-11.

12

5

11.10

Агрегатные состояния вещества.

Проблемно-поисковый, эвристическая беседа

Демонстрация сжимаемости га-зов, сохранения объема жидкости при изменении формы сосуда

Уметь описывать и объяснять различие свойств вещества в разных агрегатных состояниях

Учебник: § 12
Тетрадь-тренажер: с. 14-21
Задачник: с. 8-11
Электронное приложение

Учебник: § 12.

13

6

13.10

Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества».

Творчески-репродуктив-ный

Дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий по теме

Уметь объяснять физические явления на основе представ-лений о строении вещества

Тетрадь-экзаменатор, с. 10-15

Повторить

1

2

3

4

5

6

7

8

ДВИЖЕНИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, МАССА (10 часов)

14

1

18.10

Механическое движение.

Объяснение, демонстрации

Демонстрация примеров меха-нического дви-жения, относите-льности механи-ческого движе-ния

Знать / понимать смысл понятий:

«путь», «траектория», «относительность дви-жения»; уметь оп-ределять вид траек-тории и пройденный путь в различных системах отсчета

Учебник: § 13.

Тетрадь-тренажер: с. 22-37.
Задачник: с. 11-14.
Электронное приложение

Учебник: § 13.

Задачник: с. 11-14.

15

2

20.10

Скорость равномерного прямолинейного движения.

Информа-ционно-развивающий

Демонстрация равномерного прямолинейного движения

Знать/понимать смысл понятий:

- «путь»,

- «скорость»;

уметь описывать рав-номерное прямо-линейное движение

Учебник: § 14
Тетрадь-тренажер: с. 22-37
Задачник: с. 11-14
Электронное приложение

Учебник: § 14
Задачник: с. 11-14

16

3

25.10

Средняя скорость. Ускорение.

Информа-ционно-развивающий

Демонстрация средней скорости и ускорения.

Знать/понимать смысл понятий:

- «ускорение»,

- «средняя скорость»

Учебник: § 15
Тетрадь-тренажер: с. 22-37
Задачник: с. 11-14
Электронное приложение

Учебник: § 15
Тетрадь-тренажер: с. 22-37
Задачник: с. 11-14

17

4

27/10

Решение задач по теме «Скорость».

Творчески-репродуктив-ный

Дидактические материалы: сбор-ники познаватель-ных и развиваю-щих заданий по теме, сборники тестовых заданий

Уметь решать задачи на расчет скорости, пути и времени движения

Учебник: с. 48-49
Тетрадь-тренажер: с. 22-37
Задачник: с. 11-14

Задачник: с. 11-14

18

5

1/11

Инерция.

Проблемно-поисковый

Демонстрация яв-ления инерции (лабораторное оборудование: на-бор по механике)

Уметь описывать и объяснять явление инерции

Учебник: § 16
Тетрадь-тренажер: с. 22-37
Задачник: с. 14-16
Электронное приложение

Учебник: § 16
Тетрадь-тренажер: с. 22-37
Задачник: с. 14-16

19

6

10/11

Взаимодействие тел и масса.

Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на уравновешенных рычажных весах».

Эвристическая беседа, исследовательская работа

Демонстрация взаимодействия тел

Знать / понимать смысл величины «масса».

Уметь измерять массу тела, выражать резуль-таты измерений в СИ

Учебник: § 17
Тетрадь-практикум: л/р № 10 Электронное приложение

Учебник: § 17
Тетрадь-практикум: л/р № 10.

1

2

3

4

5

6

7

8

20

7

15/11

Плотность вещества.

Объяснение, беседа, самостоятель-ная работа с учебником и справочниками

Наглядные пособия, учебная литература

Знать / понимать смысл величин «масса» и «плот-ность».

Уметь решать зада-чи на расчет массы и объема тела по его плотности

Учебник: § 18
Тетрадь-тренажер: с. 22-37
Задачник: с. 14-16
Электронное приложение

Учебник: § 18
Тетрадь-тренажер: с. 22-37
Задачник: с. 14-16

21

8

17/11

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра»

Лабораторная работа по инструкции

Лабораторное оборудование: набор тел, ци-линдры измери-тельные, учебные весы с гирями

Уметь использовать измерительные приборы для измерения массы и объема твердых тел

Тетрадь-практикум: л/р № 13
Электронное приложение

Тетрадь-практикум: л/р № 13

22

9

22/11

Решение задач на расчет массы, объема и плотности тела

Репродуктив-ный

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература

Уметь решать задачи на расчет массы, объема и плотности тела

Тетрадь-экзаменатор: с. 16-21.

