- Преподавателю
- Физика
- Паспорт рабочей программы по физике в СПО
Паспорт рабочей программы по физике в СПО
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рыбель Л.А. |
Дата | 25.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИКА»
1.1 Область применения программы Программа учебной дисциплины «ФИЗИКА» реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС по специальности СПО 22.02.06 Сварочное производство
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа по учебной дисциплине «ФИЗИКА» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «ФИЗИКА» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утверждённой Департаментом государственной политики и нормативно-правого регулирования в сфере Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года, в соответствии с Разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 22.02.06 Сварочное производство, одобренными Научно - методическим Советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» ( протокол № 13 февраля 2011г.)
-
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
-
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
-
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
-
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
-
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
-
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
-
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
-
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
-
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
-
рационального природопользования и охраны окружающей среды. Специалист сварочного производства должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
-
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
-
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
-
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
-
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
-
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
-
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
-
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
-
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
-
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 254 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 169 часов;
самостоятельной работы обучающегося 85 часов.
2. СТРУКТРУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
254
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
169
в том числе:
практические занятия
46
контрольные работы
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
85
Решение задач
Подготовка сообщений и рефератов
Выполнение домашних заданий
Практические работы
Подготовка презентаций
Выполнение схем и таблиц
35
21
16
3
7
3
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»
Наименование разделов, тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающегося
Объём
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала:
2
1
Физика - наука о природе. Естественный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов.
1
2
2
Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.
1
2
Раздел 1
Механика
34+
16с
Тема 1.1
Кинематика
Содержание учебного материала:
8
1
Относительность механического движения. Системы отсчёта.
1
2
2
Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение.
2
2
3
Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.
3
2
4
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.
2
2
Тема1.2
Динамика
Содержание учебного материала:
4
1
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил.
1
2
2
Законы Ньютона.
3
2
Тема1.3
Силы в природе
Содержание учебного материала:
6
1
Сила упругости.
2
2
2
Сила трения.
2
2
3
Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
2
2
Тема 1.4
Законы сохранения в природе
Содержание учебного материала:
6
1
Закон сохранения импульса и реактивное движение.
2
2
2
Закон сохранения энергии.
3
2
3
Работа и мощность.
1
2
Тема 1.5
Колебания и волны
Содержание учебного материала:
8
1
Механические колебания. Амплитуда, период., частота, фаза колебаний колебаний.
2
2
2
Свободные и вынужденные колебания.
1
2
3
Резонанс колебаний.
1
2
4
Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны.
2
2
5
Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
2
2
Итоговое занятие: Контрольная работа по теме "Механика" и её анализ
2
Самостоятельная работа:
16
1
Решение задач с производственным содержанием.
6
2
Реферат "Достижения России в области космонавтики"
2
3
Выполнение домашних заданий по разделу № 1
3
4
Практическая работа "Определение силы упругости резины"
1
5
Практическая работа "Определение силы трения тела"
1
6
Изучение материала «Теория относительности»
3
Практические занятия:
14
1
Решение задач по теме «Кинематика».
2
2
Решение задач по теме «Динамика»
2
3
Определение коэффициента жёсткости пружины - Л.Р.
2
4
Определение коэффициента трения. - Л.Р.
2
5
Изучение закона сохранения энергии. - Л.Р.
2
6
Решение задач по теме «Законы сохранения в механике»
2
7
Решение задач по теме «Колебания и волны»
3
Раздел № 2
Молекулярная физика Термодинамика
26 +
12с
Тема 2.1
Основы молеку-лярной физики
Содержание учебного материала:
8
1
История атомистических учений. Наблюдение и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Массы и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии.
6
2
2
Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений.
2
2
Тема 2.2
Идеальный газ
Содержание учебного материала:
4
1
Модель идеального газа.
2
2
2
Связь между давлением газа и средней кинетической энергии молекул газа.
2
2
Тема 2.3
Пар, жидкость и твёрдое тело.
Содержание учебного материала:
8
1
Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
2
2
2
Поверхностное натяжение и смачивание.
2
2
3
Модель строения твёрдых тел. Механические свойства твёрдых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменение агрегатных состояний вещества.
4
2
Тема 2.4
Основы термодинамики
Содержание учебного материала:
4
1
Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики.
2
2
2
Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
КПД тепловых двигателей.
2
2
Итоговое занятие
Контрольная работа «Молекулярная физика. Термодинамика» и её анализ
2
Самостоятельная работа:
12
1
Сообщение о русском физике М.В.Ломоносове.
2
2
Практикум по решению задач.
3
3
Выполнение домашних заданий к разделу № 3
4
4
Практическая работа "Исследование влажности воздуха от температуры"
1
5
Реферат "Создание материалов с заданными свойствами"
2
Практические занятия:
6
1
Решение задач по теме «Основы молекулярной физики»
2
2
Решение задач по теме «Основы термодинамики»
2
3
Измерение модуля упругости резины. - Л.Р.
