Внеурочная деятельность для начальной школы ««Физический фейерверк

Программа внеурочной деятельности кружка «Физический фейерверк » рассчитана на учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы. Программа кружка «Физический фейерверк» предусматривает поэтапное изучение разделов физики, физических закономерностях, выполнение простых практических и лабораторных работ  с физическими приборами.      Учащиеся познают не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности. Это даёт основание полагать, что младшие школьники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний.       Дети приобретают умения трудиться, научиться любить близких, познакомятся с некоторыми явлениями природы, научатся беречь природу      Программа рассчитана: в 1-м классе — 2 часа в неделю, 66 часов в год; во 2-м классе — 2 часа в неделю, 68 часов в год; в 3-м классе — 2 часа в неделю, 68 часов в год; в 4-м классе — 2 часа в неделю, 68 часов в год.       Цель программы: 1. Показать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявление очень разнообразно, 2. Создать условия  для развития поисково-познавательной деятельности учащихся 1-4-х классов как основы интеллектуально-личностного творческого развития.  Задачи программы: 1. учить  детей  мыслить самостоятельно, рассуждать, сравнивать и делать выводы; 2. расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира; 3. знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.); 4. развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество); 5. развивать у ребенка познавательный  интерес и исследовательскую  деятельность; 6. формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов; Решать задачи: а) дети проводят эксперимент, не зная его ре­зультата и, таким образом, приобретают новые знания;  б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обсуждено УТВЕРЖДЕНО

на методическом объединении Приказом директора

учителей начальных классов МБУ СОШ №49

Протокол № от «__»_________20__г

Руководитель МО

_____________Е.Б.Сорокина

Директор________Т.Н.Подоляко



Программа внеурочной деятельности

для учащихся 1-4-х классов

«Физический фейерверк»




Составитель: учитель физики

Шаронова С.М.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности кружка «Физический фейерверк » рассчитана на учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы. Программа кружка «Физический фейерверк» предусматривает поэтапное изучение разделов физики, физических закономерностях, выполнение простых практических и лабораторных работ с физическими приборами.

Учащиеся познают не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности. Это даёт основание полагать, что младшие школьники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний.

Дети приобретают умения трудиться, научиться любить близких, познакомятся с некоторыми явлениями природы, научатся беречь природу

Программа рассчитана: в 1-м классе - 2 часа в неделю, 66 часов в год;

во 2-м классе - 2 часа в неделю, 68 часов в год; в 3-м классе - 2 часа в неделю, 68 часов в год; в 4-м классе - 2 часа в неделю, 68 часов в год.


Цель программы:

1. Показать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявление очень разнообразно,

2. Создать условия для развития поисково-познавательной деятельности учащихся 1-4-х классов как основы интеллектуально-личностного творческого развития.

Задачи программы:

1. учить детей мыслить самостоятельно, рассуждать, сравнивать и делать выводы;

2. расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;

3. знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);

4. развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество);

5. развивать у ребенка познавательный интерес и исследовательскую деятельность;

6. формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

Решать задачи:

а) дети проводят эксперимент, не зная его ре­зультата и, таким образом, приобретают новые знания;

б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Содержательные линии программы:

образовательная - содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности природы;

ценностная - предполагает формирование научного мировоззрения;

деятельная - способствует пространственному мышлению, логику и правильное понимание мира и законов природы;

творческая - предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами самоподготовки к выполнению творческих работ.

Воспитательные цели:

- формирование основных мировоззренческих идей;
- профориентация младших школьников;
- воспитанию моральных качеств младших школьников;

- этических норм, гуманизма, активной позиции в обучении и жизни;
- воспитанию у школьников эстетичных взглядов, умений.







