- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока 7 класс по теме: Изучение Архимедовой силы
Конспект урока 7 класс по теме: Изучение Архимедовой силы
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Берсенёва Л.А. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок по физике в 7-м классе
на тему
"Изучение Архимедовой силы"
Тип урока:
Изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории):
29
Используемые учебники и учебные пособия:
Перышкин А.В. "Физика 7 кл"
Используемая методическая литература:
Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике к учебникам А.В. Перышкина.
Используемое оборудование: компьютер, проектор,
рабочие листы и оборудование для исследовательской работы; лабораторное - сосуды с жидкостями (вода и масло), динамометры, набор тел, 2 штатива, измерительный сосуд.
Цели:
-
Создание условий для самостоятельного вывода учащимися закона Архимеда эмпирическим методом.
-
Развитие умений применять формулу для расчёта архимедовой силы.
-
Создание условий для формирования способности к целеустремлённой работе для достижения совместных и личных целей, воспитание толерантности и уважения к другому мнению, воспитание коммуникабельности.
-
Создание условий для развития способности к анализу, синтезу, обобщению.
-
Развитие памяти и внимания, развитие умений формулировать выводы о физических закономерностях.
Задачи урока:
-
Научить учащихся обнаруживать наличие силы, выталкивающей тело из жидкости, узнавать от каких факторов зависит (не зависит) величина выталкивающей силы и сформулировать закон Архимеда через установление зависимости силы Архимеда от объёма погруженного в жидкость тела и от плотности жидкости.
-
Научить учащихся применять формулу для расчёта архимедовой силы.
-
Продолжить формирование умения учащихся работать в группах для решения совместной задачи.
-
Практиковать учащихся применять приёмы активизации мыслительной деятельности - анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование.
Подготовка к уроку.
Заранее поделить учащихся на 5 групп. Подготовить мультимедийный проектор, экран и ноутбук для проецирования презентации урока, составленной в программе Power Point.
Карточки с заданиями, текстом задач.
У каждой группы оборудование для проверки той или иной зависимости (независимости) архимедовой силы от различных величин, а именно:
Гр. № 1: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры из набора тел для колориметра, нить.
Гр. № 2: сосуд с водой, тала разного объёма из пластилина, динамометр, нить.
Гр. № 3: динамометр, нить, сосуды с водой, солёной водой и маслом, алюминиевый цилиндр.
Гр. № 4: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.
Гр. № 5: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
План урока.
-
Орг. момент (1 мин.)
-
Актуализация знаний. (5 мин.)
-
Изучение нового материала. (25 мин)
-
Постановка проблемного задания
-
Сообщение целей урока
-
Сообщение темы урока
-
Решение проблемного задания
-
Исследовательская работа в группах
-
Выводы по результатам исследовательской работы
-
Вывод формулы
-
-
Закрепление изученного материала. (10 мин.)
-
Рефлексия. Домашнее задание. (3 мин.)
-
Подведение итогов урока. (1 мин.)
Ход урока.
-
Орг. Момент. У: Ребята, мы с вами в 7 классе на данном этапе изучаем такую главу, как «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
На сегодняшний день знаем такие физические величины, как давление, плотность, масса, объем, сила, вес и т.д., которые будем применять на этом уроке. На доске вы видите их обозначения, вспомните всё, что мы о них знаем. (p, , m, V, F, Р)
-
Актуализация знаний.
Опыты по обнаружению выталкивающей силы
У: Ребята, на сегодняшнем уроке нам придётся неоднократно измерять вес некоторых тел. Напомните, пожалуйста, как это делать? (с помощью динамометра) (Приложение 1)
У: Возьмите динамометр и грузы, определите вес груза в воздухе: Р1
и определите вес груза в воде: Р2.
Сравните результаты измерений и сделайте вывод: вес тела в воде меньше веса тела в воздухе: Р1 > Р2.
У: Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе? (Существует сила, действующая на тело в воде и направленная вверх)
У: Действительно, существует такая сила. Она называется выталкивающей, или архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на её существование и рассчитал её значение.
А как рассчитать выталкивающую силу?
(Fвыт = Рв воздуху - Рв воде)
У: Назовите, какие результаты выталкивающей силы вы получили? (называют разные величины)
У: Итак, мы знаем о существовании выталкивающей силы и умеем определять её с помощью динамометра.
-
Изучение нового материала: сила Архимеда и её зависимость от плотности жидкости и от объёма тела.
Учитель задаёт проблемный вопрос:
Почему у вас получились различные значения архимедовой силы? От чего же зависит величина выталкивающей силы?
