• Преподавателю
  • Физика
  • Методическая разработка «Физика в специальности техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Методическая разработка «Физика в специальности техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

                             Методическая разработка «Физика в специальности техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»   Теоретическое обоснование профессиональной направленности изучения физики, с методической разработкой урока, отражающего связь общеобразовательного предмета физики с предметами общетехнических и специальных дисциплин.Актуальность темы состоит в том, что основой создания различных технических устройств являются знания по физике. Изучив физические понятия, явл...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации»

Отдел социально-психологического обеспечения

Методическая разработка по профориентационной работе



Преподаватель физики ГАОУ РХ СПО «Аграрный техникум»

Несивкина Г.А.







Абакан2014

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Государственное автономное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования «Аграрный техникум»

Несивкина Г.А.

Методическая разработка

«Физика в специальности техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Теоретическое обоснование профессиональной направленности изучения физики, с методической разработкой урока, отражающего связь общеобразовательного предмета физики с предметами общетехнических и специальных дисциплин.







с. Шира2014.

Содержание 2

1.Введение----------------------------------------------------------------------------------

Раздел1.Физика в специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» --------------------------------------------------------- 3

1.2 Значение политехнического принципа в формировании профессиональных навыков современного специалиста---------------------------4

1.3. Характеристика способов и методов осуществления профессиональной направленности в преподавании физики с учетом профиля получаемого профессионального образования------------------------------------------------------- 5

2. Заключение………………………………………………………………… 8

3. Приложение------------------------------------------------------------------------------ 9

3.1. План-конспект урока-исследования «Явление трения», отражающего профессиональную направленность преподавания физики--------------------- 10

3.2 Психолого-дидактические особенности описанного урока----------------- 16

4.Список литературы ------------------------------------------------------------------- 17







1

Введение

Актуальность темы состоит в том, что основой создания различных технических устройств являются знания по физике. Изучив физические понятия, явления и законы, обучающиеся смогут грамотно управлять машинами, осуществлять техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, подбирать технологическое оборудование для производственных целей. А это является характеристикой профессиональной деятельности выпускника.

Ведущая идея:

Одним из эффективных путей осуществления принципа профессиональной направленности в преподавании курса физики является конкретизация физических понятий, законов и явлений на профессиональном учебном материале.

Цель:

Дать характеристику способов и методов осуществления профессиональной направленности физики по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Задачи:

1.Определение в системе профессиональных компетенций, усвоение которых позволит будущему специалисту быстрее разобраться в реальных технологических процессах и опираться на эти знания в конкретных производственных условиях.

2.Научить обучающихся использовать физические законы, явления для оптимального управления конкретным технологическим процессом, механизмом.





2

Раздел1. Физика в специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

1.1 Значение политехнического принципа в формировании профессиональных навыков современного специалиста

Интенсивное внедрение достижений науки и техники в производство предъявляет высокие требования к подготовке современного специалиста.

Физика играет роль базисного учебного предмета. При подготовке специалистов изучение физики должно иметь ярко выраженную профессиональную направленность, осуществление которой позволяет формировать у обучающихся глубокие знания о фундаментальных свойствах объектов, сущности природных явлений, лежащих в основе технологических процессов и принципах действия технических устройств. Одновременно у обучающихся появляется возможность использовать теоретические знания в профессиональной подготовке (всевозможные виды практик: учебная, производственная и т.д.).

Характерной особенностью профессионально-технической педагогики является более четкое отражение принципов политехнизма, профессиональной направленности, связи обучения с жизнью, наглядности, сознательности и т.д. Реализация данных принципов характеризуется более глубоким изучением тех разделов, которые лежат в основе технологических процессов, принципов действия машин, механизмов. Эти принципы как нигде лучше можно реализовать на уроке. А современный урок отличается связью общего и профессионального образования. Это проявляется в методах обучения, способов деятельности обучающихся и преподавателя, формах и средствах обучения, содержания материала.

Поэтому урок физики с обучающимися по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» призван развить у них техническое мышление, политехнический кругозор, культуру труда. Такой подход к реализации профессионально значимых знаний продуктивно использует память студентов, освобождает их от запоминания частных сведений и фактов из профессии и опирается на конкретные взаимосвязанные понятия.

Обратимся к одному из предметов - физике - и рассмотрим как можно осуществлять профессиональную направленность у обучающихся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

3

1.2.Способы осуществления профессиональной направленности преподавания физики по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Будущим специалистам этой специальности необходимы более глубокие знания таких разделов физики, как «Механика», «Термодинамика», «Электродинамика». Знания по этим разделам составляют базу для овладения специальностью и дальнейшего изучения курса физики.

