Влияние инфразвука на организм человека

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 534-6

О.С. Самсонова

Студентка 3 курса

Факультета математики, физики и информатики

Поволжская Государственная Социально-Гуманитарная Академия

Г. Самара, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ ИНФРАЗВУКА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА


Однажды, в поисках интересных фактов из физики, я обнаружила факт про инфразвук: «Как-то в театре для пьесы о временах Средневековья заказали знаменитому физику Р. Вуду (1868-1955) огромную органную трубу, около 40 метров длиной. Труба издает тем ниже звук, чем она длиннее. Такая длинная труба должна была издать уже не слышимый человеческим ухом звук. Звуковая волна в 40 м длиной соответствует частоте около 8 Гц. А это вдвое ниже нижнего предела слышимости человека по высоте. Конфуз получился, когда попробовали на спектакле воспользоваться этой трубой. Инфразвук такой частоты хотя и не был слышим, но близко подошел к так называемому альфа - ритму человеческого мозга (5 - 7 Гц). Колебания такой частоты вызвали у людей чувство страха и паники. Зрители разбежались, устроив при этом давку. Такие частоты вообще опасны для человека»[1]. После прочтения данной статьи у меня возникло множество вопросов, на которые я решила найти ответы.

Объектом исследования являлись студенты 2 курса направления «Прикладная информатика», а также две группы 3 курса направления «Физика и Информатика» и направления «Математика и Информатика» факультета «Математики, физики и информатики» ПГСГА. Цель исследования - выяснить, подвергаются ли студенты воздействию инфразвука. И, если да, то каков результат его влияния на наши организмы. Довести до сведения одногруппников результаты исследований и познакомить с мерами профилактики.

В связи с этим можно четко определить понятие «инфразвук» как область колебаний с частотами, лежащие ниже полосы слышимых частот - 20 Гц, способных оказывать неблагоприятное воздействие на организм человека. Проблема заключается в том, что большинство людей не знают о вредном влиянии инфразвука на организм. Так как инфразвук лежит ниже полосы слышимых частот, человек не видит, не слышит, не ощущает и поэтому не придает значения опасному влиянию инфразвука. По мнению ученых, именно инфразвуками, неслышимо проникающими сквозь самые толстые стены, вызываются нервные заболевания людей. Отмеченные особенности инфразвука затрудняют борьбу с ним, поскольку традиционные методы борьбы с шумом с помощью звукоизоляции и звукопоглощения малоэффективны. Инфрашумы воспринимаются человеком, главным образом, как физическая нагрузка: возникает утомление, головная боль, головокружение. Инфразвук силой свыше 150 децибел совершено непереносим человеком; при 180 децибелах наступает смерть вследствие разрыва легочных альвеол.

Инфразвук издается различным оборудованием и возникает при: перемещении поверхностей больших размеров; работе машины высокой единичной мощности при сравнительно низком рабочем числе оборотов, ходов или ударов; передвижении по местности, дорогам, магистралям и т.п.; ударном возбуждении конструкций; вращательном и возвратно-поступательном движении больших масс с повторением циклов не менее 20 раз/с; наличии замкнутых объемов, возбуждаемых динамически (например, кабины наблюдения за технологическим процессом); работе крупногабаритных двигателей и рабочих органов машин (например, карьерные экскаваторы); грозовых разрядах; извержениях вулканов; землетрясениях; взрывах атомных бомб, и т.д.

В исследовании приняло участие 36 человек в возрасте 18-20 лет. Опросники содержали цель исследования и инструкцию заполнения анкеты. Для выяснения характера воздействия на студентов инфразвука я разделила их на две группы. Первая - контрольная группа. В состав этой группы вошли студенты, которые не посещают шумных мероприятий (дискотек), а если слушают музыку, то негромкую и немного времени. Вторая - опытная группа. В состав этой группы вошли студенты, слушающие музыку каждый день по 2-3 и более часов (по дороге в ВУЗ и обратно, в свободное времяпрепровождение, а также при регулярном посещении шумных мероприятий).

