Урок по теме Свойства звука

Данный урок был проведен несколько лет назад, устарела форма плана конспекта урока, но сама идея проблемного урока по свойствам звука работает, и, думаю, будет работать еще не один год.Сейчас такой тип проблемы был бы назван ситуационной задачей. Использование в ходе урока презентации и видеофрагмента из «Библиотеки электронных изданий» по данной теме при проверке усвоенных знаний, решении проблемы нового материала позволяет разнообразить этапы урока, сделать его насыщенным, ярким, эмоциональн...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4Михайлюк Елена Вячеславовна, учитель физики МКОУ СОШ с. Красное,

Хабаровский край

Тема урока: Свойства звука


  • Предмет - физика

  • Тема урока: «Свойства звуковых волн»

  • Раздел «Механические колебания и волны»

  • Класс 8

  • Урок в 8-м классе, тема «Характеристики звуковых волн» соответствует авторской программы по физике А.А. Фадеевой, А.В. Засова, М.: Просвещение, 2008

  • Дата проведения урока: 24.05.2014

Содержание урока способствует:

  • усвоению знаний о свойствах звука

  • овладению умениями применять знания для объяснения свойств звуковых волн;

  • развитию познавательных интересов в области знаний об окружающем мире;

  • воспитанию отношения к физике не только как к школьному предмету, но и как элементу общечеловеческой культуры.


  • Использование в ходе урока презентации и видеофрагмента из «Библиотеки электронных изданий» по данной теме при проверке усвоенных знаний, решении проблемы нового материала позволяет разнообразить этапы урока, сделать его насыщенным, ярким, эмоциональным и запоминающимся.


Цели урока:

Задачи урока:

  1. образовательные

- формирование

знаний о свойствах звука

- повторение знаний о механической волне и ее частном случае - волне звуковой (определение, виды, характеристики);

- изучение свойств звуковой волны;

- изучение особенностей восприятия звука;

  1. развивающие

- развитие аналитических умений;

  1. воспитательные

- стимулирование интереса к предмету и данной теме.

Тир урока: изучение нового материала

Форма урока: комбинированная

Метод урока: эвристический (ЧП)

Структура урока:

  1. Оргмомент.

  2. Повторение знаний о свойствах механических волн:

физический диктант;

взаимопроверка;

выставление оценок.

Есть вариант проверки с помощью интерактивной доски (на экране несколько определений с пропусками:

Вразброс на экране записаны недостающие слова и словосочетания, их больше, чем пропущено. Ученики должны восстановить определения.

Второй способ проще по подготовке - на экране записаны только незавершенные определения. Ученики должны вписать недостающие понятия.

  1. Объявление темы урока. Актуализация: «чтение письма жителей села в администрацию»

  1. Проблема: почему после дискотеки могут болеть уши, голова, ощущается общий дискомфорт?

  2. Определение задачи урока:

  3. Решение проблемы - мозговой штурм (запись на доске пары слов «свойство звука - числовая характеристика», например: громкость - частота, высота тона - частота, и т.д.)

  4. Определение правильного ответа с помощью демонстрационного эксперимента по определению связи частоты и амплитуды звуковой волны с высотой тона и громкостью. Выводы.

  5. Подведение итогов: ответ на письмо.

  6. Закрепление (решение индивидуальных тестов).

  7. Домашнее задание: инструктаж, §45, §46

    • Написать ответное письмо односельчанам.

Учащиеся

Учитель

  1. Оргмомент

(на экране открыта первая страница презентации с темой урока)

Здравствуйте. Садитесь. Для сегодняшнего урока нам необходимо повторить теоретические знания в виде физического диктанта.

  1. Физический диктант

Выполняют задание - записывают на листочках только пропущенные понятия или величины.

Открываю слайды презентации с диктантом и четко прочитываю каждое предложение.

Взаимопроверка

Учащиеся меняются листками и проверяют друг друга, подсчитывая количество верных ответов.

Следующие слайды позволяют проверять диктант.

Ребята, поменяйтесь работами, проверяем диктант. Подсчитайте количество верных ответов.

