Итегрированные уроки по физике

Школьный учебный процесс, даже хорошо построенный, вызывает у многих школьников скуку, страх и другие отрицательные переживания из-за того, что каждый учитель-предметник создает культ своего предмета, культ заучивания подряд содержания учебника. Интересы школьника нельзя «втиснуть» в рамки учебной программы. Они гораздо шире, разнообразнее и отвечают различным видам деятельности в области искусства, игр, спорта, конструирования и т.д. Именно поэтому интерес к знаниям на каждом уроке и, в частнос...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ФИЗИКИ

«Все что находиться во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи »

Ян Амос Каменский.

Школьный учебный процесс, даже хорошо построенный, вызывает у многих школьников скуку, страх и другие отрицательные переживания из-за того, что каждый учитель-предметник создает культ своего предмета, культ заучивания подряд содержания учебника. Интересы школьника нельзя «втиснуть» в рамки учебной программы. Они гораздо шире, разнообразнее и отвечают различным видам деятельности в области искусства, игр, спорта, конструирования и т.д. Именно поэтому интерес к знаниям на каждом уроке и, в частности на уроках физики, нельзя привить приказом. Надо стараться воспитать у учеников интерес к физике за счет уже имеющихся у них интересов к другим областям деятельности. Тогда и к физике будет проявляться интерес не как к «самому любимому предмету» (что невозможно для 30 человек класса и, главное, не нужно), а как уважение к науке, лежащей в основе научно-технического прогресса и помогающей объяснить многие окружающие нас явления и факты.

Физику, как и математику принято относить к точным наукам. И считают, что если прозвенел звонок на этот урок, то и все постороннее-литература, биология, история, география должно уступить место точному эксперименту, строгому доказательству и формулам. Оставляя, естественно, за последними методами решающую роль. Следует однако, признать ошибочными мнение о несовместимости науки и искусства на уроках физики. Как подтверждение этому достаточно вспомнить мыслителей Древней Греции, которые успешно совмещали поэзию и науку.

В учебном процессе важна роль межпредметных связей. Примером связи со многими предметами служат проекты создаваемые учащимися совместно с учителем. Таким образом, межпредметность-это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм, организации обучения обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

В обучении межпредметные связи выполняют ряд функций. Образовательная функция: состоит в том, что с их помощью формируются такие качества знаний, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Развивающая функция: развивает системное и творческое мышление учащихся и формирует познавательную активность, самостоятельность и интерес к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся. Конструктивная функция состоит в том, что с их помощью учитель физики совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Межпредметные связи целесообразны на всех этапах обучения физике.

Имеются различные классификации и методы использования межпредметных связей. Интегрированные уроки и внеклассные мероприятия. Проектная деятельность учащихся. Решение задач практического содержания. Написания рефератов. Театрализованные постановки.

Межпредметные связи - это установление взаимной согласованности содержания образования по преподаваемым учебным дисциплинам, обусловленых спецификой каждого учебного предмета. Реализация межпредметных связей способствует достижению большего эффекта в общем развитии обучающихся. Основное значение межпредметных связей состоит в том, что они дают возможность соединить в единую систему все знания, получаемые по различным учебным дисциплинам, а также получать новые знания на основе этих связей.

Не утратили современного звучания мысли Н. Г. Чернышевского о целесообразности использования знаний одной науки при изучении других, так как это важно для развития умственных способностей учащихся. При объяснении нового материала и повторении рекомендуется привлекать сведения из других учебных дисциплин, опираясь на них.

Многообразие проявлений физических явлений в живой природе открывает неограниченные возможности применения на уроках физики биологического материала. Формы использования могут быть различными: показ опытов, слайдов, видеороликов, приведение примеров из биологии в процессе объяснения или закрепления материала, подготовка учащимися и чтение на уроке или во время внеурочной работы небольших рефератов. Возможность для этого есть при рассмотрении любой темы курса. Например, изучая темы «Простые механизмы. Рычаг, равновесие сил на рычаге» , «Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость» , «Испарение и конденсация. Роль испарения в природе, в жизни животных и человека» и т. д. мы опираемся на знания из биологии, зоологии.

Действующий стандарт содержания учебных программ по физике предусматривает ознакомление учащихся с проблемами охраны природы. Поэтому придаю особое значение сообщению школьникам экологических знаний. Рассказывая ученикам о важных направлениях, осуществляемых мероприятий по охране природы, создании электромобилей, проектировании новых топливных элементов и солнечных батарей, работа в области снижения токсичности имеющихся машин, проектирование двигателей, работающих на спирте, жидком газе, продуктах переработки растений. Эти и многие другие материалы использую на уроках физики и внеклассных занятиях.

Изучение физики ссылкой на исторические обстоятельства улучшает восприятие учебного материала. Значительно облегчает восприятие учебного материала и использования художественных текстов из литературных произведений.

Например, по теме испарение и конденсация.

И. А. Бунин «Бушует талая вода…»:

Дымятся черные бугры

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Наполнены теплом и светом.

По теме интерференция света в тонких пленках.

Ю. П. Кузнецов «Родство»:

Ребенок соломинку взял,

Увлекся простым подражаньем.

И радужный шар воссиял,

Наполненный чистым дыханием.

По теме оптика, отражение света.

Робинзон Крузо (Дефо) внимательно исследовал свою одежду и обнаружил в карманах несколько монет. Некоторые были золотые, некоторые серебряные.

-Жалкий, ни на что не годный здесь хлам, - подумал он.

Долго и задумчиво смотрел на монеты, а затем вдруг стал раскладывать их по кучкам, приговаривая:

- Эти монеты для разжигания костра, эти монеты - врачи.

Фактически тяжело найти хотя бы один учебный предмет, который бы не влиял на процесс изучения физики. Использование такого влияния, учет взаимной связи и активное включение его, в работу позволяет существенно улучшить учебный процесс физики.

Мы рассмотрели различные способы реализации межпредметных связей. Хотелось подчеркнуть, что это работа важна, и поэтому заслуживает внимания педагогов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы-М.; Просвещение, 1986г

2. «Физика в школе» №3, 1980г.

3. Зверев И. Д. Взаимная связь учебных предметов-М.; Знание, 1997г

© 2010-2022