- Преподавателю
- Физика
- Внеклассное мероприятие АУКЦИОН ФИЗИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Внеклассное мероприятие АУКЦИОН ФИЗИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ашимова Г.А. |
Дата | 29.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«КАЛИНОВСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ»
Внеклассное мероприятие по физике
Интеллектуальная игра
-
Разработала
Преподаватель физики
Ашимова Г.А.
с. Калиновка
2014-2015 г.г.
Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном смысле этого слова, и он бывает целостным человеком лишь тога, когда играет.
Ф. Шиллер
Цель:
• учебная: углубить знания учеников по разным темам физики; усовершенствовать практические навыки использования раннее приобретенных знаний в нестандартных условиях; способствовать дальнейшему получению физических знаний из дополнительной литературы;
• развивающая: развивать логическое мышление; умение анализировать и сравнивать физические явления и величины; умение выделять главное и самое важное в данный момент времени; ориентироваться в нестандартной ситуации; развивать активное и творческое мышление, наблюдательность, быстроту умственной реакции;
• воспитательная: формировать интерес к истории физики и других наук естественного цикла; вызывать интерес к личностям ученых; развивать внимание, стимулировать развитие изобретательности и творческих способностей; воспитывать коллективизм, групповую ответственность; чувство времени и скорость реакции; уважение к другим учащимся.
Тип урока: комбинированный с элементами игры, дискуссии, групповой работы, практических и творческих заданий.
Оборудование: пятиугольные звезды; задания для создания звезд; карточки с вопросами для конкурсов со зрителями; фотографии или портреты ученых-физиков; физические приборы - динамометр, амперметр, термометр, барометр, психрометр; 5 конвертов с карточками - вопросами; карточки с названиями единиц длины.
План урока
-
Вступительное слово учителя.
-
Аукцион 1. Создать свою звезду.
-
Конкурс для болельщиков 1.
-
Аукцион 2. Творцы физики: «Я где-то вас видел».
-
Конкурс для болельщиков 2.
-
Аукцион 4. Я знаю физические приборы.
-
Конкурс капитанов.
-
Аукцион 5. Физика вокруг нас.
-
Аукцион 6. Физические единицы измерения.
-
Юмористический практикум.
-
Подсчет результатов аукциона физических знаний.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Учитель: Сегодня мы с вами проведем интеллектуальную игру под названием «Аукцион физических знаний». Сегодня три команды учеников из разных групп смогут продемонстрировать всем присутствующим высокий уровень знаний по физике, свою внимательность, наблюдательность, изобретательность и доброжелательность к участникам этого мероприятия.
Итак, приглашаем команды-участницы аукциона!
2. Аукцион 1. Создать свою звезду
Записать в каждый луч звезды букву русского алфавита - первую букву ответа на вопрос, и получить название буквы греческого алфавита.
(См. рисунок)
Рис.
Задание для создания звезды 1(ГАММА)
-
Устройство для измерения точки росы и влажности воздуха. (Гигрометр).
-
Наименьшая часть, из которой состоит молекула любого вещества. (Атом).
-
Единица длины или расстояния в системе СИ. (Метр).
-
Мера инертности тела. (Масса).
-
Название твердых тел, в которых сохраняется только ближний порядок в расположении молекул. (Аморфные).
Задание для создания звезды 2 (ОМЕГА)
-
Единица измерения сопротивления проводников. (ОМ).
-
Устройство, с помощью которого можно просматривать строение некоторых веществ. (Микроскоп).
-
Частица, которая имеет отрицательный элементарный заряд. (Электрон).
-
Внесистемная единица измерения массы тела. (Грамм).
-
Процесс, который происходит без теплообмена с окружающей средой. (Адиабатный).
Задание для создания звезды 3 (СИГМА.)
-
Единица измерения времени. (Секунда).
-
Четвертая буква в названии науки, которая изучат основные законы природы. (Физика).
-
Одно из трех состояний, в которых может находиться вещество. (Газообразное).
