• Преподавателю
  • Физика
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Тема: «Решение качественных задач по физике - один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Тема: «Решение качественных задач по физике - один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся»

Качественные задачи осуществляют связь теории с практикой, развивают творческие способности учащихся, пробуждают интерес к физике и специальным предметам. Они носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Учащиеся смогут объяснить любое явление природы, которое они встречают в жизни, принцип работы различных приборов и машин, работая с техникой, закрепить знания по безопасности труда.     Чем больше будет разобрано и решено задач, тем более полным будет понимание учащимися основных поло...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ области

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №98

(ГБОУ НПО ПУ-98 МО)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

Тема: «Решение качественных задач по физике - один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся».





Автор работы: Гришина Л.И., высшая квалификационная категория,

преподаватель физики и математики.







г. Раменское

2013г


Высокие темпы развития современной экономики, масштабное перевооружение предприятий, применение инновационных и компьютерных технологий требуют от профессионального образования динамичного совершенствования, применения качественно новых решений к подготовке специалистов.

Средние профессионально-технические училища являются основными заведениями для подготовки высококвалифицированных специалистов для производства. Повышение уровня профессиональной подготовке учащихся, готовность их к производственному труду базируется на серьёзном общеобразовательном фундаменте. Поэтому глубокое знание физики необходимо при изучении специальных дисциплин Изложение теоретического материала при изучении любой темы на уроках физики должно включать физический эксперимент, а также решение задач, большинство из которых должно быть производственного и практического содержания, с учетом профессиональной направленности преподавания физики в профессионально-технических училищах.

Так как существующее стандартное оборудование кабинетов физики не всегда и не по всем специальностям может обеспечить профессиональную направленность преподавания физики в профессиональных училищах, рекомендуется наряду со стандартными приборами иметь в кабинете и отдельные узлы машин и механизмов, как в натуральном виде, так и в виде действующих моделей. Они помогут наглядно иллюстрировать физические законы, явления и закономерности, лежащие в основе их работы и устройства. По возможности, они должны удовлетворять требованиям наглядности, предъявляемым к стандартному оборудованию.

К качественным задачам относятся задачи, не требующие вычислений. Они приближают изучаемую теорию к окружающей жизни, развивают интерес к предмету, способствуют построению логических умозаключений, основанных на физических законах.

Качественные задания составлены по тематическому принципу, что позволяет применять их и при изучении новой темы, а также на следующих занятиях, где происходит закрепление и проверка знаний учащихся.

Выполнение каждого задания рассчитано на 8 -15 минут. Они могут применяться:

1. Для письменного контроля знаний 5-6 учащихся, (проверка знаний учащихся);

2. Для устного контроля знаний учащихся по полным или неполным заданиям вариантов;

3. Для фронтального письменного контроля знаний всех учащихся при завершении изучения темы;

4. Для совершенствования навыков решения задач по физике в период подготовке к экзаменам.

Ответы учащихся должны быть полными и конкретными, указывая то или иное физическое явление или закон.

Проверка знаний учащихся является важным этапом процесса обучения, Она позволяет осуществлять обратную связь между учащимся и преподавателем, даёт конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки и недочёты в знаниях учащихся. Проверяя и анализируя знания учащихся, преподаватель имеет возможность судить о завершении процесса обучения по отдельным разделам физики.

Качественные задачи следует рассматривать на уроках физики в средних профессиональных училищах и уделять им особое внимание Их можно разделить на две части. Одни из них общетехнического содержания. Они развивают политехнический кругозор, и дают основы физики для всех учащихся училищ. К этому типу задач вносятся задачи

« на простые детали машин», «на принцип действия того или иного прибора», «на смекалку», « на явления природы» и другие. Другие задачи профессионального содержания. Они способствуют приобретению профессии. Готовя учащихся по специальностям, тракторист-машинист широкого профиля и автослесарь, большое внимание уделяется задачам по вопросам «тепловые двигатели», «свойства материалов», «техника безопасности при эксплуатации машин и тракторов» и другие. Осуществляется связь с предметами «двигатели», «тракторы и автомобили», «материаловедение» и другими спецдисциплинами.

Качественные задачи осуществляют связь теории с практикой, развивают творческие способности учащихся, пробуждают интерес к физике и специальным предметам. Они носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Учащиеся смогут объяснить любое явление природы, которое они встречают в жизни, принцип работы различных приборов и машин, работая с техникой, закрепить знания по безопасности труда.

Чем больше будет разобрано и решено задач, тем более полным будет понимание учащимися основных положений и законов физики, которые помогут им в будущей профессии, в какой бы из сфер производства они бы не работали.



Темы качественные задач:

1. Броуновское движение.