Тематическое планирование первого года обучения

№ разд

Тематическое планиро

вание

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Что такое физика

16

Формировать основные понятия физических явлений у учащихся к дальнейшему обучению физике; расширить словарь учащихся за счёт научных терминов; формировать умения строить причинно-следственные связи, давать логические описания предметов и явлений; научить составлять монологические ответы в научном стиле (речиформирование навыков приобретения знаний); расширение коммуникативно-социального опыта учащихся; формирование представлений и знаний об особенностях неживой природы и науках, изучающих ее

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

2

Жидкие, газообраз

ные и твёрдые тела. Теплота

20

Формирование у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и способностей учащихся при выявлении сути процессов; воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физические явления вокруг себя; формировать представления об агрегатных состояниях веществ в зависимости от природы частиц и характера взаимодействия между ними; изучить физические особенности различных агрегатных состояний вещества, сформировать некоторые понятия перехода из одного состояния вещества в другое

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

3

Свет. Звук

16

Формирование научных понятий: звуковая волна; скорость звука; зависимость скорости звука от агрегатного состояния вещества; значение слухового анализатора в восприятии аудиальной информации; содействовать формированию таких мировоззренческих понятий, как причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы; формирование основных понятий при изучении световых явлений (свет как волна, как частица); формирование сознательной дисциплины, основанной на интересе к предмету, уважении мнения товарища, взаимопомощи; повышение экологической грамотности учащихся; формирование и развитие умения выделять и запоминать главное, проводить сравнение и обобщение, делать выводы; развивать внимание; создать доброжелательную психо-эмоциональную атмосферу, повысить у учащихся самооценку, уверенности в себе.

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

4

Занимательная практичес

кая часть

14

Познание учащимися с понятием физического эксперимента; развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать простые эксперименты, составлять выводы;

1/1 развивать познавательные интересы;

формировать понятия о физическом явлении, химической реакции, условиях и признаках химических реакций. Мы для себя определили проявления учебно-познавательной деятельности как ее виды. При этом мы исходим из общепринятого понимания понятия «вид» как части целого, сохраняющей его основные свойства и имеющей свои отличительные признаки. Виды учебно-познавательной деятельности: направление на познание целостного мира; реализация через познавательные потребности, практического умения при выполнении заданий на закрепление; формирование и развитие интеллектуальной сферы личности

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

Итого

66

Календарно-тематическое планирование первого года обучения

п/п

Тема занятия

Теоретические

Практические


Что такое физика

1

Что такое физика?

1

-

2

Окружающий мир физики

1

-

3

Разговоры по утрам

1

-

4

Первый рассказ солнечного зайчика

1

-

5

Второй рассказ солнечного зайчика

1

-

6

Третий рассказ солнечного зайчика

1

-

7

Четвёртый рассказ солнечного зайчика

1

-

8

Пятый рассказ солнечного зайчика

1

-

9

Рассказ Мишеньки

1

-

10

Рассказ ветерка о звуке

1

-

11

Рассказ Радио об электрическом токе

1

-

12

Путешествие по комнате

1

1

13-14

История: «Давно ли люди знают о физических телах и веществах?»

1

-

15

Как человек заставил работать мыльные пузыри?

1

-

16

Зачем воду пьют?

1

-


Жидкие, твёрдые и газообразные вещества

17-18

Жидкие, твёрдые и газообразные вещества

2

-

19

Игра «Мы можем многое»

1

-

20

Почему идёт дождь?

1

-

21

Почему дует ветер?

1


22

Воздушный шар и другие летательные аппараты

-

1

23

Как шаги переделать в огонь?

1

-

24

Термометр из бутылки

1

-

25

Почему идёт снег?

1

-

26

Твёрдая вода

-

1

27

Плавающий лёд

-

1

28

Исчезающая вода

1

-

29

Стирка и сушка

1

-

30

Вода из воздуха

1

-

31

Жидкие камни

1

-

32

Почему нельзя кататься на коньках по полу?

1

-

33-34

Сказка «Как январь был уволен из магнитов»

2

-

35

Дома изо льда

1

-

36

Игра «Загадка природы»

-

1


Свет. звук

37-38

Что такое звук?

2

1

39

Спичечный телефон

1

-

40

Как звук сделать громче?

1

-

41

Зачем зайцу длинные уши?

1

-

42

Как увидеть свой голос?

1


43

Почему поёт пластинка?

1

-

44

Как аукнется, так и откликнется

1

-

45

Что такое свет? Первобытный фотоаппарат

-

1

46

История: «Как изжарить яичницу на солнышке?»