Учебник: с. 48-49
Тетрадь-тренажер: с. 22-37
Задачник: с. 14-16
Электронное приложение

Учебник: с. 48-49
Тетрадь-тренажер: с. 22-37
Задачник: с. 14-16

23

10

24/11

Контрольная работа № 2 по теме «Движение, взаимодействие, масса».

Репродуктив-ный.

Индивидуа-льная работа по карточкам

Контрольно-измерительные материалы по теме «Движение, взаимодействие, масса»

Уметь применять полученные знания при решении задач

Контрольно-измерительные материалы по теме «Движение, взаимодействие, масса»

Повторить Гл. III

СИЛЫ ВОКРУГ НАС (10 часов)

24

1

29/11

Сила.

Проблемно-поисковый

Наглядные пособия, лабораторное оборудование: набор по механике

Знать/понимать смысл физической величины «сила»;

Учебник: § 19

Тетрадь-тренажер: с. 38-45

Задачник: с. 17-20

Электронное приложение

Учебник: § 19

Тетрадь-тренажер:

с. 38-45

Задачник: с. 17-20


25

2

1/12

Сила тяжести.

Информа-ционно-развивающий

Демонстрация свободного паде-ния тел, нагляд-ные пособия, справочная литература

Знать/понимать смысл закона всемирного тяготения, понятия «сила тяжести»

Учебник: § 20

Тетрадь-тренажер: с. 38-45

Задачник: с. 17-20

Электронное приложение

Учебник: § 20

Тетрадь-тренажер:

с. 38-45

Задачник: с. 17-20


1

2

3

4

5

6

7

8

26

3

6/12

Равнодействующая сила. Правило сложения сил.

Информа-ционно-развивающий

Демонстрация сложения сил; наглядные пособия, лабораторное оборудование: набор по механике

Уметь находить равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой

Учебник: § 21

Тетрадь-тренажер: с. 38-45

Задачник: с. 17-20

Электронное приложение

Учебник: § 21

Тетрадь-тренажер:

с. 38-45

Задачник: с. 17-20

27

4

8/12

Сила упругости.

Информа-ционно-развивающий

Демонстрация зависимости силы упругости от деформации пружины

Знать/понимать причины возникновения силы упругости и уметь вычислять ее

Учебник: § 22

Тетрадь-тренажер: с. 38-45

Задачник: с. 17-20

Электронное приложение

Учебник: § 22

Тетрадь-тренажер:

с. 38-45

Задачник: с. 17-20

28

5

13/12

Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр.

Информа-ционно-развивающий

Демонстрационные и лабораторные динамометры

Знать/понимать устройство и принцип действия динамометров

Учебник: § 23

Тетрадь-тренажер: с. 38-45

Задачник: с. 17-20

Электронное приложение

Учебник: § 23

Тетрадь-тренажер:

с. 38-45

Задачник: с. 17-20

29

6

15/12

Лабораторная работа № 6 «Градуировка динамометра. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение коэффициента упругости пружины»

Практикум

Лабораторное оборудование: набор пружин с различной жесткостью, набор грузов

Уметь градуировать шкалу измерительного прибора

Тетрадь-практикум: л/р № 15
Электронное приложение

Тетрадь-практикум: л/р № 15

30

7

20/12

Вес тела. Невесомость.

Информа-ционно-развивающий

Демонстрация невесомости и перегрузки, учебная литература

Знать/понимать различие между весом тела и силой тяжести; понимать, что вес тела - вели-чиина, зависящая от характера движения тела и расположения опоры

Учебник: § 25, 26*

Тетрадь-тренажер: с. 38-45

Задачник: с. 17-20

Электронное приложение

Учебник: § 25, 26*

Тетрадь-тренажер: с. 38-45

Задачник: с. 17-20

31

8

22/12

Сила трения.