2. Испарение и конденсация.

3. Влажность воздуха.

4. Механические свойства твёрдых тел и материалов.

5. Тепловые двигатели.

6. Автомобиль. Трактор. Физика.

7. Электрическое поле.

8. Постоянный электрический ток. Тепловые действия электрического тока.

9. Магнитные свойства вещества. Применение ферромагнетиков.

10. Электромагнетизм.

11. Электрический ток в жидкостях.

12. Производство, передача и использование электрической энергии

13. Механические волны. Звук.

14. Электромагнитные волны.

15. Оптика. Законы отражения и преломления света.

16. Инфракрасное и ультрафиолетовое изучение.

17. Дисперсия света. Цвета тел.



Качественные задачи по теме: «Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействия между молекулами».

1. Перечислить основные положения молекулярно - кинетической теории.

2. Какое движение называется броуновским? Примеры.

3. От чего зависит интенсивность броуновского движения?

4. Что такое диффузия? Примеры (в газах, жидкостях, твердых талах).

5. Привести примеры использования диффузии в промышленности.

6. Как объяснить процесс окрашивания твердых тел красителями?

7. Какое физическое явление используется при засоле рыбы, овощей, варке варенья?

8. Почему при склеивании кинопленки снимают эмульсионный слой?

9. Для чего при холодной сварке некоторых деталей соединяемые поверхности, укладываются внахлестку и подвергаются сильному сжатию?

10. С какой целью при транспортировке и хранении листы технического и оконного стекла перестилают бумагой?

11. Почему при слесарной и станочной обработке металлов затрачиваются значительные усилия? Почему сталь обрабатывать труднее, чем алюминий?

12. Почему при паянии место соединения деталей нагревают до температуры плавления припоя или выше?

13. Чем соединение деталей путем паяния сходно со склеиванием?

14. Для придания твердости поверхности слой стальных изделий насыщают углеродом (цементация), азотом (азотирование), алюминием (алитирование). Процессы проводят при высоких температурах. На каком физическом явлении основаны технологические процессы?

15. Почему с повышением температуры возрастает интенсивность броуновского движения и диффузии?

16. Почему некоторые материалы перед покрытием их лаком нагревают?

17. Почему на передней поверхности резца и режущей кромки образуется налет?

18. Какую роль играет диффузия в природе (атмосфера, питание растений)?

Качественные задачи по теме: «Испарение и конденсация»

1. Почему в морозный день над не замерзшей рекой появляется туман?

2. Влияет ли ветер на показания термометра в морозный день?

3. Какое значение имеет для организма выделение пота?

4. Почему медсестра или врач, измеряя температуру тела человека, следит, чтобы человек не был вспотевшим и под мышками, куда кладут термометр, было сухо?

5. Стекла окон в жилых домах, а также в машинах покрываются в зимнее утро ледяными узорами. Объяснить, почему это происходит?

6. Почему в резиновой одежде труднее переносить жару?

7. Почему сырые спички не загораются?

8. Почему вода гасит огонь? Что быстрее потушит пламя - кипяток или холодная вода?

9. Мы не ощущаем ожога, если кратковременно коснемся раскалённого утюга мокрым пальцем. Почему?

10. Статистика показывает, что вблизи промышленных центров туманы в выходные дни слабее, чем в рабочие. Объяснить это.

11. Можно ли привести воду в кипение, подогревая её паром в 100*С?

12.Почему ожог паром сильнее, чем кипятком?

13. При строительстве зданий на плиты покрытий под слой утеплителя укладывают так называемый пароизоляционный слой. Каково назначение этого слоя?

14.Статистика показывает, что вблизи промышленных центров туманы в выходные дни слабее, чем в рабочие. Объясните это.

15. Для предохранения овощных культур от воздействия ожидающихся заморозков производят искусственный полив. С какой целью это делают?

16. Как объяснить образование облачного следа за самолетом, летящим на большой высоте?

17. Почему запотевают очки у человека, пришедшего с холода в тёплую комнату?

18. Весной по утрам на растениях выделяется иней. Способствует ли выделение инея охлаждению растений или препятствует ему?

19. Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух?

20. Почему в жару собака высовывает язык?

Качественные задачи по теме :

«Механические свойства твердых тел и материалов "

1. Почему при строительстве различных сооружений стальные балки никогда вплотную не упираются концами в кирпичные или железобетонные стены?

2. Для чего при постройке больших мостов, плотин и кирпичных зданий делаются температурные швы?

3. Чтобы продлить срок службы резца, применяется охлаждающая жидкость. Почему охлаждающая жидкость должна подаваться обильно?

4. Какие виды деформации испытывают:

1) Резец токарного станка

2) Валы коробки подач и коробка скоростей

3) Зубья зубчатых шестерен в коробке скоростей и коробке подач.

