• Преподавателю
  • Физика
  • Рабочая программа По предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе для специальных (коррекционных) классов 8 вида для детей с ограниченными возможностями здоровья

Рабочая программа По предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе для специальных (коррекционных) классов 8 вида для детей с ограниченными возможностями здоровья

Рабочая программа по изобразительному искусству  разработана на основе:   Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы.  Под редакцией  В. В. Воронковой, 2010 г.   Целью данной программы является: - формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.   Задачи: - способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и ...
Раздел Физика
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Рассмотрено» «Утверждено»

На педагогическом совете Директором МКУ «Чеховская ООШ»

Протокол №___от «___»______ Приказ №___от «___»






Муниципальное казённое учреждение

«Чеховская основная общеобразовательная школа»










Рабочая программа

По предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе

для специальных (коррекционных) классов 8 вида для детей с ограниченными возможностями здоровья


Учитель 1 категории: Степанова Людмила Михайловна





















с. Чехово

2014 - 2015 учебный год









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Под редакцией В. В. Воронковой, 2010 г.

Целью данной программы является:

- формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

Задачи:

- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Актуальность:

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствует формированию личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Принципы обучения:

- коррекционно - речевой направленности;

- доступности обучения;

- систематичности и последовательности;

- наглядности в обучении;

- индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и развитии.

Методы обучения:.

- словесные (беседа, объяснение);

- наглядные (наблюдение, демонстрация);

- практические (работа с красками).


Формы организации учебного процесса:

- урок (традиционный, нетрадиционный, комбинированный, повторения, изучения нового материала, закрепления, обобщения, контроля и проверки);

- экскурсия (вводная, текущая, обобщающая);

- домашняя учебная работа (репродуктивная, творческая, чтение дополнительной литературы);

- коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Приёмы работы:

- дидактические игры;

- игровые приёмы;

- занимательные упражнения;

- создание увлекательных ситуаций;

- сравнение (один из важных приёмов обучения);

- материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;

Наглядность: демонстрационные таблицы, репродукции картин, детские книги с иллюстрациями, презентации

МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:

в соответствии с учебным планом во 2 классе на изучение предмета отводится 34 часа из расчёта 1 учебный час в неделю.

Общая характеристика

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. В программу по изобразительному искусству включены знания в области искусства - практика художественного ремесла и художественного творчества:

- овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;

- освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;

- развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;

- формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;

- развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов.

На каждом уроке проводится целенаправленная специальная работа по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

Сроки реализации: данная рабочая программа составлена на 2 класс и предполагаемые сроки реализации 2014 - 2015 учебный год.



Виды контроля:

- вводный, текущий, итоговый

- фронтальный, комбинированный, устный

Формы (приемы) контроля:

- наблюдение, самостоятельная работа.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 2класса


Тематический план 2 класс


№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Раздел№1 ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

14

2

Раздел №2 РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

9

3

Раздел №3 РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

5

4

Раздел №4 БЕСЕДЬI ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

6


Итого за год

34



Содержание учебного предмета

Программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Декоративное рисование.

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

Рисование с натуры.

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах - научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Рисование на темы.

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

Во 2 классе перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

Беседы об изобразительном искусстве.

Беседы об искусстве - важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

Во 2 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10-15 минут в начале или в конце урока.

Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.

Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

Примерная тематика


П е р в а я ч е т в е р т ь

Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор).
Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).
Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.
Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами).
Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях).
Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (например, папка, линейка, треугольник чертежный).
Декоративное рисование - узор из цветов для коврика прямоугольной формы.

В т о р а я ч е т в е р т ь

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу).
Декоративное рисование - орнамент в квадрате. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Знакомство с городецкой росписью.
Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).
Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
Рисование с натуры праздничных флажков. Рисование с натуры елочных украшений. Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками».

Т р е т ь я ч е т в е р т ь

Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера).
Рисование на тему «Снеговики».
Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.
Рисование с натуры игрушки-рыбки. Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей».
Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка).
Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с Полхов-Майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.
Декоративное рисование - узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник - готовая форма).
Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность» (равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям).
Рисование узора в круге - расписная тарелка (круг - готовая форма).
Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы (домик - квадрат и треугольник, тележка - прямоугольник и два круга, скворечник - прямоугольник и треугольник и т. п.).

Ч е т в е р т а я ч е т в е р т ь

Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем.
Декоративное оформление открытки «Ракета летит».
Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.
Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.
Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».
Рисование узора в полосе из цветов и листочков. Узор из цветов в круге (круг - готовая форма). Рисование с натуры весенних цветов.

Беседа по картинам.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;

использовать данные учителем ориентиры и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;

закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре;

различать и знать названия цветов;

узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.

Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.

Оценка «4» -выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.

Оценка «3» - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.














Календарно-тематическое планирование 2класс

Дата

№урока

Тема


1

Рисование с натуры овощей и фруктов.


2

Рисование с натуры разных видов грибов.


3

Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).


4

Рисование геометрического орнамента в квадрате.


5

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях).


6

Рисование на тему «Деревья осенью».


7

Беседа . Осень на полотнах художников


8

Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (папка, линейка и т.д.)


9

Декоративное рисование - узор из цветов для коврика прямоугольной формы.


10

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу).


11

Декоративное рисование - городецкая роспись. Рисование по теме.


12

Беседа о знаменитых художниках Ю. Васнецов


13

Рисование с натуры веточки ели.


14

Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях


15

Рисование с натуры елочных украшений.


16

Рисование на тему: «Веточка с елочными игрушками».


17

Рисование узора из снежинок. Украшаем шарфик.


18

Рисование на тему «Снеговики»


19

Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.


20

Рисование с натуры игрушки-рыбки


21

Рисование на тему «Рыбки в аквариуме»


22

Беседа об изобразительном искусстве.


23

Рисование с натуры дорожного знака


24

Декоративное рисование-узор в полосе для косынки треугольной формы


25

Знакомство с полхов-майданским изделием


26

Рисование узора в круге-расписная тарелка


27

Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающие в себе геометрические фигуры


28

Декоративное оформление открытки «Ракета летит»


29

Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров


30

Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками»


31

Рисование узора из цветов в кругу


32

Весенние цветы . Рисование с натуры.


33

Беседа по картинам В. Ватагина


34

Беседа по картинам В.Лебедева. Итоги года. Выставка.













учебно - методическое обеспечение

Учебная программа

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой

Подготовительный, 1-4классы.

М.: «Просвещение» 2008 г.

Методические материалы

Х.К. Бердединов. С.М. Соколова. Особенности построения уроков в системе коррекционно - развивающего обучения.

Иркутск. Издательство «ИГУ», 2008 г.

Дополнительная литература


Е.И. Коротеева, под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. 1 класс. М.: Просвещение, 2008.

Л.В. Орлова. Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 16с.

Ю.Г. Дрожжин. Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 24с.

Т.Я. Шпикалова, Г.А. Величкина. Дымковская игрушка. М.: мозаика-Синтез, 2004. - 24с.



© 2010-2022