Разработка интегрированного урока (физика+информатика)

Данный материал представляет собой разработку урока-практикума по решению задач на тему "Движение тела под углом к горизонту" для учащихся 10 класса. Содержит подробную инструкцию по выполнению самостоятельной практической работы: создание электронной таблицы для выполнения необходимых подсчетов, построение графиков функций. Урок рассчитан на 2 академических часа. Подразумевает интеграцию физики и информатики. Разделен на 3 части: 1) актуализация знаний 2) составление электронной таблицы 3) пост...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Герасимовская средняя общеобразовательная школа






РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИКЕ

Урок-практикум решения задач по теме «Движение тела под углом к горизонту» с помощью электронных таблиц. Построение графика функции.

для учащихся 10 класса


Урок подготовила и провела учитель информатики и физики

Некрылова Е.Е.







с.Герасимовка, 2010 г.

Урок-практикум решения задач по теме «Движение тела под углом к горизонту» с помощью электронных таблиц. Построение графика функции.


Тип урока: решение задач.

Форма проведения урока: практическая самостоятельная работа учащихся на компьютере.

Цель урока: научиться применять полученные знания по движению тела под углом к горизонту при решении задач.

Образовательные задачи:

  • вспомнить кинематическое уравнение движения тела, брошенного под углом к горизонту; определить величины, входящие в это уравнение;

  • научиться определять скорость движения и дальность полета тела, брошенного под углом к горизонту, строить графики зависимостей скорости тела и дальности полета от времени;

  • использовать электронные таблицы для исследования физических зависимостей.

Развивающие задачи:

  • формировать информационную компетентность, навыки использования информационных технологий;

  • развивать познавательный интерес;

  • мотивировать учащихся на создание собственных образовательных ресурсов.

Воспитательные задачи:

  • вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность;

  • воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям;

  • формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца.

Оборудование и материалы: персональные компьютеры, объединенные в локальную сеть; слайды с опорной информацией; инструкция по выполнению самостоятельной практической работы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Слайд 1

Разработка интегрированного урока (физика+информатика)

2. Определение цели урока.

- На прошлом уроке мы изучали тему «Движение тела под углом к горизонту». Сегодня с помощью электронных таблиц мы будем решать практическую задачу.

Слайд 2.

Разработка интегрированного урока (физика+информатика)


3. Актуализация знаний.

Слайд 3.

Разработка интегрированного урока (физика+информатика)


(на слайде работают гиперссылки)

Слайд 4.

Разработка интегрированного урока (физика+информатика)

Слайд 5


Разработка интегрированного урока (физика+информатика)

Слайд 6

Разработка интегрированного урока (физика+информатика)

Слайд 7



Разработка интегрированного урока (физика+информатика)


Слайд 8

Разработка интегрированного урока (физика+информатика)

III. Исходя из условия задачи, какой вопрос можно к ней поставить?

(Ожидаемые ответы: 1)определить, как зависит скорость движения тела от времени полета; 2)определить, как зависит скорость движения тела от угла броска; 3) найти зависимость дальности полета тела от угла броска; 4) определить форму траектории движения тела, брошенного под углом к горизонту). Все ответы учащихся записываются на слайде и выводятся на экран.

Слайд 9

Разработка интегрированного урока (физика+информатика)


- Итак, ребята, вы правильно определили вопросы к данной задаче. Давайте заранее оговоримся, что ответ только на первый вопрос позволит вам заработать 3 балла (критерии оценки записываются напротив вопроса). Для получения 4 баллов вам необходимо кроме первого, ответить еще на один вопрос по вашему выбору. И, наконец, чтобы получить 5 баллов, необходимо ответить на все вопросы.

4. Физкультминутка.

5. Самостоятельная практическая работа на компьютере.

СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ EXCEL ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТОЙ ЗАДАЧИ.

- Таким образом, мы имеем достаточную информацию для решения данной задачи. Воспользуемся электронными таблицами для ее решения. У вас на рабочих местах имеются инструкции к данной работе. Если вам что-то будет непонятно, я буду готова помочь вам при выполнении заданий. Но прошу учесть, что моя помощь будет касаться только технической стороны работы.

/Инструктаж по ТБ при работе на ПК/

Инструкция по выполнению самостоятельной практической работы


  1. Открыть на рабочем столе файл Исследование движения тела под углом к горизонту.xsl

  2. В ячейку В1 вносим дату

  3. В ячейку В2 вносим класс

  4. В ячейку D2 вносим номер варианта (вариант приклеен на компьютере)

  5. В ячейку В3 вносим Фамилию и имя

  6. В ячейку В6 вносим значение начальной скорости в м/с согласно вариантам

№ варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

Значение начальной скорости, υ0 м/с

2

4

6

8

10

12

14

16


  1. В ячейку В7 вносим значение угла броска согласно вариантам

№ варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

Угол броска α, град.

