Статья на тему Дидактические игры на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактические игры на уроках физики



Всякий ребёнок в известной мере есть гений, а всякий гений в известной мере - ребёнок.

А. Шопенгауэр

Физика делается людьми и в конечном счёте для людей. Человек , познавая природу, создаёт производство, науку, искусство, а общество так или иначе использует всё это , влияя тем самым на природу и развивая производство, науку, искусство. Имеет смысл и при обучении показывать физические явления не только с помощью тележек с грузом и шариков на нитях, но и через литературные тексты, загадки, шутки, сказки, анекдоты. Тем более, если речь идёт о детях с преобладанием художественного и образного мышления , ведь физику обязаны учить все. Физика «в стихах и рисунках» в совокупности с настоящими задачами и участием школьников в научных конференциях, семинарах и олимпиадах облегчит детям процесс овладения знаниями.

Кстати, Лев Давидович Ландау , один из крупнейших ученых, входящий в первую пятёрку физиков мира , считал, что природа, искусство лучше помогают понять физику: « Грош цена вашей физике , если она застилает для вас остальное - шорох лесов, краски заката; физик, не воспринимающий поэзии , искусства, - плохой физик».

На своих уроках я стараюсь использовать все имеющиеся способы для поддержания интереса к предмету у детей. Это и запоминалки для запоминания формул и задачи в стихах ,а также дидактические кубики, кроссворды, ребусы, шифрограммы, кубики- экзаменаторы, пословицы и поговорки , картины и скульптурные композиции, стихи, песни , дневники наблюдений , зачёты, семинары, викторины, живая газета, аукционы, тесты , проекты и множество дидактических игр.

Использование на различных этапах урока всевозможных игровых ситуаций - одно из направлений поднятия интереса учащихся к учению.

Н.К. Крупская отмечала, что игра есть потребность детского организма, игра для детей- это учёба , труд и серьёзная форма воспитания.


В основе ряда игровых ситуаций лежат самодельные дидактические игры, имеющие конкретное учебно- информационное содержание.

Дидактические кубики. Кубики я заказала в школьной столярной мастерской.

Кубик-экзаменатор предназначен для проверки знаний формул. На каждой грани кубика написала формулы, относящиеся к одной теме курса физики. Вызванный ученик подбрасывает кубик и комментирует «выпавшую» ему на верхней грани формулу: называет, для чего она применяется, какие величины входят в неё.

Лото по физике. Предназначено оно для освоения программного материала, в частности его повторения и закрепления.Лото состоит из карт, разделённых на 8 клеток( 2 горизонтальных ряда по 4 клетки), и кружков, которые по размеру своему помещаются в клетки. И те и другие сделаны из плотной бумаги. На кружках написаны вопросы, а ответы на картах. Вопросы- это предложения дать определение или назвать единицы измерения, начала фраз, которые нужно продолжить. Ответы даются в разном виде: текстом, формулой, числом, графиком, единицами измерения . На кружках имеются номера, а на картах их нет. На каждой карте- по 6 заполненных клеток .

Игра проходит так. Каждый ученик получает по карте и комплекту кружков. Учитель вытаскивает из конверта кружок, читает вопрос, называет номер кружка. Ученики находят у себя ответ на карте и закрывают кружками. Кто раньше закроет свою карту, тот- победитель. По завершении игры я проверяю точность ответов. Игра в лото активизирует учащихся и повышает эффективность урока; она придаёт ему живой характер.

Физический теннис.

В этой игре одновременно заняты 2 учащихся - игрока с картонными

ракетками и судья. Первый игрок задаёт свой физический вопрос и отправляет ракеткой шарик своему партнёру. Партнёр в течение 30 с должен ответить на вопрос и послать ракеткой шарик обратно. Действия повторяются. 5 « подач» делает первый учащийся, затем 5 подач совершает второй. Судья считает очки ( за правильные ответы в лимите времени) и подводит итоги.

В обоих последних играх деятельность судьи и ведущего не оценивается. Преимущества таких игр: сочетание умственной деятельности с движением, возможность индивидуализации опроса (сложные и простые вопросы) , обеспечение самостоятельности работы учащихся, их творчеству.

Касаркина О.В.


© 2010-2022