- Преподавателю
- Физика
- Рабочая тетрадь для самостоятельной работы по «ФИЗИКЕ»
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы по «ФИЗИКЕ»
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лепеха С.Н. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Донецкий электрометаллургический техникум
Р А Б О Ч А Я Т Е Т Р А Д Ь
для самостояльной работы
по «ФИЗИКЕ»
во 2 семестре
студента I курса
группы ___________
_________________________
Донецк -___ р
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы по «ФИЗИКЕ» во 2-3 семестре для студентов I курса.
Составила преподаватель физики 1 категории Лепеха С.Н.
Целью этой тетради является создание инструментария для контроля знаний студентов, изучающих физику во 2-3 семестре на 1 курсе.
Тетрадь состоит из тем по 3-6 тематических блоках в соответствии с «Рабочей программой» для студентов всех специальностей 1 курса, вопросов для самопроверки знаний, задач для самостоятельного решения, тестовых заданий и темы для реферата. В конце тетради размещены все необходимые формулы и список рекомендуемой литературы.
Структура тетради позволяет преподавателю использовать его не только во время зачета, но и на занятиях для усовершенствования, повторения, обобщения и систематизации знаний.
Тетрадь составлена в соответствии с программой курса физики высших учебных заведений I-II уровней аккредитации.
Эта разработка рекомендована для студентов всех специальностей, изучающих физику на 1 курсе высших учебных заведений I-II уровней аккредитации.
Рабочая тетрадь рассмотрена на заседании цикловой комиссии
физико-химических дисциплин
Протокол от « » 20 года №1
Председатель цикловой комиссии _______________
Одобрено методическим советом высшего
учебного заведения
Протокол от « » 20 года №1
Председатель ________________ Р.Н. Михненко
СОДЕРЖАНИЕ
Стор.
Памятка для студента
4
Блок 03 Электродинамика
Модуль 3.1 Электричкое поле
Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона
Вопросы для самопроверки
5
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Электрическое поле точечного заряда. Принцип суперпозиции полей
Вопросы для самопроверки
5
Работа электрического поля при перемещении электрического заряда. Потенциал и разность потенциалов. Связь между напряжением и напряженностью однородного электрического поля
Вопросы для самопроверки
5
Проводники в электрическом поле. Электростатическая защита
Вопросы для самопроверки
6
Диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость веществ. Электроемкость. Конденсаторы. Электроемкость плоского конденсатора. Соединение конденсаторов. Энергия электрического поля
Вопросы для самопроверки
6
Модуль 3.2 Законы постоянного тока
Электрический ток в металлах. Электронная проводимость металлов. Электрический ток. Условия существования электрического тока. Сила тока
Вопросы для самопроверки
6
Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводников. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость
Вопросы для самопроверки
7
Особенности воздействия электрического тока на организм человека. Правила работы при проведении работ по электричеству. Последовательное и параллельное соединение проводников
Вопросы для самопроверки
7
Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца
Вопросы для самопроверки
7
Модуль 3.3 Ток в различных средах
Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Законы электролиза. Применение электролиза. Электрический ток в полупроводниках. Зависимость сопротивления полупроводников от температуры. Собственная и примесная электропроводность полупроводников
Вопросы для самопроверки
8
Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Понятие о плазме. Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Диод. Электронно - лучевая трубка
Вопросы для самопроверки
8
Модуль 3.4 Магнитное поле
Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Закон Ампера
Вопросы для самопроверки
8
Магнитные свойства веществ. Магнитная проницаемость. Ферромагнетики. Работа при перемещении проводника и контура с током в магнитном поле. Магнитный поток. Напряженность магнитного поля. Сила Лоренца. Эффект Холла. Влияние магнитных полей на живые организмы
Вопросы для самопроверки
9
Модуль 3.5 Электромагнитная индукция
Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. ПравилаоЛенца