4) Тросы подъемного крана

5) Шуруп

6) Дверной ключ

7) Вал лебедки

8) Потолочная балка

9) Крылья самолета

10) Кривошип в тепловом двигателе

5. Почему при закалке возрастает твердость стали?

6. Как изменяется структура при прокате?

7. Из каких материалов следует изготовлять заклепки?

8. Почему резцы не изготовляют из стекла, твердость которого равна твердости инструментальной стали?

9. Как изменяется энергия тела при пластических деформациях?

10.Почему в сильный мороз упавший гаечный ключ может разлететься на части

11 .Почему рамы сельскохозяйственных машин изготовляют из тавровой стали?

12.Почему, если в накаленный стеклянный сосуд налить холодную воду, он треснет, а кварцевый - нет ?

13.Почему контрольно-измерительные инструменты делают из материала с очень малым коэффициентом расширения?

14.Почему в технических чертежах предусмотрены определенные допуски?

Качественные задачи по теме: «Тепловые двигатели».

1 .Что называют коэффициентом полезного действия (КПД) теплового двигателя?

2.Чему равен максимально возможный коэффициент полезного действия теплового двигателя?

З.В чем преимущества многоцилиндрового двигателя перед одноцилиндровым?

4.Чем больше сжимается горючая смесь в цилиндре карбюраторного двигателя, тем больше его мощность. Однако на практике объем горючей смеси в таком двигателе уменьшают лишь в 7 - 9 раз . Чем это объяснить ?

5. Каков принцип действия дизельного двигателя?

6. В чем преимущество дизельного двигателя перед карбюраторным?

7. В какое время года К.П.Д. трактора выше? Почему?

8. Как изменится К.П.Д. тепловой машины , если температура нагревателя будет повышаться, а температура холодильника - понижается ?

9. Почему в дизели не требуется зажигания горючей смеси с помощью электрической искры?

10. Какой такт является рабочим в реактивном двигателе?

11. К какому типу двигателей следует отнести огнестрельное оружие?

12. Почему шатунные подшипники автомобилей иногда плавятся?

13. Почему шариковые подшипники меньше нагреваются, чем подшипники скольжения?

14. Одинаковым ли делают диаметры поршней тепловых двигателей в верхней и нижней частях?

15. Поршень тракторного двигателя имеет не цилиндрическую, а коническую форму?

Практические задачи по теме: «Автомобиль, трактор и физика»

1. Почему трубки радиаторов автомобиля и трактора имеют много ребер и делаются из меди?

2. Почему для громоздких прицепных орудий трактор также должен быть тяжелым?

3. Куда выгоднее положить груз при движении по грязной дороге на прицеп или на кузов автомобиля?

4. Почему двигатель автомобиля должен развивать большую мощность при разгоне по сравнению с равномерным движением?

5. Почему нельзя допускать навивание соломы на валы зерноуборочных машин?

6. Почему температура выхлопных газов на выходе из глушителя низкая несмотря на то, что она в цилиндре двигателя 1800°С?

7. Зимой ветровое стекло автомобиля с помощью специального вентилятора обдувается воздухом. Какое физическое явление здесь происходит?

8. При какой температуре воды происходит выпуск пара из системы охлаждения двигателя?

9. Давление в шинах автомобиля должно соответствовать нагрузке. Если давление недостаточно, то при движении автомобиля шины сильно нагреваются. Какие превращения энергии происходят при этом?

10. Почему при наливе и слива горючего в бензовозе обязательно надо включить заземление?

11. Что служит магнитопроводом в магнето? Зачем ротор магнето периодически подмагничивается?

12. Для проверки смазочного материала на содержание воды его нагревают. Почему при этом масло, если оно содержит воду, пенится?

13. Зачем двигатель внутреннего сгорания имеют обычно несколько цилиндров?

14. Почему надо беречь от царапин внутреннюю поверхность цилиндра Д.В.С.?

15. Почему при нагреве двигателя в системе связки падает давление?

16. Почему в систему охлаждения нельзя заливать жесткую воду?

17. Почему шестерня распределительного вала двигателя имеет в два раза больше зубьев, чем шестерня, находящаяся на конце коленчатого вала?

18. Почему в воздухе, поступающем в цилиндр двигателя, должно быть как можно меньше пыли? Как воздух очищается от пыли?

19. Почему топливо перед заправкой должно отстаиваться? Почему топливо надо заливать в топливный бак пользуясь фильтром?

20. Почему во время образования горючей смеси в карбюраторе ее температура понижается?

21. Как устанавливается топливный бак относительно карбюратора в двигателе, у которого нет топливного насоса?

