- Преподавателю
- Физика
- Урок Последовательное и параллельное соединение проводников
Урок Последовательное и параллельное соединение проводников
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Умашева С.Т. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Класс: 8 Дата: 29.01.2016 г.
Тема урока: Последовательное и параллельное соединение проводников
Цель урока: способствовать изучению новой темы через задания по развитию функциональной грамотности.
Задачи урока:
Образовательная: - изучить и закрепить последовательное и параллельное соединение проводников;
- усвоить закономерности, существующие в цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников;
Развивающая: развивать умение анализировать, выделять главное, строить аналогии, сравнивать, обобщать, делать выводы
Воспитательная: воспитывать внимательность, аккуратность, экономить электричество.
Тип урока: изучение новой темы с первичным закреплением.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Форма урока: Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая
Технология: РКМЧП, ИКТ, проблемное обучение, здоровье сберегающее
Ресурсы: - учебник, карточки с индивидуальными заданиями;
- Флипчарт, устройства для тестирования Activote, амперметр, вольтметр, соединительные провода, резистор, источник тока, лампочка;
План урока:
I. Орг.момент. - 1 мин
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
II. Актуализация знаний. - 6 мин
А) Фронтальный опрос ( 3 мин)
B) видео-вопрос от учащихся 10 классов (3 мин)
III. Проверка домашнего задания -7 мин
Тест -7 мин
А) Фронтальный опрос ( 3 мин)
Вопросы для учащихся находятся на слайдах презентации:
Учитель: При необходимо учитывать сопротивление проводников скажите пожалуйста……
-
Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
-
Что называется сопротивлением?
-
От каких параметров (величин) зависит сопротивление проводника?
В) Видео-вопрос от учащихся 10-х классов - 3 мин
- Перед вами длинный провод, мы согнули его пополам. Вопрос: Как изменилась сопротивление проволоки? (Уменьшилось в 4 раза)
Ответ от учащихся 10 классов: Если проволоку согнуть, сложить пополам и рассматривать как новый проводник, то сопротивление этого проводника уменьшится в 4 раза. Согнув проволоку, мы уменьшили в 2 раза ее длину, сложив вместе две части, мы тем самым увеличили в 2 раза площадь поперечного сечения, поэтому R-уменьшится в 4 раза
III. Проверка домашнего задания - 7 мин
Тест
1. Сила тока в проводнике...
-
Обратно пропорциональна напряжению на его концах.
-
Больше напряжения на его концах.
-
Прямо пропорциональна напряжению на его концах.
-
Меньше напряжения на его концах.
-
Равна напряжению на его концах.
2. Как изменится сила тока в цепи, если напряжение не менять, а сопротивление увеличить в 3 раза?
-
Увеличится в 9 раз.
-
Увеличится в 3 раза.
-
Не изменится.
-
Уменьшится в 9 раз
-
Уменьшится в 3 раза
3. Через нить лампочки карманного фонаря каждые 20 с, протекает заряд равный 10 Кл. Какова сила тока в лампочке?
A) 5 А B) 0,5 А C) 50 А D) 0,05 A E) 500 A
4. Переведите 5,6 кОм =
А) 560 Ом B) 56 Ом C) 0,056 Ом D) 5600 Ом E) 0,56 Ом
5. Определите по графику чему равно сопротивление в цепи.
A) 2 Ом B) 1 Ом C) 6 Ом D) 3 Ом E) 4 Ом
6. Электродвигатель подключен к сети с напряжением 480 В и имеет сопротивление 60 Ом. Вычислите силу тока в электродвигателе.
А. 0,8 А. В. 80 А. С. 8 А. D. 0,08 А. E. 800 А.
IV. Изучение новой темы - 10 мин
Последовательное и параллельное соединения проводников:
На слайде появляется таблица, учащиеся заполняют данную таблицу месте с учителем
Учитель: Перед вами таблица последовательного и параллельного соединения, вам необходимо прочитать параграф и заполнить таблицу (10 мин)
1 - вариант: читают 1 - способ соединения «Последовательное» (5 мин)
2 вариант: читают 2 - способ соединения «Параллельное» (5 мин)
Последовательное
соединение
Параллельное
соединение
Схема
Сила тока
Напряжение
Сопротивление
Обсуждается последовательное соединение проводников.
Последовательное соединение - соединение, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго - с началом третьего и т.д.
Учитель демонстрирует опыты с цепью с последовательно соединёнными лампочками.
Учащиеся делают выводы:
-
сила тока в цепи при последовательном соединении проводников в любых частях цепи одинакова: I = I1 = I2
-
общее напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом участке: U = U1 + U2
Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников?
С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: R = R1 + R2.
Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n последовательно соединённых одинаковых проводников? R = nR1
Обсуждается параллельное соединение проводников.
Параллельное соединение - соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке цепи, а их концы к другой.
Учитель демонстрирует опыты с цепью с параллельно соединёнными лампочками.
Учащиеся делают выводы:
-
cила тока в неразветвлённой цепи равна сумме токов в разветвлениях: I = I1 + I2
-
напряжение на каждом из параллельно соединённых проводников одинаково: U = U1 = U2
Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при параллельном соединении проводников?
С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: , .
Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n параллельно соединённых одинаковых проводников? R =
Преимущества и недостатки соединений.
Пример последовательного соединения: гирлянда.
Пример параллельного соединения: потребители в жилых помещениях.
Преимущества и недостатки соединений:
Последовательное - защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.
Параллельное - при выходе из строя одного из элементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в цепь элемент перегорит.
Учащиеся заполняют таблицу в тетради с помощью слайда презентации:
V. Физминутка - 1 мин
VI. Закрепление изученного материала - 15 мин
Решение задач на последовательное и параллельное соединения с использованием слайдов презентации.
у доски (ученик A)
Упр. 20 (1): На рисунке дана схема последовательного соединения трех проводников. Падение напряжения на проводнике с сопротивлением R1=36 Ом равно U1=9 В. Определите напряжение на проводнике с сопротивлением R2=64 Ом и сопротивление проводника R3, если напряжение на его концах 120 В
у доски (ученик A)
Упр.20 (2): На рисунке дана схема параллельного соединения двух проводников. Через проводник с сопротивлением =44 Ом проходит ток = 5 А. Определите сопротивление проводника , если через него проходит ток = 0,8 А.
Самостоятельно на карточках
упр.20 (3)
VII. Домашнее задание - 3 мин
§ 48,49, упр. 22 (1), 23 (1).
VIII. Рефлексия