Вопросы для самопроверки
9
ЭДС индукции в движущихся проводниках. Электродинамический микрофон. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока
Вопросы для самопроверки
9
Задачи для самостоятельного решения по блоку 3
10
Блок 04 Колебания и волны
Модуль 4.1 Механические колебания и волны
Колебательное движение. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота. Математический маятник. Колебания груза на пружине
Вопросы для самопроверки
10
Вынужденные колебания. Резонанс, его использования и устранения в технике. Поперечные и продольные волны. Длина волны
Вопросы для самопроверки
11
Звуковые волны. Скорость звука. Громкость звука и высота тона. Луна. Инфра - и ультразвуки
Вопросы для самопроверки
11
Модуль 4.2 Электромагнитные колебания и волны
Гармонические колебания. Период, частота, фаза колебаний в контуре. Свободные электромагнитные колебания. Преобразования энергии в колебательном контуре. Собственная частота колебаний. Автоколебания. Генератор незатухающих колебаний на транзисторе
Вопросы для самопроверки
11
Вынужденные электрические колебания. Переменный электрический ток. Генератор переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения. Электрический резонанс
Вопросы для самопроверки
12
Трансформатор. Передача электроэнергии на расстояние и ее использования
Вопросы для самопроверки
12
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны и скорость их распространения. Основные свойства электромагнитных волн
Вопросы для самопроверки
12
Энергия электромагнитной волны. Плотность потока излучения. Изобретение радио
А.С. Поповым. Принцип радиотелефонной связи. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи
Вопросы для самопроверки
13
Задачи для самостоятельного решения по блоку 4
13
Блок 05 Оптика и основы теории относительности
Модуль 5.1 Волновая оптика
Развитие представлений о природе света. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Законы отражения света полное внутреннее отражение
Вопросы для самопроверки
14
Поляризация света. Дисперсия света. Интерференция. Дифракция
Вопросы для самопроверки
14
Электромагнитное излучение различных диапазонов длин волн и применение различных видов излучений. Рентгеновские лучи. Труды Ивана Пулюя
Вопросы для самопроверки
15
Модуль 5.2 Элементы квантовой физики
Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта. Кванты света. Уравнение фотоэффекта. Фотон. Корпускулярно - волновой дуализм. Химическое действие света
Вопросы для самопроверки
15
Модуль 5.3 Элементы теории относительности
Принцип относительности Эйнштейна. Скорость света в вакууме как предельная скорость. Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика
Вопросы для самопроверки
15
Задачи для самостоятельного решения по блоку 5
16
Блок 06 Атомная и ядерная физика.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Поглощение и излучение света атомом
Вопросы для самопроверки
17
Лазер. Создание и применение квантовых генераторов. Состав ядра атома. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер
Вопросы для самопроверки
17
Ядерные реакции. Радиоактивность. Деление ядер урана. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Проблемы развития ядерной энергетики в Украине. Элементарные частицы и их свойства. Частицы и античастицы. Взаимные превращения частиц и квантов электромагнитного излучения
Вопросы для самопроверки
18
Задачи для самостоятельного решения по блоку 6
18
Тема вашего реферата
18
Тестовые задания
19
Основные формулы раздела "колебания и волны"
23
Список литературы для подготовки
27
Памятка
Уважаемый студент!
Эту тетрадь рекомендуем Вам для проверки своих знаний. Внимательно изучайте теоретический материал на лекциях и по «Конспекту лекций по физике для студентов 1 курса всех специальностей. 2 семестр », подготовленном преподавателем Лепехой С.Н. После каждой темы своевременно отвечайте на вопросы в Вашей тетради, старайтесь решить задачи из блока. В конце семестра ответьте на вопросы теста и сдайте тетрадь на проверку преподавателю. Если все задачи будут выполнены вовремя, Вы получите свой зачет по физике автоматически!
Имейте в виду, что Ваша тетрадь - индивидуальная и этот вариант не повторяется в группе! Выполнять задачи Вы имеете возможность дома и на консультациях, если Вам нужна помощь.