Информа-ционно-развивающий

Демонстрация силы трения скольжения, силы трения покоя

Уметь описывать и объяснять явление трения, знать способы уменьшения и увеличения трения


Учебник: § 25: 26*.

Тетрадь-тренажер: с. 38-45.

Задачник: с. 17-20.

Электронное приложение

Учебник: § 25, 26 (конспект).

Тетрадь-тренажер: с. 38-45.

Задачник: с. 17-20.

1

2

3

4

5

6

7

8

32

9

27/12

Обобщающий урок по теме «Силы вокруг нас».

Репродуктив-ный

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература

Уметь применять полученные знания при решении задач

Тетрадь-тренажер: с. 38-45
Задачник: с. 17-20
Электронное приложение

Тетрадь-тренажер: с. 38-45
Задачник: с. 17-20

33

10

12/01

Контрольная работа № 3 по теме «Силы вокруг нас».

Репродуктив-ный.

Индивидуа-льная работа по карточкам

Контрольно-измерительные материалы по теме «Силы вокруг нас»

Уметь применять полученные знания при решении задач

Контрольно-измерительные материалы по теме «Силы вокруг нас»

Повторить Гл. IV

ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (10 часов)

34

1

17/01

Давление твердых тел.

Информа-ционно-развивающий

Демонстрация зависимости давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры

Знать/понимать смысл величины «давление»;

Учебник, § 27

Тетрадь-тренажер, с. 46-59

Задачник, с. 21-25

Электронное приложение

Учебник, § 27

Тетрадь-тренажер,

с. 46-59

Задачник, с. 21-25

35

2

19/01

Изменение давления.Способы увеличения и уменьшения давления.

Информа-ционно-развивающий

Знать/понимать, для чего и какими спосо-бами уменьшают или увеличивают давление

Учебник, § 28

Тетрадь-тренажер, с. 46-59

Задачник, с. 21-25

Электронное приложение

Учебник, § 28

Тетрадь-тренажер,

с. 46-59

Задачник, с. 21-25

36

3

23/01

Лабораторная работа № 7 «Определение давления эталона килограмма»

Информа-ционно-развивающий

Лабораторная работа по инструкции

Уметь оценивать дав-ление, оказываемое эталоном килограмма

Тетрадь-практикум, л/р № 18

Электронное приложение

Тетрадь-практикум, л/р № 18

37

4

26/01

Давления газов и жидкостей.

Информа-ционно-развивающий

Модель движения молекул наза

Знать / понимать чем вызвано давление, как изменится давление газа при его нагрева-нии и сжатии, как изме-ниться давление жид-кости с увеличением глубины

Учебник, § 29

Тетрадь-тренажер, с. 46-59

Задачник, с. 21-25

Электронное приложение

Учебник, § 29

Тетрадь-тренажер,

с. 46-59

Задачник, с. 21-25

38

5

31/01

. Закон Паскаля.

Информа-ционно-развивающий

Демонстрация явлений, объяс-няемых сущес-твованием давле-ния в жидкостях и газах. Демон-страция закона Паскаля

Уметь описывать и объяснять давление, создаваемое жидкостями и газами

Учебник, § 30

Тетрадь-тренажер, с. 46-59

Задачник, с. 21-25

Электронное приложение

Учебник, § 30

Тетрадь-тренажер,

с. 46-59

Задачник, с. 21-25

1

2

3

4

5

6

7

8

39

6

2/02

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Информа-ционно-развивающий

Сборники позна-вательных и раз-вивающих зада-ний по теме «Давление жидкостей и газов»

Уметь рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда

Учебник, § 31

Тетрадь-тренажер, с. 46-59

Задачник, с. 21-25

Электронное приложение

Учебник, § 31

Тетрадь-тренажер,

с. 46-59

Задачник, с. 21-25

40

7

7/02

Сообщающиеся сосуды.

Информа-ционно-развивающий

Демонстрация сообщающихся сосудов, модели фонтана; наглядные пособия

Уметь описывать и объяснять, почему однородная жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне; знать применение сообщающихся сосудов

Учебник, § 32

Тетрадь-тренажер, с. 46-59

Задачник, с. 21-25

Электронное приложение

Учебник, § 32

Тетрадь-тренажер,

с. 46-59

Задачник, с. 21-25

41

8

9/02

Использование давления в технических устройствах. Гидравлические машины.

