Программа курса занимательная физика для учащихся 7-х классов

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Лицей № 7


Утверждаю




Директор МОУ Лицей № 7 Немчинова Т. В.




Программа курса дополнительного образования по физике:

«Занимательная физика»



7 класс (34 часа)


Возрастной состав - учащиеся 12-13 лет. Срок реализации 1 год.







Автор:

Матюшина Л. З.,

учитель физики












г. Кстово

2011 год

Пояснительная записка

В настоящее время в системе образования происходят изменения, связанные с процессом вхождения Российской Федерации в европейское открытое образовательное пространство. Меняются требования к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учебных заведений.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только в России, но и для всего образовательного пространства. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и переосмыслением цели и результата образования.

Программа составлена по следующим разделам физики - «Механика», «Молекулярная физика и термодинамика», «Оптика».

Цели курса: углубление ранее полученных знаний о природе, расширение кругозора и практических умений школьников.

Задача курса: развивать аналитический склад ума и интеллект, привить любовь к предмету.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • совершенствовать практические навыки;

  • умения самостоятельно приобретать и применять знания.


Умения учащихся формируются на основе следующих знаний:

  • формул и теорем, не входящих в базовый курс;

  • соотношение теории и практического применения при решении задач.

Отличительная особенность данной программы.

Программа учитывает интересы, раскрывает и углубляет знания по предмету. Программа учит анализировать, сравнивать и применять знания в измененной ситуации.

Ожидаемые результаты.

- Расширение и углубление знаний по физике.

Итоги курса.

Контроль знаний и умений в виде проведения блицтурнира по теме «Физика в живой природе», который позволит выявить уровень усвоения материала.

Возраст детей и срок реализации программы.

Программа и тематическое планирование предполагает проведение занятий в течение 1 учебного года (8 месяцев).

Краткие сведения о коллективе: состав - постоянно-переменный, набор детей - свободный, возраст - 12-13 лет (7 класс).


Учебно-тематический план

(1 час в неделю)

№ п/п


Раздел

Тема занятия


Форма

занятий


Ведение


1

Первоначальные сведения о строении вещества. От опытных фактов к научной гипотезе.

Лекция, эксперимент.

Тепловые явления


2

Тепловые явления.

Когда Октябрьская железная дорога длиннее - летом или зимой?

Высота Эйфелевой башни. Легенда о сапоге в бане

Лекция, эксперимент.

3

Как устраивались чудеса. Лед не тающий в кипятке.

Лекция, эксперимент.

4

Греет ли шуба? Какое время года у нас под ногами?

Лекция, эксперимент.

5

Почему лед скользкий. Задача о ледяных сосульках.

Лекция, эксперимент.

Механические явления


6

Скорость. Сложение движений.

Как быстро мы движемся. В погоне за временем.

Лекция, эксперименты, решение задач.

7

Когда мы движемся вокруг Солнца быстрее - днем или ночью? Загадка тележного колеса.

Лекция, эксперимент.

8

Свойства жидкостей и газов.

Задача о двух кофейниках. Чего не знали древние.

Лекция, эксперимент.

9

Жидкости давят... вверх! Что тяжелее? Естественная форма жидкости.

Лекция, эксперимент, решение задач.

10

Почему дробь круглая? "Бездонный" бокал. Любопытная особенность керосина. Копейка, которая в воде не тонет.

Лекция, эксперимент.

11

Вода в решете. Пена на службе техники. Мнимый "вечный" двигатель. Мыльные пузыри.

Лекция, эксперимент.

12

Что тоньше всего? Сухим из воды. Как мы пьем? Улучшенная воронка.

Лекция.

13

Тонна дерева и тонна железа. Человек, который ничего не весил. "Вечные" часы.

Лекция, эксперимент, решение задач.

14

Вращение. «Вечные двигатели»

Как отличить вареное яйцо от сырого? «Колесо смеха». «Вечные двигатели».

Лекция, эксперимент.

15

"Чудо и не чудо". Еще "вечные двигатели". "Вечный двигатель" времен Петра I.

Лекция.

16

На платформе весов. Где вещи тяжелее? Сколько весит тело, когда оно падает?

Лекция, эксперимент.

17

Из пушки на Луну. Как Жюль Верн описал путешествие на Луну и как оно должно было бы происходить. Верно взвесить на неверных весах.

Лекция.

18

Тяжесть и вес. Рычаг. Давление.

Как надо прыгать из движущегося вагона? Поймать боевую пулю руками. Арбуз-бомба. На платформе весов.

Лекция, эксперимент, решение задач

19

Сколько весит тело, когда оно падает? Из пушки на Луну.Как Жюль Верн описал путешествие на Луну и как оно должно было бы происходить.