1

-

47

Мастерская фокусника. Фокусы с зеркалами

-

1

48

Что такое линза?

1

-

49

Для чего нам Солнце?

1


50-51

Солнце на столе. Щепка. Факел. Лампа. Труба (эксперименты)

2

-

52

Игра «Чудеса в решете»

-

1


Занимательная практическая часть

53

Почему платье греет?

1

-

54

Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?

1

-

55

Делаем свой холодильник

-

1

56

Почему мы используем разную одежду?

1

-

57

Рассказ о скорости и ускорении

1

-

58

Бывают ли твёрдые жидкости?

1

-

59

Важные родственники кухонного горшка

1

-

60

Семь вещей - семь загадок.

Искусственная еда

1

-

61

Элементарные опыты «Цветы лотоса», «Чудесные спички»

-

1

62

Эксперименты «Загадочная вода»

-

1

63

Стекло, которое не лопается

1

-

64

Что у нас в шкафу? Физические тела и вещества

-

1

65

Бывают ли стены из воздуха?

1

-

66

Игра «Угадай и назови»

1

-

Итого

53

13

Всего

66 часов






Тематическое планирование второго года обучения

№ разд

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Физические явления и законы

15

Формировать основные понятия физических явлений у учащихся к дальнейшему обучению физике; расширить словарь учащихся за счёт научных терминов; формировать умения строить причинно-следственные связи, давать логические описания предметов и явлений; научить составлять монологические ответы в научном стиле (речиформирование навыков приобретения знаний формирование представлений и знаний об особенностях неживой природы и науках, изучающих ее, гипотеза, факт, рассуждение, модель; научиться видеть разницу между опытом и наблюдением, системой и процессом

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

2

Путешествие в страну физических знаний

18

Формирование у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и способностей учащихся при выявлении сути процессов; воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физические явления вокруг себя; формировать представ-ления об агрегатных состояниях веществ в зависимости от природы частиц и характера взаимодействия между ними; изучить физичес-кие особенности различных агрегатных состоя-ний вещества, сформировать некоторые понятия перехода из одного состояния вещества в другое

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

3

Динамика движения и молекулярная структура

14

Формирование научных понятий: динамика, движение, виды движений, молекула, молекулярная структура веществ; содействовать формированию таких мировоззренческих понятий, как причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы; формирование основных понятий; формирование сознательной дисциплины, основанной на интересе к предмету, уважении мнения товарища, взаимопомощи; повышение экологической грамотности учащихся; формирование и развитие умения выделять и запоминать главное, проводить сравнение и обобщение, делать выводы; развивать внимание; создать доброжелательную психо-эмоциональную атмосферу, повысить у учащихся самооценку, уверенности в себе.

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

4

Занимательная практическая часть

21

Познание учащимися с понятием физического эксперимента; развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать простые эксперименты, составлять выводы;

1/1 развивать познавательные интересы;

формировать понятия о физическом явлении, химической реакции, условиях и признаках химических реакций. Мы для себя определили проявления учебно-познавательной деятельности как ее виды. При этом мы исходим из общепринятого понимания понятия «вид» как части целого, сохраняющей его основные свойства и имеющей свои отличительные признаки. Виды учебно-познавательной деятельности: направление на познание целостного мира; реализация через познавательные потребности, практического умения при выполнении заданий на закрепление; формирование и развитие интеллектуальной сферы личности

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь


Календарно-тематическое планирование второго года обучения

п/п

Тема занятия

Теоретические

Практические


Физические явления и законы

1

Что такое гипотеза, факт, рассуждение.

1

-

2

Что такое моделирование в физике?

1

-

3

Теоретические модели систем и процессов: физические модели

1

-

4

Теоретические модели систем и процессов: математические модели

1

-

5

Теоретические модели систем и процессов: погрешности теоретических моделей

1

-

6

Что такое информация, виды физической информации?

1

-

7

Что такое явление и как они помогают нам в быту?

1

-

8

Что такое закон физики и каким законам мы подчиняемся?

1

-

9

Что такое случайности - условия - запоминание?

