- Преподавателю
- Физика
- Разработка интегрированного урока (физика+информатика)
Разработка интегрированного урока (физика+информатика)
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Некрылова Е.Е. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Герасимовская средняя общеобразовательная школа
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИКЕ
Урок-практикум решения задач по теме «Движение тела под углом к горизонту» с помощью электронных таблиц. Построение графика функции.
для учащихся 10 класса
Урок подготовила и провела учитель информатики и физики
Некрылова Е.Е.
с.Герасимовка, 2010 г.
Урок-практикум решения задач по теме «Движение тела под углом к горизонту» с помощью электронных таблиц. Построение графика функции.
Тип урока: решение задач.
Форма проведения урока: практическая самостоятельная работа учащихся на компьютере.
Цель урока: научиться применять полученные знания по движению тела под углом к горизонту при решении задач.
Образовательные задачи:
-
вспомнить кинематическое уравнение движения тела, брошенного под углом к горизонту; определить величины, входящие в это уравнение;
-
научиться определять скорость движения и дальность полета тела, брошенного под углом к горизонту, строить графики зависимостей скорости тела и дальности полета от времени;
-
использовать электронные таблицы для исследования физических зависимостей.
Развивающие задачи:
-
формировать информационную компетентность, навыки использования информационных технологий;
-
развивать познавательный интерес;
-
мотивировать учащихся на создание собственных образовательных ресурсов.
Воспитательные задачи:
-
вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность;
-
воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям;
-
формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца.
Оборудование и материалы: персональные компьютеры, объединенные в локальную сеть; слайды с опорной информацией; инструкция по выполнению самостоятельной практической работы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Слайд 1
2. Определение цели урока.
- На прошлом уроке мы изучали тему «Движение тела под углом к горизонту». Сегодня с помощью электронных таблиц мы будем решать практическую задачу.
Слайд 2.
3. Актуализация знаний.
Слайд 3.
(на слайде работают гиперссылки)
Слайд 4.
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
III. Исходя из условия задачи, какой вопрос можно к ней поставить?
(Ожидаемые ответы: 1)определить, как зависит скорость движения тела от времени полета; 2)определить, как зависит скорость движения тела от угла броска; 3) найти зависимость дальности полета тела от угла броска; 4) определить форму траектории движения тела, брошенного под углом к горизонту). Все ответы учащихся записываются на слайде и выводятся на экран.
Слайд 9
- Итак, ребята, вы правильно определили вопросы к данной задаче. Давайте заранее оговоримся, что ответ только на первый вопрос позволит вам заработать 3 балла (критерии оценки записываются напротив вопроса). Для получения 4 баллов вам необходимо кроме первого, ответить еще на один вопрос по вашему выбору. И, наконец, чтобы получить 5 баллов, необходимо ответить на все вопросы.
4. Физкультминутка.
5. Самостоятельная практическая работа на компьютере.
СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ EXCEL ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТОЙ ЗАДАЧИ.
- Таким образом, мы имеем достаточную информацию для решения данной задачи. Воспользуемся электронными таблицами для ее решения. У вас на рабочих местах имеются инструкции к данной работе. Если вам что-то будет непонятно, я буду готова помочь вам при выполнении заданий. Но прошу учесть, что моя помощь будет касаться только технической стороны работы.
/Инструктаж по ТБ при работе на ПК/
Инструкция по выполнению самостоятельной практической работы
-
Открыть на рабочем столе файл Исследование движения тела под углом к горизонту.xsl
-
В ячейку В1 вносим дату
-
В ячейку В2 вносим класс
-
В ячейку D2 вносим номер варианта (вариант приклеен на компьютере)
-
В ячейку В3 вносим Фамилию и имя
-
В ячейку В6 вносим значение начальной скорости в м/с согласно вариантам
№ варианта
1
2
3
4
5
6
7
8
Значение начальной скорости, υ0 м/с
2
4
6
8
10
12
14
16
-
В ячейку В7 вносим значение угла броска согласно вариантам
№ варианта
1
2
3
4
5
6
7
8
Угол броска α, град.
