Инновационные технологии на уроках физики

Здоровье детей закономерно рассматривается как один из важнейших медико-социальных приоритетов государства. Общепризнано, что дети - это особая часть популяции, важнейшей особенностью которой является ранимость и чувствительность к воздействию окружающей среды, природной и социальной. Они подвергаются повышенному риску воздействия окружающей среды в силу целого ряда причин: объем потребляемых воздуха, воды, пищи при расчете на килограмм массы тела у детей выше, чем у взрослых, и при наличии загр...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Инновационные технологии на уроках физики»

Махамбетова Асемгуль Амангельдиновна, СОШ №10 города Экибастуза, учитель физики

« Здоровая нация - конкурентоспособная нация» (НА. Назарбаев)

Здоровье детей закономерно рассматривается как один из важнейших медико-социальных приоритетов государства. Общепризнано, что дети - это особая часть популяции, важнейшей особенностью которой является ранимость и чувствительность к воздействию окружающей среды, природной и социальной. Они подвергаются повышенному риску воздействия окружающей среды в силу целого ряда причин: объем потребляемых воздуха, воды, пищи при расчете на килограмм массы тела у детей выше, чем у взрослых, и при наличии загрязнителей их поступления в организм выше, чем у взрослых; в детском возрасте системы и органы находятся в стадии развития и не могут эффективно противостоять негативному воздействию.

Сохранить здоровье детей в процессе получения высокого уровня общего образования - это государственная задача, от которой зависит будущее нации.

Школа - это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, но не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических. экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления.

Общеизвестно влияние на здоровье человека, в нашем случае школьника, социально-экономических факторов, оперативное изменение которых не всегда в нашей власти. Исследователи Института возрастной физиологии РАО обозначили школьные факторы риска ШФР), которые существуют на сегодняшний день:

  • стрессовая тактика педагогических воздействий (постоянные микрострессы. Мало кто из родителей обращает внимание на плохой сон, аппетит ребенка, его плаксивость без причин);

  • стресс ограниченного времени (это - один из самых тяжелых стрессов. который накапливается в течении 2-х недель без отдыха, а наши дети в таком

  • состоянии живут годы);

  • несоответствие технологий и методик обучения возрастным особенностям учащихся (например, когда мы наших детей заставляем читать с секундомером, требуя при этом от них скорости чтения 120 слов в минуту, в то время как восприятие информации возможно лишь при скорости не более 80-90 слов в минуту);

  • интенсификация и нерациональная организация учебного процесса;

  • отсутствие системной комплексной работы по формированию понятий ценности здоровья и здорового образа жизни;

  • низкая квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии, психологии, охраны здоровья школьников.

Как видим, во многих случаях стрессовым факторам учащийся подвергается именно в школе, и в ходе учебного процесса.

Для учителя очень важно правильно организовать урок, Т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процесс е учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Создание благоприятного психологического климата на уроке является одним из важнейших аспектов современного урока. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Физика изучается в среднем и старшем звене с 7 класса, когда у школьников уже начинают проявляться и обостряться различные хронические и "приобретенные" заболевания. Не менее важен и тот факт, что по шкале трудности предметов (по И.Г.Сивкову) физика занимает "почетное" третье место - 9 баллов из 11. По шкале трудности И.Александровой, М. Степановой физика в 9 классе, например, имеет самый высокий ранг трудности. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки. Естественно, что перед учителем физики неизбежно встает задача качественного обучения данному предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении этой задачи и могут помочь здоровьесберегающие технологии, которые позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

На уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.

Планируя урок учитель должен помнить, что у учеников преобладает непроизвольное внимание и они могут сосредоточится только на том, что им интересно. Поэтому одной из задач учителя на уроке является умение помочь ученику преодолеть усталость, для этого нужно большое внимание нужно уделять смене видов деятельности. Необходимо учитывать знания учащихся при подборе заданий, все задания должны быть посильными, вызывать интерес учащихся. Нормой считается смена 4 - 5 видов деятельности. Например, на первом уроке по электростатике в 8 классе перед объяснением нового материала выпускаю нитку заранее наэлектризованного шарика из рук, подняв глаза вверх: вместе с ребятами увидела, как шарик поднялся к потолку. Попросила ученика достать его за ниточку - оказалось это не так просто сделать: шарик как бы прилип к потолку. Стали обсуждать про изошедшее и так подошли к электризации тел трением; после такого интересного начала дальнейшее изложение воспринимается со вниманием. Тем самым снимается усталость детей. Несколько минут на уроке необходимо уделять динамическим паузам. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Например, в 7 классе при изучении. темы «Строение вещества» можно провести такую физкультминутку: одна группа детей на уроке изображает поведение молекул в твёрдых телах - дети становятся изображая кристаллическую решётку, берутся за руки и хаотически колеблются, другая группа детей демонстрирует строение жидкостей- дети уже не так крепко держатся за руки, расстояние между ними больше, движение молекул хаотическое, третья группа учеников изображает строение газов и поведение молекул в нём: молекулы свободно двигаются, изредка сталкиваются между собой. Все модели наглядны и хорошо запоминаются. При изучении «Теплопроводности» в 8 классе можно провести такую физкультминутку. Прошу всех учеников выйти из-за парт и стать в шеренги. Прошу: «Изобразите гвоздь. Мы частички этого гвоздя. Предлагаю показать, как ведут себя частички этого гвоздя. Объявляю: «Нагреваем кончик гвоздя. Изобразите, что происходит с каждой частичкой гвоздя»

На начальном этапе обучения физике можно использовать игровые технологии, например задания для обобщения знаний ("паспорта сил", "физические сказки", кроссворды, задачи-загадки и т.д.). Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного физического механизма, прибора, закона или явления. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное физическое явление.