1

-

10

Что такое наблюдение и опыт? Чем они отличаются?

1

-

11

Как устроена природа (и как происходят природные явления)

1

-

12

Почему природа является именно такой, а не другой

-

1

13

Физический процесс и химическая реакция

1

-

14

Явления живой и неживой природы

1

-

15

Возможно ли смоделировать на компьютере физические явления?

1

-


Путешествие в страну физических знаний

16

Как реактивная лодка доказывает, что её движение это необычное научное шоу и наглядно демонстрирует работу реактивных механизмов

-

1

17

Естествоиспытатели. Кто они? Свет и цвет - законы восприятия

1

-

18

Что такое энергия? Какая энергия действует на поезд и самолёт?

1

-

19

Как изобрести вечный двигатель?

1


20

Исследование неведомых стран, путешествие к далёким островам с помощью подзорной трубы

-

1

21

Движение - жизнь! Девиз всех круглых предметов

1

-

22

Суперпрофессор - исследование силы

1

-

23

Как устроены электрический звонок и электромотор? Что у них общего и каковы различия?

1

-

24

Что? Где? Когда? Солнечный мотор

-

1

25

Часики-ходики и солнечные часы. Что их объединяет?

-

1

26

Двигатель внутреннего сгорания. Как устроены электромашины?

1

-

27

Давайте создадим волшебную радугу

1

-

28

Что такое звёзды? Какие из них считаются холодными и горячими?

1

-

29

«Земля! Земля!» - путешествие по звёздному небу

1

-

30

Сравнение малых и больших физических тел

1

-

31

Как сделать невидимыми чернила?

1

-

32

Чем знаменита лошадь в науке "физика"?

1

-

33

Коварное яблоко Ньютона

-

1


Динамика движения и молекулярная структура

34

Изобретения Леонардо да Винчи

-

1

35

Физика в доме или незнакомцы рядом

1

-

36

Структура и свойства газов, жидкостей и твердых тел

1

-

37

Что такое температура? Бывает ли она со знаком «+» и со знаком «-»?

1

-

38

Свойства и структура молекулярных веществ

1


39

Что такое эфир? Загадка эфирного ветра

1

-

40

Что такое движение? Как происходит движение?

1

-

41

Динамика вращательного движения твёрдого тела

-

1

42

Что такое равномерность движения? Примеры прямолинейного равномерного движения

1

-

43

Что такое ускорение? Примеры прямолинейного равноускоренного движения

-

1

44

Что такое импульс? Примеры движения по закону импульса

1

-

45

Что такое инерция? Примеры движения по инерции

1


46

Динамика и статика

-

1

47

Молекулярная структура и движение твёрдых тел

-

1


Занимательная практическая часть

48

Физические фокусы: зеркало и стекло

1

-

49

Создание лимонных часов

1

-

50

Опыт «Волшебные пузыри»

-

1

51

Измерение массы тела на рычажных весах

1

-

52

Физические фокусы: вода и масло

1

-

53

Опыт «Составь фоторобот»

1

-

54

Измерение объема твердого тела

1

-

55

Модель электронного газа

1

-

56

Физические фокусы: магнит и железки

-

1

57

Измерение выталкивающей силы

-

1

58

Капиллярные силы и цветные чудеса

1

-

59

Рисующая и прогулочная вода

-

1

60

Физические фокусы: механика движения и иллюзия света

1


61

Выяснение условий равновесия рычага

1

-

62

Изучение равноускоренного движения

1

-

63

Изучение явления теплообмена

-

1

64

Физические фокусы: день и ночь

1

-

65

Опыт «Цветное колесо»

1


66

Викторина «Физическая радуга»

1


67

Олимпиада по пройденным темам

1

-

68

Игра «Физики или химики?»

