Статья РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ

СОДЕРЖАНИЕ: 1.     Глобальное мышление. 1.1.         Развитие глобального мышления.                                     4 1.2.         Глобальные ориентиры в образовании.                          7 2.     Структура технологии развития глобального мышления.    2.1.         Цель.                                                                                                          9 2.2.         Задачи.                                                                                          9 2...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ.Статья РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ.Статья РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ.Статья РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ.Статья РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ.Статья РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ.Статья РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ.Статья РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ.

  1. ГЛОБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

    1. Развитие глобального мышления.

Глобалистика как особая область научного исследования современного динамично развивающегося мира является относительно новой и чрезвычайно актуальной проблемой целостного понимания системы «Человек и мир» (человек и природа, человек и общество, человек и человек).

В наши дни, когда масштаб научно-технического прогресса достиг беспрецедентных размеров, возникли и проблемы, которые стали угрожать самому существованию человечества. Таковы, например, угроза ядерной катастрофы, социально-экономические кризисы, экологические последствия техногенной нагрузки на природу. Все эти глобальные проблемы тесно связаны между собой. Так, быстрый рост населения планеты вызывает потребность в увеличении производства продовольствия, что усиливает нагрузку на энергетические ресурсы и приводит к истощению земли, а рост промышленности вызывает загрязнение окружающей среды. Все это сопровождается обнищанием населения, вспышками насилия, войнами.

Феномен глобальных проблем современного мира отражает одно из коренных противоречий его развития - противоречие в стратегии человеческой преобразовательной деятельности и «стратегии» развития экосистем.

Обычно называют шесть типов глобальных проблем:

- демографический взрыв;

-продовольственный кризис;

-истощение ресурсов;

-разрушение природной среды;

- злоупотребление ядерной энергией;

- антропологический кризис, связанный с проблемами утраты человеческой духовности, безработицей, наркоманией, потерей смысла жизни.

-4-

Признаки глобальных проблем человечества:

- глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства или группы стран;

- острота проявления;

- комплексный характер: все проблемы тесно переплетены друг с другом;

- общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов;

- способность предопределять в тех или иных аспектах ход дальнейшей истории человечества;

- возможность их решения лишь усилиями всего мирового сообщества, всех стран и этносов.

Таким образом, техническое развитие имеет как бы два лика: лик улыбающийся, обещающий повышение благосостояния, и лик трагический - наступает предел потребления ресурсов, возрастает загрязнение среды, нарушается равновесие между экологией планеты и человеческой деятельностью.

Решение глобальных проблем современности требует выработки особых интеллектуальных умений личности, основанных на системно-целостном подходе к возникающим проблемам.

Целостный подход к пониманию системы «Человек и мир» находит свое выражение в новой направленности мышления и перестройка его категориальных структур.

Назовем некоторые из них.

  1. Пересмотр способов причинного объяснения явлений действительности. В современной науке стала все отчетливее осознаваться недостаточность для объяснения прямых линейных причинно-следственных связей (типа «а» вызывает «б»). В сложной системе, где взаимодействует множество факторов, причины и следствия часто меняются местами: то, что было следствием, становится причиной, порождающей новые следствия; помимо прямых воздействий на протекание влияют многочисленные обратные связи,

-5-

причем нередко с неожиданными эффектами.



  1. Ориентация на внутреннюю многозначность позиций, взаимодополняющих понимание достаточно сложной системы. При восприятии действительности человек нередко скован ранее приобретенными стереотипами, он склонен приписывать свою точку зрения как истину в последней инстанции. Но признать факт разнообразия, неоднородности восприятия - это значит сформировать у себя установку на терпимость по отношению к мнению других. Речь идет о преодолении эгоцентризма своего мышления и о развитии децентрированного мышления (по Ж. Пиаже).

  2. Осознание внутренней альтернативности принимаемых решений. Как уже говорилось, негативные последствия технических нововведений неотделимы от позитивных последствий. Наивно думать, что технология нейтральна, что она может применятся как во благо, так и во зло; добро и зло в данном случае приходят одновременно и нераздельно друг от друга. Поэтому одной из важнейших установок при разработке (и при оценке) решений является взвешенный учет всех плюсов и минусов, которые сопровождают эти решения.