Информа-ционно-развивающий

Демонстрация гидравлического пресса; наглядные пособия

Знать/понимать, что такое гидравлические машины и где они применяются

Учебник, § 33

Тетрадь-тренажер, с. 46-59

Задачник, с. 21-25

Электронное приложение

Учебник, § 33

Тетрадь-тренажер,

с. 46-59

Задачник, с. 21-25

42

9

14/02

Обобщающий урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Репродуктив-ный

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература

Уметь применять полученные знания при решении задач

Тетрадь-тренажер, с. 46-59

Задачник, с. 21-25

Электронное приложение

Тетрадь-тренажер,

с. 46-59

Задачник, с. 21-25

43

10

16/02

Контрольная работа № 4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Репродуктив-ный.

Индивидуа-льная работа по карточкам

Контрольно-измерительные материалы по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Уметь применять полученные знания при решении задач

Контрольно-измерительные материалы по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Повторить Гл. V

АТМОСФЕРА И АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ (4 часа)

44

1

21/02

Атмосфера Земли.Измерение атмосферного давления

Информа-ционно-развивающий

Демонстрация обнаружения атмосферного давления,

Уметь описывать и объяснять явление атмосферного давления.

Учебник, § 34

Тетрадь-тренажер, с. 60-67

Задачник, с. 26-31

Электронное приложение

Учебник, § 34

Тетрадь-тренажер, с. 60-67

Задачник, с. 26-31

1

2

3

4

5

6

7

8

45

2

28/02

Методы измерения давления. Опыт Торричелли.

Информа-ционно-развивающий

Демонстрация измерения атмо-сферного давле-ния барометром-анероидом

Уметь использовать барометры для изме-рения атмосферного давления

Учебник, § 35

Тетрадь-тренажер, с. 60-67

Задачник, с. 26-31

Электронное приложение

Учебник, § 35

Тетрадь-тренажер,

с. 60-67

Задачник, с. 26-31

46

3

28/02

Приборы для измерения давления. Решение задач.

Информа-ционно-развивающий

Демонстрация различных видов манометров

Знать/понимать устройство и прин-ципы действия мано-метров и барометров

Учебник, § 36

Тетрадь-тренажер, с. 60-67

Задачник, с. 26-31

Электронное приложение

Учебник, § 36

Тетрадь-тренажер,

с. 60-67

Задачник, с. 26-31

47

4

2/03

Контрольная работа «Атмосфера и атмосферное давление».

Репродуктив-ный.

Индивидуа-льная работа по карточкам

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература

Уметь применять полученные знания при решении задач

Тетрадь-экзаменатор: с. 36-41

Повторить Гл. VI

ЗАКОН АРХИМЕДА. ПЛАВАНИЕ ТЕЛ (6 часов)

48

1

7/03

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Проблемно-поисковый

Демонстрация наличия выталкивающей силы, направле-ние выталкиваю-щей силы.

Знать / понимать как называют силу, кото-рая выталкивает тела, которые погружены в жидкости и газы; чему равна архимедова сила

Учебник, § 37

Тетрадь-тренажер, с. 68-77

Задачник, с. 31-35

Электронное приложение

Учебник, § 37

Тетрадь-тренажер,

с. 68-77

Задачник, с. 31-3

49

2

14/03

Закон Архимеда.

Практикум

Лабораторная работа по инструкции

Уметь измерять на опыте выталкиваю-щую силу

Тетрадь-практикум: л/р № 22

Тетрадь-практикум: л/р № 22

50

3

16/03

Лабораторная работа № 8 «Измерение выталкивающей силы: действующей на пог-руженное в жидкость тело

Проблемно-поисковый

Демонстрация закона Архимеда

Знать/понимать смысл закона Архимеда

Учебник, § 38

Тетрадь-тренажер, с. 68-77

Задачник, с. 31-35

Электронное приложение

Учебник, § 38

Тетрадь-тренажер,

с. 68-77

Задачник, с. 31-35

51

4

21/03

Условие плавания тел. Воздухоплавание

Информа-ционно-развивающий

Демонстрация плавания тел из металла. Демонстрация плавания тел из металла; модели судов, наглядные пособия, учебная литература

Понимать принципы плавания тел. Понимать принципы воздухоплавания и плавания судов

Учебник, § 39

Тетрадь-тренажер, с. 68-77

Задачник, с. 31-35

Электронное приложение

Учебник, § 39

Тетрадь-тренажер,

с. 68-77

Задачник, с. 31-35

1

2

3

4

5

6

7

8

52

5

30/03

Обобщающий урок по теме «Закон Архимеда. Плавание тел».