Изучение физики в отрыве от техники не способствует формированию глубоких и действенных знаний и умений как по физике, так и по предметам профессионально-технического цикла. Курс физики строиться таким образом, чтобы он содержал элементы прикладного материала из тех разделов, которые связанны с сельских хозяйством, механизацией производственных процессов.

В техникуме дисциплина «Физика» решает следующие задачи: создание теоретической базы для последующего изучения общетехнических и специальных дисциплин; создание теоретической и психологической базы для освоения новой техники - современных средств автоматизации.

. Системный подход к процессу обучения, позволяет более продуктивно использовать память обучающихся, освободит их от запоминания частных сведений и фактов из профессии и опираться на конкретные взаимосвязанные понятия.

Необходимо, чтобы преподаватели физики, общетехнических и специальных дисциплин использовали единую терминологию в трактовке физической сущности явлений, единое обозначение физических величин, соблюдали общие требования, которые предъявляет ГОСТ к графическим изображениям.

Для меня, как преподавателя физики, работа по осуществлению профессиональной направленности курса включает в себя изучение учебной документации по дисциплинам профессионально- технического цикла; выявление предметов, наиболее близких по содержанию курсу физики; определение того материала, который должен изучаться с использованием профессиональных знаний обучающихся.

4

1.3.Характеристика способов и методов осуществления профессиональной направленности физики по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Профессиональную направленность преподавания физики осуществляю следующими способами:

-постановкой проблемных вопросов, имеющих профессиональную направленность, начинаю изложение нового материала, решением их-заканчиваю его изучение.

-включением в инструкции лабораторных работ вопросов о применении физических закономерностей в профессиональной деятельности обучающихся;

-введением в физический практикум работ, связанных с получаемой профессией;

-составлением и решением задач с профессиональной направленностью;

-посещение мастерских, дает материал для примеров использования обучающимися знаний физики при овладении профессией;

-участие в проведение уроков по физике старшекурсников по теме» Физика в твоей профессии»;

-проведение уроков-исследования.

Осуществляя все это на практике, надо помнить, что основная цель урока физики - не рассмотрение устройства, правил обслуживания и использования конкретных технических объектов, а показ принципа их действия с точки зрения физических законов и явлений.

В своей работе учитываю специфику содержания профессиональной подготовки квалифицированных специалистов.

Посещение мастерских, дает материал для примеров использования обучающимися знаний физики при овладении профессией.

Так при изучении явления электромагнитной индукции демонстрируется действие генератора постоянного тока автомобиля и индукционной катушки. При изучении явления трения- фрикционной муфты сцепления, тормозов и т.п. Обучающиеся видят не абстрактные примеры, и могут объяснить на своем рабочем месте устройство и принцип действия того, или иного механизма, агрегата, узла автомобиля.

Поэтому в качестве приоритетного дидактического подхода в обучении я выбрала деятельностный. 5

Исследовательская деятельность максимально способствуют формированию познавательных интересов, творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений. Она направлена на получение новых знаний о существующем объекте или явлении.

Исследование включает теоретический анализ литературы по данному вопросу, наблюдения явления, воспроизведение его в лабораторных условиях проведение измерения каких-либо характеристик явления, анализ результатов и формулирование выводов.

Приведу примеры конкретизации физических понятий, законов, явлений на профессиональном учебном материале.

При изучении такого вопроса из курса физики, как полезная роль трения, на уроке физики рассматриваются вопросы из профессионального модуля «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (устройство и работа двигателей внутреннего сгорания):

-трение между дисками фрикционной муфты;

-передача вращательного движения от ведущего вала к ведомому;

-тормоза, трение между тормозными барабанами и колодками с накладками из фрикционных материалов;

- ременная передача вращательного движения.

Изучая различные технические устройства, приборы, машины использую ту же схему, что и в технике:

-назначение

-устройство

-принцип действия.

Изучение данного вопроса начинается с постановки проблемных вопросов, имеющих профессиональную направленность.

«Как же автомобиль может плавно трогаться с места, если начальная скорость его равна нулю, а обороты коленчатого вала около тысячи оборотов в минуту?». Объектом исследования является-сцепление, целью исследования-физическая сущность ее принципа работы Конечный продукт-презентация.

6

В ходе изучения проводиться экскурсия в учебный центр техникума, где обучающиеся смогут увидеть устройство и принцип работы данного механизма. Закрепление изучения данной темы осуществляется при решении задач с производственно-техническим содержанием. Содержанием этой задачи является физическое явление или закон, положенный в основу действия механизмов и машин современной техники.

Примеры:

1. Автомобиль КАМАЗ, идущий со скоростью 30 км/ч после выключения двигателя проходит до полной остановки 250 м. Сколько времени происходило торможение?