Не забывайте за реферат! Ваша тема приведена в тетради.
Надеемся, что данная тетрадь поможет Вам осуществлять самообразование, самоконтроль, повышать уровень знаний. Для помощи при решены задач в конце тетради приведены основные формулы с пояснениями и единицами физических величин.
Если будут возникать вопросы или предложения по улучшению тетради, пожалуйста, обращайтесь к преподавателю! Мы надеемся на сотрудничество!
Желаем Вам успехов!
Блок 03 Электродинамика.
Модуль 3.1 Электричкое поле.
Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.
Закон Кулона.
Вопросы для самопроверки
1. Какие взаимодействия называют электромагнитными?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Чему равна электрическая постоянная ε0?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Электрическое поле точечного заряда. Принцип суперпозиции полей.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое электрическое поле?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Какое электрическое поле называют однородным?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Работа электрического поля при перемещении электрического заряда. Потенциал и разность потенциалов. Связь между напряжением и напряженностью однородного электрического поля.
Вопросы для самопроверки
1. Что понимают под работой электрического поля?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Какие поверхности называют эквипотенциальными?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Проводники в электрическом поле. Электростатическая защита
Вопросы для самопроверки
1. Какие вещества называют проводниками?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Как распределяется по проводнику предоставленный ему заряд?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость веществ. Электроемкость. Конденсаторы. Электроемкость плоского конденсатора. Соединение конденсаторов. Энергия электрического поля.
Вопросы для самопроверки
1. Какие вещества называют диэлектриками?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. От чего зависит электроемкость проводника? Влияет ли среда на электроемкость проводника?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. Приведите общую формулу для энергии однородного электростатического поля.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Модуль 3.2 Законы постоянного тока.
Электрический ток в металлах. Электронная проводимость металлов. Электрический ток. Условия существования электрического тока. Сила тока.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите вещества, являющиеся проводниками электрического тока.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Какие условия нужны для существования электрического тока?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводников. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.
Вопросы для самопроверки
1. Нарисуйте схему эксперимента, в котором устанавливают закон Ома для участка цепи.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Что называют температурным коэффициентом сопротивления? Каков его физический смысл?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Особенности воздействия электрического тока на организм человека. Правила работы при проведении работ по электричеству. Последовательное и параллельное соединение проводников.
Вопросы для самопроверки
1. Как изменяется сила тока на участках последовательного соединения круга?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Напишите формулы для общего сопротивления параллельно соединенных проводников.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца.
Вопросы для самопроверки
1. Почему электрическое поле заряженных частиц неспособно поддерживать постоянный электрический ток в цепи?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Каким прибором измеряют мощность постоянного тока?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модуль 3.3 Ток в различных средах.
Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Законы электролиза. Применение электролиза. Электрический ток в полупроводниках. Зависимость сопротивления полупроводников от температуры. Собственная и примесная электропроводность полупроводников.
Вопросы для самопроверки
1. Какие вещества относятся к электролитам?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Приведите примеры применения электролиза.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Понятие о плазме. Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Диод. Электронно - лучевая трубка.
Вопросы для самопроверки
1. В результате какого процесса газ становится электропроводным?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Что называют вакуумом?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Модуль 3.4 Магнитное поле.
Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Закон Ампера.
Вопросы для самопроверки
1. Что называют магнитным полем? Каковы его основные свойства?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Какие поля называют вихревыми?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Магнитные свойства веществ. Магнитная проницаемость. Ферромагнетики. Работа при перемещении проводника и контура с током в магнитном поле. Магнитный поток. Напряженность магнитного поля. Сила Лоренца. Эффект Холла. Влияние магнитных полей на живые организмы.
Вопросы для самопроверки
1. Что называют магнитной проницаемостью среды? Какая формула выражает смысл этого понятия? Что характеризует магнитная проницаемость вещества?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Как записывается и хранится информация на ЭВМ?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Модуль 3.5 Электромагнитная индукция.
Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. ПравилаоЛенца.
Вопросы для самопроверки
1. Кто из ученых провел эффективные опыты по электромагнитной индукции?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Сформулируйте правило Ленца.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ЭДС индукции в движущихся проводниках. Электродинамический микрофон. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Вопросы для самопроверки
1. Что характеризует ЭДС индукции?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Как проявляется явление самоиндукции при замыкании электрической цепи?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задачи для самостоятельного решения по блоку 3
1. Определите разность потенциалов между концами оси железнодорожного вагона длиной 1,6 м, если на горизонтальном участке пути скорость поезда 36 км/ч, а вертикальная составляющая индукции магнитного поля Земли на этой широте равна 2 • 10-5 Тл
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Две параллельные медные шины, размещенные вертикально на расстоянии 1 м друг от друга, замкнутые вверху резистором с сопротивлением 1 Ом и находятся в магнитном поле с индукцией 0,1 Тл, перпендикулярной плоскости шин. Вдоль шин, прикасаясь к ним, начинает падать проводник массой 0,1кг. Пренебрегая сопротивлением шин и проводника, трением проводника о рельсы, определите максимальную скорость движения проводника.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3.Почему колебания стрелки компаса затухают быстрее, если корпус прибора латунный, и медленнее, если корпус прибора пластмассовый?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4. Алюминиевое кольцо помещено в магнитное поле так, что его плоскость перпендикулярна вектору индукции магнитного поля. Средний диаметр кольца 25 см, его толщина 2 мм. Определите скорость изменения индукции магнитного поля, если при этом возникает индукционный ток 12 А.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Блок 04 Колебания и волны.
Модуль 4.1 Механические колебания и волны.
Колебательное движение. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота. Математический маятник. Колебания груза на пружине.
Вопросы для самопроверки
1. Приведите примеры колебаний. Какие из них являются механическими?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Какую полную механическую энергию имеет тело, колеблющееся в любой точке траектории?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Вынужденные колебания. Резонанс, его использования и устранения в технике. Поперечные и продольные волны. Длина волны.
Вопросы для самопроверки
1. В каких точках траектории колеблющееся тело, имеет лишь потенциальную энергию?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Что называют волной?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Звуковые волны. Скорость звука. Громкость звука и высота тона. Луна. Инфра - и ультразвуки.
Вопросы для самопроверки
1. Что является источником звука?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2 Какая формула выражает зависимость скорости звука от упругости и плотности среды? Сравните между собой значения скорости звука в газах, жидкостях и твердых телах. Зависит ли скорость звука от температуры среды? Приведите примеры.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Модуль 4.2 Электромагнитные колебания и волны.
Гармонические колебания. Период, частота, фаза колебаний в контуре. Свободные электромагнитные колебания. Преобразования энергии в колебательном контуре. Собственная частота колебаний. Автоколебания. Генератор незатухающих колебаний на транзисторе.
Вопросы для самопроверки
1. Что можно считать колебательным контуром?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Какие нужны условия, чтобы качели колебались непрерывно, не меняя амплитуду колебаний?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Вынужденные электрические колебания. Переменный электрический ток. Генератор переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения. Электрический резонанс.
Вопросы для самопроверки
1. Какие токи считают переменными?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Чему равно среднее значение мощности переменного тока за период?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Трансформатор. Передача электроэнергии на расстояние и ее использования.
Вопросы для самопроверки
1. Какие функции электрического трансформатора?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Что такое коэффициент трансформации?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны и скорость их распространения. Основные свойства электромагнитных волн.
Вопросы для самопроверки
1. Какие явления свидетельствуют о связи между электрическими и магнитными полями?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. С какой целью применяют открытый колебательный контур?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Энергия электромагнитной волны. Плотность потока излучения. Изобретение радио А.С. Поповым. Принцип радиотелефонной связи. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.