Репродуктив-ный

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература

Уметь применять полученные знания при решении задач

Учебник, с. 102-103

Тетрадь-тренажер, с. 68-77

Задачник, с. 31-35

Электронное приложение

Учебник, с. 102-103

Тетрадь-тренажер,

с. 68-77

Задачник, с. 31-35


53

6

4/04

Контрольная работа № 5 по теме «Закон Архимеда. Плавание тел».

Репродуктив-ный.

Индивидуа-льная работа по карточкам

Контрольно-измерительные материалы по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Уметь применять полученные знания при решении задач

Тетрадь-экзаменатор, с. 42-49

Повторить Гл. VII

РАБОТА. МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (7 часов)

54

1

6/04

Механическая работа.

Информаци-онно-развивающий

Демонстрация механической работы

Знать/понимать смысл величины «работа»; уметь вычислять механи-ческую работу для простейших случаев

Учебник, § 40

Тетрадь-тренажер, с. 78-87

Задачник, с. 35-39

Электронное приложение

Учебник, § 40

Тетрадь-тренажер,

с. 78-87

Задачник, с. 35-39

55

2

11/04

Мощность.

Проблемно-поисковый

Дидактические материалы, наглядные пособия, справочная литература

Знать/понимать смысл величины «мощность»; уметь вычислять мощность для простейших случаев

Учебник, § 41

Тетрадь-тренажер, с. 78-87

Задачник, с. 35-39

Электронное приложение

Учебник, § 41

Тетрадь-тренажер,

с. 78-87

Задачник, с. 35-39

56

3

13/04

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Информаци-онно-развивающий

Демонстрация изменения энергии тела при совершении работы

Знать/понимать фи-зический смысл кине-тической и потенци-альной энергии, знать формулы для их вычисления

Учебник, § 42, 43

Тетрадь-тренажер, с. 78-87

Задачник, с. 35-39

Электронное приложение

Учебник, § 42, 43

Тетрадь-тренажер,

с. 78-87

Задачник, с. 35-39

57

4

18/04

Закон сохранения механической энергии.

Проблемно-поисковый

Демонстрация превращения механической энергии из одной формы в другую, различные виды маятников

Знать/понимать смысл закона сохранения механической энергии

Учебник, § 44

Тетрадь-тренажер, с. 78-87

Задачник, с. 35-39

Электронное приложение

Учебник, § 44

Тетрадь-тренажер,

с. 78-87

Задачник, с. 35-39

58


20/04

Решение задач по теме Работа.Мощность

Репродуктив-ный.


Сборники поз-навательных и развивающих за-даний по теме, справочная литература

Уметь применять полученные знания при решении задач

Учебник, § 45*, 46*

Тетрадь-тренажер, с. 78-87

Задачник, с. 35-39

Электронное приложение

1

2

3

4

5

6

7

8

59

5

25/04

Лабораторная работа № 9 «Изучение изменения потенциальной и кинетической энергии тела при движении тела по наклонной плоскости».

Практикум

Лабораторная работа по инструкции

Уметь определять из-менение потенциаль-ной и кинетической энергии шарика, дви-жущегося по наклон-ной плоскости

Тетрадь-практикум: л/р № 26

Тетрадь-практикум: л/р № 26

60

7

27/04

Контрольная работа № 6 по теме «Работа. Мощность. энергия».

Репродуктив-ный.

Индивидуа-льная работа по карточкам

Сборники позна-вательных и раз-вивающих зада-ний по теме, спра-вочная литература

Уметь применять полученные знания при решении задач

Тетрадь-экзаменатор, с. 50-57

Повторить Гл. VIII

ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» МЕХАНИКИ (7 часов)

61

1

4/05

Рычаг и наклонная плоскость.