2. Автомобиль массой 1,5т. может удержаться тормозами на склоне горы с подъемом 0.2 м. На каком расстоянии остановиться автомобиль с помощью тормозов при движении по горизонтальной дороге со скоростью43.2 км/ч?









7

Заключение

Исходя из всего сказанного выше можно сделать вывод о направлениях которые мы должны развивать, совершенствуя профессиональную направленность преподавания физики:

-взаимосвязь содержания;

-взаимосвязь приемов, методов, форм преподавания;

-проявление физических законов, явлений в устройстве и работе технических объектов;

-использование физических знаний при выполнении упражнений и заданий, содержащих сведения о технике.









8

Приложение

Приложение1.

Методическая разработка урока, отражающего профессиональную направленность преподавания физики.

Приложение2.

Презентация









9

Урок-исследования «Явления трения»

Предмет: Физика.

Группа:2ТОРА -«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Автор УМК Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев

«Физика-10 класс»

Тема урока: «Явление трения»

Тип урока: Урок- исследование.

Планируемые результаты

Личностные результаты

1.Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, внутренняя мотивация.

2.Умение грамотно и эффективно использовать знания для решения профессиональных проблем.

3.Умение проектировать свою деятельность.

4.Умение грамотно выражать свои мысли.

Метапредметные

Формирование компетентностей:

Познавательные:

Развитие представлений о физике, как части общечеловеческой культуры.

Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, умение видеть физику в профессии.

Быть профессионально грамотным.

Регулятивные:

Использование приобретенных знаний в различных новых ситуациях.

Умение ориентироваться в потоке технической и справочной, научной информации.

Коммуникативные:

Умение работать в группе.

Брать на себя ответственность за принимаемые решения.

Уметь договариваться.

Правильно выражать свои мысли.

Уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Предметные

Углубленное понятие о связи явления трения и физической сущности работы сцепления.

Усвоение понятия силы трения скольжения.

Развитие навыков самостоятельной работы.

Развитие исследовательских навыков, формирование умений выдвигать гипотезы, проверять их в процессе эксперимента.

Анализировать сопоставлять и делать выводы.







11

Технологическая карта урока урока-исследования «Явление трения»

Технология проведения

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Задания для студентов, выполнение- которых приведет к достижению запланированных результатов

1.Мотивация учебной деятельности

Приветствую преподавателя. Выслушивают сообщение преподавателя, что значит быть хорошим специалистом. Внимательно слушают высказывания окружающих в беседе.

Делают вывод о необходимости обретения физических знаний для успешного овладения профессией.

Смотрят (слайд), слушают, анализируют, отвечают на вопросы. Записывают тему урока.

Создает положительное эмоциональное поле. Приветствует студентов. Проверяет готовность студентов к уроку. Сообщает тему урока. Демонстрирует (слайд1-3.Сообщает факты, задает вопросы по теме, которые направляют мысли студентов на особую роль изучаемого явления для получаемой профессии.

1.Вступительное слово преподавателя.

Как вы думаете, каковы основные требования к профессионалу? Что значит быть компетентным специалистом?

2.Посмотеть (слайд)

Как явление, которое мы сейчас будем изучать, поможет вам понять работу сцепления автомобиля, и возможно эти знания вам пригодятся в вашей будущей профессии

2.Формулирование темы урока, постановка цели.

Формулировка проблемы.

1. Отвечают на вопросы.

2.Делают вывод о взаимосвязи явления трения и принципа работы сцепления автомобиля.

3.Выявляют проблему.

4.Предлагают пути решения проблемы

1.Четкая формулировка вопросов, которые подведут студентов к выводу о взаимосвязи явления трения и принципа работы сцепления.

2.Подвести студентов к видению связи трения и сцепления автомобиля.

3.Подвести к озвучиванию проблемы: (Слайд).

4.Обсуждение предполагаемых вариантов

1.Ответить на вопросы: (Слайд)

-Какое физическое явление лежит в основе работы сцепления?

-Зачем нужно сцепление в автомобиле?

2.Сформулировать проблему.

Возникает вопрос: на каком физическом явлении работает сцепление?

3.Изучение нового.

Формулировка цели, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, определение задач исследования, методов исследования, способов представления результатов

1. Предлагают формулировки целей, объект, предмет, задачи исследования и методы.

2.Выдвигают различные гипотезы.

3.Выбирают метод исследования. Эксперимент.

Организация действий, в решении поставленной цели исследования.

2.Подготовка кейсов для каждой группы студентов. Подготовка к исследовательской работе.

3. Формулировка определения явления трения.

4.Подведение студентов к выдвижению формулировки гипотезы.

1.Формулировка проблемы (Слайд)

2.Формулируем цель исследования: установление физической сущности работы сцепления.

