Открытый урок по теме: Сила

На прошлом уроке мы рассмотрели вопросы, связанные с взаимодействием тел. Вы наблюдали различные виды взаимодействия тел.Так что же происходит, когда одно тело действует на другое?- скорость его движения изменяется.Одинаково ли изменяется скорость различных тел при взаимодействии?- скорость движения тела меняется тем больше, чем меньше его масса (и наоборот).Итак, сейчас, ребята, я предлагаю вам разгадать кроссворд:1. Величина, показывающая путь, пройденный телом в единицу времени;2. Явление сох...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Сила.

Цели урока:

- ввести понятие силы как физической величины, характеризующей действие одного тела на другое; научить изображать силу на рисунке, измерять значение силы;

- продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное;

- продолжить воспитание интереса к предмету, совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения материала.

Тип урока: усвоения новых знаний

Оборудование: динамометр демонстрационный, набор грузов, динамометры лабораторные, бруски.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

На прошлом уроке мы рассмотрели вопросы, связанные с взаимодействием тел. Вы наблюдали различные виды взаимодействия тел.

Так что же происходит, когда одно тело действует на другое?

- скорость его движения изменяется.

Одинаково ли изменяется скорость различных тел при взаимодействии?

- скорость движения тела меняется тем больше, чем меньше его масса (и наоборот).

Итак, сейчас, ребята, я предлагаю вам разгадать кроссворд:

1. Величина, показывающая путь, пройденный телом в единицу времени;Открытый урок по теме: Сила

2. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел;

3. Учёный, давший ответ на вопрос как будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела;

4.мера инертности тела - это…

(по вертикали - СИЛА)

Слово сила использует каждый человек, порой в самых неожиданных сочетаниях: знание-сила, самый сильный, был сильный мороз, говорят и о силе ума, силе веры, силе традиций, силе воли, силе духа, силе привычки, силе чувства.

Представление о силе возникло у людей ещё в глубокой древности. Однако физическое понятие силы в корне отличается от хорошо знакомого физиологического ощущения силы.

Начнём знакомство с новой физической величиной-силой.

II.Изучение нового материала

1.Изменение скорости тела всегда обусловлено действием на него другого тела, с которым оно взаимодействует.

Так что, ребята, является мерой взаимодействия тел?- сила.

Теперь слова действие одного тела на другое мы будем заменять словами: на тело действует сила или к телу приложена сила.

Таким образом, влияние другого тела, вызывающее изменение скорости, называется силой, действующей на тело.

Чтобы за одно и то же время одинаково изменить скорости движения разных тел, требуются различные силы, следовательно, числовое значение силы может быть больше или меньше.

Сила - физическая величина.

2.Сила- причина изменения скорости.

Каждое взаимодействие описывают с помощью двух сил: к каждому из двух тел приложена сила со стороны другого тела.

Как узнать, что на тело действует сила?

Для этого служат признаки действия силы: изменение скорости или направления движения тела и изменение формы или размеров тела.

Под действием силы может измениться скорость не только всего тела в целом, но и отдельных его частей (деформация).Открытый урок по теме: Сила

Проведём опыт. Линейка лежит горизонтально на двух подставках. Если на середину линейки подействовать с некоторой силой, то средняя часть линейки придёт в движение. При движении линейка прогибается-деформируется. Если на середину линейки поставить гирю, середина перемещается больше, чем края.

3.Сила, как и скорость, величина векторная. Что это значит?

Кроме числового значения имеет ещё и направление.

Сила - векторная величина.

Действие силы на тело зависит от точки приложения силы.

Так чем же, ребята, характеризуется (или от чего зависит) действие силы на тело?

значениеОткрытый урок по теме: Сила

направление

точка приложения

Демонстрация точки приложения силы: тетрадь потянуть к себе за уголок - вращательное движение, потянуть за центр стороны, обращённой к нам,- поступательное, прямолинейное движение.