22. Отчего воздух в цилиндре двигателя нагревается до 500°- 700° С и зачем это нужно?

23. Почему бензин, поступающий в цилиндр, полностью испаряется не во время такта всасывания, а во время такта сжатия?

Качественные задачи по теме: «Электрическое поле».

1. В кабине бензовоза имеется надпись: «При наливе горючего обязательно включайте заземление». Почему необходимо выполнять это требование9

2. Снимая одежду из синтетической ткани, мы часто ощущаем покалывание (оно усиливается в сухую погоду). Объяснить причину этого явления.

3. Чем объяснить, что при промышленном изготовлении пороха его обволакивают порошком графита?

4. Почему проводник, покрытый пылью, быстро теряет заряд?

5. При транспортировке жидких горючих материалов корпус автоцистерны заземляют. Почему не заземляют цистерны, в которых перевозят воду или цементный раствор0

6. Где безопаснее всего укрыться во время грозы:

а) на высоком холме; б) под высоким деревом; в) под мелким кустарником; г) в поле, под одиноко стоящим высоким деревом?

7. В установках для улавливания пыли воздух пропускают через металлические трубы, по оси которых протянута металлическая проволока. Проволока заряжена отрицательно, а труба - положительно. Объяснить работу установки.

8. Почему наблюдается искрение между шкивами и проводным ремнём? Как ликвидируют искрение?

9. Для чего к корпусу самоходного комбайна прикреплена цепь, часть которой тянется по земле?

10. На текстильных фабриках нередко нити прилипают к гребням чесальных машин, путаются и рвутся. Для борьбы с этим явлением в цехах искусственно создаётся повышенная влажность. Объясните физическую сущность этой меры.

11. При окраске кузовов машин часто используется электрическое поле. При этом краска подаётся к распылителю, заряженному отрицательно, окрашиваемое изделие заряжается положительно. Почему такое покрытие прочнее?

12. Почему провода электрической сети прикрепляют к столбам при помощи фарфоровых держателей, а не прямо к металлическим крюкам?

13. Почему следует осторожно обращаться и с обесточенными цепями, в которых стоят конденсаторы?

14. Одножильный бронированный кабель можно рассматривать как конденсатор цилиндрической формы. Укажите его обкладки. Что служит диэлектриком этого конденсатора?

15. Какой принцип используется при устройстве электростатической защиты?

Качественные задачи по теме : "Постоянный ток. Тепловые действия электрического тока".

1. Почему проводник , по которому идет ток, нагревается?

2. Почему сопротивление металлических проводников увеличивается при нагревании?

3. Почему провода в скрытой электрической проводке не перегреваются?

4. Почему температура проводника , по которому течет постоянный ток , достигнув определенного значения , не повышается не смотря на то , что в проводнике продолжает выделяться теплота?

5. Почему прикосновение к рельсу безопасно, хотя при движении трамвая по рельсу проходит ток ?

6. Спираль электроплитки перегорела и была укорочена . Как изменится количество теплоты, выделенное плиткой за единицу времени?

7. Какие нагревательные приборы применяются в быту и на производстве?

8. Каким сопротивлением (большим или малым) обладает амперметр. Пояснить почему?

9. Можно ли по внешнему виду отличить предохранители на 2А и 5 А, если длина свинцовых проволочек одинакова?

10. Почему предохранители изготавливаются из легкоплавких металлов?

11. Почему провода при коротком замыкании искрят?

12. Почему для изготовления нагревательных элементов применяют проводники с большим удельным сопротивлением, а для проводящих проводников - с малым?

13. Как соединены потребители электроэнергии в квартирах, а как лампочки в елочной гирлянде? Почему?

14. Созданы современные линии электропередач, как на переменном (750,1150 кв.),так и на постоянном (800 кв.) токах? Какие преимущества дает передача электроэнергии на большие расстояния при более высоком напряжении?

15. Объясните, почему введение летнего времени дало возможность сэкономить сотни миллионов киловатт - часть электроэнергии?

16. Установлено, что из-за халатности потребителей перерасход электроэнергии, используемой на бытовые нужды (электроплиты, холодильники, радиоаппаратура, утюги) составляет 15-20%. Предложить способы экономии электроэнергии в быту.

17. Почему птицы безнаказанно садятся на провода высоковольтной передачи? Что произойдет, если птица, сидя на проволоке коснется столба крылом, хвостом или клювом?

Качественные задачи по теме:

"Магнитные свойства вещества. Применение ферромагнетиков".

1. Что называется ферромагнетиком?

2. Почему после действия магнитного поля ферромагнетик остается намагниченным?

3. Назовите, где в технике применяются постоянные магниты?