Результаты тестирования показали, что студенты из контрольной группы предпочитают слушать спокойную, лирическую музыку, два человека иногда слушают поп-музыку. 47% опрашиваемых из опытной группы слушают рок, 30% - поп-музыку,50%-слушают клубную музыку. Все участники первой группы слушают музыку с умеренной громкостью не более 30 минут в день. Участники же из второй группы "заполняют" все свободное время, причем громкость звучания слушаемой ими музыки - "по максимуму". Студенты из опытной группы откровенно сознались, что у них «вибрируют» внутренние органы (и это им нравится), они испытывают давление на барабанные перепонки, заложенность ушей. У 60% опрашиваемых из этой группы после прослушивания музыки наблюдается чувство тревоги и страха, у 80% - усталость и слабость, у 40% - головокружение. Участники контрольной группы считают, что именно музыка благотворно влияет на них. Причиной плохого самочувствия 60% студентов (из опытной группы) считают заболевание, 40% винят большие нагрузки в учебной деятельности.

Для второй группы было предложено заметить свое самочувствие после посещения шумных мероприятий. Опрашиваемые посетили три мероприятия примерно по 3-4 часа по длительности каждое. Анализ результатов анкетирования показал, что после мероприятия настроение меняется. Сначала приподнятое, веселое, с приятным легким головокружением, потом прямо противоположное: наступает грусть, уныние, часто - нервозность. Большинство участников исследования отмечают, что долгое время не могли уснуть, у некоторых появилась бессонница или снились кошмарные сны. Отмечено, что в течение первых двух дней проявлялось чувство усталости, головная боль, тошнота, головокружение (уже не совсем приятное).

Наблюдения за участниками эксперимента показали контрастное поведение, хотя до начала эксперимента, пока не было деления на группы, такой разницы в поведении не замечали. Теперь явно видно, что ребята из контрольной группы спокойные, сдержанные, на замечания реагируют адекватно, в общении с одногруппниками предупредительны, дружелюбны. Учащиеся же из опытной группы ведут себя прямо противоположно: они раздражительны, вспыльчивы, не сдержаны; эти качества они проявляют как в общении с одногруппниками, так и с преподавателями и другими людьми. Очень тревожит то, что никто из опрошенных не видит никакого вреда в прослушивании громкой музыки часами, танцами под музыку в стиле рок, громкость которой превышает все допустимые границы.

На основании анализов тестирования, анкетирования и опроса студентов можно сделать вывод, что они подвергаются воздействию инфразвука в общественных помещениях (в том числе и в ВУЗе), в жилых домах, при езде в автобусе, в автомобиле. Но максимальное влияние на свой организм они получают на шумных мероприятиях и при прослушивании громкой музыки низкой тональности. Они добровольно вредят своему здоровью, так как плохо осведомлены о вредном действии неслышимых волн на человека, а особенно на молодой организм студента. Все мы: и взрослые, и дети должны бить тревогу о том, что невидимый и неслышимый враг «инфразвук» подбирается к нам со всех сторон, действует на нас, вредит нашему здоровью. Но самое главное - необходимо уберечь организмы от вредных воздействий инфразвука.

После проведения исследования был проведен «круглый стол», на котором мы дискуссировали с данными группами о влиянии инфразвука и результатах моего исследования. Мною были отмечены мероприятия по уменьшению влияния инфразвука на организм человека.

Давайте же не останемся равнодушными к поднятой проблеме, а примем необходимые меры в борьбе с вездесущим, невидимым врагом! Пусть каждый сделает все, что в его силах и тогда станет лучше мне, Вам и другим, а значит - обществу, частью которого мы являемся.

Список использованной литературы:

  1. psciences.net/main/sciences/physics/articles/article-30.html (факты о инфразвуке).

  2. Физическая энциклопедия / А. М. Прохоров. Москва: Советская энциклопедия, 1990 г., (второй том).

  3. Колебания и звук / Ф. Морз, 497 стр.

  4. Акустика, Справочник / Сапожков М.А., 1989

  5. Беседы по физике / В.А.Блудов, М. «Просвещение», 1998

  6. Книга для чтения по физике 7-9, М. «Просвещение», 2001

  7. Охрана труда в образовательных учреждениях / А.Мелин, А.К.Маренко, М. «Айрис пресс», 2007

  8. Борьба с шумом и звуковой вибрацией, Москва, 1989г., (стр. 53-59).

  9. Факультативный курс физики / О.Ф.Кабардин, М. «Просвещение», 1999

  10. Факультативный курс физики / О.Ф.Кабардин, М. «Просвещение», 1999

  11. Энциклопедический словарь юного физика / В.А.Чуянов, М. «Педагогика», 1991

© О.С. Самсонова, 2014

© 2010-2022