-

1

Итого

51

17

Всего

68 часов













Тематическое планирование третьего года обучения

№ разд

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Обо всём кратко

15

Формировать основные понятия физических явлений у учащихся к дальнейшему обучению физике; расширить словарь учащихся за счёт научных терминов; формировать умения строить причинно-следственные связи, давать логические описания предметов и явлений; научить составлять монологические ответы в научном стиле (речиформирование навыков приобретения знаний); расширение коммуникативно-социального опыта учащихся;

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

2

Космос. Вселенная

18

Формирование у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и способностей учащихся при выявлении сути процессов; воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физические явления вокруг себя; формирование понятий: космос, вселенная, инопланетяне; развитие общих представлений о биосфере, ее строении, функционировании и развитии, воздействия космических тел, сил, явлений на живую природу Земли

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

3

Термодинамика

14

Формирование научных понятий: энергия, теплота, термодинамическая система и равновесие, давление, температура, объём; зависимость массы и объёма от агрегатного состояния вещества; значение и применение термодинамических процессов; содействовать формированию таких мировоззренческих понятий, как причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы; формирование основных понятий при изучении световых явлений (свет как волна, как частица); формирование сознательной дисциплины, основанной на интересе к предмету, уважении мнения товарища, взаимопомощи; повышение экологической грамотности учащихся; формирование и развитие умения выделять и запоминать главное, проводить сравнение и обобщение, делать выводы; развивать внимание; создать доброжелательную психо-эмоциональную атмосферу, повысить у учащихся самооценку, уверенности в себе.

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

4

Опыты, эксперименты и лабораторные работы

11

Познание учащимися с понятием физического эксперимента; развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать простые эксперименты, составлять выводы;

1/1 развивать познавательные интересы;

формировать понятия о физическом явлении, химической реакции, условиях и признаках химических реакций. Мы для себя определили проявления учебно-познавательной деятельности как ее виды. При этом мы исходим из общепринятого понимания понятия «вид» как части целого, сохраняющей его основные свойства и имеющей свои отличительные признаки. Виды учебно-познавательной деятельности: направление на познание целостного мира; реализация через познавательные потребности, практического умения при выполнении заданий на закрепление; формирование и развитие интеллектуальной сферы личности

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь




Календарно-тематическое планирование третьего года обучения

п/п

Тема занятия

Теоретические

Практические

15

Обо всём кратко

1

Что такое огонь?

1

-

2

Что такое гроза?

1

-

3

Что такое электризация?

1

-

4

Как работает холодильник?

1

-

5

Как работает термометр?

1

-

6

Что такое реактивное движение?

1

-

7

Как построить ракету?

1

-

8

Какая скорость у ракеты?

1

-

9

Как рассчитать дальность полёта?

1

-

10

Каким законам физики подчиняется движение в воздухе, на воде и в космосе?

1

-

11

Что такое формула и для чего она нужна?

1

-

12

Скорость. Время. Расстояние (путь, перемещение)

-

1

13

Что значит решить физическую задачу?

1

-

14

Основные формулы для расчёта в задачи

1

-

15

Оформление простейших задач на скорость, время, расстояние

1

-

18

Космос. Вселенная

16

Из чего сделаны молекулы?

-

1

17

Что такое географическая карта?

1

-

18

Как устроена наша планета?



19

Что мы знаем о планетах

1

-

20

Почему Луна на небе бывает разная?

1


21

Какая звезда самая близкая?

-

1

22

Бывает ли ночь длиннее месяца?

1

-

23

Есть ли спутники у других планет?

1

-

24

Можно ли жить на других планетах?

1

1

25

Что такое климат?

-

1

26

Что такое спутник?

1

-

27

Что такое метеорит?

1

-

28

Что такое астероиды?

1

-

29

Что такое атмосферное давление?

1

-

30

Как составляют прогноз погоды?

1

-

31

В гостях у звёзд. Загадочная Луна

1

-

32

Что такое телескоп?

1

-

33

Игра «Загадки про воздух и космос»

-

1

14

Термодинамика

34

Что такое термодинамика?

