Урок по физике на тему «Первый закон термодинамики»

"Описание материала: Конспект к уроку по физике «Первый закон термодинамики». Данный урок проводится в десятом классе, в разделе «Основы термодинамики». Целью данного урока является введение понятия о первом законе термодинамики, как обобщении опытных фактов, введение двух формулировок первого закона термодинамики и следствий, вытекающих из них, показать, что этот закон признаётся одним из самых фундаментальных законов природы. К его созданию учёные Майер, Джоуль и Гельмгольц шли разными путями...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по физике на тему «Первый закон термодинамики»Урок по физике на тему «Первый закон термодинамики»Урок по физике на тему «Первый закон термодинамики»Урок по физике на тему «Первый закон термодинамики»Урок по физике на тему «Первый закон термодинамики»Урок по физике на тему «Первый закон термодинамики»Урок по физике на тему «Первый закон термодинамики»Урок по физике на тему «Первый закон термодинамики»План-конспект урока по теме:

« Первый закон термодинамики»

Абрамова Тамара Ивановна, учитель физики


Цели: 1. Образовательная - сформулировать 1 закон термодинамики; рассмотреть следствия, вытекающие из него.

2. Развивающая - развитие способов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение), развитие речи (владение физическими понятиями, терминами), развитие познавательного интереса учащихся.

3. Воспитательная - формирование научного мировоззрения, воспитание устойчивого интереса к предмету, положительного отношения к знаниям.

Организационные формы и методы обучения:

  • Традиционные - беседа на вводном этапе урока

  • Проблемные - изучение нового учебного материала путем постановочных вопросов

Средства обучения:

  • Инновационные - компьютер, мультимедийный проектор

  • Печатные - тестовые задания

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Повторение домашнего задания:

  • Какими способами можно изменить внутреннюю энергию системы? (за счет совершения работы, либо за счет теплообмена с окружающими телами)

  • Как находится работа газа и работа внутренних сил над газом при постоянном давлении? ( А г = -А внеш= р ΔV)

  • Мука из-под жерновов выходит горячей. Хлеб из печи вынимают также горячим. Чем вызывается в каждом из этих случаев увеличение внутренней энергии муки и хлеба? ( Муки- совершением работы, хлеба- за счет теплообмена)

  • В медицинской практике часто используются согревающие компрессы, грелки, а также массаж. Какие способы изменения внутренней энергии при этом используются? ( теплообмен и совершение работы)

  1. Объяснение нового материала:

Вы знаете, что механическая энергия никогда не пропадает бесследно.

Разогревается кусок свинца под ударами молотка, нагревается холодная чайная ложка, опущенная в горячий чай.

На основании наблюдений и обобщений опытных фактов был сформулирован закон сохранения энергии.

Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает: количество энергии неизменно, она только переходит из одной формы в другую.

Закон был открыт в середине ХIX века немецким ученым Р. Майером, английским ученым Д.Джоулем. Точную формулировку закона дал немецкий ученый Г.Гельмгольц.

Мы рассматривали процессы, в которых внутренняя энергия системы изменялась либо за счет работы, либо за счет теплообмена с окружающими телами (слайд 1)

А как изменяется внутренняя энергия системы в общем случае? (слайд 2)

I закон термодинамики формулируется именно для общего случая:

ΔU = Aвнеш + Q

А газа = - А внеш,

Q = ΔU + Aг

Следствия:

  1. Система изолирована ( А= О, Q=0)

Тогда Δu = u2-u1=0, или u1=u2 - Внутренняя энергия изолированной системы остается неизменной

  1. Невозможность создания вечного двигателя - устройства, способного совершать работу без затрат топлива.

Q = ΔU + Aг, Q=0,

Аг= - ΔU. Исчерпав запас энергии двигатель перестанет работать.

  1. Закрепление

(работа с навигатором - вывод обобщается)

Решение задачи 1

Проверка ответа ( слайд 3)

Решение задачи 2

Проверка ответа ( слайд 4)

  1. Заключение ( слайд 5)

  2. Рефлексия

( Кому понравился урок - поднимаем руки с жестом «палец вверх», (слайд 6), кому не понравился- поднимаем руки с жестом «палец вниз» ( слайд 7)

  1. Домашнее задание: п. 78, упр. 15 (2,6)

























Навигатор

По теме: « I Закон термодинамики».

Закон сохранения и превращения энергии, распространенный на тепловые явления.

Изменения внутренней энергии:

ΔU

A Q

ПРОБЛЕМА:

Как изменяется внутренняя энергия в общем случае?

ΔU = А внеш + Q

Вывод:

  1. Изменение внутренней энергии системы при переходе системы из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты, переданного системе.

  2. Аг= - А внеш

Q= Δu + Aг

  1. Если система изолирована:

U1=U2= const

  1. Невозможность создания вечного двигателя:

Q=0, Аг=-Δu

Закрепление:

  1. Газ совершил работу 3* 10 ⁹Дж при передаче ему 8* 10 ⁹Дж теплоты. Чему равно изменение внутренней энергии газа? Что произошло с газом: нагрелся он или охладился?


  1. Авнеш Аг

Q

ΔΔ ΔU-? Q ΔU-?

1 2

На рис. 1 и 2 стрелками показано: получает система тепло или отдает; совeршает газ работу или над газом совершается работа. Используется I закона термодинамики, запишите формулу для расчета изменения внутренней энергии для указанных случаев.

© 2010-2022