В современных условиях гигиеническое обучение и воспитание учащихся при обретает важную роль в деле сохранения здоровья подрастающего поколения, однако оно проводится школах не регулярно и, как правило, лишь уроках биологии. Между тем проблема гигиенического воспитания учащихся должна решаться комплексно, при изучении практически всех школьных предметов, в том числе и физики. Преподавая эту науку, следует, например, рассмотреть влияние многих физических параметров окружающей среды (силы тока, напряжения, влажности, температуры и др.) на организм человека, дать ученикам представление о том, что существуют критические значения этих параметров, превышение которых вредно для здоровья и даже опасно для жизни. Гигиенический аспект физических знаний способствует повышению интереса учащихся к физике, помогает им овладеть важными практическими умениями и навыками, необходимыми в жизни и трудовой деятельности. Ниже приведено несколько примеров гигиенических сведений, ознакомление с которыми желательно на уроках физики.

При изучении свойств твердых, жидких и газообразных тел, одновременно с рассмотрением молекулярного строения и физических характеристик воды (текучести, малой сжимаемости, передачи давления по всем направлениям и др.), полезно рассказать ученикам о физических методах очистки питьевой воды (использовании с этой целью отстойников, фильтров и пр.), об устройстве водопровода и качестве воды в нем, о рациональном использовании водных ресурсов, а также о важности соблюдения основных гигиенических требований к питьевой воде, подчеркнув необходимость выполнения гигиенических правил при употреблении воды из природных источников. Они должны знать, что использование воды для питья из открытых водоемов или арыков опасно, особенно в весенний и летний периоды, когда на полях при меняются удобрения и ядохимикаты, попадающие через грунтовые воды в источники. Учебный материал о теплопередаче, процессах нагревания и перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое полезно дополнить сведениями о возможности переохлаждения, перегревания организма человека в зимнее или летнее время года в районах резко континентального климата, о роли закаливания, физических свойствах одежды, ее гигиенически правильном использовании, о «микроклимате» классных комнат, жилых помещений (температуре, влажности), необходимости соблюдения гигиенических норм физических параметров и способах поддержания нормальных условий в них. Изучение физических основ работы тепловых двигателей должно сопровождаться выяснением того вреда окружающей природа, людям, который обусловлен загрязнением воздуха выхлопными газами автотранспорта, а также рассмотрением всех возможных мер, снижающих его негативное воздействие. Особого внимания заслуживает раздел «Электричество», поскольку существует угроза поражения электрическим током. Гигиенические правила поведения при пользовании электричеством определяются в основном требованиями техники безопасности. Как известно, прохождение тока через тело человека вызывает судорожное сокращение мышц, в том числе осуществляющих дыхание и работу сердца; смерть наступает из-за нарушения нормальной деятельности сердца и легких. Паралич дыхания человека наступает при силе тока 0,1 А, при длительности 3 с - смертельное поражение, которая определяется не только напряжением, но и сопротивлением человеческого тела в момент соприкосновения с электрической цепью. Школьники должны знать, что при поражении электрическим током могут быть применены два метода оживления организма:

  • искусственное дыхание путем ритмического вдувания воздуха из своего рта в рот или нос пострадавшего (10--12 раз в 1 мин);

  • поддержание искусственного кровообращения закрытым массажем сердца путем сжатия его мышц ритмическими надавливаниями на переднюю стенку грудной клетки в ее нижней трети (60-70 р. в 1 мин).

Обучая предмету физика, каждый учитель про водит лабораторные

работы. При их выполнении учащийся должен соблюдать меры предосторожности с различными приборами. Так как есть возможность не только выхода их из строя, но и можно нанести себе ранение.

Дифференцированные задания учащимся для урочной и внеклассной познавательной деятельности открывают большие перспективы, если основой является опора на имеющий познавательный интерес к какой либо теме, проблеме, виду деятельности. Учащиеся, интересующие проблемой сохранением здоровья полезно предложить составить и решить задачи на расчет калорийности пищи, на расчет скорости разбега, собрать приборы, применяемые в спорте: электронный пульсометр, секундомер, цифровое табло, и Т.д. Приготовить доклады «Физические основы бега», «Физические основы метания диска» и т.Д.

Обучение физики с использованием здоровьесберегающих технологий подтвердило гипотезу о том, что здоровье школьников находится в прямой зависимости не только от питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания, но от условий обучения.

Учитель должен быть умелым дирижером своего оркестра, и тогда музыка знаний зазвучит полно и без фальши.

Библиографический список

  1. Научно-методический информационно-аналитический журнал «12­-летнее образование», №7, 2009г

  2. Урок физики в современной школе. Составитель Браверманн Э.М под редакцией Разумовской В.Т

  3. Научно-методический журнал «Физика в школе», №2, 2010г

© 2010-2022