Технологическая карта урока физики по ФГОС по теме «Энергия топлива. »

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АметшаеваТ.Г. учитель физики МАОУ СОШ № 50




Технологическая карта урока физики по ФГОС

по теме

«Энергия топлива.»








Разработала: учитель физики

МАОУ СОШ № 50 Аметшаева

Татьяна Геннадьевна



2015


Технологическая карта урока

Учебный предмет: физика

Класс: 8

УМК: Перышкин А. В.

Тема урока Энергия топлива.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: создание условий для изучения знаний об энергии топлива, удельной теплоемкости сгорания топлива; рассмотреть процесс горения топлива с экологической, экономической точек зрения.

Задачи урока:

а) формирование представлений о энергии топлива, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).

б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование), использовать различные источники для получения информации; развивать ИКТ компетентность. (метапредметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления; формирование умения управлять своей познавательной деятельностью (в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере) (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, разноуровневый дидактический материал, компьютер, проектор, Интернет ресурс-fizika.ru, презентация, кластер, сборник задач Лукашек



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1. Организационный момент

Приветствие

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой

Ответ на приветствие учителя.


Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Умение слушать.

Целеполагание

Умение настраиваться на занятие

2. Актуализация знаний

  1. Разминка -Физический словарь

Вспомним основные понятия

1.внутренняя энергия, способы ее изменения.

2.количество теплоты.

3. удельная теплоемкость.


Задаёт вопросы.

Обучающиеся отвечают устно на вопросы

Компетенция обучающихся в области физики.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности

Взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Регуляция учебной деятельности.

2) Работа групп учащихся

( всего 3 группы)

• Один представитель от

группы работает с Интернет ресурсом-fizika.ru -задача -2 балла

Слайд 2

• В это время идет работа с группами по вопросам качественного характера. Сборник задач Лукашек № 854,950, 961,981,970. Каждый правильный ответ-1 балл (всего 5баллов) Слайд 3-7

Организует работу

Участвуют в решении

участвовать в коллективном решении задач высказывать свое собственное;

развивать ИКТ компетентность

Весь класс(кроме 3-х представителей групп) во фронтальном режиме решают задачи

Умение слушать и вступать в диалог.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать

2) Продолжение работы групп учащихся

Следующий этап работы групп решение количественной задачи, представленной на слайде Каждая правильно решенная задача: 2 балла(всего 8 баллов) Слайд 8-16

Задача № 1

Каким количеством теплоты можно нагреть 1 кг воды от 10 0 С до 20 0 С.

(Q-?)

Задача № 2

На сколько градусов остыл кипяток в питьевом баке. Масса кипятка 1 кг. Если он отдал окружающей среде 8400 Дж теплоты.

( t-?)

Задача№3

Какую массу воды можно нагреть на 10 0 С 42 кДж теплоты?

(m-?)

Задача № 4

Некоторое вещество массой 0,1кг нагрели от 10 0 С до 30 0 С, затратив при этом 1кДж энергии. Что это за вещество? (с-?)

Организует работу

Участвуют в решении

участвовать в коллективном решении задач высказывать свое собственное;

развивать ИКТ компетентность

Весь класс во фронтальном режиме решают задачи

Умение слушать и вступать в диалог.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать

3) Оценка работы групп учащихся - самооценка (всего 15 баллов) Слайд 17

Критерии оценивания работы групп:

От 5 баллов-оценка пять

4 балла-оценка четыре

3 балла-оценка три

Определяет критерии оценивания работы групп

В соответствии с критериями ставят себе оценку

Оценка работы групп учащихся

Взаимодействие в группе



Взаимодействуют

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

самооценка

4)Зарядка-разминка Слайд 18

Учитель проговаривает утверждение, а ученики встают если утверждение верное и сидят если утверждение неверное.

• Количество теплоты зависит от изменения температуры

• Количество теплоты зависит от объема тела

• Количество теплоты зависит от массы тела

• Количество теплоты измеряется в ньютонах

• Количество теплоты зависит от рода вещества

Учитель проговаривает утверждение

ученики встают если утверждение верное и сидят если утверждение неверное.