Информаци-онно-развивающий

Демонстрация простых механи-змов; учебная литература. Демонстрация рычага

Знать виды простых механизмов и их применение

Учебник, § 47

Тетрадь-тренажер, с. 88-95

Задачник, с. 39-45

Электронное приложение

Учебник, § 47

Тетрадь-тренажер,

с. 88-95

Задачник, с. 39-45

62

2

11/05

Лабораторная работа № 10 «Проверка условия равновесия рычага»

Практикум

Лабораторная работа по инструкции

Уметь эксперимента-льно выяснять, при ка-ком соотношении сил и их плеч рычаг нахо-дится в равновесии

Тетрадь-практикум: л/р № 27
Электронное приложение

Тетрадь-практикум: л/р № 27

63

3

16/05

Блок и система блоков. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия

Информаци-онно-развивающий

Подвижные и не-подвижные бло-ки, полиспасты

Уметь объяснять, где и для чего применяются блоки

Учебник, § 48

Тетрадь-тренажер, с. 88-95

Задачник, с. 39-45

Электронное приложение

Учебник, § 48

Тетрадь-тренажер,

с. 88-95

Задачник, с. 39-45

64

4

------

«Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Информаци-онно-развивающий, частично-поисковый

Лабораторное оборудование: наборы по механике

Знать/понимать смысл «золотого правила механики».

Знать/понимать смысл КПД, уметь вычислять КПД простых механизмов

Учебник, § 49, 50

Тетрадь-тренажер, с. 88-95

Задачник, с. 39-45

Электронное приложение

Учебник, § 49, 50

Тетрадь-тренажер, с. 88-95

Задачник, с. 39-45

1

2

3

4

5

6

7

8

65

5

18/05

Лабораторная работа № 11 «Определение коэффициента полезного действия наклонной плоскости».

Практикум

Лабораторное оборудование: наборы по механике

Знать/понимать смысл КПД, уметь вычислять КПД простых механизмов

Тетрадь-практикум, л/р № 28

Тетрадь-практикум, л/р № 28

66

6

-----

Решение задач.

Репродуктив-ный

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература

Уметь применять полученные знания при решении задач

Учебник, с. 130-131

Тетрадь-тренажер, с. 88-95

Задачник, с. 39-45

Электронное приложение

Учебник, с. 130-131

Тетрадь-тренажер,

с. 88-95

Задачник, с. 39-45

67

7

23/5

Контрольная работа № 7 по теме «Простые механизмы. «Золотое правило» механики».

Репродуктив-ный.

Индивидуа-льная работа по карточкам

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература

Уметь применять полученные знания при решении задач

Тетрадь-экзаменатор, с. 58-63

Повторить

ПОВТОРЕНИЕ (1 час)

68


-------

Итоговый урок.

Репродуктив-ный

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература

Уметь применять полученные знания при решении задач

Тетрадь-экзаменатор, с. 64-75

-





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Перечень изданий учебно-методических комплектов «Сферы» по физике для основной школы


7 класс

  • Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю. А.

  • Физика. 7 класс. Электронное приложение к учебнику авторов Белаги В. В., Ломаченкова И. А., Панебратцева Ю. А.

  • Физика. Тетрадь-тренажёр. 7 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Авт. Артеменков Д.А., Белага В.В., Воронцова Н.И. и др. под ред. Панебратцева Ю.А.

  • Физика. Тетрадь-практикум. 7 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Авт. Артеменков Д.А., Белага В.В., Воронцова Н.И. и др. под ред. Панебратцева Ю.А.

  • Физика. Тетрадь-экзаменатор. 7 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Авт. Жумаев В.В. под ред. Панебратцева Ю.А.

  • Физика. Задачник. 7 класс: пособие для общеобразовательных учреждений . Авт. Артеменков Д.А., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А под ред. Панебратцева Ю.А.

  • Физика. Поурочное тематическое планирование. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авт. Артеменков Д. А., Воронцова Н. И.

  • Физика. Поурочные методические рекомендации. 7 класс. Авт. Дюндин А. В., Кислякова Е. В.


8 класс

  • Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю. А.

