Рабочая программа по физике 10 класс

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе программы И.Г. Власовой (Рабочие программы. Физика. 10-11 классы. Базовый уровень : учебно-методическое пособие / сост. И.Г. Власова. -

М.: Дрофа, 2013.).

Учебная программа 10 класса рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю.

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа может использоваться в общеобразовательных организациях разного профиля и разной специализации, реализующих преподавание физики на базовом уровне.

Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики - системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Для решения задач формирования естественно-научной картины мира, умения объяснить объекты и процессы окружающей действительности, используя для этого физические знания, особое внимание в процессе изучения физики уделено знакомству с методом научного познания, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их решению.

Цели изучения курса

- формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок, формировать т обосновывать собственную позицию;

- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять поведение объектов и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технические знания;

- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия решения, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

- овладение системой научных знаний о физических законах и о способах их использования в практической жизни.

Задачи курса

знать/понимать:

• смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле;

• смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, электродвижущая сила;

• смысл физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах, закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон Гука, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома для полной цепи; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;

уметь:

• описывать и объяснять:

физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока;

физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризацию тел при их контакте; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

• приводить примеры практического применения физических знаний законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

• определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

• отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

• приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

• измерять: расстояние, промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха, силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока; скорость, ускорение свободного падения; плотность вещества, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

• применять полученные знания для решения физических задач.



Содержание курса

10 класс (70 часов, 2 часа в неделю)

Физика и метод научного познания (1 час)

Физика - фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.

Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Погрешности измерения физических величин. Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Физическая картина мира. Открытия в физике - основа прогресса в технике и технологии производства.

Механика (24 часа)

Системы отсчета. Скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности Галилея.

Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения.

Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения механической энергии.

Демонстрации:

Зависимость траектории от выбора отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции.

Измерение сил.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы:

Изучение закона сохранения механической энергии.

Молекулярная физика. Термодинамика (20 часов)

Молекулярно - кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания.

Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа.

Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой.

Строение жидкостей и твердых тел.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.

Демонстрации:

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

Устройство гигрометра и психрометра.

Кристаллические и аморфные тела.

Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы:

Опытная проверка закона Гей-Люссака.

Основы электродинамики (22 часа)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники.

Демонстрации:

Электризация тел.

Электрометр.

Энергия заряженного конденсатора.

Электроизмерительные приборы.

Лабораторные работы:

Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Повторение (3 часа).



Учебно-тематический план

2 ч. в неделю, 70 ч. в год

№ п/п

Название темы

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

1.

Физика и методы научного познания

1 час


2.

Механика

24 часа



2.1.

Кинематика

9 часов

1

2.2.

Динамика

8 часов

2.3.

Законы сохранения

7 часов

1

1

3.

Молекулярная физика. Термодинамика

20 часов



3.1.

Основы молекулярно-кинетической теории

6 часов

3.2.

Температура. Энергия теплового движения молекул

2 часа

3.3.

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

2 часа

1

3.4.

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела

3 часа

3.5.

Основы термодинамики

7 часов

1


4.

Основы электродинамики

22 часа



4.1.

Электростатика

9 часов

4.2.

Законы постоянного тока

8 часов

1

2

4.3.

Электрический ток в различных средах

5 часов


5.

Повторение

3 часа



Календарно-тематическое планирование

10 КЛАСС (70 ЧАСОВ -2 часа в неделю)

№ урока

Тема урока

Сроки проведения

Скорректиро-ванные сроки проведения

1 четверть (18 часов)

ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (1 час)

1

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты.

01.09.15-04.09.15

МЕХАНИКА (24 часа)

Кинематика (9 часов)

2

Механическое движение, виды движений, его характеристики.

01.09.15-04.09.15

3

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач.

07.09.15-11.09.15

4

Графики прямолинейного равномерного движения. Решение задач.

07.09.15-11.09.15

5

Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей.

14.09.15-18.09.15

6

Прямолинейное равноускоренное движение.

14.09.15-18.09.15

7

Решение задач на движение с постоянным ускорением.

21.09.15-25.09.15

8

Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка.

21.09.15-25.09.15

9

Решение задач.

28.09.15-02.10.15

10

Контрольная работа № 1 "Кинематика "

28.09.15-02.10.15


Динамика (8 часов)

11

Анализ контрольной работы.

Взаимодействие тел в природе. Инерция. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона.

05.10.15-09.10.15

12

Понятие силы как меры взаимодействия тел. Решение задач.

05.10.15-09.10.15

13

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

12.10.15-16.10.15

14

Принцип относительности Галилея.

12.10.15-16.10.15

15

Явление тяготения. Гравитационные силы.

19.10.15-23.10.15

16

Закон всемирного тяготения.

19.10.15-23.10.15

17

Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки.

26.10.15-30.10.15

18

Силы упругости. Силы трения.

26.10.15-30.10.15

Итого за 1 четверть 18 часов

2 четверть (14 часов)

Законы сохранения (7 часов)

19

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.

09.11.15-13.11.15

20

Реактивное движение. Решение задач.

09.11.15-13.11.15

21

Работа силы. Мощность. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая.

16.11.15-20.11.15

22

Закон сохранения энергии в механике.

