• Преподавателю
  • Физика
  • Проект по физике на тему: Влажность воздуха и ее значение для жизнедеятельности человека

Проект по физике на тему: Влажность воздуха и ее значение для жизнедеятельности человека

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влажность воздуха и ее значение для жизнедеятельности человека

Паршикова Екатерина, учащаяся 9 - а класса

МОУ «Красноярская СОШ №1 имени В.В. Гусева»,

п. Красный Яр Жирновского района

Волгоградской области.

Оглавление:

1. Введение.

2. Что такое влажность воздуха.

3. Влияние недостаточной влажности воздуха на организм человека и окружающие

предметы.

4. Влияние повышенной влажности на организм человека.

5. Соответствие влажности воздуха в нашей школе оптимальным параметрам.

6. Рекомендации по повышению влажности воздуха в помещениях в зимний

период.

7. Список литературы.

1. Сегодня практически каждый человек ежедневно сталкивается с прогнозом погоды. Мы его можем услышать по радио, телевидению и просто посмотреть на популярных сайтах гисметео или рп 5. Делаем мы это для того, чтобы узнать, какая погода нас сегодня ждет. Одеться теплее, взять зонт, или, по возможности, просто не выходить из дома. Одних интересует только температура, другие же могут обратить внимание на ветер, еще меньшее количество людей заинтересуется атмосферным давлением. И уж давайте признаемся честно, вряд ли кого-нибудь из нас заинтересует такой параметр погоды, как влажность. А вот и зря, ведь влажность воздуха имеет очень большое значение для нормальной жизнедеятельности человека.

Целью моей работы было выявить влияние влажности воздуха в зимний период времени на микроклимат в помещениях.

Объектом исследования явились помещения нашей школы. Это учебные кабинеты физики, информатики, химии, биологии, кабинет №12, библиотека, учительская, туалетная комната и спортивный зал.

2. Что же такое влажность воздуха?

Наш земной шар на 2/3 состоит из воды. Вода имеет способность испаряться, то есть переходить в газообразное состояние при любой температуре. Наряду с испарение происходит конденсация водяного пара. Таким образом, в природе существует известный нам круговорот воды. ( Транспирация- это испарение влаги растениями.) Водяной пар в воздухе не является насыщенным, атмосфера- это «открытый сосуд», где нет равенства между числом испарившихся и числом вернувшихся в жидкость молекул. Перемещение воздушных масс приводит к тому, что в одних местах нашей планеты на данный момент испарение воды преобладает над конденсацией, а других наоборот - преобладает конденсация. Так вот, содержание водяного пара в атмосферном воздухе - его влажность, очень важное метеорологическая характеристика. Влажность бывает абсолютная и относительная. Абсолютная влажность определяется плотностью водяного пара при данной температуре и давлении.

Величина, показывающая насколько водяной пар при данной температуре близок к насыщению - называют относительной влажностью. Она равна отношению давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению насыщенного пара при той же температуре, выраженной в процентах.

Если влажный воздух охлаждать, то при некоторой температуре находящийся в нём пар станет насыщенным и начнёт конденсироваться (выпадает роса, иней, появляется туман).

3. Так что же ощущает человек, находящийся в сухом или влажном воздухе?

Наиболее благоприятным для жизни человека считается воздух с относительной влажностью от 40% до 60% при температуре 20 -25º С.

Относительная влажность ниже 40% при нормальной температуре воздуха человеку вредна, так как приводит к обезвоживанию организма, происходит быстрое испарение влаги с поверхности и высыхание слизистой оболочки носа, гортани, легких, что может привести к ухудшению самочувствия. При низкой влажности воздуха во внешней среде дольше сохраняются патогенные микроорганизмы, а на поверхности предметов скапливается больше статического заряда, приносящие массу неудобств, особенно в зимнее время. Мебель и другие деревянные предметы могут рассохнуться и потрескаться.

У человека наблюдается сонливость и рассеянность, повышенная утомляемость и снижение иммунитета, увеличивается риск подхватить респираторную инфекцию. Также известен тот факт, что в сухом воздухе содержится избыточное количество положительно заряженных ионов, а это способствует развитию стрессовых состояний у людей. Недостаток влажности приводит к сухости кожи и раннему её старению.