  3. Осознание не только ближайших, но и отдаленных последствий принимаемых решений, особенно глобального характера.

  4. Открытость ума по отношению к новому, чувствительность к проблемам.

  5. Гибкость, критичность и креативность ума.

  6. Рефлексивные способности человека, связанные с осмыслением и самооценкой своей деятельности.

Названные качества ума необходимо воспитывать уже в школе. При этом глобально-ориентированное образование имеет как бы три составляющие:

1). оно направлено по своему содержанию на решение глобальных проблем (социально-экономических, культурологических, гуманитарных);

2). оно направлено на подготовку человека как грамотного участника совместной диалоговой деятельности, умеющего работать в «команде», принимать коллективные решения (именно таких решений

-6-

требуют глобальные проблемы);

3). оно с необходимостью включает в себя гуманистические принципы образовательной деятельности, поскольку в конечном итоге его предмет - целостная система «Человек и мир».

Попытка практической реализации этих общих идей как раз и представлена в данном сборнике.

1.2.ГЛОБАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Реалии глобальной взаимозависимости и культурного разнообразия нашей планеты в ХХI веке определяют потребность в образовании и восприятии поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни, поколения, способного успешно самоопределиться в условиях быстро меняющегося мира.

Эта проблема особенно актуальна для Украины, где за последнее время происходят колоссальные изменения как в политической, экономической, так и в социальной сфере. Постепенно, но необратимо происходит интеграция Украины в мировое сообщество. Проблемы, которые ранее считались местными, региональными, сегодня становятся глобальными, общечеловеческими, а их успешное решение возможно в том случае, если будут объединены усилия всех стран и народов.

Выживание планеты в целом, как и каждого человека в отдельности, зависит сегодня от того, какие проблемы и вопросы займут приоритетные позиции в школьных программах.

Главное в глобальном образовании - воспитание чувства причастности учащихся в жизни человеческого сообщества планеты Земля, установление гармоничных отношений человека с природой, людьми, миром в целом и с самим собой.

Ведущими педагогическими идеями в учебно-воспитательном процессе являются:

  1. Развитие глобального мышления учащихся, основные характеристики которого:

- установка на гуманистические ценности при выборе решений и способов действий;

-7-

- прогнозирование последствий этих решений и действий с точки зрения их влияния на природу, мир и человека;

- открытость по отношению к новому;

- гибкость мышления;

- умение видеть альтернативные пути решения;

- преодоление сложившихся стереотипов;

- критичность мышления;

- рефлексивное осмысление своего опыта в контексте культурного опыта человечества;

2. Ориентация жизнедеятельности школы на выработку у учащихся позиции самостоятельного и ответственного принятия решения в условиях свободы выбора.

В режиме опытно-экспериментальной работы развитие ведущих педагогических идей отслеживается в следующих направлениях:

- обновление содержания образования на основе принципа проблемной интеграции;

- развитие умственной самостоятельности школьников;

- освоение учащимися системы взаимоотношений на основе принципов сотрудничества.

Наиболее значимыми достижениями опытно-экспериментальной работы по реализации концепции глобального образования являются следующие:

- 100% мотивированные поступление выпускников в высшие учебные заведения;

- позитивные изменения в системе мировосприятия учащихся и учителей, проявляющиеся прежде всего в формировании целостного взгляда на личные, профессиональные и общественные проблемы;

- развитие методологической составляющей профессиональной культуры учителей.

Ведущими направлениями опытно-экспериментальной деятельности являются поиск, апробация и совершенствование педагогических технологий развития глобального мышления учащихся. Ценносто-смысловые ориентиры концепции глобального образования предполагают использование определенных способов педагогического воздействия с целью решения ведущих концептуальных задач.

-8-



  1. СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
    ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ.

2.1. Цель.

Формирование осознанного отношения к проблемам современного мира, подведение к осознанию места и роли каждого в их решении, выработка позиции при выборе решений, развитие умения предвидеть последствия своих действий и поступков.

2.2. Задачи.

1. Обобщить полученные в рамках предмета знания.

2.Способствовать восприятию учащимися современного мира целостно, во всех его взаимосвязях; «Мир - как единая система».