16.11.15-20.11.15

23

Лабораторная работа №1: «Изучение закона сохранения механической энергии»

23.11.15-27.11.15

24

Обобщающее занятие. Решение задач.

23.11.15-27.11.15

25

Контрольная работа № 2 "Динамика. Законы сохранения в механике"

30.11.15-04.12.15


МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (20 часов)

Основы молекулярно-кинетической теории (6 часов)

26

Строение вещества. Молекула. Основные положения МКТ. Экспериментальное доказательство основных положений МКТ. Броуновское движение.

30.11.15-04.12.15

27

Масса молекул. Количество вещества.

07.12.15-11.12.15

28

Решение задач на расчет величин, характеризующих молекулы.

07.12.15-11.12.15

29

Силы взаимодействия молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел.

14.12.15-18.12.15

30

Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ.

14.12.15-18.12.15

31

Решение задач

21.12.15-25.12.15


Температура. Энергия теплового движения молекул (2 часа)

32

Температура. Тепловое равновесие.

21.12.15-25.12.15

Итого за 2 четверть 14 часов

3 четверть (20 часов)

33

Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии движения молекул.

11.01.16-15.01.16

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. (2 часа)

34

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

11.01.16-15.01.16

35

Лабораторная работа №2: «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

18.01.16-22.01.16


Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела . (3 часа)

36

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Испарение жидкостей.

18.01.16-22.01.16

37

Влажность воздуха и ее измерение.

25.01.16-29.01.16

38

Кристаллические и аморфные тела.

25.01.16-29.01.16


Основы термодинамики (7 часов)

39

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.

01.02.16-05.02.16

40

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

01.02.16-05.02.16

41

Первый закон термодинамики. Решение задач.

08.02.16-12.02.16

42

Необратимость процессов в природе. Решение задач.

08.02.16-12.02.16

43

Принцип действия и КПД тепловых двигателей.

15.02.16-19.02.16

44

Повторительно-обобщающий урок по темам «Молекулярная физика. Термодинамика».

15.02.16-19.02.16

45

Контрольная работа № 3 "Молекулярная физика. Основы термодинамики "

22.02.16-26.02.16


ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (22 часа)

Электростатика (9 часов)

46

Анализ контрольной работы. Понятие электродинамики. Строение атома. Электрон. Электрический заряд и элементарные частицы.

22.02.16-26.02.16

47

Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

29.02.16-04.03.16

48

Решение задач.

29.02.16-04.03.16

49

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Решение задач.

07.03.16-11.03.16

50

Силовые линии электрического поля. Решение задач.

07.03.16-11.03.16

51

Решение задач.

14.03.16-18.03.16

52

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле

14.03.16-18.03.16

Итого за 3 четверть 20 часов

4 четверть (18 часов)

53

Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов

Связь между напряженностью поля и напряжением

28.03.16-01.04.16

54

Конденсаторы. Назначение, устройство и виды.

28.03.16-01.04.16


Законы постоянного тока (8 часов)

55

Электрический ток. Условия, необходимые для его существования.

04.04.16-08.04.16

56

Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

04.04.16-08.04.16

57

Лабораторная работа №3: «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

11.04.16-15.04.16

58

Работа и мощность постоянного тока

11.04.16-15.04.16

59

Электродвижущая сила.

Закон Ома для полной цепи

18.04.16-22.04.16

60

Лабораторная работа №4: «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

18.04.16-22.04.16

61

Решение задач.

25.04.16-29.04.16

62

Контрольная работа № 4 "Законы постоянного тока»

25.04.16-29.04.16


Электрический ток в различных средах (5 часов)

63

Анализ контрольной работы. Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

02.05.16-06.05.16

64

Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов.

02.05.16-06.05.16

65

Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

09.05.16-13.05.16

66

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

09.05.16-13.05.16

67

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.

16.05.16-20.05.16

Повторение (3 часа)

68

Повторение.

16.05.16-20.05.16

69

Повторение.

23.05.16-27.05.16

70

Подведение итогов учебного года.

23.05.16-27.05.16

Итого за 4 четверть 18 часов

Итого

70










































Учебно - методическое обеспечение


Класс

Предмет

Количество часов

Программа

УМК

10

Физика

70

1.рабочие программы. Физика. 10 - 11 классы. Базовый уровень : учебно-методическое пособие / сост. И. Г. Власова. - М. : Дрофа, 2013.

1.Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Г. Я. Мякишев,

Б. Б. Буховцев,

Н. Н. Сотский;

под ред.

Н. А. Парфентьевой. - М. : Просвещение, 2014.



Дополнительная литература

  1. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 10 класс / Сост. Н. И. Зорин. - 2-е изд., перераб. М.: ВАКО, 2014. - 80 с.

  2. Физика. 10 класс. Тесты, зачеты, обобщающие уроки: 10 класс / Н. И. Зорин. - М.: Вако, 2009.

  3. Физика. 10 класс. Тетрадь для лабораторных работ.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждение / Н. А. Парфентьева - 2-е изд.,-

М.: Просвещение, 2012.

4. А. П. Рымкевич . Сборник задач по физике. 10 - 11 класс. - М.: Дрофа, 2006.


© 2010-2022