-
Наименьшая частица вещества, которая сохраняет ее химические свойства. (Молекула).
-
Единица измерения силы тока. (Ампер).
За каждую как можно быстрее правильно созданную звезду команда получает соответственно 5, 4 или 3 балла.
3. Конкурс для болельщиков 1
За правильный ответ болельщика, команде, за которую он болеет, засчитывается дополнительные три балла, а болельщику - приз - конфета.
Вопрос 1. Хозяйка поставила на стол тарелку с бутербродами: с сыром и колбасой. Шерлок Холмс посмотрел на них и подумал: «А нож хозяин точит редко». Почему у него возникла такая мысль?
Вопрос 2. «Блины вкусные, когда горячие»,- сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. «Что бы они дольше сохраняли тепло,- продолжала она, - я ставлю тарелку с блинами на плетенный из проволоки поднос». «Лучше ставить их на деревянную подставку», - посоветовал Шерлок Холмс. На чем базируется этот совет?
Вопрос 3. Хозяйка дома, где был Шерлок Холмс, подошла к дверям и пустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: «Погода на улице холодная». Как он это определил?
4. Аукцион 2. Творцы физики: «Я вас где-то видел»
Капитан каждой команды выбирает две карточки с номерами, которым соответствует портрет и сообщение об известном ученом-физике. За каждый правильно угаданный ответ команда получает по 3 балла.
Задания для команд:
1. Английский физик и математик, который сформулировал основные законы классической механики, открыл закон всемирного тяготения, разложил белый свет на цветной, впервые сконструировал зеркальный телескоп. В 1689 г, избран почетным членом Парижской академии наук, в 1703 году - президентом Лондонского королевского общества. Через 2 года королева Анна присвоила знаменитости титул дворянина, и впервые в Англии такой чести удостоился ученый.
На его надгробной плите в Вестминстерском аббатстве, где лежат останки английских королей и наиболее известных людей Англии, написано: «Здесь отдыхает то, что было смертного во мне».
(Исаак Ньютон, 1643-1727).
2
. Древнегреческий ученый, инженер-изобретатель. Он сформулировал условия плавания и равновесия тел, золотое правило механики, вывел формулу силы, которая действует на тело, погруженное в жидкость. Про его гениальные догадки сложены легенды. Например, про разоблачение воров, которые изготовили корону сиракузского царя Герона.
По одной из легенд, с помощью конструкции с рычагом, он легким движением руки поднял и опустил на воду тяжелый корабль - триеру «Сирокосия». Именно тогда прозвучали его знаменитые слова «дайте мне точку опоры, и я переверну землю». Легенда так же гласит, что ученый погиб от руки римского легионера. Когда воин ворвался в дом 75-летнего ученого, который что-то чертил на песке, тот встретил его словами, которые со временем стали легендарными: «не трогай моих фигур».
(Архимед, 287-212 гг. до н.э.)
3. Талант этого французского ученого проявился очень рано - в 13 лет он прочитал 20 томов энциклопедии Дидро, хотя в школу не ходил. Свою трудовую жизнь начал с частных уроков в Лионе, а 1801 г. Работал учителем физики и химии. Он писал неплохие стихи, был отличным математиком (за работы в области математики и химии ему было присвоено звание академика) и стал физиком с всемирным именем, его именем названо одну из основных электротехнических единиц. На могильном камне этого ученого написано: «Он был добрым и простым так же, как и великим». Кто этот ученый?
(
Андре Мари Ампер, 1775 - 1836.)
4. Этот знаменитый итальянский физик и физиолог в детстве ненормально развивался как физически, так и умственно. Его долго считали немым, но в 4 года он произнес первое свое слово. В тридцать лет он был знаменитым. Его именем названа одна из основных электротехнических единиц.
Ученый был великим любителем игры слов. Когда однажды Вольтер сказал много положительного про его открытия в физике, ученый ответил: «Правда, наверное, я чего-то стою хотя бы потому, что я - пол-Вольтера»2.