-

1

35

Техническая термодинамика

1

-

36

Химическая термодинамика

1

-

37

Статистическая термодинамика

1

-

38

Феномен термодинамики

1


39

Изопроцессы и применение их в жизни: изотерма

1

-

40

Изопроцессы и применение их в жизни: изохора

1

-

41

Изопроцессы и применение их в жизни: адиабата

-

1

42

Изопроцессы и применение их в жизни: изобара

1

-

43

Изопроцессы и применение их в жизни: политроп

-

1

44

Обратимые и необратимые процессы

1

-

45

Равновесный процесс

1


46

Энтропия. Ионизация газа

-

1

47

Игра «Работа и теплота»

-

1

21

Опыты, эксперименты и лабораторные работы

48

Опыт с монеткой и воздушным шариком

1

-

49

Электрическая расчёска

1

-

50

Нарушенное равновесие

-

1

51

Инерция. Игра предметов

1

-

52

Звучащий стакан

1

-

53

Радужная плёнка и горячая резинка

1

-

54

Количество теплоты отдаваемое предметами

1

-

55

Почти научные опыты на кухне

1

-

56

Пространство и движение

-

1

57

Фокусы с водой

-

1

58

Опыты с мыльным раствором и проволочными контурами

1

-

59

Физические опыты - "Космос у тебя дома"

-

1

60

Опыт с обычной палкой помогает понять законы трения

1


61

Живая рыба

1

-

62

Плывущий по воздуху

1

-

63

Труба Рубенса. Графитовый реостат

-

1

64

Магнит для конфетти

1

-

65

Интересные шары - опыты с воздушным шариком

1


66

Олимпиада по пройденным темам

1


67

Викторина «Самый умный физик»

1

-

68

Выставка «Физики - лирики»

-

1

Итого

51

17

Всего

68 часов









































Тематическое планирование четвёртого года обучения

№ разд

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Колебания и волны

15

Формировать основные понятия физических явлений у учащихся к дальнейшему обучению физике; расширить словарь учащихся за счёт научных терминов; формировать умения строить причинно-следственные связи, давать логические описания предметов и явлений; научить составлять монологические ответы в научном стиле (речиформирование навыков приобретения знаний); расширение коммуникативно-социального опыта учащихся; формирование представлений и знаний о колебаниях и волнах, изучить пользу и вред и расширить кругозор восприятия их применение в быту и на практике

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

2

Квантовая физика

18

Формирование у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и способностей учащихся при выявлении сути процессов; воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физические явления вокруг себя; формировать представления о квантово-механических и квантово-полевых системах и законах их движения; изучить физические особенности модели атома Бора, которая была попыткой примирить представления классической физики с формирующимися законами квантового мира.

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

3

Атомная и ядерная физика

14

Формирование научных понятий: атом, ядро, нуклон, протон, нейтрон, электрон; зависимость энергии атомного ядра, атомной реакции; значение альфа-, бета; содействовать формированию таких мировоззренческих понятий, как причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы; формирование основных поняти; формирование сознательной дисциплины, основанной на интересе к предмету, уважении мнения товарища, взаимопомощи; повышение экологической грамотности учащихся; формирование и развитие умения выделять и запоминать главное, проводить сравнение и обобщение, делать выводы; развивать внимание; создать доброжелательную психо-эмоциональную атмосферу, повысить у учащихся самооценку, уверенности в себе.

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

4

Практическая часть

11

Познание учащимися с понятием физического эксперимента; развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать простые эксперименты, составлять выводы;

1/1 развивать познавательные интересы;

формировать понятия о физическом явлении, химической реакции, условиях и признаках химических реакций. Мы для себя определили проявления учебно-познавательной деятельности как ее виды. При этом мы исходим из общепринятого понимания понятия «вид» как части целого, сохраняющей его основные свойства и имеющей свои отличительные признаки. Виды учебно-познавательной деятельности: направление на познание целостного мира; реализация через познавательные потребности, практического умения при выполнении заданий на закрепление; формирование и развитие интеллектуальной сферы личности

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь


Календарно-тематическое планирование четвёртого года обучения

п/п

Тема занятия

Теоретические

Практические

15

Колебания и волны

1

Виды волн и колебаний

1

-

2

Механические, вынужденные колебания

1

-

3

Свободные, затухающие и незатухающие колебания

1

-

4

В чём отличие колебаний от волн?

1

-

5

Простые задачи на колебания и волны

1

-

6

Основные формулы для расчёта . Оформление задач

1

-

7-8

Решение задач на колебания и волны

1

1

9

Колебания в природе, в быту и на производстве

1

-

10

Продольные и поперечные волны.

