Открытый урок в 9 классе по теме: Экспериментаторы

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-игра: «Экспериментаторы»


Цель урока: в интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные при изучении свободного падения тел и движении тела, брошенного вертикально вверх. Научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни.


Задачи:

  1. Образовательные: в ходе урока усвоение понятия свободное падение тела; повторить, обобщить и закрепить знания основных понятий, терминов, величин по данной теме.

  2. Развивающие: совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор учащихся, развитие коммуникативных возможностей.

  3. Воспитательные: воспитывать стремление к овладению новыми знаниями, чувство сопереживания, взаимоуважения; воспитывать объективность самооценки.

Структура урока:


Этап урока

Вид деятельности

Время

1

Организационный момент

Беседа

1,5 - 2 мин.

2

Домашнее задание

Обсуждение

2 мин.

3

Вступительное слово учителя

объяснение

5 мин.

4

Выполнение заданий

объяснение, обсуждение

20 мин.

5

Отчеты групп

опрос

9 мин.

6

Итоги урока

беседа

2 мин.


Ход урока:


  1. Организационный момент: поздороваться, отметить учащихся.


  1. Домашнее задание: S 13, 14; СЗП № 1144, 1146, 1148, 1150.


  1. Вступительное слово учителя:

Эпиграф к уроку: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». (Аристотель, древнегреческий философ, (384 - 322 гг. до н.э.))

На прошлом уроке мы с вами разделились на 2 команды (ученики самостоятельно придумывают названия своим командам). Перед вами ставится задача, которую каждая команда должна решить. Выигрывает та команда, которая лучше выступит с отчетом. Вам, как «Экспериментаторам» понадобятся: умение самостоятельно разработать методику проведения лабораторной работы, выбрать необходимое оборудование и грамотно провести измерения интересующих параметров.


  1. Выполнение заданий: рассмотрим ваши задания.

Команда 1.


Оборудование: комплект «Лаборатория L-микро» по механике.

Задание: измерьте ускорение свободного падения тела.

Пояснение: для проведения опытов можно использовать направляющую плоскость 1, каретку 2, датчики 3, электронный секундомер 4, пластиковый коврик 5 (смотрите рисунок). Ускорение свободного падения можно определить, измерив пройденный путь и время движения из состояния покоя:

Для точного измерения времени падения используется электронный секундомер 4 с магнитными датчиками 3. Запуск и остановка электронного секундомера осуществляется с помощью магнитоуправляемых контактов - герконов - в выносных датчиках 3. схема электронного секундомера устроена так, что при первом замыкании электрических контактов на его входе происходит запуск секундомера, при следующем замыкании секундомер останавливается. Управление герконами осуществляется небольшим постоянным магнитом, укрепленным в середине внешней боковой стороны каретки 2. направляющая плоскость устанавливается почти вертикально для уменьшения влияния силы трения. С помощью магнитных держателей к ней прикрепляются датчики, один у ее верхнего края, другой у нижнего края. Нажатием на кнопку «Сброс» устанавливается ноль на шкале электронного секундомера. Измеряется расстояние s между датчиками. Затем отпускается каретка и измеряется время t ее свободного падения.

Вычисляется ускорение свободного падения :

Открытый урок в 9 классе по теме: Экспериментаторы



Команда 2.


Оборудование: секундомер, измерительная лента, шарик с отверстием, нить, штатив с муфтой и кольцом.

Задание: измерьте ускорение свободного падения с помощью математического маятника.

Пояснение: установите штатив на краю стола. Закрепите кольцо при помощи муфты в верхней части штатива. Подвесьте к кольцу шарик на нити так, чтобы его длина была примерно 5 - 10см. измерьте длину маятника. Отклоните маятник на 5 - 8см от положения равновесия. Отпустите маятник и измерьте время 30 колебаний. Вычислите период колебаний по формуле:

где n - число колебаний, t - время, в течение которого они произошли.

Вычислите ускорение свободного падения:

Повторите опыты несколько раз, каждый раз увеличивая длину на 15 - 20см. Полученные результаты занесите в таблицу. Найдите среднее значение ускорения свободного падения.

N

l, м

n

t, с

T, с

g, м/с2

1






2






3






gср, м/с2


Так как данная группа работает с материалом, которые еще не пройден, мы заранее с ними обговариваем всю работу. Но, чтобы успеть все выполнить, данной команде выдается 2 совершенно одинаковых оборудования. Таким образом, разделив обязанности, они успевают сделать все необходимые расчеты.


  1. Отчеты групп: каждая команда рассказывает какую работу они проделали и что получили в конечном итоге. Если результаты не подтвердились, то необходимо объяснить почему?


  1. Итоги урока.

© 2010-2022