Выскажите свои предположения. (Дети высказываются - учитель записывает все гипотезы на доске):
-
от веса, массы, плотности груза;
-
от плотности жидкости;
-
от формы тела;
-
от объёма тела;
-
от глубины погружения в жидкость.
У: Можно ли проверить наши предположения? (Да) - вот этим мы и займёмся сегодня.
Цель нашего урока:
Получить формулу для расчета архимедовой силы, выяснить от каких величин зависит значение выталкивающей силы
У: Какова же тема урока? (учащиеся сами формулируют тему урока).
Тема: "Изучение архимедовой силы"
(делаем запись в тетрадях)
У: Вспомним опыт с ведёрком Архимеда, который мы проводили на прошлом уроке. Какой мы сделали вывод? (FАрх = Р вытесненной воды)
Ну, а теперь давайте проверим наши предположения о зависимости силы Архимеда от различных величин. Как это можно сделать? (на опытах и с помощью теоретических выводов.)
( Каждая группа проверяет экспериментально какое-то одно предположение, для этого составляется план проведения опыта, делаются измерения, сравнения и вывод, о которых затем докладывается классу.)
Выводы всех групп учащиеся записывают в таблицы
(таблицы приготовлены заранее для всех в целях экономии времени), учитель на доске;
Архимедова сила
Зависит от:
Не зависит от:
1. объёма тела, Vт
2. плотности жидкости, ρж
1. формы тела
2. плотности тела
3. глубины погружения
Таким образом, из наших опытов следует, что FАрх = ρж*g*Vт
У: Полученная зависимость, носит название "закон Архимеда"
(запись в тетрадь) FАрх = ρж*g*Vт - закон Архимеда.
Таким образом, цели урока достигнуты.
-
Закрепление знаний.
-
На какой из опущенных в воду шаров действует наибольшая выталкивающая сила?
2.Сплошное тело, объемом 0,0002 м^3 и массой 400 г бросают в воду. Выберите положение тела, которое оно займет после погружения.
3. Надводная часть айсберга имеет объем ΔV = 500 м3.
Найти объем айсберга V, если плотность
льда ρльда = 0,92 г/см3, а плотность воды
ρводы = 1,03 г/см3.
V. Рефлексия: ответить на вопросы.
А) какими способами мы получили новые знания на уроке? (теоретическим и практическим)
Б) в какой последовательности вы проводили опыты? (гипотеза - цель - план - проверка - сравнение - вывод)
В) можно ли применить полученные сегодня знания о зависимости FАрх от Vт и ρж на практике? - (да)
Домашнее задание: §49, повт.,§48, подготовиться к л/р №7,8
Объявляется конец урока, выставляются отметки за работу на уроке.
Примечание: урок сопровождается компьютерной презентацией, составленной в программе Power Point и отрывком из мультипликационного фильма «Архимед».
(Приложение 1)
Экспериментальные задания.
Фронтальное задание.
Оборудование: динамометр, сосуд с водой, тело из металла (в форме параллелепипеда).
1. Определите вес данного вам тела в воздухе: Р1.
2. Определите вес этого же тела в воде: Р2.
3. Сравните результаты измерений.
4. Сделайте вывод.
(Приложение 2)
Исследование для 1 группы.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры из набора тел для колориметра, нить.
1. Определите Архимедову силу, действующую на каждое из тел.
2. Сравните плотность тел и архимедовы силы.
3. Сделайте вывод о зависимости или не зависимости Архимедовой силы от плотности тела.
Исследование для 2 группы.
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объёма из пластилина, динамометр.
1. Определите Архимедову силу, действующую на каждое из тел.
2. Сравните эти силы.
3. Сделайте вывод о зависимости или независимости Архимедовой силы от объёма.
Исследование для 3 группы.
Оборудование: сосуды с водой, солёной водой и маслом, алюминиевый цилиндр, динамометр, нить.
1. Определите Архимедовы силы, действующие на тело в воде, солёной воде, масле.
2. Чем отличаются эти жидкости?
3. Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело, погруженное в различные жидкости (плотности этих жидкостей различны).
4. Сделайте вывод о зависимости или не зависимости Архимедовой силы от плотности жидкости, в которую погружено тело.
Исследование для 4 группы.
Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.
1. Определите Архимедовы силы, действующие на тело на произвольной глубине Н1 и на глубине Н2, большей , чем Н1.
2. Сделайте вывод о зависимости или не зависимости Архимедовой силы от глубины погружения тела.
Исследование для 5 группы.
Оборудование: Кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
1. Кусочку пластилина придайте последовательно форму шара, куба, цилиндра.
2. Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите Архимедову силу, действующую на погруженное в жидкость тело.
3. Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости или не зависимости Архимедовой силы от объёма тела.