Урок «Работа и мощность тока»

Конспект урока по физике для учащихся 8класса по теме «Работа и мощность электрического тока». Приложения: опорный конспект по теме + лист контроля. Тип проведения урока - урок изучения нового материала. Методы проведения урока - словесные (вопросно-ответный и проблемно-поисковый) и практические (решение задач). Формы обучения на уроке - коллективная работа (фронтальный опрос), индивидуальная работа (выполнение заданий у доски), работа в парах (лист контроля) с последующей взаимопроверкой. Объяс...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 50

ТЕМА: «Работа и мощность электрического тока»

Цели урока: познакомить учащихся с физическими величинами: работа и мощность тока; помочь усвоить формулы, позволяющие определить эти величины на уровне понимания; познакомить с единицами измерения работы и мощности тока. Научить применять знания о работе и мощности тока к объяснению и анализу явлений окружающего мира, применять знания о работе и мощности тока к объяснению работы бытовых приборов.

Задачи урока:

Общеобразовательные: сформировать понятие работы и мощности электрического тока, выяснить от чего зависят эти величины; обосновать связь между работой и мощностью электрического тока и внесистемной единицей работы (кВтч); познакомить учащихся с методами измерения работы и мощности тока, с приемами применения полученных знаний при работе с электрическими приборами; создать научное представление о работе и мощности тока как о физической величине, показать связь с жизнью и практическую направленность изучаемого материала.

Развивающие: работать над формированием умений делать логические заключения на основе анализа уже известных связей; развивать физическое мышление учащихся, их творческие способности, умение самостоятельно формулировать выводы.

Воспитательные: воспитывать познавательную потребность и интерес к предмету, к учебе, воспитывать инициативу, творческое отношение, воспитывать добросовестное отношение к учебе; вырабатывать умение слушать и быть услышанным; прививать культуру умственного труда.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: словесные (вопросно-ответный, проблемно-поисковый), практические (решение задач)

Формы обучения: фронтальный опрос, индивидуальная работа, взаимопроверка.

Оборудование: доска, ОК, карточки с задачами, ПК, экран, мультимедийная презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Мотивирование и позитивный настрой учащихся на урок.

  1. Анализ самостоятельной работы

Проанализировать результаты самостоятельной работы. Остановиться на наиболее характерных ошибках. Возможно, разобрать решение некоторых задач.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся

  1. (Слайд № 1) Заполните таблицу. Лист контроля - задание № 1.

  2. (Слайд № 2) Запишите формулы в соответствии с видом соединения проводников.

Лист контроля - задание № 2.

Я еще не устала удивляться (Слайд № 3)

Чудесам, что есть на земле,-

Телевизору, голосу раций,

Вентилятору на столе,

Как придумать могли такое,

Что пластинка песню поет,

Что на кнопку нажмешь рукою -

И средь ночи день настает?

Я вверяю себя трамваю,

Я гляжу на экран кино.

Эту технику понимая,

Изумляюсь ей все равно.

Ток по проволоке струится,

Спутник ходит по небесам!..

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам. В. Шефнер «Техника»

Во всех этих случаях электрический ток совершает работу. (Слайд № 4). Сколько полезной работы совершает ток! А что такое «работа тока»? Какова его мощность? Давайте попробуем добраться до истины вместе!

Итак, цель нашего сегодняшнего урока - познакомиться с физическими величинами: работа и мощность тока; усвоить формулы, позволяющие определить эти величины, узнать от чего зависит работа и мощность тока. В рабочих тетрадях запишите, пожалуйста, число, тему урока «Работа и мощность электрического тока» (Слайд № 5).

  1. Изучение нового материала

1. Создание проблемной ситуации.

Давайте подумаем: от чего зависит работа тока? (Учащиеся высказывают свои предположения, если они есть.)

На доске нарисована схема электрической цепи.

Урок «Работа и мощность тока»

2. Изменяя сопротивление реостата, учитель акцентирует внимание на разном свечении лампочки. И чем ярче светит лампочка, тем больше в ней выделяется энергии, и, следовательно, тем большую работу совершает электрический ток.

Учитель на доске записывает: «Работа электрического тока зависит от: …»

По опыту можно качественно установить, что: работа электрического тока пропорциональна силе тока, напряжению и времени прохождения тока.

То есть: A = I * U * t

Единица измерения работы: Джоуль (Дж)

1 Джоуль = 1 Вольт * 1 Ампер * 1 секунду
1 Дж = 1 В * 1А * 1с

Единицы работы, кратные Джоулю: гектоджоуль, килоджоуль, мегаджоуль.

3. Работа в парах

(Слайд № 6) Выразите в Джоулях работу. Лист контроля - задание № 3.

4. (Слайд № 7) Для того чтобы измерить работу тока в цепи, нужны следующие приборы:

а) Вольтметр
б) Амперметр
в) Часы (прибор для измерения времени) (в любой квартире - счётчик).