4. Если же относительная влажность высока, то мы говорим, что воздух влажный и удушливый. Высокая влажность воздуха действует угнетающе, поскольку испарение происходит очень медленно. Концентрация паров воды в воздухе в этом случае высока, вследствие чего молекулы из воздуха возвращаются в жидкость почти так же быстро, как и испаряются. Если пот с тела испаряется медленно, то тело охлаждается не так быстро и мы чувствуем себя не комфортно. Грибок и плесень интенсивно распространяются в углах и на стенах помещения. В условиях сырости быстро портятся пищевые продукты.

Люди, отдыхавшие у моря, наверное, заметили, что полотенце, вывешенное утром, не высыхает до вечера.

При относительной влажности 100% испарение вообще не может происходить - при таких условиях мокрая одежда или влажная кожа никогда не высохнут.

5. Нам, ученикам в течение учебного года приходится много времени проводить в школе, поэтому не маловажную роль играет состояние влажности в учебных кабинетах. Исходя из этого, мы узнали, отвечают ли санитарным нормам условия наших кабинетов.

Лабораторные исследования проводились при помощи психрометра. Результаты исследования представлены в таблице.

Как вы видите, самая большая влажность в туалетной комнате, а самая низкая - в учительской, причем ниже нормы. Здесь можно предложить чаще держать дверь открытой в коридор, проветривать, разместить больше цветов, так как они испаряют влагу с поверхности листьев. Во всех остальных помещениях влажность воздуха соответствует санитарно-гигиеническим нормам. В этом свою роль сыграли постоянные проветривания, наличие большого числа комнатных растений.

6.Как же сделать так, чтобы влажность воздуха в помещениях соответствовала норме?

В современных зданиях проводится кондиционирование воздуха - создание и поддержание в закрытых помещениях воздушной среды, наиболее благоприятной для самочувствия людей. При этом автоматически регулируется температура, влажность и состав воздуха. У нас, к сожалению, этого нет, поэтому приходится повышать ее другими способами.

Необходимо чаще проводить влажные уборки в помещении, что также сказывается благоприятно на самочувствии, оставлять открытые емкости с водой, чаще проветривать помещения или даже завести аквариум с рыбками.

Для декорирования интерьеров можно использовать цветы, способствующие поддержанию определенной влажности воздуха, например, хлорофитум, традесканцию. 7.Список используемой литературы:

1. Физика. 8-й кл., А.В. Перышкин, 2005 г.

2. «Физика юным» М.Н. Алексеева, издательство «Просвещение», 1980 г.

3. «Я познаю мир» О.Г. Хинина, издательство « АСТ-ЛТД», 1997 г.

4. Газеты «Физика» за 2002-2003 гг. издательство «Первое сентября».



Контрольная работа по теме "Силы в природе", 7 класс

Вариант - 1.

А1. Сила - это причина …

1. скорости движения тела. 2. изменения скорости движения тела.

3. постоянной скорости движения тела.

А2. Какая сила действует на горизонтальную опору или вертикальный подвес?

1. Сила тяжести. 2. Сила упругости. 3. Вес тела. 4. Сила трения.

А3. Какая сила изображена на рис.1?

1. Сила тяжести. 2. Сила упругости. 3. Вес тела.4. Сила трения.

Проект по физике на тему: Влажность воздуха и ее значение для жизнедеятельности человека

Рис.1

А4. Какая сила удерживает спутник на орбите?

1. Вес тела. 2. Сила упругости. 3. Сила тяжести.

А5. Перемещая ящик по полу с постоянной скоростью, прилагают силу 3 Н. Чему равна сила трения?

1. 0 Н. 2. 3 Н. 3. 30 Н.

А6. На тело действует сила тяжести 150 Н. Чему равна масса этого тела?

1. 150 кг. 2. 1500 кг. 3. 15 кг. 4. 1,5 кг.