4. Почему некоторые стальные предметы с течением времени намагничиваются?

5. Почему электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы не следует в работе располагать близко друг к другу?

6. Почему удобно пользоваться намагниченной отверткой?

7. Упаковку гвоздей в ящики можно производить в сильном магнитном поле. Чем выгоден такой способ упаковки?

8. Существуют рудничные самоходные вагонетки с подмагниченными колесами. В чем заключается преимущество таких вагонеток?

9. Почему для переноса горячего проката не применяется подъемный магнитный кран?

10. Почему магнитофонную пленку не рекомендуется хранить вблизи приборов, в схемах которых имеются электромагниты?

11. Намагнититься ли стальной волосок в наручных часах вблизи сильного магнита, если корпус часть стальной, латунный, золотой?

12. Правильны ли будут показания компаса, если им пользоваться в каюте теплохода?

13. Для чего иногда на полюсах сердечника делают медные напайки?

14. Зачем для постоянных магнитов используют твердую сталь, а для электромагнитов - мягкую?

15. Почему при нагревании или механическом ударе ферромагнетики с остаточной магнитной индукцией размагничиваются?

16. Что такое магнитная защита и для чего она делается?

17. Почему, вставляя стальной или железный сердечник в катушку, можно во много раз усилить, создаваемое ею магнитное поле, не увеличивая силы тока в катушке?

Качественные задачи по теме: «Электромагнетизм»

1. Почему магнитная стрелка поворачивается северным концом на север?

2. Почему полярные сияния наблюдаются только в полярных областях?

3. В каких приборах и машинах используются явления поворота рамки в магнитном поле?

4. Как взаимодействуют два воздушных провода троллейбусной линии: притягиваются или отталкиваются?

5. Почему струи расплавленного металла при пропускании в ней тока сужается? Какое применение может иметь это явление в металлургии?

6. Модель электродвигателя запущена на холостой ход. Почему греется обмотка, если пальцем затормозить вращение якоря?

7. При электросварке применяется стабилизатор - катушка со стольным сердечником; включаемая последовательно с дугой. Почему стабилизатор обеспечивает устойчивое горение дуги?

8. Почему подземный кабель, подающий переменный ток на предприятия и жилые дома, не разрешается прокладывать вблизи газовых, водопроводных и теплофикационных труб?

9. Почему вредно для золотых часов приближаться к сильному магниту? Для каких часов оно безвредно?

10.Будет ли обычный компас работать в автомобиле?

11. Объясните, как бы обнаружить провод с током, если он находится под землей или зацементирован в полу?

12.Стальные корпуса морских судов намагничиваются в магнитном поле Земли. Плавающие в море магнитные мины взрываются при их приближении. Чтобы уберечь корабли от мин их корпуса обивают кабелем с током. В чем суть такого способа защиты судна?

13.Витки обмоток электрических генераторов или трансформаторов могут деформироваться и даже разорваться при прохождении по ним тока большой силы (тока короткого замыкания). Объясните явления.

14.Как доказать, что Земля является огромным магнитом?


Качественные задачи по теме:

«Электрический ток в жидкостях»

1. Почему в водном растворе происходит распад молекул растворимых веществ на ионы?

2. Почему водный раствор сахара и спиртовые растворы не являются электролитами?

3. Неразведенную серную кислоту хранят в железной таре, а разведенную - в стеклянной. Почему?

4. Как изменится сила тока в электрической ванне, если:

1) увеличить напряжение на зажимах ванны;

2) увеличить концентрацию электролита;

3) сблизить электроды;

4) нагреть электролит?

5. До каких пор может продолжаться электролиз раствора медного купороса, если в ванне электроды медные? Угольные?

6. Вследствие которого замыкания загорелись провода. Почему их нельзя гасит водой или огнетушителем до тех пор, пока загоревшийся участок не будет отключен от сети?

7. Почему при включении электролитического конденсатора необходимо строго соблюдать полярность?

8. Для чего на электрифицированных железных дорогах положительный полюс соединяют с воздушным проводом, а отрицательный - с рельсами?

9. Какие применение в народном хозяйстве находит электрический ток в жидкостях?

10. Что такое гальванопластика?

11. Как получают алюминий? Где строят заводы для получения алюминия, чтобы сделать его дешевле?

12. Почему в промышленных городах с большой задымленностью

воздуха стальные изделия разрушаются от коррозии быстрее, чем в сельской местности?

Качественные задачи по теме:

«Производство, передача и использование электрической энергии»

1. В 1880 году русский физик-электротехник Д.А.Лачинов разработал теорию передачи энергии постоянным током высокого напряжения. Почему он считал, что необходимо идти по пути повышения напряжения не силы тока?