3. Формировать ценностное отношение к природе, человеку, своему здоровью, развивать умение прослеживать последствия своих решений, действий, поступков с точки зрения их влияния (положительного и отрицательного) на человека.

4. Развивать гибкость мышления, умение видеть альтернативные пути решения, преодолевать сложившиеся стереотипы, преодолевать одномерное «черно-белое» мышление.

5. Формировать активный интерес к событиям и фактам окружающего мира.

2.3. Основные идеи.

1. Мир - целостная система.

2. Гармония индивида с Вселенной и человечеством.

3. Идея целостно-смыслового равенства людей как членов единого человеческого сообщества.

4. Мыслить глобально - действовать локально.

-9-

5. Идеи единства и многообразия в природе и обществе.

2.4. Пути реализации.

1. На уроке, в процессе изложения нового материала.

2. На обобщающих уроках.

3. На внеклассных мероприятиях по физике и астрономии.

4. Факультативные занятия.

2.5. Девиз.

Окружающий мир

Учитель Ученик

Школа

-10-



  1. РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
    В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ.

3.1. Механика.

Тема

Затрагиваемые вопросы

Явление тяготения. Сила тяжести.

Сила трения

Движение ИСЗ



Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения полной механической энергии.



Механика и механизация производства.

Явление выпадение вредных частиц пыли и дыма из атмосферы на Землю и его возможные последствия.

Вредные последствия посыпания наледи песчано-солевой смесью (гибель растительности, разъедание автомобильных шин, коррозия трубопроводов).

Использование ИСЗ для глобального изучения производственной деятельности людей на природу нашей планеты.

Роль космических аппаратов в контроле за состоянием атмосферы. Обнаружение с помощью космической техники ураганов, пожаров, извержения вулканов и т.д. Прогноз погоды. Охрана космоса.

Физические процессы, сопровождающие работу реактивного двигателя и загрязняющие окружающую среду (выброс газов, нагревание, шум и пр.).

Гидроэнергетические ресурсы стран. Рациональное использование гидроресурсов. Глобальные проблемы использования энергии рек (потеря плодородных земель, заболачивание местности, изменение климата, международные конфликты использования гидроресурсов). Экологические требования к ГЭС. Достоинства и недостатки ветроэнергетики, перспективы использования ветроустановок.

Пути и последствия механизации производства (деформация плодородного слоя почвы тяжелыми сельскохозяйственными машинами, истощение энергетических ресурсов, безработица и т.д.)

-11-

3.2.Молекулярная физика и термодинамика.

Тема

Затрагиваемые вопросы

Газовые законы.



Температура и способы ее измерения.

Поверхностное натяжение. Смачивание и несмачивание.

Физика твердого тела.

Конвекция в природе и технике.

Излучение.

Тепловые двигатели. ДВС.

Состав атмосферы. Изменение состава атмосферного воздуха под действием антропогенных факторов. Уменьшение озонового слоя и его последствия.

Температура как главный экологический фактор. Глобальное потепление.

Загрязнение Мирового океана нефтепродуктами и продуктами бытовой химии.

Проблема мусора. Засорение окружающей среды отработанными материалами с заданными свойствами (пластмассы, полиэтилен).

Нарушение конвекции в случае ядерной войны наступление «ядерной войны».

Теплоизоляция в быту и технике как метод сбережения энергоресурсов.

Парниковый эффект на Земле и возможные последствия его усиления. Использование энергии Солнца.

Загрязнение окружающей среды выбросами в атмосферу и сточными водами. Совершенствование тепловых двигателей с целью охраны природы. Сравнение эффективности и экологической безвредности различных видов топлива. Биотопливо: аргументы «за» и «против».



-12-

  1. Электродинамика.

Тема

Затрагиваемые вопросы

Электрическое поле.

Электрический ток в полупроводниках.

Гальванические элементы и аккумуляторы.

Магнитное поле.

Электродвигатель.

Электрификация и охрана природы.

Электрическое поле электроприборов, его проявление и влияние на человека.

Экологические преобразователи тепловой и световой энергии в электрическую. Использование энергии Солнца.

Проблема утилизации.

Понятие о магнитобиологии (воздействие на организм магнитных бурь, ориентация птиц).