5

10

15

20

25

30

35

40


  1. В ячейку А10 вносим начальное значение времени. Заполняем диапазон ячеек А10-А30 значением времени с интервалом 0,2 с →*** Вспомните, как выполнить заполнение диапазона ячеек с шагом*** (Если забыли, как это выполнить, откройте лист «Справка»)

  2. Внесите формулы для заполнения таблицы:

- в ячейку В10 - формулу 3 =$B$6*SIN(РАДИАНЫ($B$7))-9,8*A10

- в ячейку С10 - формулу 1 =$B$6*COS(РАДИАНЫ($B$7))

- в ячейку D10 - формулу 5 =КОРЕНЬ(B10^2+C10^2)

- в ячейку Е10 - формулу 2 =$B$6*COS(РАДИАНЫ($B$7) )*A10

- в ячейку F10 - формулу 4 =$B$6*SIN(РАДИАНЫ($B$7))*A10-9,8*A10^2/2


  1. Заполните диапазон ячеек В10:F30 формулами, воспользовавшись автозаполнением. ***(Если забыли, как это выполнить, откройте лист «Справка»)


Разработка интегрированного урока (физика+информатика)





  1. Постройте график скорости от времени

- выделите ячейки D10:D30 (данные этих ячеек будут на вертикальной оси)

- запустите мастер диаграмм, выберите ГРАФИК С МАРКЕРАМИ - нажмите ДАЛЕЕ

- появится окно мастера диаграмм (шаг 2-ой из 4)

Разработка интегрированного урока (физика+информатика)

Разработка интегрированного урока (физика+информатика)



Разработка интегрированного урока (физика+информатика)

Разработка интегрированного урока (физика+информатика)




Разработка интегрированного урока (физика+информатика)Разработка интегрированного урока (физика+информатика)









Разработка интегрированного урока (физика+информатика)













ПРИМЕЧАНИЕ: Чтобы получить пересечение графиком оси ОУ, то есть Х=0, нужно Правый щелчок по значениям отложенным по оси ОХ ►ФОРМАТ ОСИ ► Убрать галочку с пункта «ПЕРЕСЕЧЕНИЕ С ОСЬЮ Y (значений) МЕЖДУ КАТЕГОРИЯМИ.

  1. Сделайте вывод о зависимости скорости движения тела, брошенного под углом к горизонту, от времени.(напишите вывод в соответствующем поле)

  2. **Дополнительное задания. Если вы ответили на первый вопрос, то переходите к ответам на другие вопросы к задаче. Для этого постройте графики траектории движения, зависимости проекций вектора скорости на оси координат, зависимости скорости от времени при разных значениях угла броска. Сделайте соответствующие выводы.

  3. Сохраните файл в Сетевом окружение/Локальная сеть под своей фамилией.

  4. Выведите свои графики и выводы на экран.

6. Подведение результатов урока. Оценка работы.

- (за 5 минут до конца урока) Ребята! Через 5 минут наш урок закончится, поэтому остановитесь на том этапе, на котором сейчас находитесь. Выполните пункты 14-15 инструкции. Выполните самооценку своей работы согласно системе оценивания, поставленной в начале урока.

Физкультминутка. Выполните упражнения на расслабление глазного и мышечного напряжения

7. Домашнее задание.

- Домашнее задание, как всегда, будет разделено по уровням

1 уровень базовый (на 3 балла): (для всех учащихся)

2 уровень повышенный (на 4 балла): Тем учащиеся, которым не удалось выполнить на уроке здания на «4» и «5» баллов, я предлагаю выполнить эти задания дома.

3 уровень - творческий (на 5 баллов): Тем учащимся, которые успели ответить на все вопросы к данной задаче, я предлагаю следующее творческое задание: на основании полученного алгоритма решения задач на движение тела, брошенного под углом к горизонту, сформулировать и решить задачи с конкретным содержанием. И не забудьте, что задачи бывают трех уровней: линейная задача (использование формулы в неизменном виде), нахождение неизвестной величины по остальным известным величинам, творческая задача с нестандартной формулировкой. На следующем уроке мы не только будем решать ваши задачи, но и создадим собственный сборник задач, который в дальнейшем будем пополнять новыми задачами. Желаю успехов в выполнении домашнего задания!

8. Рефлексия.

- Давайте оценим работу на уроке:

  • Что удалось на уроке?

  • Что не удалось сделать?

  • Почему, по-вашему, не всем удалось выполнить задания в полном объеме? (учащиеся пытаются определить причины невыполнения заданий)

- Теперь нам всем понятно, над чем нужно работать, чтобы научиться выполнять все задания на уроке. На этом наш урок завершен. Всем спасибо за работу! Жду вас на следующем уроке с задачами по изучаемой теме.

Приложение

Содержание листа Справка

1. Заполнение диапазона ячеек с шагом





- в ячейку с именем А10 внести значение 0


- в ячейку с именем А11 ввести формулу =А10+0,2, где 0,2 - это шаг изменения величины

- потянуть за маркер автозаполнения на нужное количество ячеек;


Разработка интегрированного урока (физика+информатика)
















2. Автозаполнение






- наберите необходимую формулу



- в правом нижнем углу найдите черный маркер, наведите на него курсор - он примит вид маленького черного крестика;

- не отпуская левую кнопку мышки, протяните маркер на нужное количество ячеек;


-отпустите мышку.






Разработка интегрированного урока (физика+информатика)


























© 2010-2022