- Преподавателю
- Физика
- Урок по теме Свойства звука
Урок по теме Свойства звука
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Михайлюк Е.В. |
Дата | 20.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
4Михайлюк Елена Вячеславовна, учитель физики МКОУ СОШ с. Красное,
Хабаровский край
Тема урока: Свойства звука
-
Предмет - физика
-
Тема урока: «Свойства звуковых волн»
-
Раздел «Механические колебания и волны»
-
Класс 8
-
Урок в 8-м классе, тема «Характеристики звуковых волн» соответствует авторской программы по физике А.А. Фадеевой, А.В. Засова, М.: Просвещение, 2008
-
Дата проведения урока: 24.05.2014
Содержание урока способствует:
-
усвоению знаний о свойствах звука
-
овладению умениями применять знания для объяснения свойств звуковых волн;
-
развитию познавательных интересов в области знаний об окружающем мире;
-
воспитанию отношения к физике не только как к школьному предмету, но и как элементу общечеловеческой культуры.
-
Использование в ходе урока презентации и видеофрагмента из «Библиотеки электронных изданий» по данной теме при проверке усвоенных знаний, решении проблемы нового материала позволяет разнообразить этапы урока, сделать его насыщенным, ярким, эмоциональным и запоминающимся.
Цели урока:
Задачи урока:
-
образовательные
- формирование
знаний о свойствах звука
- повторение знаний о механической волне и ее частном случае - волне звуковой (определение, виды, характеристики);
- изучение свойств звуковой волны;
- изучение особенностей восприятия звука;
-
развивающие
- развитие аналитических умений;
-
воспитательные
- стимулирование интереса к предмету и данной теме.
Тир урока: изучение нового материала
Форма урока: комбинированная
Метод урока: эвристический (ЧП)
Структура урока:
-
Оргмомент.
-
Повторение знаний о свойствах механических волн:
физический диктант;
взаимопроверка;
выставление оценок.
Есть вариант проверки с помощью интерактивной доски (на экране несколько определений с пропусками:
Вразброс на экране записаны недостающие слова и словосочетания, их больше, чем пропущено. Ученики должны восстановить определения.
Второй способ проще по подготовке - на экране записаны только незавершенные определения. Ученики должны вписать недостающие понятия.
-
Объявление темы урока. Актуализация: «чтение письма жителей села в администрацию»
-
Проблема: почему после дискотеки могут болеть уши, голова, ощущается общий дискомфорт?
-
Определение задачи урока:
-
Решение проблемы - мозговой штурм (запись на доске пары слов «свойство звука - числовая характеристика», например: громкость - частота, высота тона - частота, и т.д.)
-
Определение правильного ответа с помощью демонстрационного эксперимента по определению связи частоты и амплитуды звуковой волны с высотой тона и громкостью. Выводы.
-
Подведение итогов: ответ на письмо.
-
Закрепление (решение индивидуальных тестов).
-
Домашнее задание: инструктаж, §45, §46
-
Написать ответное письмо односельчанам.
-
Учащиеся
Учитель
-
Оргмомент
(на экране открыта первая страница презентации с темой урока)
Здравствуйте. Садитесь. Для сегодняшнего урока нам необходимо повторить теоретические знания в виде физического диктанта.
-
Физический диктант
Выполняют задание - записывают на листочках только пропущенные понятия или величины.
Открываю слайды презентации с диктантом и четко прочитываю каждое предложение.
Взаимопроверка
Учащиеся меняются листками и проверяют друг друга, подсчитывая количество верных ответов.
Следующие слайды позволяют проверять диктант.
Ребята, поменяйтесь работами, проверяем диктант. Подсчитайте количество верных ответов.
Выставление оценок
Выставляют оценки в дневники.
Критерии оценивания перед вами (Открываю слайд с критериями оценок). Росписи поставлю в конце урока.
(лазерный луч требуется прикрыть крышкой до следующего применения)
-
Объявление темы урока и актуализация знаний
Тема урока сегодня называется «Свойства звука» (одновременно открывается слайд с темой).
Совсем недавно в Красносельскую администрацию пришло письмо от жителей села, живущих по соседству с клубом. Сейчас я зачитаю вам это письмо (чтение письма).
-
Постановка проблемы
Скажите, какую проблему вы увидели в письме?
Высказывают варианты проблем:
-
Почему голова болит после дискотеки?
-
Почему недомогание чувствуется?
-
Что такого особенного в дискотеке, что после нее люди чувствуют себя плохо?
-
Определение задач урока
Кажется, что ничего такого особенного в дискотеке нет, а другие люди говорят, что громкий звук сильно мешает. Значит,
-
Изучить особенности звука, которые не зависят от того, как мы его слышим.
-
Изучить особенности звука, которые зависят от нашей чувствительности.
-
Изучить особенности звука, которые зависят от того, как мы его слышим.
-
Ответить на письмо односельчан.
Определимся тогда с задачами на урок:
-
Мозговой штурм
-
Звук - это механическая волна.
-
Любую волну можно описать с помощью, периода, частоты колебаний, амплитуды, скорости распространения.
-
Звук может быть громким или тихим. Звук может быть высоким (можно указать пример: например голос …) или низким (как голос …).
-
Напомните, что представляет собой звук?
-
Какими характеристиками описывается любая волна?
-
Какими свойствами обладает звук, по-вашему? (т.е. звук обладает громкостью, тембром и высотой тона)
Теперь в течение (2) минут подумайте, какие можно записать пары слов или словосочетаний типа «свойство звука - физическая характеристика»
Один учащийся из каждой пары выходит и записывает на доске. Например:
громкость - количество колебаний
громкость - длина волны
громкость - амплитуда
высота тона - период колебаний
высота тона - количество колебаний
высота тона - частота колебаний
Сколько идей! Как определить, какие из них верны, а какие нет?
Предлагаю с помощью видеофрагмента найти верный ответ на вопросы:
От чего зависит громкость звука?
От чего зависит высота тона?
-
Наблюдение и оценка видеофрагмента
На фоне изображения (в видеофрагменте - Физика 7 - 11; Механика; Связь частоты и амплитуды колебаний с высотой и громкостью звука; 1С:Образование 4. Дом, ЗАО «1С», 2007−2010; ООО «1С-Паблишинг», 2007−2010) вопросы:
От чего зависит громкость звука?
От чего зависит высота тона?
-
Выводы
Громкость звука связана с амплитудой колебаний,
чем больше амплитуда колебаний, тем больше громкость звука.
Высота тона зависит от частоты колебаний: чем больше частота, тем выше звук.
Ребята предлагают варианты ответа.
От каких физических характеристик зависят громкость звука и высота тона?
Как зависят?
Теперь попробуем ответить на письмо односельчанам, как будто они обращаются к нам.
-
Закрепление
Ученики выполняют небольшой тест. После выполнения учитель открывает слайд с критериями оценок. Ребята сами себя оценивают и делают выводы.
(Перед уроком вкладываю в учебник индивидуальные тестовые работы)
Наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам самим оценить полученные на уроке знания. Для этого предлагаю ответить на тестовые вопросы.
…
(После выставления самооценок обсуждаем вопросы, которые могли остаться неясными, и ставим себе задачу на следующий урок.)
-
Домашнее задание
В завершении урока запишем домашнее задание:
-
Всем: прочитать §45,46
-
Дополнительно (по желанию): написать ответное письмо односельчанам по поводу громкой дискотеки.
…
(прохожу по рядам и ставлю роспись у оценки, полученной (поставленной самим) каждым учеником в начале урока за диктант)