• Преподавателю
  • Физика
  • Методическая разработка на тему: «Совершенствование методики и организации самостоятельной работы на уроке физики»

Методическая разработка на тему: «Совершенствование методики и организации самостоятельной работы на уроке физики»

"Выдержка из материала: Лучшие работы потом использую потом на уроке для проверки КОНСПЕКТОВ Это достаточно сложное для ребят задание и этому надо обучать постепенно. Сначала можно показать им готовый конспект и предложить воспроизвести его в тетради. Затем предложить им схемы- тезисов, опорного «Физика и лирика» и т. д. Ребята, которые особо интересуются применением физики в различных областях науки и техники подбирают отрывки поговорки физического содержания. Весь этот материал используется ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Осуществление задачи всестороннего развития подрастающего поколения предполагает всемерное развитие у учащихся самостоятельности. Говоря о формировании у учащихся самостоятельности необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи.

Первая из них заключается в том, чтобы развивать у ребят самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать своё мировоззрение. Вторая- в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

В процессе обучения физике применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки.

Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе можно классифицировать по основной дидактической цели:

  1. приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

  2. закрепление и уточнение знаний;

  3. выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

  4. формирование умений и навыков практического характера;

формирование умений творческого характера, умения применять знания в усложнённой ситуации.

Взаимосвязь между различными видами самостоятельной работы на уроках физики представлена на схеме:


Виды самостоятельных работ учащихся на уроках физики

Приобретение новых знаний, формирование умения самостоятельно приобретать знания

Закрепление и уточнение знаний

Формирование умения применять знания на практике

Формирование умений и навыков практического характера

Формирование умений и навыков творческого характера

Работа с учебной литературой

Наблюдения

Работа с раздаточным материалом

Фронтальный эксперимент

Анализ формул и графиков

Работа с учебником

Решение задач

Сбор и классификация раздаточного материала

Просмотр учебных кинофильмов

Лабораторные опыты

Решение качественных задач

Вычерчивание и чтение схем приборов и электрических цепей

Решение количественных качественных задач

Лабораторные работы практического характера

Сборка приборов из готовых деталей и конструкций

Эксперимент с элементами исследования

Выполнение заданий по техническому моделированию и конструированию

Решение задач, требующих комплексного применения знаний

Несмотря на ставшие уже традиционными формами самостоятельной работы учащихся, как решение физических задач, выполнение лабораторных и практических работ, домашних заданий и прочее рассмотрим здесь несколько менее распространённых, но более усовершенствованных видов самостоятельных работ, приобретших в настоящее время большую актуальность.

а) ОЗВУЧИВАНИЕ.

Этот вид самостоятельной работы лучше всего применять при закреплении небольших фрагментов тем, чтобы за короткое время повторить, прослушать соответствующий материал в виде связного рассказа- ответа на вопрос. С начала учащиеся проговаривают вслух (часто хором) правила, определения, законы. Затем им раздаются вопросы и они друг с другом (эстафетой) дают свои ответы. Такое «озвучивание» на уроке учебного материала учит ребят воспроизводить свои мысли вслух, слушать товарищей, следить за ходом работы и быть готовым к ответу, развивает их речь, способствует воспитанию чувства ответственности.

В качестве примера привожу вопросы для «озвучивания» темы «Электрический ток в металлах. Законы постоянного тока».

1. Какова природа электрического тока в металлах?

2. Условия, необходимые для появления электрического тока в цепи?

3. Что называют плотностью тока?

4. Какова формула плотности тока?

5. Каково назначение источников тока?

6. Что называют ЭДС источника тока?

7. Формулировка закона Ома для участка цепи?

8. Что называют электрическим сопротивлением?

9. Что представляет собой падение напряжения?

10 Каков физический смысл удельного сопротивления?

11. В чём суть явления сверхпроводимости?

12. Сформулируйте и запишите законы последовательного и параллельного соединения проводников?

13. Закон Ома для полной цепи?

14. Основные формулы для определения работы и мощности электрического тока?

15. Какова электрическая сущность явления термоэлектронной эмиссии?

16 Что называют коротким замыканием? В чём его опасность? Как его предупредить?

17. Тепловое действие тока? Закон Джоуля- Ленца?

18. Каковы практические применения теплового действия электрического тока?

19. Что называют термоэлектродвижущей силой?

20. Каковы применения термоэлектрических явлений в науке и технике?

б) РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ.

В начале учебного года я предупреждаю учащихся о том, что им придётся рецензировать параграфы (главы) учебника физики, ответы товарищей, логически структурированные конспекты. На конкретном примере следует объяснить, что собой представляет такая рецензия (в ней должны быть отмечена тема и главное содержание рецензируемого текста, его правильность и полнота или ошибочность и отсутствие важных положений, логичность или непоследовательность изложения и т. д. )

Кстати, по мере изучения курса физики можно предложить учащимся составить например устную или письменную рецензию на тот или иной текст учебника, повторное изложение кем- либо из них нового материала, объяснённого на уроке и т. п. Если рецензируется общий для всех «объект», то желательно прослушать 3-4 отзыва о нём и сравнить их, особо подчеркнув в каждом наиболее важные мысли и удачные формулировки.