А7. На рис.2 изображены силы. На каком из них изображена сила тяжести?

Проект по физике на тему: Влажность воздуха и ее значение для жизнедеятельности человека

Рис.2

В1. Какой может быть равнодействующая сила, если на тело действуют силы 4 Н и 18 Н?

В2. Стальная проволока под действием силы 200 Н удлинилась на 2 мм. Определите жесткость проволоки.

С1. Массу тела увеличили в 3 раза. Как изменится сила упругости?

С2. Определите вес мраморной плиты, длина которой 1 м , ширина 80 см, высота 10 см. Плотность мрамора 2700 кг / м3.











Контрольная работа по теме "Силы в природе", 7 класс

Вариант - 2.

А1. Если на движущееся тело не действует другое тело, то его скорость …

1. уменьшается. 2. не изменяется. 3. увеличивается.

А2. Какая сила возникает в деформированном теле ?

1. Сила тяжести. 2. Сила упругости. 3. Вес тела. 4. Сила трения.

А3. Какая сила изображена на рис.1?

1. Сила тяжести. 2. Сила упругости. 3. Вес тела.4. Сила трения.

Проект по физике на тему: Влажность воздуха и ее значение для жизнедеятельности человека

рис.1

А4. Как увеличить силу трения ?

1. Ввести смазку. 2. Уменьшить шероховатость поверхности.

3. Силу трения изменить нельзя.4. Увеличить шероховатость поверхности.

А5. Во время движения электродвигатель трамвая развивает силу тяги 30 кН. Чему равна сила трения при равномерном движении трамвая ?

1. 300 кН. 2. 60 кН. 3. 30 кН. 4. 0 кН.

А6. На тело, подвешенное к пружине, действует сила упругости 40 Н. Чему равна масса этого тела?

1. 400 кг. 2. 40 кг. 3. 10 кг. 4. 4 кг.

А7. На рис.2 изображены силы. На каком из них изображена сила упругости?

Проект по физике на тему: Влажность воздуха и ее значение для жизнедеятельности человека

Рис.2

В1. Какой может быть равнодействующая сила, если на тело действуют силы 10 Н и 25 Н?

В2. На сколько удлинится резиновый шнур под действием силы 5 Н, если его жесткость 25 Н / м?

С1. Массу тела уменьшили в 5 раз. Как изменится сила тяжести?

С2. В аквариуме длиной 30 см, шириной 20 см налита вода до высоты 25 см. Определите вес воды в аквариуме. Плотность воды 1000 кг / м3.













Самостоятельная работа по теме «Равноускоренное движение»
Вариант 1.

  1. Тело движется из точки с координатой х0 = 100 м и начальной скоростью 18 км/ч.
    а) Найдите ускорение тела, если через 5 с оно набрало
    скорость 90 км/ч
    б) Запишите уравнение скорости
    в) Постройте график скорости
    г) Запишите закон движения
    д) Найдите координату тела через 5 с
    е) Найдите перемещение тела за 5 с

  2. По графику скорости (см. рис) найдите:
    а) начальную скорость
    б) скорость через 6 с после начала движения
    в) ускорение

Проект по физике на тему: Влажность воздуха и ее значение для жизнедеятельности человека

  1. * Какую скорость наберет тело на пути 200м, двигаясь с начальной скоростью 10 м/с и ускорением 2 м/с2 ?


Вариант 2.

  1. Тело движется из точки с координатой х0 = 200 м и
    ускорением 2 м/с2. Через 8 с после начала движения скорость тела стала равной 108 км/ч.
    а) Найдите начальную скорость тела
    б) Запишите уравнение скорости
    в) Постройте график скорости
    г) Найдите скорость тела через 2 с после начала движения
    д)Запишите закон движения
    е) Найдите координату тела через 8 с

  2. По графику скорости (см. рис) найдите:
    а) скорость через 10 с после начала движения
    б) ускорение
    в) перемещение тела за 10 с

    Проект по физике на тему: Влажность воздуха и ее значение для жизнедеятельности человека

  3. * С каким ускорением двигалось тело, если на пути 100 м его скорость увеличилась с 5 м/с до 25 м/с?