Демонстрация. Учитель демонстрирует модель счетчика электрической энергии и поясняет принцип его работы. При прохождении тока через счетчик внутри него начинает вращаться легкий алюминиевый диск. Скорость его вращения пропорциональна силе тока и напряжению. Поэтому по числу оборотов, сделанных за определенное время, можно судить о работе, совершенной током.

5. Учитель напоминает ученикам, что такое мощность.

Мощность численно равна работе совершённой в единицу времени.

Урок «Работа и мощность тока»

Единица измерения мощности: Ватт (Вт)

1 Ватт = 1 Вольт * 1 Ампер
1Вт = 1В * 1А

Единицы мощности, кратные Ватту: гектоватт, киловатт, мегаватт.

6. Работа в парах

(Слайд № 8) Выразите в Ваттах мощность. Лист контроля - задание № 4.

Физкультминутка

7. (Слайд № 9) Таким образом, для измерения мощности необходимо два прибора: амперметр и вольтметр. Специальный прибор для измерения мощности тока - ваттметр.

8. Работа с учебником. Стр.120.Таблица 9. «Мощности различных электрических устройств, кВт». Рассмотрите таблицу и сравните мощности устройств, применяемых в быту, технике, на производстве. Задание: По таблице назовите мощность некоторых источников и потребителей, например, минимальную и максимальную мощности.

8. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике (Слайд № 10)

В каких единицах выражается работа тока, которую записывают по показаниям счетчика? Дело в том, что работа тока связана с мощностью электрических приборов, которые мы используем в быту. Практически на всех электроприборах, используемых в быту и технике, в техническом паспорте указывается мощность тока, на которую они рассчитаны. Зная мощность, легко можно определить работу тока за заданный промежуток времени: A =P∙t. Тогда 1Дж = 1Вт ∙ с.

Однако эту единицу работы неудобно использовать на практике, так как в потребителях электроэнергии ток производит работу в течение длительного времени, например в бытовых приборах - в течение нескольких часов, в электропоездах - даже в течение нескольких суток. Поэтому на практике, вычисляя работу тока, удобнее время выражать в часах, а работу не в джоулях, а в других единицах: ватт ∙ час (Вт ∙ ч) и кратных им единицах.

1 Вт · ч = 3 600Дж

1 г Вт · ч = 100 Вт · ч = 360 000 Дж

1 к Вт · ч = 1 000 Вт · ч = 3 600 000 Дж

Y. Первичное закрепление материала (работа в парах)

Урок «Работа и мощность тока»

9. Энергосбережение. Самые мощные бытовые приборы - электронагревательные. Действительно, чем больше мощность прибора, тем большую работу он совершает за единицу времени, тем больше электрической энергии он расходует, тем дороже обойдется потребителю его использование. Современную цивилизацию невозможно представить без потребления электрической энергии, т.к. она легко превращается в другие виды энергии. При пользовании электроприборами нужно соблюдать правила техники безопасности и правила эксплуатации прибора. Эти правила изложены в паспорте прибора. Электрическая энергия не дается даром. Для ее производства работают многочисленные электростанции. В их топках сгорает ценное топливо, запасы которого очень медленно возобновляются или не возобновляются вообще. Вот почему так важно беречь электроэнергию и не тратить ее впустую. Ученые и инженеры создают электроприборы нового поколения с малым потреблением электроэнергии, изобретают энергосберегающие производственные технологии. И вы можете внести свою лепту в это важное дело, нужно только бережно и в соответствии с правилами пользоваться электрическими помощниками.

  1. Решение задач

Рассчитайте, сколько стоит электроэнергия, израсходованная на работу электрического утюга за 2 часа? Сила тока 4 А, напряжение 220 В, тариф - 2р 22 коп. за 1кВтч. (учитель показывает решение)

  1. Итоги урока

Подведем итог нашей работе. Ответьте на вопросы, используя ОК: Чему равна работа электрического тока на участке цепи? Единицы измерения работа? Чему равна мощность электрического тока? Единицы измерения мощности? Зачем в наших квартирах находятся счетчики? Как называются приборы для измерения мощности электрического тока? Как называют прибор, который мы используем в быту для определения израсходованной электрической энергии, а значит, для определения работы тока?

  1. Домашнее задание

$ 50 - 52; записать примеры решения задач (на доске)

Дополнительное творческое задание. (Слайд № 11). Рассмотрите дома электросчетчик. Запишите его показания за сутки. Рассчитайте энергию, израсходованную за день, и её стоимость. В течение следующего дня попытайтесь экономить энергию: не оставляйте включенным свет, телевизор и другие приборы, которыми вы не пользуетесь в данный момент. Определите с помощью счетчика, сколько энергии удалось сэкономить. Вычислите стоимость сэкономленной энергии.



© 2010-2022