4.На основании того, что сила- причина изменения скорости дадим определение единице силы. За единицу силы принята сила, которая за 1с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 метр в секунду.

В Международной системе единиц сила измеряется в ньютонах.

1 Н - сила, под действием которой тело массой 1 кг каждую секунду изменяет свою скорость на 1 метр в секунду.

1 кН = 1000Н

Единица силы названа в честь великого английского физика Исаака Ньютона (1643-1727), дворянина, который божественным разумом первый доказал с факелом математики движение планет, пути комет и приливы океанов…

Ему посвящены следующие строки:

Разумом он превосходил род человеческий…

Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого.

По словам академика Вавилова: На всей физике лежал отпечаток его мысли; без Ньютона наука развивалась бы иначе.

Открытые Ньютоном основные законы движения тел изучают взаимодействия, обусловленные силами тяжести, силами упругости, силами трения. Изучению каждой из этих сил будет посвящён в дальнейшем отдельный урок.

III.Закрепление

1.Как же измеряют силы?

Для измерения сил используют специальные приборы-динамометры, которые имеют разные конструкции (динамис - сила, метрео - измеряю).

Перед вами демонстрационный динамометр. Как любой измерительный прибор динамометр снабжён шкалой.

Давайте вспомним. Как определить цену деления шкалы прибора?

Итак, ЦД = 1Н. Подвесим к крючку динамометра груз массой 102г.

Стрелка остановится на делении 1Н.

Если подвесить три одинаковых грузика (общей массой 306г), то стрелка прибора покажет 3Н. По растяжению пружины мы судим о силе. Открытый урок по теме: Сила

На ваших столах находятся лабораторные динамометры. Ваша задача определить цену деления прибора, указать предел измерения и, прикрепив к крючку динамометра брусок, определить положение стрелки и соответствующее ей значение силы.

Итак, ЦД =? Н, F max =? Н, F =? Н.

Что легче: сдвинуть тело с места или поднять его? Поэкспериментируйте.

Каков результат?

2.На чертежах силу, как и другие векторные величины, изображают в виде отрезка прямой со стрелкой на конце. Начало стрелки совпадает с точкой приложения силы, направление стрелки указывает направление силы, а длина стрелки в заданном масштабе

соответствует числовому значению силы.

В большинстве случаев, с которыми мы встречаемся в жизни, на тело действует не одна, а сразу несколько сил. И тогда можно заменить несколько сил, приложенных к телу, одной силой, равноценной по своему действию этим силам. Ее называют равнодействующей сил, приложенных к телу.Открытый урок по теме: Сила

Рассмотрим пример. На тело действуют две силы: 4Н и 6Н, направленные в противоположные стороны. Изобразим эти силы графически, выбрав масштаб. Равнодействующая этих сил, направлена в сторону большей по модулю силы, а ее модуль равен разности модулей составляющих сил. Открытый урок по теме: Сила

Открытый урок по теме: СилаR = 2H

А если силы направлены в одну сторону?

Равнодействующая сил направлена в ту же сторону, а ее модуль равен сумме модулей составляющих сил.

Открытый урок по теме: СилаR = 10H

3. В каком состоянии будет находиться тело под действием двух равных, противоположно направленных сил? Чему равна равнодействующая этих сил? R = 0 - тело находится в покое.

Вспомните басню Крылова - Лебедь, рак и щука: «Когда в товарищах согласья нет…»

Что же в результате? «…А воз и ныне там»

Но это не о нас, потому что сегодня на уроке вы изучали какую физическую величину?

Что характеризует сила?

От чего зависит действие силы на тело?

Что принимают за единицу силы и как она называется?

Как силу изображают на чертежах?

Прибор для измерения силы называется?

IV.Подведение итогов урока

Проведите стрелочки к тем утверждениям, которые соответствуют вашему состоянию в конце урока.

Открытый урок по теме: Сила

Открытый урок по теме: Сила

V.Домашнее задание:

§13 упр.5(1,2)



© 2010-2022