Перспективы развития электротранспорта. Преимущества электродвигателя.

Отрицательное воздействие на окружающую среду различных типов электростанций. Альтернативные источники энергии.



  1. Колебания и волны. Оптика.

Тема

Затрагиваемые вопросы

Электромагнитные излучения разных диапазонов длин волн.

Световые явления.

Биологическое действие ультрафиолетового, инфракрасного, рентгеновского излучения и защита от них. Парниковый эффект

Изменение прозрачности атмосферы под действием антропогенного фактора, его экологические последствия. Изменение климата.

-13-



  1. Атомная и ядерная физика.

Тема

Затрагиваемые вопросы

Радиоактивность.

Изотопы .

Ядерная энергетика.



Доза излучения.

Загрязнение биосферы радиоактивными продуктами. Воздействие радиоактивного загрязнения на организм человека.

Применение изотопов в сельском хозяйстве и медицине: за и против. Проблемы йододефецита.

Катастрофы на АЭС - экологические и экономические проблемы. Проблема захоронения радиоактивных отходов. Глобальный конфликт в Иране.

Новые виды оружия.











-14-



  1. ЗАДАЧИ НА РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ.

4.1.Качетвенные задачи.

1. Почему нефть растекается по поверхности воды тонкой пленкой? Как влияет пленка на биосферу водоема?

2. Почему атомные и тепловые электростанции нельзя размещать рядом?

3. Питьевой воды на Земле во многих местах не хватает. Ее приходится получать из морской воды либо выпариванием, либо вымораживанием. Какой способ выгоднее?

4. Объясните устройство парников и теплиц.

5. Почему ветровые и солнечные электростанции не получили широкого распространения в нашей энергетике ?

6. Присущи ли нежелательные факторы гидроэлектростанциям?

7. Загрязнение атмосферы отходами промышленности приводит к уменьшению ледников в горах. Почему? Каковы возможные нежелательные последствия?



  1. В атмосферу попали в разных количествах атомы радиоактивных

веществ с разными периодами полураспада. Какое из них таит в себе большую биологическую опасность?



-15-

4.2. Количественные задачи.

1. В море произошла авария супертанкера, в резервуарах которого находилось 200 тыс. тонн нефти. В результате аварии образовалась нефтяная пленка средней толщиной 0,5 мм. Определите площадь загрязнения и возможные последствия.

2. Атомная станция мощностью 500 МВт, работающая на уране235, потребляет в сутки 2,3 кг ядерного горючего. Тепловая станция той же мощности, работающая на каменном угле, потребляет в сутки 2Статья РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ. Статья РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ.кг топлива. Определить КПД АЭС и ТЭС. За один акт деления урана выделяется 200 МэВ энергии. Удельная теплота сгорания угля 3Статья РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ. Дж/кг.

3. Сколько кубометров газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль-такси, расходуя за день 20кг бензина? Плотность газа при температуре Статья РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ.С равна 0,002 кг/Статья РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ..

4. В Крыму работает солнечная электростанция мощностью 3МВт. Площадь ее солнечных батарей 1200Статья РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ. . Определить КПД станции.

5. Использованный гальванический элемент загрязняет 1Статья РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ. поверхности земли. Определите сколько земли будет загрязнено, если каждый житель Земли использует одну батарейку на 3 года?



-16-

  1. УРОКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ
    РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ.

5.1. Урок: « Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» (10 класс)

Цель: привлекая соответствующий учебный материал двух предметов - географии и физики, обобщить знания учащихся о современных транспортных средствах, выяснить роль тепловых и других двигателей в жизни мирового сообщества, раскрыть сущность связанных с ними экологических проблем и убедить учащихся в жизненной важности бережного отношения к окружающей нас природе.

К уроку готовим плакат со словами Жака Ива Кусто: «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу», а также плакат со следующими данными:

- 1 т бензина, сгорая, выделяет 500-800 кг вредных веществ,

- в атмосферу ежегодно выбрасывается 5 мрлд т ССтатья РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ.

- в состав выхлопных газов входит 1200 компонентов, в том числе оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, альдегиды, оксиды металлов (наиболее вредный - оксид свинца), сажа и пр.