(Алессандро Вольта, 1745-1827)
5. Французский физик и военный инженер, который внес значительный вклад в развитие строительной механики, учение о трении, исследование электрических и магнитных явлений. Используя зависимость закручивания металлической нити от приложенной силы, ученый 1784 года построил очень четкие и точные крутильные весы, пользуясь которыми, через год открыл основной закон электростатики, названный его именем.
(Шарль Огюстен Кулон, 1736-1806).
6. «С вас никогда ничего путного не выйдет», - сказал ученому в юности один учитель. Но прошло только 10 лет, и 25-годовалый никому не известный военный патентного бюро в Берлине сделал открытие, которое поставило его в один ряд с такими известными физиками как М.Планк, Н.Бор, Е.Резерфорд. Он - лауреат Нобелевской премии 1921 года. Его любимым композитором был Бах и Моцарт. К самым любимым произведениям относятся соната Баха для двух скрипок и рояля. На вопросы анкеты одной немецкой газеты он отвечал так: «Что я могу сказать о творчестве Баха? Слушать, играть, любить, уважать и - помолчать!»
(Альберт Эйнштейн, 1879-1955).
5. Конкурс для болельщиков 2
За правильный ответ болельщика, команде, за которую он болеет, засчитывается дополнительные три балла, а болельщику - приз - конфета.
1. Одно яйцо варится 5 мин. Сколько нужно времени, что бы сварить 3 яйца? (тоже 5 минут).
2. Чтобы испарить 1 л воды, необходимо 1300 кДж энергии. Сколько необходимо энергии, что бы испарить 2 кг воды? (2600 кДж энергии).
3. Как Солнце горит,
Быстрее ветра летит,
Дорога в воздухе лежит,
По силе себе равных не имеет. (Молния)
4. Что без ног бежит, без огня горит? (Электрический ток).
5. Все расскажу, хоть без языка,
Когда будет ясно, а когда облака. (Барометр)
-
Аукцион 4. Я знаю физические приборы
Задания для всех команд.
За 3 минуты запишите на листике бумаги наибольшее количество названий физических приборов, которые заканчиваются на «метр»:
• амперметр, авометр, ареометр (для измерения плотности вещества), анемометр (измеряет скорость ветра и газа);
• барометр, болометр (термометр сопротивления);
• вольтметр, ваттметр ( прибор для измерения мощности);
• гигрометр;
• динамометр;
• электрометр;
• интерферометр (измеряет длину волны, показатель преломления);
• калориметр (теплометрические величины);
• манометр (для измерения давления газа или жидкости);
•микрометр, магнитометр (характеристики магнитного поля и веществ);
• психрометр, потенциометр (измеряет разницу потенциалов);
• термометр, тахометр (для определения частоты вращения машины);
• фотометр.
Потом капитан команды, которая первой закончила записывать слова, читает все слова, а другие команды проверяют записи у себя. Все команды получают по 1 баллу за каждое правильное написанное слово, и 2 балла дополнительно получает команда, которая закончила работу первой.
7. Конкурс капитанов
Каждый капитан выбирает по 2 карточки с номером прибора и отвечает на вопросы. За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимально возможное количество баллов - 7.
Назовите прибор, который расположен на столе. Какую физическую величину можно измерить с его помощью? Назовите единицы измерения данной физической величины в СИ (Динамометр - силу, вес тела - ньютон, амперметр - силу тока - ампер, вольтметр - напряжение - вольт, термометр - температуру - градус Цельсия, барометр - атмосферное давление - паскаль, мм. рт. ст.).
-
Аукцион 5. Физика вокруг нас
Капитан каждой команды вытягивает из 5 конвертов по одному вопросу. Команда должна как можно скорее дать ответ. За каждый правильный ответ команда получает по 1 балу. На подготовку командам даётся по 2-3 минуты.