5
10
15
20
25
30
35
40
-
В ячейку А10 вносим начальное значение времени. Заполняем диапазон ячеек А10-А30 значением времени с интервалом 0,2 с →*** Вспомните, как выполнить заполнение диапазона ячеек с шагом*** (Если забыли, как это выполнить, откройте лист «Справка»)
-
Внесите формулы для заполнения таблицы:
- в ячейку В10 - формулу 3 =$B$6*SIN(РАДИАНЫ($B$7))-9,8*A10
- в ячейку С10 - формулу 1 =$B$6*COS(РАДИАНЫ($B$7))
- в ячейку D10 - формулу 5 =КОРЕНЬ(B10^2+C10^2)
- в ячейку Е10 - формулу 2 =$B$6*COS(РАДИАНЫ($B$7) )*A10
- в ячейку F10 - формулу 4 =$B$6*SIN(РАДИАНЫ($B$7))*A10-9,8*A10^2/2
-
Заполните диапазон ячеек В10:F30 формулами, воспользовавшись автозаполнением. ***(Если забыли, как это выполнить, откройте лист «Справка»)
-
Постройте график скорости от времени
- выделите ячейки D10:D30 (данные этих ячеек будут на вертикальной оси)
- запустите мастер диаграмм, выберите ГРАФИК С МАРКЕРАМИ - нажмите ДАЛЕЕ
- появится окно мастера диаграмм (шаг 2-ой из 4)
ПРИМЕЧАНИЕ: Чтобы получить пересечение графиком оси ОУ, то есть Х=0, нужно Правый щелчок по значениям отложенным по оси ОХ ►ФОРМАТ ОСИ ► Убрать галочку с пункта «ПЕРЕСЕЧЕНИЕ С ОСЬЮ Y (значений) МЕЖДУ КАТЕГОРИЯМИ.
-
Сделайте вывод о зависимости скорости движения тела, брошенного под углом к горизонту, от времени.(напишите вывод в соответствующем поле)
-
**Дополнительное задания. Если вы ответили на первый вопрос, то переходите к ответам на другие вопросы к задаче. Для этого постройте графики траектории движения, зависимости проекций вектора скорости на оси координат, зависимости скорости от времени при разных значениях угла броска. Сделайте соответствующие выводы.
-
Сохраните файл в Сетевом окружение/Локальная сеть под своей фамилией.
-
Выведите свои графики и выводы на экран.
6. Подведение результатов урока. Оценка работы.
- (за 5 минут до конца урока) Ребята! Через 5 минут наш урок закончится, поэтому остановитесь на том этапе, на котором сейчас находитесь. Выполните пункты 14-15 инструкции. Выполните самооценку своей работы согласно системе оценивания, поставленной в начале урока.
Физкультминутка. Выполните упражнения на расслабление глазного и мышечного напряжения
7. Домашнее задание.
- Домашнее задание, как всегда, будет разделено по уровням
1 уровень базовый (на 3 балла): (для всех учащихся)
2 уровень повышенный (на 4 балла): Тем учащиеся, которым не удалось выполнить на уроке здания на «4» и «5» баллов, я предлагаю выполнить эти задания дома.
3 уровень - творческий (на 5 баллов): Тем учащимся, которые успели ответить на все вопросы к данной задаче, я предлагаю следующее творческое задание: на основании полученного алгоритма решения задач на движение тела, брошенного под углом к горизонту, сформулировать и решить задачи с конкретным содержанием. И не забудьте, что задачи бывают трех уровней: линейная задача (использование формулы в неизменном виде), нахождение неизвестной величины по остальным известным величинам, творческая задача с нестандартной формулировкой. На следующем уроке мы не только будем решать ваши задачи, но и создадим собственный сборник задач, который в дальнейшем будем пополнять новыми задачами. Желаю успехов в выполнении домашнего задания!
8. Рефлексия.
- Давайте оценим работу на уроке:
-
Что удалось на уроке?
-
Что не удалось сделать?
-
Почему, по-вашему, не всем удалось выполнить задания в полном объеме? (учащиеся пытаются определить причины невыполнения заданий)
- Теперь нам всем понятно, над чем нужно работать, чтобы научиться выполнять все задания на уроке. На этом наш урок завершен. Всем спасибо за работу! Жду вас на следующем уроке с задачами по изучаемой теме.
Приложение
Содержание листа Справка
1. Заполнение диапазона ячеек с шагом
- в ячейку с именем А10 внести значение 0
- в ячейку с именем А11 ввести формулу =А10+0,2, где 0,2 - это шаг изменения величины
- потянуть за маркер автозаполнения на нужное количество ячеек;
2. Автозаполнение
- наберите необходимую формулу
- в правом нижнем углу найдите черный маркер, наведите на него курсор - он примит вид маленького черного крестика;
- не отпуская левую кнопку мышки, протяните маркер на нужное количество ячеек;
-отпустите мышку.