Эта работа помогает научить ребят критически анализировать и оценивать написанное и услышанное, выделять главное, делать выводы, правильно и точно излагать свои мысли.

3.СОСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ЗАДАЧ.

Решение составленных самим учащимся физических задач позволяет ему не только повторить и закрепить тот или иной изучаемый материал, но и творчески использовать свои знания.

Организовать эту работу можно так: учащимся выдаю конверты с карточками, на которых написаны физические величины и значения некоторых из них, предлагается составить по этим данным условие задачи. Вторым задание можно дать например такое: дополнить то или иное определение, формулу, закон где пропущено то или иное слово или знак, буква до полностью правильной формулировки или математического выражения.

4. ОБРАТНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Такой диктант можно провести по окончанию изучения темы. Ему предшествует систематическое выполнение учащимися обычных физических диктантов, в результате чего они усваивают на практике, как формулируются вопросы к изучаемому учебному материалу. Затем через определенное время можно дать ребятам задание самим составить к пройденной главе учебника вопросы для физического диктанта, можно в форме кроссворда. Лучшие работы потом использую потом на уроке для проверки знаний учащихся.

5.СОСТАВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИ СТРУКТУРИРОВАННЫХ КОНСПЕКТОВ

Это достаточно сложное для ребят задание и этому надо обучать постепенно. Сначала можно показать им готовый конспект и предложить воспроизвести его в тетради. Затем предложить им схемы- заготовки, которые надо дополнить. И лишь после этого даётся задание самостоятельно составить логически структурированный конспект в виде обобщающей таблицы, взаимосвязанных тезисов, опорного конспекта и прочее. Такое задание можно предложить перед лекцией, при подготовке к обобщающему семинару, на зачёте и т. д.

Рассмотрим это на примере:

Такая работа позволяет учащимся концентрировать внимание на главном, выделяя его из большого объёма информации. Фиксировать свои знания в сжатой форме, развивает логическое мышление.

6.ПОИСКОВАЯ РАБОТА

Она проводится для углубления знаний учащихся, получения сведений о современном состоянии науки и техники, их применении в быту, медицине, научных исследованиях, в их будущей профессии и т. д. Для этого делаются обзоры газет и журналов «Наука и жизнь», «Техника молодёжи», «Квант», «Юный техник»и другие.

Из выбранных заметок, статей и иллюстраций к ним составляются информационные тематические бюллетени. Например «Биофизика», «Из истории физики», «Физика и лирика» и т. д. Ребята, которые особо интересуются применением физики в различных областях науки и техники подбирают отрывки из художественных произведений, стихотворений, в которых упоминаются физические явления, пословицы, поговорки физического содержания.

Весь этот материал используется для подготовки к урокам, при подготовке учащимися докладов и рефератов, выступлений и т. д.

7.ЛИТЕРАТУРНО-ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ПРИ подготовке театрализованных уроков, деловых игр, творческих отчётов, конференций и других особых занятий полезно организовать такой вид самостоятельной работы , как сочинение микрорассказов, стихотворений, сказок, приветствий участникам соревнований и тому подобных произведений, а также составление ребусов, загадок, кроссвордов, вопросов и т. д.

Такое «литературно- физическое» творчество вызывает неизменный интерес ребят, развивает их образное мышление, расширяет кругозор.

Вот, например, некоторые из работ:

- Не зная формул, пропадёшь,

Когда в мир знаний ты войдёшь.

- Молекулярная физика,

она всем нужна

Для рабочего, химика

Она очень важна

Физика снится нам

Даже во сне

Мы думаем о ней

Всегда и везде.

- Если едешь ты по лесу

а на встречу тебе пень

Верю вспомнишь ты Ньютона

Пролетев так метров семь.

8.РАБОТА В РОЛИ УЧИТЕЛЯ ИЛИ КОНСУЛЬТАНТА

Она возможна, например на обобщающих семинарских занятиях, уроках-играх, уроках- защитах предложенных учащимися объяснений физических явлений, зачётах. В такой роли выступают обычно учащиеся- лидеры, хорошо успевающие по физике и умеющие вести диалог. Их творческие возможности наиболее полно реализуются именно в этом случае, но лишь тогда, когда они выполнят ряд самостоятельных работ, прочтут рекомендуемую преподавателем литературу, составят вопросы по обсуждаемой теме, ознакомятся заранее с особенностями постановки эксперимента и другое.

Подобные формы проведения занятий активизируют мышление ребят, позволяют выработать навыки самостоятельно добывать знания, формируют навыки исследовательской и творческой работы.

© 2010-2022