Пояснительная записка

Решение физических задач - один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, сообщаются знания из истории науки и техники,

Актуальность курса - формирование практических и интеллектуальных компетентностей, формирование таких качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность; развитие эстетических чувств, формирование творческих компетентностей.

Основной задачей курса является углубление и развитие познавательного интереса учащихся к физике. В современном мире на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы, целями которой являются:

- развитие интереса к физике, к решению физических задач;
- совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
- формирование представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения школьных физических задач;

Итогом работы по данной программе может служить реализация поставленных целей и задач, т. е. учащиеся совершенствуют знания, полученные из курса физики, приобретают навыки по классификации задач, правильной постановке, а так же приёмам и методам их решения. В качестве подведения итогов успешности обучения можно предложить соревнование по решению задач между учащимися, как по отдельным темам, так и по итогам года или провести зачёт по умению решать задачи. Для наиболее успешных детей можно объявить конкурс по составлению и решению конструкторских задач.

Программа рассчитана для учащихся 7 класса на один год обучения: 17часов.

Содержание

Программа согласована с содержанием основного курса физики. Она ориентирует учителя не только на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, а на формирование углубленных знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел носит в значительной степени теоретический характер, здесь школьники знакомятся с минимальными сведениями о понятии "задача",осознают значение задач в жизни, науке, знакомятся с различными сторонами работы с задачами.

Не смотря на то, что программа рассчитана на учащихся 7 класса, в начале рассматриваются задачи из разделов курса физики по теме "Взаимодействие тел", так как она включает в себя понятия, используемые на протяжении всего курса физики. Затем повторяется тема "Давление", рассматриваются как давление твёрдого тела, так и гидростатическое давление. Тем более, что в дальнейшем на уроках эта тема не изучается, а знания в этой области будут применяться при решении качественных задач по теме "Тепловые явления" в 8 классе.

Учебно-тематический план

1. Классификация задач (1 ч)

Что такое физическая задача. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация задач по содержанию, способу задания, способу решения. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех типов.

2. Правила и приёмы решения физических задач (1 ч)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи, работа с текстом. Анализ физического явления, формулировка идеи решения. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Типичные недочеты при решении и оформлении физических задач. Изучение примеров решения.

3/ Взаимодействие тел (4 ч)

Понятие плотности, расчет массы тела через плотность и объём. Сила тяжести, определение силы трения, расчет силы упругости. Движение тел, определение скорости.

Практические задачи:

  1. определение скорости движения шара по желобу.

  2. определение максимальной скорости движения пальцев рук.

  3. определение массы линейки.

  4. изучение закона движения падающего воздушного шара.

  5. определение своей максимальной мощности.

Давление (3 ч)

Давление твёрдых тел. Давление в газах и жидкостях, действие газа и жидкости на погруженное в них тело. Сила Архимеда, подъёмная сила крыла самолёта.

Практические задачи:

  1. Исследование зависимости подъёмной силы крыла самолёта от скорости воздуха.

  2. Изучение законов реактивного движения.

  3. Наблюдение зависимости высоты поднятия жидкости от толщины воздушного клина.

4. Молекулы (4 ч)

Основные положения МКТ. Определение размеров, числа молекул в единице объёма тела. Капиллярные явления.

Демонстрации:

  1. фотографии молекулярных кристаллов.

  2. Диффузия жидкостей в сообщающихся сосудах.

  3. Растекание масла по поверхности воды.

  4. Явления смачивания и капиллярности.

  5. Смачивание и капиллярность в природе.

Практические задачи:

  1. Определение размеров частиц эмульсии методом рядов.

  2. Вычисление среднего диаметра капилляров в теле.

5. Физика атмосферы. (2 ч)

Состав атмосферы. Влажность воздуха. Образование тумана и облаков. Возможность выпадения кислотных дождей. Образование ветра. Парниковый эффект и его пагубное влияние.

Демонстрации:

  1. Строение атмосферы.

  2. Образование тумана при охлаждении влажного воздуха.