2. За период с 1900 по 1970год человечество израсходовало во всём мире около 250млрд.тонн условного топлива, а в период с 1970 по 2000год расход топлива возрос до 450млрд.тонн условного топлива. Как вы считаете, какие возможны пути экономии топлива в области Электроэнергетики? Какие виды энергии вы предполагаете использовать?

3. На крупнейшей в мире Саяно-Шушенской ГЭС работают гидроагрегаты напряжением 15,75кВ, единичная мощность 640КВт. Чем объяснить необходимость роста мощностей к напряжений?

4. Какое значение для хозяйства страны имеет единая энергосистема? Является ли она экономически выгодней?

5. Почему в справочниках указывается допустимое расстояние между проводами высоковольтных линий с учётом температуры?

6. В нашей стране построены гидроаккумуляторные электростанции. Каков режим их работы? Чем объясняется экономическая целесообразность работы?

7. Почему роторы и статоры генераторов, сердечники трансформаторов и дросселей делают не из сплошного монолита, а набирают из отдельных тонких листов электротехнической стали?

8. В состав трансформаторной стали входят примеси, увеличивающие её удельное сопротивление. Почему в результате этого снижаются потери на нагрев сердечника?

9. Какие виды энергии превращаются в электрическую на современных электростанциях?

10. Почему КПД трансформаторов не может быть равен 100% ?

11. Как осуществляется передача электроэнергии на большие расстояния?

12. В каком году был принят план Г0ЭЛР0 ?

13. Перечислите крупнейшие электростанции России.

14. Приведите примеры применения электроэнергии в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и быту.

Качественные задачи по теме: «Механические волны. Звук».

1.В каких средах распространяются продольные и поперечные волны?

2.При преодоление самолётом звукового барьера возникает ударная волна. В чём причина? Чему равна скорость звука?

3.Почему с помощью ультразвука легче очистить детали от загрязнения, приготовить эмульсии (лаки, краски и др.)? Почему ультразвук способствует более быстрому протеканию химических реакций?

4. Что такое ультразвук, гиперзвук? Какие частоты воспринимает ухо человека?

5.На чём основана пайка алюминия с помощью ультразвука?

6.Чем порождаются и как распространяются цунами? Как узнают о приближении цунами?

7.Для чего продавец при покупке фарфоровой посуды слегка постукивает чем-либо по изделию?

8.Капитан Джон Уильяме покинул борт тонувшего танкера последним. Сто метров он плыл под водой и услышал взрыв. Всплыв на поверхность, он услышал второй взрыв. На суде показания капитана и команды разошлись? Как вы думаете в чём?

9.О каком явлении писал Леонардо да Винчи: «Удар, данный по колоколу, вызовет отклик в другом колоколе?»

Ю.Наблюдались случаи, когда колебания на море («голос моря») вызывали разрушения надпалубных построек или даже гибель команд или больших парусных кораблей. Чем объясняется это явление?

11.При полете, комар издаёт звук, более высокий тому, чем шмель. Какие из этих насекомых чаще взмахивают крылышками?

12.Почему летучие мыши легко ориентируются в темноте?

13.Высота звука циркулярной пилы понижается, когда к ней прижимают доску. Почему?

14.Почему изданный звук с течением времени исчезает?

15.Что изменится при натяжении струны гитары: высота или громкость звука?

16.Что слышали бы мы, удаляясь от оркестра со скоростью звука?

17. Что движется быстрее: ружейная пуля или звук выстрела?

Качественные задачи по теме:

«Электромагнитные волны»

1. Кто первый передал радиограмму, которая состояла из слов «Генрих Герц»? Когда?

2. А.С.Попов обратил внимание на то, что устойчивая радиосвязь кораблей нарушалась, когда между ними оказывался третий корабль. В чем причина этого явления?

3. Почему зимой и ночью прием радиоволн лучше, чем летом и днем?

4. Почему молния, электрический звонок, троллейбус, электросварка, электробритва, система зажигания автомобиля являются радиопомехами? Нередко утверждают, что работающие рентгеновские установки и тракторы также являются радиопомехами. Почему это утверждение неверно?

5. Для чего служит антенна, и что в ней происходит?

6. Какие волны используются для связи с космическими объектами?

7. С какой скоростью распространяются электромагнитные волны в вакууме?

8. В чем заключается принцип современной радиосвязи?

9. Что происходит - в телефонах, подключенных к детекторному приемнику?

10.Судья легкоатлетических соревнований стоит на финише далеко от старта. Когда ему нужно включить секундомер: когда увидел дым стартового пистолета или услышит выстрел? Ответ обосновать.

11. Влияет ли включение и выключение света на работу

радиоприемника? Зависит ли этот эффект от расстояния между

приемником и выключателем?