Конверт 1
1.Как лисица использует пушистый хвост во время бега? (Как руль, что дает возможность делать крутые повороты.)
2. Почему сметана собирается в верхних слоях (Сметана имеет меньшую плотность, чем молоко, поэтому и собирается сверху.)
3.Когда ветер часто ломает деревья - летом или зимой? (Листья очень увеличивают площадь опоры давления ветра, поэтому деревья часто ломаются летом.)
Конверт 2
-
Где и почему вода в стакане теплая: верхнем слое, или на глубине?
( В верхнем слое, потому что теплопроводность воды очень маленькая.)
-
В каких рукавичках теплее - в тех, где мех снаружи или в середине? (Теплее, где мех находиться в середине, потому что слой теплого воздуха имеет низкую теплопроводность и это препятствует быстрому охлаждению.)
-
Почему в холодном помещении, прежде всего, мерзнут ноги? (Потому что холодный воздух тяжелее, чем теплый, и опускается до пола.)
Конверт 3
-
Если снимать шерстяную одежду, то можно заметить и почувствовать легкое потрескивание. Объяснить это явление. ( Вследствие трения шерстяная одежда электризуется, а когда соприкасается с телом, то разряжается через него, что сопровождается потрескиваниям.)
-
Почему после выключения телевизора ткань, которой вытираешь экран, прилипает к нему? (Оставшийся заряд экрана разноименно электризует ткань.)
-
Почему в ванной комнате нельзя ставить выключатели и розетки? (В ванной комнате большая влажность, которая способствует лучшей электропроводности, а это опасно.)
Конверт 4
-
Почему пчела или комар своим жалом легко прокалывает кожу человека? (Жало очень острое и тонкое, поэтому маленькая сила может создать большое давление.)
-
Почему гуси и утки плавают в воде и выходят из неё сухими, а куры тонут? (У гусей и уток перья смазаны жиром, который не смачивается водой, а у курей перья не смазаны жиром и в воде они намокают.)
-
Почему тяжело держать в руках живую рыбу? ( Тело рыбы покрыто слизью, которая уменьшает трение, поэтому рыба выскальзывает.)
Конверт 5
1. Изменяется, ли масса води во время замерзания? (Нет, не изменяется, увеличивается только объем.)
2. Что происходит с очками, когда они с мороза попадают в теплую комнату? (На холодной поверхности конденсируются водяной пар, который имеется в воздухе.)
3. Как можно ускорить остывания чая? (Надо подуть для быстрого обмена или налить в блюдце.)
Пока команда готовит ответы, зрителям предлагают решить другие задания.
9. Аукцион 6. Физические единицы измерения
Каждой команде предлагают на выбор карточку, на которой записаны в хаотичном порядке единицы измерения физических величин, которые необходимо расположить в порядке возрастания от наименьшей до наибольшей.
1.Единицы длины: дециметр, миллиметр, сантиметр, километр, метр (мм, см, дм, м, км.).
2.Единицы массы: грамм, миллиграмм, тонна, килограмм, центнер ( мг, г, кг, ц, т.).
3.Единицы времени: час, сутки, минута, год, секунда ( с, мин, час, сутки, год).
Первая команда, которая правильно сделала задание, получает 3 балла, вторая - 2 балла, а третья- 1 бал.
-
Юмористический практикум
От каждой команды выходит по одному участнику, которым завязывают платки на глаза.
Они должны ответить на вопрос: «Как может быть заряжено тело?» (положительно, отрицательно, нейтрально.) Затем, с завязанными глазами, как можно быстрее и правильнее вписать в нарисованные на доске клетки одно из этих слов (помогать участнику нельзя).
В зависимости от быстроты и правильности написания слов в клеточках, каждая команда получает соответственно 3, 2 или 1 бал.
11. Подведение итогов аукциона физических знаний
После подсчета баллов, объявляются результаты .
Победителей награждают вкусными призами, чтоб они смогли почувствовать не только радость победы, но и её сладкий вкус.