План урока:

  1. Виды транспорта.



  1. Тепловые двигатели и их значение.



  1. Влияние транспорта на окружающую среду ( атмо- и гидросферу). Парниковый эффект.



  1. Пути решения экологических проблем.

-17-

А) создание новых двигателей,

Б) разработка средств защиты атмосферы и гидросферы (получение добавок, способствующих более полному сгоранию топлива, создание эффективных фильтров и т. д.).

5. Состояние экологических проблем и природоохранные меры, принимаемые в Украине.

Изложение материала. Ученики вспоминают виды транспорта и заполняют 1-й столбец таблицы, заготовленной заранее.

Вид транспорта

Вид двигателя

Автомобильный

Поршневой ДВС (карбюраторный, дизельный)

Железнодорожный

Дизельный, электрический

Водный

ДВС, паровая турбина

Воздушный

Поршневой, реактивный, турбореактивный

Затем учитель физики рассказывает о тепловых двигателях и их значении. По ходу рассказа учащиеся заполняют 2-й столбец таблицы. После этого учитель делает заключение: «Мы видим, сколь разнообразен мир транспорта, но «сердцем» подавляющего большинства транспортных средств служит тепловой двигатель. Повсеместное же использование тепловых двигателей пагубно влияет на окружающую», затем предоставляется слово ученикам, которые готовили к этому уроку сообщения о конкретных проявлениях влияния разных видов автотранспорта на атмосферу и гидросферу.

После докладов учащихся учитель рассказывает о современных моделях электромобилей и перспективах их широкого применения для автомобильного и авиационного транспорта, а также о создании двигателей на водороде.

-18-

Подведение итогов: Один из учеников выносит плакат

? ?



Прогресс Экология

Далее учитель предлагает подумать, что перетянет в ближайшем будущем? Как добиться равновесия?











-19-

5.2. Урок: « Ядерная энергетика» (11 класс).

Цель: развить представление о видах электростанций; изучить принцип действия АЭС , достоинства и недостатки ядерной энергетики; воспитать бережное отношение к электроэнергии и окружающей среде; рассмотреть влияние развития ядерной энергетики на экономику и международные отношения.

План урока:

  1. Виды электростанций: гидроэлектростанции и теплоэлектростанции.

  2. Альтернативная энергетика: приливная, геотермальная, гелиоэнергетика и ветроэнергетика.

  3. Атомные электростанции.

  4. Катастрофы на АЭС.

  5. Влияние развития ядерной энергетики на экономику и международные отношения.

  6. Экологические проблемы, бережное отношение к окружающей среде, экономия электроэнергии.

Изложение материала.

Гидроэнергетика - потенциальная энергия падающей воды.

Достоинства:

- не загрязняется атмосфера;

- создаются новые водоемы;

- увлажняется атмосфера, меняется микроклимат;

- гидроресурсы не надо добывать или как-то обрабатывать.

Недостатки:

- затапливаются огромные пространства, создаются водохранилища;

- разрушается естественная среда обитания флоры и фауны;

-20-

- плотины отрицательно влияют на ценные породы рыб;

- по мнению некоторых ученых, последствием строительства ГЭС является «наведенная сейсмичность» в зоне расположения мощных гидроузлов и больших по объему водохранилищ.

Теплоэнергетика - использование теплоты, выделяющейся при сгорании угля, нефти и газа.

Достоинства:

- под станции используются небольшие площади;

- высокая удельная теплота сгорания;

- простота хранения угля, пригодность к непосредственному использованию угля, нефти, газа.

Недостатки:

- сильно загрязняют атмосферу сернистыми и азотистыми соединениями, ССтатья РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ. , создают парниковый эффект, кислотные дожди и т.д.;

- используется большое количество площадей для добычи угля, рельеф портится шахтами;

- с охлаждающей водой ТЭС в ближайшие водоемы сбрасывается большое количество тепла, повышающее температуру водоема;

- вместе с различными загрязняющими атмосферу газами ТЭС вырабатывает в атмосферу и некоторые радиоактивные вещества, содержащиеся в топливе.

Приливная энергетика - энергия морских приливов.

Достоинства:

- минимум поверхности на суше;

- не загрязняет атмосферу;

- даровой источник.