Выставление оценок

Выставляют оценки в дневники.

Критерии оценивания перед вами (Открываю слайд с критериями оценок). Росписи поставлю в конце урока.

(лазерный луч требуется прикрыть крышкой до следующего применения)

  1. Объявление темы урока и актуализация знаний

Тема урока сегодня называется «Свойства звука» (одновременно открывается слайд с темой).

Совсем недавно в Красносельскую администрацию пришло письмо от жителей села, живущих по соседству с клубом. Сейчас я зачитаю вам это письмо (чтение письма).

  1. Постановка проблемы

Скажите, какую проблему вы увидели в письме?

Высказывают варианты проблем:

  • Почему голова болит после дискотеки?

  • Почему недомогание чувствуется?

  • Что такого особенного в дискотеке, что после нее люди чувствуют себя плохо?


  1. Определение задач урока

Кажется, что ничего такого особенного в дискотеке нет, а другие люди говорят, что громкий звук сильно мешает. Значит,

  • Изучить особенности звука, которые не зависят от того, как мы его слышим.

  • Изучить особенности звука, которые зависят от нашей чувствительности.

  • Изучить особенности звука, которые зависят от того, как мы его слышим.

  • Ответить на письмо односельчан.

Определимся тогда с задачами на урок:

  1. Мозговой штурм

  1. Звук - это механическая волна.

  2. Любую волну можно описать с помощью, периода, частоты колебаний, амплитуды, скорости распространения.

  3. Звук может быть громким или тихим. Звук может быть высоким (можно указать пример: например голос …) или низким (как голос …).

  1. Напомните, что представляет собой звук?

  2. Какими характеристиками описывается любая волна?

  3. Какими свойствами обладает звук, по-вашему? (т.е. звук обладает громкостью, тембром и высотой тона)

Теперь в течение (2) минут подумайте, какие можно записать пары слов или словосочетаний типа «свойство звука - физическая характеристика»

Один учащийся из каждой пары выходит и записывает на доске. Например:

громкость - количество колебаний

громкость - длина волны

громкость - амплитуда

высота тона - период колебаний

высота тона - количество колебаний

высота тона - частота колебаний

Сколько идей! Как определить, какие из них верны, а какие нет?

Предлагаю с помощью видеофрагмента найти верный ответ на вопросы:

От чего зависит громкость звука?

От чего зависит высота тона?

  1. Наблюдение и оценка видеофрагмента

На фоне изображения (в видеофрагменте - Физика 7 - 11; Механика; Связь частоты и амплитуды колебаний с высотой и громкостью звука; 1С:Образование 4. Дом, ЗАО «1С», 2007−2010; ООО «1С-Паблишинг», 2007−2010) вопросы:

От чего зависит громкость звука?

От чего зависит высота тона?

  1. Выводы

Громкость звука связана с амплитудой колебаний,

чем больше амплитуда колебаний, тем больше громкость звука.

Высота тона зависит от частоты колебаний: чем больше частота, тем выше звук.

Ребята предлагают варианты ответа.

От каких физических характеристик зависят громкость звука и высота тона?

Как зависят?

Теперь попробуем ответить на письмо односельчанам, как будто они обращаются к нам.

  1. Закрепление

Ученики выполняют небольшой тест. После выполнения учитель открывает слайд с критериями оценок. Ребята сами себя оценивают и делают выводы.

(Перед уроком вкладываю в учебник индивидуальные тестовые работы)

Наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам самим оценить полученные на уроке знания. Для этого предлагаю ответить на тестовые вопросы.

(После выставления самооценок обсуждаем вопросы, которые могли остаться неясными, и ставим себе задачу на следующий урок.)

  1. Домашнее задание

В завершении урока запишем домашнее задание:

  • Всем: прочитать §45,46

  • Дополнительно (по желанию): написать ответное письмо односельчанам по поводу громкой дискотеки.

(прохожу по рядам и ставлю роспись у оценки, полученной (поставленной самим) каждым учеником в начале урока за диктант)


© 2010-2018