Разработка урока: Вода (об уникальном веществе нашей Земли) (10класс)

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока: Вода (об уникальном веществе нашей Земли) (10класс)Разработка урока: Вода (об уникальном веществе нашей Земли) (10класс)Разработка урока: Вода (об уникальном веществе нашей Земли) (10класс)Разработка урока: Вода (об уникальном веществе нашей Земли) (10класс)Разработка урока: Вода (об уникальном веществе нашей Земли) (10класс)Разработка урока: Вода (об уникальном веществе нашей Земли) (10класс)

«Вода»

Фрагмент интегрированного урока по физике, химии, биологии с использованием здоровье-сберегающих направлений

Цели:

образовательные : - активизировать знания о строении и физических свойствах воды.

- раскрыть взаимосвязь физических свойств с биологическими функциями воды.

- ознакомить учащихся с уникальными свойствами воды.

- дать практические советы о нормах употребления воды, качеств воды.

развивающие : - развивать умение мыслить.

- развивать умение вести диалог с учителями на равных.

- развивать речь ученика.

- развивать умение делать выводы, ассоциации.

воспитательные : - воспитать у учащихся уверенность в себе.

- воспитывать дух познания.

- воспитывать веру в себя.

- воспитывать бережное отношение к воде.

- воспитывать экологическое мышление.

Тип урока : - урок обобщения и систематизации знаний.

Методы : - диалог частично - поисковый,

экспериментальный.

Оборудование : - фрагменты видеофильма «Вода», слайд-

презентация «Физические свойства воды»,

таблица физических свойств воды,

смайлики для рейтингового оценивания

учеников.



Организационная часть урока

( активация опорных знаний; мотивация )

1. Настрой на позитив, создание доверительной атмосферы .

Урок проходит в виде беседы, диалога с детьми.

2.О воде мы знаем достаточно много. Возникает вопрос: зачем нам нужно ещё расширять свои познания об этом веществе?

- чтобы обобщить знания по физике, химии, биологии.

- проблема чистой воды очень актуальна в наше время.

- нужно уметь обращаться с водой.





Ход урока:

Ребята, вы сегодня много говорили о воде, разбирали её особенности и свойства. Сейчас мы продолжим этот разговор и посмотрим на воду как на вещество из всего многообразия веществ, которые существуют на нашей планете.

Вода - это вещество уникальное : именно ей мы должны быть благодарны за то, что есть жизнь.

Просмотр фрагмента из научно-публицистичного фильма «Вода»…. закончить фразой, что о воде мы ничего не знаем.

это конечно преувеличение и теперь давайте разложим наши знания «по полочкам», что поможет сделать выводы и составить таблицу.

1. Итак, молекула воды Н2О состоит из двух атомов Н и одного атома О , соединенных ковалентной связью.

В результате любые две соседние молекулы притягиваются друг к другу. ( Силы электростатического взаимодействия)

Возникает водородная связь.

Она в 15-20 раз слабее ковалентной, поэтому часто разрывается и образуется вновь, что обеспечивает текучесть воды, она принимает форму сосуда в который ее налили и в то же время упругость, не сжимаемость, сохранение объема (ковалентные связи), что помогает для

амортизации при механических состояниях, уменьшает

силу трения( смазка) в суставах, определяет объем и внутриклеточное давление ( тургор).

Разработка урока: Вода (об уникальном веществе нашей Земли) (10класс)

(выводы делают учащиеся и составляют таблицу на доске и в тетрадях)

Свойства воды

Несжимаемая

Упругая

Сохраняет объём

На что влияет

1)определяет объем клетки

2)упругость тканей

3)внутриклеточное давление(тургор)

Функции

1)Уменьшение силы трения.

2)Ароматизация.

3)Держит форму предмета.

2 Нам уже напомнили при просмотре фильма, что вода - это единственное вещество на Земле, которое мы наблюдаем в трех состояниях ( твердом, жидком и газообразном) .

Разработка урока: Вода (об уникальном веществе нашей Земли) (10класс)

При нормальных условиях- это жидкость ( вода), которая отлично выполняет очень важную функцию: транспортировка различных соединений в живых организмах.



Свойства

Три состояния (вода!)

На что влияет

Обмен веществ

Функция

Транспортировка веществ по организму с помощью крови, лимфы, внутритканевой жидкости

3 Ещё одна уникальность, уже третья!

Разработка урока: Вода (об уникальном веществе нашей Земли) (10класс)

У всех веществ максимальная плотность в твердом состоянии. А у воды в жидком! 1000кг/Разработка урока: Вода (об уникальном веществе нашей Земли) (10класс)> 900 кг/ Разработка урока: Вода (об уникальном веществе нашей Земли) (10класс) .