• Количество теплоты зависит от изменения температуры

• Количество теплоты зависит от объема тела

• Количество теплоты зависит от массы тела

• Количество теплоты измеряется в ньютонах

• Количество теплоты зависит от рода вещества

выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Взаимодействуют с учителем

Понимать на слух информацию

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать

3. Мотивационный момент (вхождение в новую тему урока)

Мотивационный момент (вхождение в урок)

1) ЗХУ-

• все, что знаем и что повторили заносим в кластер, используя Star Boord Слайд 19

• Что хочу знать?

• Что необходимо для нагревания тел?- Энергия Слайд 20

• Как можно получить энергию?- Используя топливо

• Что такое топливо? - заслушать ответы учащихся.

• Топливо- это вещество, при сгорании которого выделяется запасенная в нем внутренняя энергия.

• Виды топлива? Слайд 21

Предлагает заполнить таблицу ЗХУ

заполняют таблицу ЗХУ

Выделение существенной информации

Взаимодействуют с учителем




Слушают учителя и ребят, построение понятных для собеседника высказываний.

Гипотезы, высказывания учащихся

Контроль правильности ответов обучающихся




Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

4. Изучение нового материала

1). Определение темы занятия- Энергия топлива

Цели занятия-Сформулировать понятие энергия топлива. Выяснить за счет чего выделяется энергия при сгорании топлива

Организует определение учащимися темы занятия , цели занятия

1.Выдвигают предположения о теме урока «Энергия топлива

2. Ставят цель занятия-Сформулировать понятие энергия топлива. Выяснить за счет чего выделяется энергия при сгорании топлива

Целеполагание, формулировка личного смысла урока

Взаимодействуют с учителем

Поиск и выделение необходимой информации

Умение слушать и вступать в диалог.

Контроль правильности ответов обучающихся

умение выражать свои мысли, строить высказывания

2) Изучение нового материала

• Выделение энергии при сгорании топлива: Слайд 27-28

С точки зрения химии горение - это реакция, протекающая с выделением света и тепла. Вещества вступают в соединения не в произвольных отношениях, а в строго определенных. Для того, чтобы зажечь вещество, его необходимо нагреть до температуры, которая называется температурой воспламенения. Например, для угля эта температура равняется 350°С.

Каждый атом углерода соединяется с двумя атомами кислорода, при этом образуется молекула углекислого газа и выделяется энергия в виде тепла.

• Энергия, выделяющаяся при полном сгорании топлива называется теплотой сгорания топлива. Слайд 29

При расчёте работы различных двигателей инженеру надо точно знать, какое количество теплоты может выделить сгораемое горючее, надолго ли хватит этого горючего при работе двигателя. Инженер проделывает опыты и находит какое количество теплоты выделяется при полном сгорании топлива.

При сгорании топлива энергия выделяется , поэтому разные виды топлива массой m кг при полном сгорании выделяют разное количество теплоты.

Как называется эта физическая величина?

Физическая величина, показывающая какое количество теплоты выделяется при полном сгорании 1 кг топлива называется удельной теплотой сгорания топлива - g

• Рассмотрим на Стр.26 учебника таблицу: удельная теплота сгорания различных видов топлива Слайд 30

Одинаковая ли энергия выделяется при сгорании1кг угля, газа, бензина?

Как понимать , что удельная теплота сгорания, например, торфа 1, 4•107 Дж/кг

Это значит, что при полном сгорании торфа массой 1кг выделяется количество теплоты , равное 1, 4•107 Дж. , т. е 14 миллионов Джоулей

А если сжечь 2 килограмма торфа?

Выделяется теплоты в 2 раза больше, т. е 2, 8107 Дж

• А как посчитать количество теплоты , которое выделится при сгорании любой массы топлива?

Чтобы рассчитать количество теплоты Q. выделяющееся при полном сгорании топлива любой массы , нужно теплоту сгорания q умножить на массу сгоревшего топлива Слайд 31

Q = qm

Объясняет материал

Обучающиеся слушают объяснение учителя и конспектируют материал в тетрадь

Выделение существенной информации из объяснения учителя.