12.Как осуществляется настройка радиоприемника на передающую

радиостанцию?

13.Какая разница между закрытым и открытым колебательным контуром? Как закрытый колебательный контур сделать открытым?

14.Если настроить приемник на любой повторяющий сигнал,

закрыть рукой ухо и, удаляясь от приемника, можно обнаружить

зоны усиления и ослабления громкости звука. Объяснить это явления?

15.Можно ли с помощью переносного радиоприемника определить

направление радиоцентра?

16.Каково назначение рупоров у громкоговорителей?

17.Будет ли радиоприем, если антенну установить на чердаке, под

железной крышей?

18.Почему затруднена радиосвязь на коротких волнах в горной местности?

19.Почему дальность действия передающей телевизионной станции

ограничена линией горизонта? Почему башни телецентров строят

очень высоко?

Качественные задачи по теме:

«Оптика. Законы отражения и преломления света»

1. На каком свойстве света основано провешивание столбов, установка станков, столов в один ряд, разметка дороги и др. (слово «провешивание» значит вешки, колышки, прутья.)

2. Если между наблюдателем и , предметом находится сварочная дуга, то кажется, что этот предмет колеблется. Почему? Почему этот же предмет кажется колеблющимся, если он лежит на дне водоема, поверхность которого неспокойна?

3. В какую погоду образуются тень? От чего зависят размеры тени? Когда тень одного и того же предмета короче?

4. При работах под водой строители (сварщики, водолазы и др.) должны надевать двояко выпуклые очки. А при работе в герметической маске с плоским стеклом такие очки не нужны. Почему?

5. Почему после дождя блестит асфальт, после чистки кремом блестят ботинки, блестит аккуратно наложенная на изделия краска и лакированный кузов автомобиля?

6. Какой кажется ложечка в цилиндрическом стакане на границе раздела сред?

7. Ночью в свете фар автомобиля »лужа на дороге кажется водителю темным пятном. Объясните почему?

8. Почему растения не поливают в жаркий солнечный день, а поливают обычно вечером?

9. Никель- это металл темно- 'синего цвета. Почему блестят никелированные изделия? Для чего металл покрывают никелем?

10.Глаза быстро утомляются, если читать книгу с близкого

расстояния. Объясните.

11 .Почему глаза больно, когда ночью включают свет?

12.Чем объяснить игру света в драгоценных камнях?

13.Каски рабочих на стройке, жилеты рабочих на железной дороге

имеют оранжевый цвет. Почему?

14.Почему для транспорта световым сигналом опасности является

красный цвет?

15.Когда светлее лунные ночи - зимой или летом?

16.На освещенных солнцем покатых крышах снег тает быстрее, чем

на пологих. Почему?

17.Почему светится Луна? Какую Землю мы увидим, наблюдая ее с Луны?

18.Почему дно пруда кажется приподнятым?

19.Полезна ли рыбам их серебристая окраска?

20.В современной военной технике широко применяется защитный

цвет и маскировка. Объяснить, как окрашены танки, военные

суда и самолеты?

Качественные задачи по теме:

«Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение»

1. Что такое инфракрасное излучение? Длина волны?

2. Что такое ультрафиолетовое излучение? Длина волны?

3. При какой температуре тел возникает инфракрасное излучение? От чего зависит его интенсивность?

4. Стекло не прозрачно для инфракрасного излучения. Почему же солнечные лучи, пройдя сквозь оконное стекло, греют?

5. На железных дорогах встречаются вагоны, окрашенные в белый цвет. Каково их назначение.?

6. Для чего металлизируют (покрывают прочным слоем фольги) спецодежду сталеваров, мартенщиков, прокатчиков и др.?

7. Почему окрашенные изделия сушить лучше не в печках, а в инфракрасных сушилках?

8. Осенью и весной в садах белят известкой стволы, а иногда ветки деревьев. Для чего так делают?

9. Инфракрасное облучение зерна уничтожает жучков-вредителей. Почему жучки погибают, а зерно нет?

10. Военные самолеты и ракеты в полете являются мощными инфракрасными излучателями. Поэтому они легко обнаруживаются и могут быть сбиты антиракетой с самонаведением на цель с большой точностью. Как осуществляется самонаведение?

11. Почему под солнцем люди загорают? Почему загорают быстрее на берегу моря и высоко в горах? Что бывает причиной ожогов?

12. Почему ртутные лампы ультрафиолетового излучения делают не из обычного стекла, а из кварцевого? Почему при горении кварцевых ламп чувствуется запах озона?

13. Почему не следует смотреть на пламя, возникающее при дуговой электросварке? Почему темное стекло предохраняет глаза сварщика от вредного действия пламени? Почему при подводных работах сварщик-водолаз не пользуется темным защитным стеклом?

