- Преподавателю
- Физика
- Разработка урока: Вода (об уникальном веществе нашей Земли) (10класс)
Разработка урока: Вода (об уникальном веществе нашей Земли) (10класс)
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Выщепан А.В. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Вода»
Фрагмент интегрированного урока по физике, химии, биологии с использованием здоровье-сберегающих направлений
Цели:
образовательные : - активизировать знания о строении и физических свойствах воды.
- раскрыть взаимосвязь физических свойств с биологическими функциями воды.
- ознакомить учащихся с уникальными свойствами воды.
- дать практические советы о нормах употребления воды, качеств воды.
развивающие : - развивать умение мыслить.
- развивать умение вести диалог с учителями на равных.
- развивать речь ученика.
- развивать умение делать выводы, ассоциации.
воспитательные : - воспитать у учащихся уверенность в себе.
- воспитывать дух познания.
- воспитывать веру в себя.
- воспитывать бережное отношение к воде.
- воспитывать экологическое мышление.
Тип урока : - урок обобщения и систематизации знаний.
Методы : - диалог частично - поисковый,
экспериментальный.
Оборудование : - фрагменты видеофильма «Вода», слайд-
презентация «Физические свойства воды»,
таблица физических свойств воды,
смайлики для рейтингового оценивания
учеников.
Организационная часть урока
( активация опорных знаний; мотивация )
1. Настрой на позитив, создание доверительной атмосферы .
Урок проходит в виде беседы, диалога с детьми.
2.О воде мы знаем достаточно много. Возникает вопрос: зачем нам нужно ещё расширять свои познания об этом веществе?
- чтобы обобщить знания по физике, химии, биологии.
- проблема чистой воды очень актуальна в наше время.
- нужно уметь обращаться с водой.
Ход урока:
Ребята, вы сегодня много говорили о воде, разбирали её особенности и свойства. Сейчас мы продолжим этот разговор и посмотрим на воду как на вещество из всего многообразия веществ, которые существуют на нашей планете.
Вода - это вещество уникальное : именно ей мы должны быть благодарны за то, что есть жизнь.
Просмотр фрагмента из научно-публицистичного фильма «Вода»…. закончить фразой, что о воде мы ничего не знаем.
это конечно преувеличение и теперь давайте разложим наши знания «по полочкам», что поможет сделать выводы и составить таблицу.
1. Итак, молекула воды Н2О состоит из двух атомов Н и одного атома О , соединенных ковалентной связью.
В результате любые две соседние молекулы притягиваются друг к другу. ( Силы электростатического взаимодействия)
Возникает водородная связь.
Она в 15-20 раз слабее ковалентной, поэтому часто разрывается и образуется вновь, что обеспечивает текучесть воды, она принимает форму сосуда в который ее налили и в то же время упругость, не сжимаемость, сохранение объема (ковалентные связи), что помогает для
амортизации при механических состояниях, уменьшает
силу трения( смазка) в суставах, определяет объем и внутриклеточное давление ( тургор).
(выводы делают учащиеся и составляют таблицу на доске и в тетрадях)
Свойства воды
Несжимаемая
Упругая
Сохраняет объём
На что влияет
1)определяет объем клетки
2)упругость тканей
3)внутриклеточное давление(тургор)
Функции
1)Уменьшение силы трения.
2)Ароматизация.
3)Держит форму предмета.
2 Нам уже напомнили при просмотре фильма, что вода - это единственное вещество на Земле, которое мы наблюдаем в трех состояниях ( твердом, жидком и газообразном) .
При нормальных условиях- это жидкость ( вода), которая отлично выполняет очень важную функцию: транспортировка различных соединений в живых организмах.
Свойства
Три состояния (вода!)
На что влияет
Обмен веществ
Функция
Транспортировка веществ по организму с помощью крови, лимфы, внутритканевой жидкости
3 Ещё одна уникальность, уже третья!
У всех веществ максимальная плотность в твердом состоянии. А у воды в жидком! 1000кг/> 900 кг/ .
А ведь это помогает выживать обитателем водоемов зимой.