2
Раздел №3
Электродинамика
76+
20с
Тема 3.1
Электростатика
Содержание учебного материала:
16
1
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения заряда.
2
2
2
Закон Кулона. Электрическое поле.
3
2
3
Напряжённость электростатического поля.
2
2
4
Потенциал поля. Разность потенциалов.
3
2
5
Проводники в электрическом поле.
2
2
6
Электрическая ёмкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле.
4
2
Тема 3.2 Постоянный ток
Содержание учебного материала:
18
1
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.
5
2
2
Последовательное и параллельное соединения проводников.
5
2
3
ЭДС источника тока.
3
2
4
Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность электрического тока.
3
2
5
Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
2
2
Тема 3.3
Магнитное поле.
Содержание учебного материала:
8
1
Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока.
2
2
2
Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.
4
2
3
Индукция магнитного поля.
2
2
Тема 3.4
Электромагнетизм
Содержание учебного материала:
18
1
Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция и индуктивность.
3
2
2
Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор.
3
2
3
Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.
2
2
4
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания.
3
2
5
Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс.
4
2
6
Электромагнитное поле и электромагнитная волна. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
3
2
Тема 3.5
Оптика
Содержание учебного материала:
14
1
Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.
3
2
2
Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света.
5
2
3
Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения.
4
2
4
Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.
2
2
Итоговое занятие
Контрольная работа по теме "Электродинамика" и её анализ
2
Самостоятельная работа:
20
1
Решение задач.
11
2
Презентация на тему: "Действие электрического тока и их практическое применение"
2
3
Начертить схему соединения всех потребителей тока в комнате.
1
4
Составить обобщающую таблицу по теме: "Электрическое и магнитное поля"
1
5
Презентация на тему: "Сила Лоренца"
2
6
Презентация на тему: "Сила Ампера"
2
7
Реферат по теме "Ферромагнетики и их применение"
1
8
Составить обобщающую таблицу по шкале электромагнитных излучений.
Практические занятия:
24
1
Решение задач по теме « Закон Кулона. Напряжённость»
2
2
Решение задач по теме «Конденсаторы»
2
3
Решение задач по теме « Законы Ома»
2
4
Исследование последовательного соединения проводников. - Л.Р.
2
5
Исследование параллельного соединения проводников. - Л.Р.
2
6
Измерение мощности лампы накаливания. - Л.Р
2
7
Решение задач по теме «Постоянный ток»
2
8
Решение задач по теме «Сила Ампера. Сила Лоренца»
2
9
Решение задач по теме «Электромагнетизм»
2
10
Измерение показателя преломления стекла - Л.Р.
2
11
Определение длины световой волны с помощью дифракционной решётки.- Л.Р.
2
12
Решение задач по теме «Оптика»
2
Раздел № 4 Строение атома и квантовая физика
19+
8с
Тема 4.1 Световые кванты
Содержание учебного материала:
7
1
Гипотеза Планка о квантах.
1
2
2
2
Фотоэффект.
2
3
Фотоны.
2
2
4
Волновые и корпускулярные свойства света.
Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.
2
2
Тема 4.2 Атомная физика
Содержание учебного материала:
4
1
Строение атома: планетарная модель и модель Бора.
1
2
2
Поглощение и испускание света атомом.
1
2
3
Квантование энергии.
1
2
4
Принцип действия и использование лазеры.
1
2
Тема 4.3 Физика атомного ядра
Содержание учебного материала:
6
1
Строение атомного ядра.
2
2
2
Энергия связи. Связь массы и энергии.
2
2
3
Ядерная энергетика.
1
1
2
4
Радиоактивные излучения и их воздействия на живые организмы.
2
Контрольная работа по теме: " Строение атома и квантовая физика" и её анализ
2
Самостоятельная работа:
8
1
Решение задач.
4
2
Реферат по теме: "Лазеры"
1
3
Сообщение по теме: "Получение электрической энергии на атомных станциях"
1
4
Презентация " Экологически чистые источники излучения электрической энергии"
2
Раздел 5
Эволюция Вселенной
7+
4с
Тема 11.1 Элементы астрофизики
Содержание учебного материала:
7
1
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик.
1
2
2
2
Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
2
3
Эволюция и энергия горения звёзд. Термоядерный синтез.
2
2
4
Образование планетных систем. Солнечная система.
2
2
Самостоятельная работа:
4
1
Практикум решения задач.
1
2
Реферат по теме: "Солнечная система и её строение"
1
3
Сообщение "Современные представления о происхождении Солнца".
1
4
Презентация "Звёзды и источники их энергии"
1
Раздел № 6 Повторение
Содержание учебного материала:
7
1
Относительность движения, виды движений.
Законы классической механики.
1
2
2
Молекулярная физика.
Термодинамика.