14. Промышленные предприятия, автомобили загрязняют атмосферу. При этом в нее поступает углекислый газ, обладающий «парниковым эффектом». Что это значит? К каким нежелательным последствиям это может привести?

Качественные задачи по теме: «Дисперсия света. Цвета тел».

1. Что называется дисперсией?

2. На какие цвета разлагается белый свет?

3. Чем объясняется: белый цвет снега, черный цвет сажи, зеленый цвет листьев, красный цвет флага?

4. Почему в сумерках тела теряют свой цвет и всё кажется серым?

5. Объясните происхождение цвета:I) синего стекла, 2) синей бумаги, 3)синего неба.

6. В бутылку из зеленого стекла налиты красные чернила. Какого цвета кажутся чернила? Почему?

7. Почему с земли небо кажется синим, а с Луны чёрным?

8. Почему море синее? Всегда ли оно синее?

9. Почему даже днем, при ярком освещении, на большой глубине в морях и океанах темно?

10. Каким будет казаться цвет зелёных листьев, если смотреть на них через красный светофильтр? зелёный светофильтр?

11. Светофор даёт три сигнала - красный, зелёный, желтый, а лампы

внутри него белые. Объясните, как получаются разноцветные Сигналы светофора?

12. Почему цветные кинофильмы снимают при дуговом освещении, а чёрно-белые и при лампах накаливания?

13. Некоторые автомобили имеют дополнительные фары жёлтого цвета. Почему такие фары освещают дорогу и в туманную погоду?

14. На белой бумаге наклеены красные буквы. Каким светом надо освещать бумагу, чтобы буквы были невидимы?

15. Есть ли разница в восприятии цвета ткани от лампы накаливания и лампы дневного света? Почему при освещении лампой накаливания бывает трудно определить, какого цвета обложка тетради голубая или светло-зелёная?

16. Какие цвета снижают утомляемость? В чём заключается "закон" цветовой гармонии?

Качественные задачи по теме: «Световые волны»

1. На белой бумаге наклеены красные буквы. Каким светом надо освещать бумагу, чтобы буквы были невидимыми?

2. Какие цвета снижают утомляемость?

3. Есть ли разница в восприятии цвета ткани от лампы накаливания и лампы дневного света?

4. Почему два человека не могут одновременно видеть одну и ту же радугу? В какой стороне ее наблюдают?

5. Какой элемент (газ) был открыт благодаря спектральному анализу солнечной короны?

6. Как объяснить, что красный, зеленый и желтый сигналы светофора даются от обычной лампы, излучающей белый свет?

7. Почему пламя электрической дуги безвредно для зрения при подводных работах, а на открытом воздухе нужно обязательно надевать защитные очки?

8. Для чего металлизируют спецодежду сталеваров, мартенщиков и других работников, имеющих дело с высокими температурами?

9. Почему говорят: «Лазерный луч - мастер на все руки»?

10.Почему над Луной небо совершенно черное, а над Землей

голубое?

11.Почему при фотографировании на открытом воздухе пользуются

желтым светофильтром?

12.Какие превращения энергии происходят в рентгеновской трубке? 13.Качество сварных швов проверяют просвечиванием

рентгеновским излучением. Каким образом по рентгенограмме

определяют дефект шва?

14.Чем можно объяснить радужную окраску на тонких

пленках? (мыльный пузырь, бензиновая пленка).

15.Как определить качество шлифовки поверхностей изделий,

оптических стекол?

16.Назовите примеры использования волновых процессов и явлений

интерференции в технике?

17.Как объяснить цвета непрозрачных и прозрачных тел?

Литература:

1. В.П.Делекович Сборник задач по физике для средних профтехучилищ. Москва ."Высшая школа" 1989 г.

2.Д.Н.Гордецкий, И.А.Пешков Проверочные работы по физике. Минск."Высшая школа" 1991 г.

3. В.Н.Комиссаров Уроки физики в профтехучилищах. Москва. " Высшая школа" 1990 г.

4. Я.И.Перельман Занимательная физика. "Наука."Москва 1975 г

5. Л. Эллиот ,У.Уилкокс Физика. Москва 1974 г.

6. Г.И.Рыбоволов,Н.Р.Дадашева, П.И.Самойленко Сборник дидактических знаний по физике. Москва."Высшая школа" 1998 г.

7. Д.Джанколи Физика. Издательство «Мир» 2002 г.

8. Л.Д.Ландац, А.И.Китайгородский Физика для всех. Москва."Наука" 1975 г.

9. А.П.Рымкевич Сборник задач по физике Москва".Посвящение" 2003 г.

23


© 2010-2022