1

-

11

Что такое деформация? Виды деформации

1

-

12

Такие разные волны

-

1

13

Звук. Волновые явления

1

-

14

Резонанс. Музей резонанса. Способы борьбы с вредным резонансом

1

-

15

Игра «Кодограмма»

1

-

18

Квантовая физика

16

Что такое квант?

-

1

17

Что такое энергия? Виды энергии

1

-

18

Как сознание создаёт материю или ты являешься маленьким волшебником

1

-

19

Квантовая физика и Вселенная

1


20

Что такое время и пространство. Искривление пространства

-

1

21

Закон притяжения и гравитации

1

-

22

Расчётные формулы законов физики

1

-

23

Что такое гравитационная постоянная

1

-

24-26

Оформление и решение задач

1

2

27

Что такое чёрное тело. Излучение чёрного тела

1

-

28

Световые кванты. Что такое гипотеза?

1

-

29

Строение атомов и молекул

1

-

30

Что такое вакуум. Близкодействие и дальнодействие

1

-

31

Электромагнитность. Электромагнитные свойства пустоты

1

-

32

Кварки, квазары, глюоны, адроны, мюоны, изотопы и прочее

1

-

33

Игра «Квантование пространства»

-

1

14

Атомная и ядерная физика

34

Что такое атом и ядро?

-

1

35

Ядерные реакции и радиоактивность

1

-

36

Волновые свойства частиц

1

-

37

Молекулы и кристаллы

1

-

38

Элементарные частицы

1


39

Ядерные силы

1

-

40

Великие физики

1

-

41

Модели атомов

-

1

42

Атомы и радиоактивность на службе у людей

1

-

43

Квантовые свойства молекул. Строение молекул. Молекулярные спектры

-

1

44

Квантовые свойства твердых тел

1

-

45

Взаимодействие излучений с веществом

1


46

Ядерная модель атома. Рассеяние заряженных частиц

-

1

47

Игра «Таинственный город Ядров на острове Атомный»

-

1

21

Практическая часть

48

Лабораторная работа с маятником

1

-

49

Создание простых моделей атомов

1

-

50

Как происходит рассеяние заряженных частиц?

-

1

51

Моделирование работы атомного реактора

1

-

52

Исследование работы лазера

1

-

53

Знакомство с альфа-частицей, бета-спектром, гамма-квантом

1

-

54

Как определить энергию альфа-частиц по пробегу?

1

-

55

Как определяют верхнюю границу бета-спектра?

1

-

56

Как происходит определение энергии гамма-квантов методом поглощения?

-

1

57

Опыт Франка и Герца.

-

1

58

С помощью чего можно определить время жизни мюонов?

1

-

59

Как можно определить периода полураспада долгоживущего изотопа?

-

1

60

Эффект Мёссбауэра

1


61

Опыт Резерфорда

1

-

62

Нитяной и пружинный маятники. Явление резонанса

1

-

63

Превращение энергии при колебаниях

-

1

64

Геометрическая модель колебательного движения

1

-

65

Викторина «Самый умный физик»

1


66

Олимпиада по пройденным темам

1


67

Выставка «Физики - лирики»

1

-

68

Олимпиада за четыре года обучения

-

1

Итого

50

18

Всего

68 часов


Литература

1. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н.,Рахманова Н.П., Щетинина В.В «Ребенок в мире поиска». Программа по организации поисковой деятельности детей

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2005

3.Большая книга экспериментов для дошкольников/ под ред. Мейяни А. М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2006

4. В. Сикорука «Физика для малышей». - М.: Педагогика, 1979.

5.Почему Земля - магнит? Константиновский. - М.: Малыш, 1979 г.

6.Журнал « Слушай во все уши». Опыты со звуком (11.05) Издательского Дома "Карапуз

Интернет-ресурсы:

1. «Физика вокруг нас» А. Кузнецов. Разговоры по утрам или физика для малышей

2.К! Физика для малышей :: Класс!ная физика

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000681 отправлено 9 июля 2012г.


© 2010-2022