1
2
3
Электростатика.
Постоянный и переменный ток.
1
2
4
Магнитное поле.
Электромагнитная индукция.
1
2
5
Квантовая физика.
1
2
Практические занятия:
2
Решение задач по теме «Основы механики и молекулярной физики»
2
2
Итоговая контрольная работа
2
2
всего :
254
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Физика» требует наличие учебного кабинета «Физика»
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
компьютер;
-
измерительные приборы: амперметры, вольтметры, термометр;
-
оборудование по физике: экран, стенды по электродинамике, набор полупроводников, комплект приборов по магнетизму, оптике, механике, термодинамике.
3.2 Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Литература для обучающихся
-
Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. Учебник для 11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2007г.
-
Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2007г.
-
А.Е. Марон, Физика 11 кл: Дидактический материал. - М. : Дрофа, 2004.
-
А.П.Рымкевич, Физика. Задачник. 10-11кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа 2010г.
-
Литература для преподавателя
-
Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. Учебник для 11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2007г.
-
Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2007г.
-
пособие «Инновационные образовательные технологии», кафедра физики и математики, Т.Г. Попова, изд. «Учитель», 2010;
-
пособие для подготовки к тестированию по физике, изд. Центр тестирования Минобр РФ, М., 2003;
-
журнал «Физика в школе», Министерство науки и образования РФ;
-
журнал «Квант», Российская академия наук;
-
Интернет -Портал «proshkoly.ru»;
-
учебник «Оборудование, механизация и автоматизация сварочных процессов», В.В.Овчинников, «Академия», 2010г.;
-
учебник «Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки металла
4.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Умения:
Описывать и объяснять физические явления и свойства тел
самостоятельная работа, собеседование
Делать выводы на основе экспериментальных данных
лабораторные работы, практикум
Приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий
Собеседование, отчёт по лабораторным работам
вычислять значения числовых и буквенных выражений
самостоятельная работа, тесты
использовать практические знания и умения в практической деятельности
практическая работа, домашняя работа
Приводить примеры практического использования физических данных
самостоятельная работа, собеседование, контрольная работа, тесты
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащую в сообщения СМИ, Интернете, научно-популярных статьях
собеседование
Вычислять и определять физические величины
контрольная работа, тесты, домашняя работа, самостоятельная работа
Знания:
Знать смысл физических величин, понятий
самостоятельная работа, контрольная работа, собеседование
Знать физический смысл законов физики
контрольная, самостоятельная работа, собеседование, тестирование
Знать вклад российских и зарубежных учёных
домашняя работа, собеседование
Профессионально направленный модуль по физике
для специальности : Сварочное производство
№
п/п
Раздел, темы
кол-во
час
Содержание профильных элементов
самост
работа
(внеаудитор)
1
Механика
4
Свободное падение тел
2
Установка и подготовка технологического оборудования, металлических конструкций для сварочных работ на высоте
2
Силы в природе
2
Учёт сил, действующих на свариваемые конструкции.
2
Молекулярная
физика
8
4
Основы молекулярной
физики.
2
Получение сжиженных газов и их применение в технологии сварочных работ.
2
Идеальный газ.
2
Принцип действия манометра.
2
Температура
2
Температурный режим при сварочных работах.
Твёрдые тела.
2
Учёт различных видов деформаций при сварочных работах.
3
Термодинамика.
2
Изменение внутренней энергии при сварке и резке металлов.
2
4
Электродинамика.
14
4
Электрический заряд. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
2
Учёт статического электричества при сварочных работах. Использование проводников и диэлектриков при электросварке металлов.
Постоянный электрический ток.
2
Применение постоянного тока в технологии электросварки и электрических устройствах.
2
Магнитные свойства вещества.
2
Ферромагнетики и их использование в сварочных трансформаторах.
Электрический ток в металлах.
2
Предупреждение поражения людей электрическим током.
Электрический ток в газах.
2
Газоплазменный способ резки металлов.
2
Электрический ток в вакууме.
2
Вакуумная сварка.
Электромагнитная индукция.
2
Принцип действия сварочного трансформатора.
2
5
Колебания.
6
2
Переменный ток.
3
Использование переменного тока при сварочных работах.
Производство, передача и использование электрической энергии.
3
Применение трансформаторов в сварочных аппаратах.
2
6
Оптика
4
2
Отражение и преломление света.
1
Применение отражающих и преломляющих свет материалов при сварке и резке металлов.
2
Световые явления
1
Применение светоотражающих красок.
Излучение и спектры.
2
Профилактика вредного действия инфракрасного и ультрафиолетового излучений на глаза сварщика. Проверка качества сварных швов с помощью рентгеновского излучения.
7
Квантовая физика
2
Радиоактивность
2
Применение гамма-излучения для проверки качества сварных швов.
8
Элементы астрофизики.
2
Сварка металлов в космическом пространстве