-21-

Недостатки:

- в море занимает большие пространства, опасно для судоходства.

Геотермальная энергетика - внутренняя энергия Земли.

Достоинства:

- практическая неиссякаемость и полная независимость от условий окружающей среды, времени года, суток.

Недостатки:

- необходимость обратной закачки отработанной воды (в геотермальных водах содержится много токсичных металлов - Zn, Pb, кадмий, мышьяк и химических соединений - аммиак, фенол) - это исключает сброс этих вод в природные водоемы, расположенные на поверхности.

Гелиоэнергетика - энергия Солнца.

Достоинства:

- не загрязняет атмосферу;

- солнечные киловатты бесплатны.

Недостатки:

- проблема связана с циклическим характером поступления;

- под солнечные батареи используется большая площадь Земли;

- КПД солнечных установок пока очень низок (около 10%).Однако при высоких КПД значительная часть солнечной энергии, падающей на Землю вблизи установок, будет изыматься, что приведет к сильному локальному понижению температуры и интенсивной конденсации паров в атмосфере.

- плотность солнечной энергии низкая, и требуются большие средства на ее улавливание и хранение.

Ветроэнергетика - энергия ветра.

-22-

Достоинства:

- используется даровая энергия;

- экологически чистая энергия;

- ветроустановки не влияют на тепловой баланс атмосферы.

Недостатки:

- низкая интенсивность, поэтому они занимают большие площади;

- портят ландшафт (некрасиво);

- работа ветроустановок неблагоприятно влияет на работу телевизионной сети;

- источник шума (этот район покидают животные и птицы);

- если наступает затишье, ветровая энергия равна нулю. Человек еще не научился делать запасы электроэнергии в больших количествах, как, например, угля, нефти.

Атомные электростанции - энергия атомного ядра.

В мире существует около 420 атомных реакторов. Первая в мире АЭС была пущена 1954 году в СССР в Обнинске, в Украине первой была Чернобыльская АЭС. Сейчас у нас 4 действующие АЭС:

  1. Запорожская.

  2. Южно-Украинская.

  3. Ровненская.

  4. Хмельницкая.

Достоинства:

- небольшая площадь под АЭС;

- при отсутствии утечек - никакого загрязнения атмосферы;

- относительная независимость от местоположения сырья.

-23-

Недостатки:

- образуются радиоактивные отходы (глобальная проблема);

- дорогое строительство, еще дороже размонтировка;

- проблема загрязнения окружающей среды при катастрофах (рассмотреть на примерах Чернобыльской катастрофы и на японской АЭС Фукусима ).

В марте 1979 года произошла самая тяжелая до Чернобыля авария на американской АЭС. После этого случая американцы не ввели в строй ни одного реактора. В Швеции принято решение о постепенном закрытии АЭС. Лишь Великобритания, Франция и Россия планируют строительство новых АЭС, несмотря на активное сопротивление общественности. Во Франции 74% энергии - энергия АЭС.

26 апреля 1986 года - авария на Чернобыльской АЭС - самая крупная экологическая катастрофа на Земле. Непригодна для жизни 30-ти километровая зона вокруг станции. Закрыта ЧАЭС в 2000 году, по предварительным подсчетам будет полностью ликвидирована в 2065, т.е. ущерб невозможно посчитать.

В марте 2011 года произошла авария на японской АЭС в результате сильного землетрясения и цунами. Ущерб составил 125 мрд долларов. После этой катастрофы в 21 из 24 государств, в которых есть АЭС, респонденты высказались за их закрытие. Китай ввел мораторий на строительство новых АЭС.

Сырьем для АЭС является уран и торий - их запасов в земной коре хватит на 50 тыс. лет. В морской воде урана в 1000 раз больше чем в земной коре.

Подведение итогов. Может не стоит осторожничать? Но иметь «пороховой погреб» в стране с не очень развитой технологией или социальной нестабильностью - это безумие.

-24-

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в Украине происходят огромные изменения во всех сферах жизни, осуществляется переход от одних общественно-политических форм жизни к другим, от одних принципов экономического развития к другим. Происходит постепенная интеграция Украины в европейское и мировое сообщество. Мы все больше ощущаем чувство причастности к жизни всей планеты. Экологические, политические, экономические, социальные проблемы, которые раньше считались местными, региональными, сегодня расширяются и захватывают всю планету, приобретают глобальный характер.