  • Физика. 8 класс. Электронное приложение к учебнику авторов Белаги В. В., Ломаченкова И. А., Панебратцева Ю. А.

  • Физика. Тетрадь-тренажёр. 7 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Авт. Артеменков Д.А., Белага В.В., Воронцова Н.И. и др. под ред. Панебратцева Ю.А.

  • Физика. Тетрадь-практикум. 8 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Авт. Артеменков Д.А., Белага В.В., Воронцова Н.И. и др. под ред. Панебратцева Ю.А.

  • Физика. Тетрадь-экзаменатор. 8 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Авт. Жумаев В.В. под ред. Панебратцева Ю.А.

  • Физика. Задачник.8 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Авт. Артеменков Д.А., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А под ред. Панебратцева Ю.А.

  • Физика. Поурочное тематическое планирование. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авт. Артеменков Д. А., Воронцова Н. И.

9 класс

  • Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю. А.

  • Физика. 9 класс. Электронное приложение к учебнику авторов Белаги В. В., Ломаченкова И. А., Панебратцева Ю. А.

  • Физика. Тетрадь-тренажёр. 9 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Авт. Артеменков Д.А., Белага В.В., Воронцова Н.И. и др. под ред. Панебратцева Ю.А.

  • Физика. Тетрадь-практикум. 9 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Авт. Артеменков Д.А., Белага В.В., Воронцова Н.И. и др. под ред. Панебратцева Ю.А.

  • Физика. Тетрадь-экзаменатор. 9 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Авт. Жумаев В.В. под ред. Панебратцева Ю.А.

  • Физика. Задачник. 9 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Авт. Артеменков Д.А., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А под ред. Панебратцева Ю.А.

  • Физика. Поурочное тематическое планирование. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авт. Артеменков Д. А., Воронцова Н. И.

Сайт Интернет-поддержки УМК «Сферы» spheres.ru

Рекомендации по оснащению кабинета физики в основной школе для обеспечения учебного процесса

Для обучения учащихся основной школы в соответствии с примерными программами необходима реализация деятельностного подхода. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть обязательно оснащён полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования по физике для основной школы.

Демонстрационное оборудование должно обеспечивать возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включённых в примерную программу основной школы. Система демонстрационных опытов при изучении физики в основной школе предполагает использование как классических аналоговых измерительных приборов, так и современных цифровых средств измерений.

Использование лабораторного оборудования в форме тематических комплектов позволяет организовать выполнение фронтального эксперимента с прямым доступом учащихся к ним в любой момент времени. Это достигается путём их хранения в шкафах, расположенных вдоль задней или боковой стены кабинета, или использования специальных лабораторных столов с выдвижными ящиками.

Использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике способствует:

  • формированию такого важного общеучебного умения, как подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования;

  • проведению экспериментальной работы на любом этапе урока;

  • уменьшению трудовых затрат учителя при подготовке к урокам.

Снабжение кабинета физики электричеством и водой должно быть выполнено с соблюдением правил техники безопасности. К лабораторным столам, неподвижно закреплённым на полу кабинета, специалистами подводится переменное напряжение 42 В от щита комплекта электроснабжения, мощность которого выбирается в зависимости от числа столов в кабинете.

К демонстрационному столу от щита комплекта электроснабжения должно быть подведено напряжение 42 и 220 В. В торце демонстрационного стола размещается тумба с раковиной и краном. Одно полотно доски в кабинете физики должно иметь стальную поверхность.

В кабинете физики необходимо иметь:

  • противопожарный инвентарь и аптечку с набором перевязочных средств и медикаментов;

  • инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

На фронтальной стене кабинета размещаются таблицы со шкалой электромагнитных волн, таблица приставок и единиц СИ.

В зависимости от имеющегося в кабинете типа проекционного оборудования он должен быть оборудован системой полного или частичного затемнения. Кабинет физики должен иметь специальную смежную комнату - лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов. Кабинет физики, кроме лабораторного и демонстрационного оборудования, должен быть также оснащён:

  • комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедийным проектором и интерактивной доской;

  • учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами, руководствами по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования);

  • картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ;

  • комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики, портретами выдающихся физиков.








































































© 2010-2022