<
Лед плавает на поверхности воды и водоемы не промерзают.
Защитная функция для обитателей водоёмов.
4 В природе огромную роль играет поверхностное натяжение! Интересно смотреть на натяжение воды, на то , что не « проваливаются» в воду «ряска», жук-плавунец, водомерка, но ведь самая большая польза этого свойства -это питание растений . Как вода умудряется преодолеть силу земного притяжения? Подняться на поверхность земли и даже на макушки деревьев, чтоб наполнить каждый листочек, который даёт кислород и обеспечивает нас качественным воздухом? В этом ей помогают тончайшие трубочки - капиляры, которые находятся внутри каждого растения, дерева, внутри земли.
σ - коэффициент поверхностного натяжения(показатель этого свойства), у воды он самый большой из всех жидкостей ≈0.07 н/м. Найдите и сравните в таблице.( 0.02 керосин) получаем внушительную высоту подъема)
H=
Свойство
Большое
поверхностное
натяжения
На что влияет
Обитание растений и живых организмов на поверхности
Функция
Транспортировка воды по сосудам растений
5 И в заключении предлагаю рассмотреть такие свойства на теплопроводность и теплоёмкость.
Теплоемкость опять самая большая из всех жидкостей 4200 Дж/кг К (2100 спирт)
Именно поэтому зимой намного теплее находиться у моря , чем вдали от него . Теплоемкость - емкость тепла., которая запасается в воде. А наш организм на 55-80% состоит из воды и это (еще одно!) уникальное свойство воды предотвращает резкие изменения температуры в клетках и организме в целом ,даже при резких изменениях температуры окружающей среды. А теплопроводность обеспечивает равномерное распределение тепла по организму.
Нет необходимости кутаться от холода, а лучше вспомнить о закаливании, в котором опять помогает вода.
При охлаждении тела теплоемкость помогает поддержать тепло; при перегреве , часть воды(!) испаряется и тело человека или животного охлаждается - это свойство работает до , а на Земле такой высокой не бывает.
Свойство
Теплоемкость
теплопроводность
На что влияет
Постоянство температуры тела человека
Функции
Защита организма от перегрева и переохлаждения
( возможность существовать на планете)
Равномерное распределение тепла по тканям организма.
Основной вывод урока:
Необходимо достаточное количество воды для любого живого организма!!!
«Фрагмент видеофильма» (2 мин)
(благодарность воде)
Надеюсь, все согласятся со мной, что мы должны быть очень благодарны воде за ее существовании и за то, что она помогает нам существовать на планете Земля.
Сегодня мы пришли к выводу, что вода действительно очень хороший помощник для жизни и здоровья.
Но хочу обратить ваше внимание, что для лучшего эффекта необходима чистая (родниковая), ту что создала природа.
Дойдя к нам по трубам, вода испытала множество ударов, сохранила в памяти массу негатива и здесь никакая очистка и фильтр не помогут. Необходим «ремонт структурной решетки воды».
Существует гипотеза, что это восстановление происходит в переломный момент перехода воды из одного состояния в другое; например: лёд - вода(талая), т.е. пить лучше талую воду(структурированную).
Напоследок предлагаю провести « открытый микрофон».
Что ты взял с этого урока для себя?
-
Вода - жизнь, источник жизни.
-
Вода - бумеранг.
-
Вода - здоровье.
-
Вода - основа жизни.
-
Вода - молодость
( Оценивание на уроке по количеству набранных смайликов в процессе диалога-беседы и заполнения таблицы)
Д/з
Какие проблемы воды вы хотели бы еще поднять?( составить таблицу вопросов и предложений )
В заключении, как итог урока, предлагается учащимся
составить сенкан о воде. Предварительно объяснив правила составления.
1 строка - слово-тема(существительное). П=р: вода
2 строка - 2 прилагательных.( Всемогущая, жизненно важная.)
3 строка - слова, определяющие действия.( может создать, разрушать)
4 строка - Фраза о воде
5 строка - слово - синоним темы.
Например :
Вода
Всемогущая, добрая
Растит, рождает, кормит
Основа нашей Земли
Жизнь