  3. Конденсация паров воды при охлаждении. Выпадение росы.

Практические задачи:

  1. определение точки росы.

  2. наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные.

6. Итоговое занятие. (2 ч)

Методическое обеспечение

При работе по данной программе учитель использует разнообразные приемы и методы: рассказ и беседа учителя, демонстрационный эксперимент, позволяющий шире осветить теоретический материал по тому или иному разделу физики. Для активизации учащихся используются:

  • выступления школьников,

  • подробное объяснение примеров решения задач,

  • коллективная постановка экспериментальных задач,

  • индивидуальная и коллективная работа по составлению задач,

  • конкурс на составление лучшей задачи.

При подборе задач необходимо использовать задачи разнообразных видов, в том числе и экспериментальных, поэтому программой предусмотрено выполнение лабораторных работ. Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению задач, формирование познавательной деятельности через решение задач. В итоге школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и комментировать этапы решения задач средней сложности.







Тематическое планирование

Тема занятия

наглядность

Вид занятия

1. Классификация задач. Примеры типовых задач.

лекция

2. Правила и приёмы решения задач.

практика

3. Определение скорости движения шарика по желобу и кончиков пальцев рук.

Желоб, штатив, шарик, линейка, секундомер

практика

4. Определение массы линейки. Решение задач на расчёт плотности тел.

Линейка, динамометр

практика

5. Изучение закона движения падающего воздушного шара.

Секундомер, воздушный шарик, весы

Лекция, практика

6. Определение своей максимальной мощности.

Секундомер

практика

7. Изучение законов реактивного движения. Расчёт давления твёрдых тел.

практика

8. Наблюдение зависимости высоты поднятия жидкости от толщины воздушного клина.

Набор капилляров.

практика

9. Исследование зависимости подъёмной силы крыла самолёта от скорости воздуха. Решение задач на расчёт силы Архимеда.

Воздуходувная машина

практика

10. Определение размеров, числа молекул в единице объёма тела.

фотографии молекулярных кристаллов.

Лекция и практика

11. Определение размеров частиц эмульсии методом рядов.

Растекание масла по поверхности воды.

практика

12. Вычисление среднего диаметра капилляров в теле.

Смачивание и капиллярность в природе.

практика

13. Капиллярные явления

Явления смачивания и капиллярности.

практика

14. Состав атмосферы, наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные.

Образование тумана при охлаждении влажного воздуха.

Лекция и практика

15. Влажность воздуха, определение точки росы.

Конденсация паров воды при охлаждении. Выпадение росы.

Лекция и практика

16. Итоговое занятие, подготовка к конференции.

17. Конференция учащихся.

конференция

Литература для учителя:

  1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. - М.: Просвещение, 1983;

  2. Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. - М: Просвещение, 1977;

  3. Зильберман А.Р. Задачи для физиков. - М.: Знание, 1971;

  4. Каменецкий С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе. - М.: Просвещение, 1987;

  5. Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике. - М.: Просвещение, 1988;

  6. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. - М.: Просвещение, 1972;

  7. Тульчинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. - М.: Просвещение, 1971;

  8. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. - М.: Просвещение, 1984.


Литература дает нам обширнейший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивается в нем чувство красоты, понимание жизни, одним словом, делает мудрыми. Это дается тогда, когда вы читаете с удовольствием, чувствуете, что автору есть, чем поделится, и он умеет это делать.

Телевидение частично вытесняет чтение книг, отвлекает вас от забот, но постарайтесь выбрать книгу по своему вкусу, и вы поймете, что есть много хороших произведений, которые интереснее чем некоторые телевизионные передачи.

Классическим произведением называют то, которое выдержало испытание времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня, поэтому надо читать и современную литературу. Только не бросайтесь на каждую модную книгу, а то вы безрассудно потратите самый драгоценный капитал, каким обладаете сейчас.





Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую - Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя.

Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.

Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина).

В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).

Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. На принятие Гоголем такого решения большое влияние оказал проф. Н. Г. Белоусов, читавший курс естественного права.

Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А. С. Данилевским (1809-1888), едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы Н. А. Полевого и позднее снисходительно-сочувственный отзыв О. М. Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение Гоголя.

В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений.

В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.

Верх гоголевской фантастики - "петербургская повесть", "Нос" чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.

Осенью 1835 г. он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского, а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая - премьера в Москве, в Малом театре.

В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным. Работа началась еще в 1835 г., до написания "Ревизора", и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и одновременно гнетущее чувство.

В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А. Мицкевичем. Затем переезжает в Рим. Здесь в феврале 1837 г., в разгар работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта.

В декабре 1838 года в Рим приехал Жуковский, сопровождавший наследника (Александра II). Гоголь был чрезвычайно образован приездом поэта, показывал ему Рим; рисовал с ним картины.

В мае 1842 г. "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет.

Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу - период напряженной и трудной работы над 2-м томом "Мертвых душ".

В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Писатель едет для отдыха и "восстановления сил" в Париж, но в марте возвращается во Франкфурт. Начинается полоса лечения. В конце июня или в начале июля 1845 г., в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в "Четырех письмах к разным лицам по поводу "Мертвых душ" - "Выбранные места") Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу.

Гоголь продолжает работать над 2-м томом, однако, испытывая возрастающие трудности, отвлекается на другие дела: составляет предисловие ко 2-му издания поэмы "К читателю от сочинителя", пишет "Развязку Ревизора" , в которой идея "сборного города" в духе теологической традиции ("О граде божием" Блаженного Августина) преломлялась в субъективную плоскость "душевного города" отдельного человека, что выдвигало на первый план требования духовного воспитания и совершенствования каждого.

В 1847 г. в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из переписки с друзьями". Выход "Выбранных мест" навлек на их автора настоящую критическую бурю. Все эти отклики настигли писателя в дороге: в мае 1847 г. он из Неаполя направился в Париж, затем в Германию. Гоголь не может прийти в себя от полученных "ударов": "Здоровье мое... потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги... Дивлюсь, сам, как я еще остался жив".

В январе 1848 морским путем направляется в Иерусалим. В апреле 1848 после паломничества в Святую землю Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах - Малороссии.

Весною 1850 Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ.

В октябре 1850 Гоголь приезжает в Одессу. Состояние его улучшается; он деятелен, бодр, весел; охотно сходится с актерами одесской труппы. В марте 1851 г. покидает Одессу и, проведя весну и раннее лето в родных местах, в июне возвращается в Москву. Следует новый круг чтений 2-го тома поэмы; всего было прочитано до 7 глав. В октябре присутствует на "Ревизоре" в Малом театре, с С. В. Шумским в роли Хлестакова, и остается доволен спектаклем; в ноябре читает "Ревизора" группе актеров, в числе слушателей был и И. С. Тургенев.

1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что 2-й том "совершенно окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы в 1855 г.). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.

Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.









Жёсткость воды

Жёсткость воды - совокупность химических и физических свойств воды, связанных с содержанием в ней растворённых солей щёлочноземельных металлов, главным образом, кальция и магния (так называемых «солей жёсткости»).

Жёсткая и мягкая вода

Вода с большим содержанием солей называется жёсткой, с малым содержанием - мягкой. Термин «жёсткая» по отношению к воде исторически сложился из-за свойств тканей после их стирки с использованием мыла на основе жирных кислот - ткань, постиранная в жёсткой воде, более жёсткая на ощупь. Этот феномен объясняется, с одной стороны, сорбцией тканью кальциевых и магниевых солей жирных кислот, образующихся в процессе стирки на макроуровне. С другой стороны, волокна ткани обладают ионообменными свойствами, и, как следствие, свойством сорбировать многовалентные катионы - на молекулярном уровне. Различают временную (карбонатную) жёсткость, обусловленную гидрокарбонатами кальция и магния Са(НСО3)2; Mg(НСО3)2, и постоянную (некарбонатную) жёсткость, вызванную присутствием других солей, не выделяющихся при кипячении воды: в основном, сульфатов и хлоридов Са и Mg (CaSO4, CaCl2, MgSO4, MgCl2).