3.Выбираем объект исследования: сцепление.

4.Определяем предмет исследования: Работа сцепления

5.Выдвижение гипотезы-явление трения.

6.Задачи исследования:

-изучение физической основы работы

Сцепления

7.Метод исследования-эксперимент.

4. Закрепление нового.

Организация и осуществление деятельности.

Исследовательский эксперимент.













5.Подведение итогов исследования.

Проверка усвоения темы.









6.. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Коллективное обсуждение исследования

1.Выполняют эксперимент№1

2.Обсуждают результаты в группах.

3.Участвуют в обсуждении.

4. Делают выводы.

5.Смотрят (слайд)

2.Выполняют эксперимент №2.

1 Обсуждаю результаты в группах.

2.Участвуют в обсуждении.

3.Делают выводы.

Смотрят(слайд)

3.Выполняют эксперимент №3

1.Обсуждают результаты в группах.

2.Участвуют в обсуждении.

3.Делают выводы.

4.Смотрят слайд

5.Делают выводы

1.Отвечают на вопросы темы











1.Отвечают на вопросы.

2.Записывают домашнее задание.

3.Оенивают роль и работу каждого члена рабочей группы и выставляют оценку за участие в исследовании.

1.Подготовлено оборудование по группам.

2.Выбраны консультанты.

3.Раздает инструкцию по выполнению эксперимента.

4.Индивидуальное консультирование.

5.Организация прослушивания.

6.Подведение итогов.









1.Четкая формулировка вопросов для повторения.









1.Показ презентации.

2. Сообщение домашнего задания.

3.Организация работы по рефлексии

1.Выполнить исследовательский эксперимент №1

2.Сделать вывод.

1.Выполнить исследовательский эксперимент №2

2.Сделать вывод.

3.Прослушать информацию о явлении трения.

1.Выполнить исследовательский эксперимент №3.

2. Сделать вывод.

3.Сформулировать законы трения.

.4 Смотрят слайд.





1.Итак подведем итоги нашего исследования.

2. Сформулировать проблему.

3. В чем состоит суть явления трения?

4. От каких факторов зависит сила трение?

5.Сформулировать законы.

6.Раскрыть физическую сущность работы сцепления автомобиля.



1.Итак, наше исследование подошло к концу. В начале исследования мы обнаружили проблему. Давайте вспомним ее.

2. Какая цель была поставлена?

3.Что мы выбрали в качества объекта?

4.Выполнив это исследования вы сможете использовать полученные знания в своей специальности? .

5.Какую гипотезу мы проверяли?

6. Оцените роль каждого члена рабочей группы в процессе выполнения исследования.

7.Подведение итогов работы







15

Психолого-дидактические особенности описанного урока

На данном уроке реализуются принципы развивающего обучения:

- проблемности;

- профнаправленности (содержание учебного материала имеет профессионально-политехническую направленность на основе физики)

- политехнизма (ориентация обучающихся на применение знаний в производственной деятельности и быту);

- единства обучения и воспитания (все знания, формируемые на уроке, способствуют развитию личности специалиста, его профессиональной годности);

- преемственности в методах и формах обучения.

На этом уроке деятельности преподавателя и студента взаимообусловлены: одно действие или операция служат продолжением другого, органична природа и происхождение этих действий. Поэтому рассмотренный урок является, с позиции деятельности, целостным процессом, в период которого психические процессы обучаемых развиваются в условиях совместной деятельности с преподавателем и другими студентами.

Знания однако не являются обособленными во всей познавательной деятельности обучающегося: его различные элементы влияют на становление познавательных структур личности в целом.

На уроке в целях профессиональной направленности знаний обращается внимание на использовании явления трения. Тем самым на нем раскрываются базисные (профессиональные) основы, научные идеи и понятия.

Кроме того, профессиональная направленность преподавания требует методического взаимодействия мастера, преподавателя общеобразовательных и специальных дисциплин.

На описанном уроке соблюдены определенные требования и приняты во внимание все психологические и развивающие факторы его успешности. Следовательно, этот урок можно рассматривать как целостную психолого-педагогическую систему.

16

Список литературы

1. «Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования» ответственный редактор Л.Я. Олиференко, М., 2002 г.;

2. «Современные методы обучения» М.А. Жиделев, М., 1999 г.;

3. «Самостоятельная работа учащихся профтехучилищ в процессе производственного обучения» Г.Н. Ажикин, М., 2009 г.;

4. «Пути повышения эффективности уроков по специальным предметам в средних профтехучилищах» Н.Н. Волкова, Л.Н. Шварц, 1997 г;

5. «Мастер и личность учащегося: гуманистический аспект» под редакцией Ю.В. Носко, М., 1994 г.







17

© 2010-2022