Взаимодействуют с учителем

Умение слушать и вступать в диалог.

Развитие регуляции учебной деятельности

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

5. Закрепление новой темы

  1. все, что узнали нового заносим в кластер, используя Star Boord Слайд 32

2)Решение задач :раб/тетрадь стр 29

3)Экологические проблемы Слайд 35

Ежегодно при сгорании топлива в воздух попадают сотни миллионов тонн различных вредных веществ: сажа, оксиды углерода, азота, серы: Вы можете сказать, что углекислый газ полезен, потому что растения поглощают его из окружающей среды и в процессе фотосинтеза выделяют кислород. Это действительно так. Но только в умеренных количествах. За последние 30 лет количество углекислого газа повысилось на 15 - 20%. . В больших городах и вблизи крупных энергетических предприятий накапливается углекислый газ. порождающий парниковый эффект.

К 2020 г содержание углекислого газа должно еще удвоиться. Углекислый газ препятствует естественному охлаждению Земли, что приводит к повышению средней температуры на 2 - 3 °С. Это может привести к бурному таянию льдов и повышению уровня Мирового океана на 50 - 70м. Увеличение содержания углекислого газа губительно сказывается на всем живом, в том числе на человеке, вызывая различные болезни.

Мощным источником загрязнения воздуха атмосферы является сжигание топлива. При этом в воздух выбрасываются летучая зола, сажа, двуокись и окись углерода, сернистый ангидрид, окислы азота, ароматические углеводороды, в том числе канцерогенные, и др.

Ветер разносит дым на большие расстояния, вследствие чего вокруг крупных электростанций, металлургических предприятий и ряда других промышленных объектов атмосферный воздух может быть загрязнен в радиусе 1-5 км и более.

Составной частью дыма, образующегося при сгорании каменного угля, торфа, минеральных масел, является сернистый газ (SO2). Сернистый газ (сернистый ангидрид) в воздухе частично окисляется в серный ангидрид (SO5), который, взаимодействуя с водяными парами, образует серную кислоту. Сернистый газ даже в ничтожных концентрациях (около 0, 8 мг/м3) вредно влияет на зеленые насаждения, особенно хвойные, и может вызвать их гибель. В больших концентрациях он придает воздуху неприятный запах (4-8 мг/м3), раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей (20 мг/м3) и оказывает обще токсическое действие. Сернистый ангидрид в 2 раза тяжелее воздуха, что способствует загрязнению им приземного слоя атмосферы.

1) Организует работу,

2) Делает сообщение о экологических проблемах

1) все, что узнали нового заносят в кластер, используя Star Boord Слайд 32

2)Решают задачи :раб/тетрадь стр 29

3)слушают сообщение учителя о экологические проблемах

Решают задачи

формируется умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений,

Развитие самостоятельность, коммуникативные способности,

умение работать в группе, навыки исследовательской работы, развивать ИКТ компетентность

Взаимодействуют

Умение слушать и вступать в диалог.

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

6. Рефлексия

Рефлексия Слайд 36

Организует обсуждение результатов занятия

Предлагает учащимся выбрать окончания фраз:

Сегодня я узнал

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Меня удивило…

Учитель организует рефлексию и предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке.

Учащиеся вступают в диалог с учителем отвечают на вопросы, формируют конечный результат, рассказывают что узнали, чему научились, какие трудности испытали Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой.

Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.

Взаимодействуют с учителем

Оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Саморегуляция Организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку

7. Подведение итогов

Выставление оценок за урок

Аргументирует выставление оценок

Получают оценки

анализируют

Взаимодействуют с учителем

Взаимодействуют

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Саморегуляция

8. Дифференцированное домашнее задание (по выбору)

1)П. 10, Раб/т. стр29-30, №1

2)П. 10, Раб/т. стр29-30, №2

3)П. 10, Презентация «Экологические проблемы при сгорании топлива»

Объясняет сущность домашнего задания Дифференцированное домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание,

получают консультацию.

Анализируют и осознанно выбирают творческое домашнее задание

Взаимодействуют с учителем

Оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно

Самоопределение

Организация учащимися своей учебной деятельности

© 2010-2022