А ведь это помогает выживать обитателем водоемов зимой.

Разработка урока: Вода (об уникальном веществе нашей Земли) (10класс)< Разработка урока: Вода (об уникальном веществе нашей Земли) (10класс)

Лед плавает на поверхности воды и водоемы не промерзают.

Защитная функция для обитателей водоёмов.

4 В природе огромную роль играет поверхностное натяжение! Интересно смотреть на натяжение воды, на то , что не « проваливаются» в воду «ряска», жук-плавунец, водомерка, но ведь самая большая польза этого свойства -это питание растений . Как вода умудряется преодолеть силу земного притяжения? Подняться на поверхность земли и даже на макушки деревьев, чтоб наполнить каждый листочек, который даёт кислород и обеспечивает нас качественным воздухом? В этом ей помогают тончайшие трубочки - капиляры, которые находятся внутри каждого растения, дерева, внутри земли.

σ - коэффициент поверхностного натяжения(показатель этого свойства), у воды он самый большой из всех жидкостей ≈0.07 н/м. Найдите и сравните в таблице.( 0.02 керосин) получаем внушительную высоту подъема)

H= Разработка урока: Вода (об уникальном веществе нашей Земли) (10класс)

Свойство

Большое

поверхностное

натяжения

На что влияет

Обитание растений и живых организмов на поверхности

Функция

Транспортировка воды по сосудам растений

5 И в заключении предлагаю рассмотреть такие свойства на теплопроводность и теплоёмкость.

Разработка урока: Вода (об уникальном веществе нашей Земли) (10класс)



Теплоемкость опять самая большая из всех жидкостей 4200 Дж/кг К (2100 спирт)

Именно поэтому зимой намного теплее находиться у моря , чем вдали от него . Теплоемкость - емкость тепла., которая запасается в воде. А наш организм на 55-80% состоит из воды и это (еще одно!) уникальное свойство воды предотвращает резкие изменения температуры в клетках и организме в целом ,даже при резких изменениях температуры окружающей среды. А теплопроводность обеспечивает равномерное распределение тепла по организму.

Нет необходимости кутаться от холода, а лучше вспомнить о закаливании, в котором опять помогает вода.

При охлаждении тела теплоемкость помогает поддержать тепло; при перегреве , часть воды(!) испаряется и тело человека или животного охлаждается - это свойство работает до Разработка урока: Вода (об уникальном веществе нашей Земли) (10класс) , а на Земле такой высокой Разработка урока: Вода (об уникальном веществе нашей Земли) (10класс) не бывает.



Свойство

Теплоемкость

теплопроводность

На что влияет

Постоянство температуры тела человека

Функции

Защита организма от перегрева и переохлаждения

( возможность существовать на планете)

Равномерное распределение тепла по тканям организма.

Основной вывод урока:

Необходимо достаточное количество воды для любого живого организма!!!

«Фрагмент видеофильма» (2 мин)

(благодарность воде)





Надеюсь, все согласятся со мной, что мы должны быть очень благодарны воде за ее существовании и за то, что она помогает нам существовать на планете Земля.

Сегодня мы пришли к выводу, что вода действительно очень хороший помощник для жизни и здоровья.

Но хочу обратить ваше внимание, что для лучшего эффекта необходима чистая (родниковая), ту что создала природа.

Дойдя к нам по трубам, вода испытала множество ударов, сохранила в памяти массу негатива и здесь никакая очистка и фильтр не помогут. Необходим «ремонт структурной решетки воды».

Существует гипотеза, что это восстановление происходит в переломный момент перехода воды из одного состояния в другое; например: лёд - вода(талая), т.е. пить лучше талую воду(структурированную).



Напоследок предлагаю провести « открытый микрофон».

Что ты взял с этого урока для себя?

  1. Вода - жизнь, источник жизни.

  2. Вода - бумеранг.

  3. Вода - здоровье.

  4. Вода - основа жизни.

  5. Вода - молодость

( Оценивание на уроке по количеству набранных смайликов в процессе диалога-беседы и заполнения таблицы)

Д/з

Какие проблемы воды вы хотели бы еще поднять?( составить таблицу вопросов и предложений )

В заключении, как итог урока, предлагается учащимся

составить сенкан о воде. Предварительно объяснив правила составления.

1 строка - слово-тема(существительное). П=р: вода

2 строка - 2 прилагательных.( Всемогущая, жизненно важная.)

3 строка - слова, определяющие действия.( может создать, разрушать)

4 строка - Фраза о воде

5 строка - слово - синоним темы.

Например :

Вода

Всемогущая, добрая

Растит, рождает, кормит

Основа нашей Земли

Жизнь





© 2010-2022