Социальная несправедливость, голод и недоедание, широкое распространение бедности, энергетический кризис, потенциальный недостаток природных ресурсов, неграмотность и устаревшая система образования, бунты среди молодежи, отчуждение, преступность и наркомания, взрыв насилия и террор, ядерное безумие, деградация окружающей среды, упадок моральных ценностей, ощущение нестабильности мира - проблемы стоящие перед человечеством.

В этом клубке трудно выделить какие-то частные проблемы, каждая из них соотносится со всеми остальными, а каждое частное решение одной проблемы может усложнить или как-то воздействовать на решение других. И самое главное - на определенном уровне развития проблемы начинает пересекать границы и распространяться по планете, приобретая глобальный характер. Особую остроту приобретают проблемы, создающие угрозу существования самого человечества: нарушение мира в ядерный век, экологическое равновесие между человеком и природой.

Поставленные проблемы должны осмысливаться и решаться совместно всеми людьми планеты, и в первую очередь подрастающим поколениям, чье будущее немыслимо без их решения. Поэтому одной из фундаментальных проблем школы является проблема формирования у учащихся нового понимания современного изменяющегося мира, в котором они живут. Образование и изменяющийся мир; человек и общество; человек и природа;

-2-

человек и человек - вот наиболее важные вопросы, которые адресуются к

образованию и которые буквально врываются в жизнь каждого из нас.

Бытует мнение, что глобальными вопросами должны заниматься учителя истории, биологии, географии. Наверное, поэтому в процессе становления школьного глобального образования физика оказалась далеко не в первых рядах. Но опыт показывает, что большой вклад в развитие глобального мышления могут внести и преподаватели физики. Физика - наука, лежащая в основе научно-технического прогресса, который внес нарушения в многочисленные природные взаимодействия. Вспомним, однако, что в переводе с греческого слово «физика» означает «природа».

Может быть теперь, пережив ряд экологических катастроф и ощутив на себе последствия неконтролируемых научных исследований, ученые почувствуют вину за развитие своей науки и вернут физике первоначальный смысл. Пришла пора использовать физику как инструмент для решения глобальных проблем человечества.







-3-



ОБРАЗОВАНИЕ -



ЭТО ТО, ЧТО ОСТАЕТСЯ

ПОСЛЕ ТОГО, КАК

ЗАБЫВАЕТСЯ ВСЕ

ВЫУЧЕННОЕ В ШКОЛЕ.



А. Эйнштейн.



СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Глобальное мышление.

    1. Развитие глобального мышления. 4

    2. Глобальные ориентиры в образовании. 7

  2. Структура технологии развития глобального мышления.

    1. Цель. 9

    2. Задачи. 9

    3. Основные идеи. 9

    4. Пути реализации. 10

    5. Девиз. 10

  3. Развитие глобального в процессе изучения физики.

    1. Механика. 11

    2. Молекулярная физика и термодинамика. 12

    3. Электродинамика. 13

    4. Колебания и волны. Оптика. 13

    5. Атомная и ядерная физика. 14

  4. Задачи на развитие глобального мышления.

    1. Качественные задачи. 15

    2. Количественные задачи. 16

  5. Уроки с применением технологии развития глобального

мышления.

  1. Урок: «Тепловые двигатели и охрана окружающей

среды» (10 класс). 17

  1. Урок: «Ядерная энергетика» (11 класс). 20

Литература. 25

Приложение. 26



-1-

Литература:

  1. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы. - СПб., 1995.

  2. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности. - СПб., 1993.

  3. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. - М., 1993.

  4. Кулюткин Ю.Н., Спасская Е.Б. Образовательные технологии. Из опыта развития глобального мышления учащихся. - СПб., 2002.

  5. Фадеева Г.А., Попова В.А. Физика и экология. Волгоград, 2007.











-25-

Приложение:







Бинарный урок: физика и биология.







Занимательная физика.









Начинаем изучать физику.







Неделя физики в школе.



© 2010-2022