Жёсткая вода при умывании сушит кожу, в ней плохо образуется пена при использовании мыла. Использование жёсткой воды вызывает появление осадка (накипи) на стенках котлов, в трубах и т. п. В то же время, использование слишком мягкой воды может приводить к коррозии труб, так как, в этом случае отсутствует кислотно-щелочная буферность, которую обеспечивает гидрокарбонатная (временная) жёсткость. Потребление жёсткой или мягкой воды обычно не является опасным для здоровья, есть данные о том, что высокая жёсткость способствует образованию мочевых камней, а низкая - незначительно увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Вкус природной питьевой воды, например, воды родников, обусловлен именно присутствием солей жёсткости.

Жёсткость природных вод может варьироваться в довольно широких пределах и в течение года непостоянна. Увеличивается жёсткость из-за испарения воды, уменьшается в сезон дождей, а также в период таяния снега и льда.

Единицы измерения

Для численного выражения жёсткости воды указывают концентрацию в ней катионов кальция и магния. Рекомендованная единица СИ для измерения концентрации - моль на кубический метр (моль/м³), однако, на практике для измерения жёсткости используются градусы жёсткости и миллиграммы эквивалента на литр (мг-экв/л).

С 1 января 2005 года в России введен новый Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52029-2003 «Вода. Единица жесткости». По новому ГОСТу жесткость выражается в градусах жесткости (°Ж). 1 °Ж соответствует концентрации щелочноземельного элемента, численно равной 1/2 его миллимоля на литр (1 °Ж = 1 мг-экв/л).

Иногда указывают концентрацию, отнесённую к единице массы, а не объёма, особенно, если температура воды может изменяться или если вода может содержать пар, что приводит к существенным изменениям плотности.

По величине общей жёсткости различают воду мягкую (до 2 °Ж), средней жёсткости (2-10 °Ж) и жёсткую (более 10 °Ж).

Методы устранения

Термоумягчение основано на кипячении воды, в результате термически нестойкие гидрокарбонаты кальция и магния разлагаются с образованием накипи:

Ca(HCO3)2 → CaCO3↓ + CO2 + H2O.

Кипячение устраняет только временную (карбонатную) жёсткость.

Реагентное умягчение. Метод основан на добавлении в воду кальцинированной соды Na2CO3 или гашёной извести Ca(OH)2. При этом соли кальция и магния переходят в нерастворимые соединения и, как следствие, выпадают в осадок. Например, добавление гашёной извести приводит к переводу солей кальция в нерастворимый карбонат:

Ca(HCO3)2 + Ca(OH)2 → 2CaCO3↓ + 2H2O

Лучшим реагентом для устранения общей жесткости воды является ортофосфат натрия Na3PO4, входящий в состав большинства препаратов бытового и промышленного назначения:

3Ca(HCO3)2 + 2Na3PO4 → Ca3(PO4)2↓ + 6NaHCO3

3MgSO4 + 2Na3PO4 → Mg3(PO4)2↓ + 3Na2SO4

Ортофосфаты кальция и магния очень плохо растворимы в воде, поэтому легко отделяются механическим фильтрованием. Этот метод оправдан при относительно больших расходах воды, поскольку связан с решением ряда специфических проблем: фильтрации осадка, точной дозировки реагента.

Электродиализ. Основан на удалении из воды солей под действием электрического поля. Удаление ионов растворенных веществ происходит за счёт специальных мембран. Так же как и при использовании технологии обратного осмоса, происходит удаление и других солей, помимо ионов жёсткости.

Полностью очистить воду от солей жёсткости можно дистилляцией.


















Жесткость воды.



Выполнила: Паршикова Екатерина

Проверила: Тафинцева Л.А.

2014-2015 учебный год.

Проект выполнили ученики 9-А класса:

Паршикова Екатерина

Мельникова Маргарита

Манжосова Мария

Карижская Татьяна

Пышкин Алексей

Михайлин Андрей

Скориков Ярослав

Извозчиков Александр

Радченко Александр


© 2010-2022