Лекция, эксперимент, решение задач.

20

Верно взвесить на неверных весах. Сильнее самого себя. Почему заостренные предметы колючи. Наподобие Левиафана.


Световые явления


21

Лучи света.

Пойманные тени. Цыпленок в яйце.

Лекция, эксперимент.

22

Отражение и преломление света.

Видеть сквозь стены. Впереди или сзади?

Лекция, эксперимент.

23

Можно ли видеть зеркало? Кого мы видим, глядя в зеркало? Рисование перед зеркалом.

Лекция, эксперимент.

24

Новое и старое о калейдоскопе. Дворцы иллюзии и миражей.

Лекция.

25

Почему и как преломляется свет? Когда длинный путь проходится быстрее, чем короткий?

Лекция, эксперимент.

26

Как добыть огонь с помощью льда? С помощью солнечных лучей. Старое и новое о миражах. "Зеленый луч".

Лекция.

27

Зрение одним и двумя глазами.

Когда не было фотографии. Чего многие не умеют? Искусство рассматривать фотографии. На каком расстоянии надо держать фотографию?

Лекция.

28

Странное действие увеличительного стекла. Увеличение фотографий. Лучшее место в кинотеатре. Совет читателям иллюстрированных журналов.

Лекция, эксперимент.

29

Что такое стереоскоп? Наш естественный стереоскоп. Одним и двумя глазами.

Лекция, эксперимент.

30

Простой способ разоблачать подделки. Зрение великанов. Вселенная в стереоскопе. Зрение тремя глазами.

Лекция.

31

Живые портреты. Воткнутые линии и другие обманы зрения. Как видят близорукие.

Лекция, эксперимент.

32

Как разыскивать эхо? Звуковые зеркала. Звуки в театральном зале. Эхо со дна моря. Слуховые обманы.

Лекция.

33

Повторение. Смотр знаний.


34

Блицтурнир «Физика в живой природе»

Самостоятельная работа

Сводная таблица занятий дополнительного образования

№ п/п

Тема разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение

1

0,6

0,4

2

Тепловые явления

4

2,2

1,8

3

Механические явления

15

9,5

5,5

4

Световые явления

12

7,3

4,7

5

Повторение

1

0,3

0,7

6

Контроль знаний и умений

Блицтурнир «Физика в живой природе»

1

-

1

ИТОГО

34

19,9

14,1

Рекомендуемая литература для учителей


  1. Поурочные разработки по физике к учебникам А. В. Перышкина (М.: Дрофа); С. В. Громова, Н. А. Родиной ( М.: Просвещение). 7 класс / [Текст].-М.: ВАКО, 2005.-304 с.

  2. Перельман, Я. И. Занимательная физика Книга 2 [Текст] / Я. И. Перельман, изд. 9.- М.: Наука, 2006.- 162 с.

  3. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. Ч 2.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-368 с.

  4. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. Ч 1.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-306 с.

  5. Монастырский, Л. М., Богатин, А. С. Физика. ЕГЭ-2009. Тематические тесты: базовый и повышенный уровни. Учебно-методическое пособие [Тескт] / Л. М. Монастырский, А. С. Богатин. - Ростов на Дону: Легион,2008.- 304 с.

  6. Марон, А. Е. Физика. 7 класс: дидактические материалы [Текст] / А. Е. Марон, Е. А. Марон.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2005.- 143 с.

  7. Кирик, А. Я. Физика- 11. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы [Текст] / А. Я. Кирик.- М.: Илекса, 2007.- 192 с.

  8. Мамаева, И. А. Методика разработки комплекса вопросов для оценки теоретических знаний И. А. Мамаева [Текст] // Физика в школе, 2004.- № 8.- С. 35-37.

  9. Оноприенко, О. О. Реферат «Контроль знаний и умений учащихся по физике». [Электронный ресурс] / О. О. Оноприенко.- Новосибирск: НГТУ, 2006.- Режим доступа: referats.5-ka.ru/62/13264/1.html, свободный.- Заглавие с экрана.- Яз. Рус.


Рекомендуемая литература для учеников


  1. Ланге, В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку: Учебное руководсчтво / [Текст] В. Н. Ланге.- М.: Наука, 1985.- 128 с.

  2. Перельман, Я. И. Занимательная физика Часть 1 [Текст] / Я. И. Перельман.- М.: Наука, 1979.- 162 с.

  3. Ландау, Л. Д., Китайгородский, А. И. Физика для всех: Молекулы [Текст] / Л. Д. Ландау, Л. Д. Китайгородский. -М.: Наука,- 1984.-208 с.


© 2010-2022