Вопросы для самопроверки
1. Приведите примеры, подтверждающие наличие энергии в электрическом поле?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Какова роль демодулятора в радиоприемнике?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задачи для самостоятельного решения по блоку 4
1. Напишите уравнение гармонического колебания тела, если амплитуда колебания 0,2 м, а частота 2 Гц.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Конденсатор емкостью 50 пФ сначала соединили с источником постоянного тока с электродвижущей силой 3 В, а затем с катушкой индуктивности 5 мкГн. Какая частота колебаний, происходит в контуре? Какая максимальная сила тока в контуре?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3. На замкнутом железном сердечнике надето две обмотки. Как определить число витков в каждой из обмоток, если в распоряжении есть источник переменного тока, проводники произвольной длины и вольтметры на любые значения напряжений?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4. Электроемкость конденсатора переменной емкости в контуре радиоприемника может изменяться от 50 до 450 пФ. Индуктивность катушки при этом не изменяется и равна 0,6 мГн. Какие длины волн может принимать радиоприемник
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5. На какую длину волны настроен колебательный контур, состоящий из катушки индуктивности 2 мГн и плоского конденсатора? Пространство между обкладками конденсатора заполнено веществом с диэлектрической проницаемостью 11. Площадь обкладок конденсатора 800 см2, а расстояние между ними - 1 см.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6. Определите наибольшую и наименьшую удаленность обнаружения цели радиолокатором, если длительность импульса 10-6с, интервал между импульсами 10-4с
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Блок 05 Оптика и основы теории относительности.
Модуль 5.1 Волновая оптика.
Развитие представлений о природе света. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Законы отражения света полное внутреннее отражение.
Вопросы для самопроверки
1. Почему в опыте А. Рёмера предусмотрено наблюдение за космическими объектами?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Как определить показатель преломления вещества при полном отражения?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Поляризация света. Дисперсия света. Интерференция. Дифракция.
Вопросы для самопроверки
1.Чем отличается поляризованный свет от естественного?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. С какой особенностью электромагнитной волны связано явление поляризации?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Электромагнитное излучение различных диапазонов длин волн и применение различных видов излучений. Рентгеновские лучи. Труды Ивана Пулюя.
Вопросы для самопроверки
1. Почему электромагнитные волны имеют разные длины?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Какие основные свойства рентгеновского излучения?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Модуль 5.2 Элементы квантовой физики.
Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта. Кванты света. Уравнение фотоэффекта. Фотон. Корпускулярно - волновой дуализм. Химическое действие света.
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается суть явления фотоэффекта?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Что такое фотопроводимость? От чего она зависит?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Модуль 5.3 Элементы теории относительности.
Принцип относительности Эйнштейна. Скорость света в вакууме как предельная скорость. Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика.
Вопросы для самопроверки
1. Какие признаки пространства и времени лежат в основе классической физики?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Назовите имена ученых, которые измеряли скорость света. Кто из них сделал это первым?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задачи для самостоятельного решения по блоку 5
1. Как можно осветить дно колодца с помощью плоского зеркала солнечными лучами, падающими на землю под углом 25 °?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Может ли произойти полное отражение в случае перехода света из воды в стекло?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3. Стрелец видит цель сквозь плоскопараллельную пластинку под углом 45°. Какое смещение луча зрения, если толщина стекла - 3 • 10-2 м, показатель преломления - 1,5?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4. Главные плоскости двух призм Николя образуют между собой угол 30о. Как изменится интенсивность света, прошедшего сквозь призмы если главные плоскости поставить под углом? Чему равен угол между главными плоскостями двух призм Николя, после прохождения через них света, если интенсивность уменьшилась в четыре раза?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5. Два николя N1 и N2 расположены так, что угол между их плоскостями пропускания α = 60о. Определеить, во сколько раз уменьшится интенсивность Iо естественного света при прохождении: 1)через один николь N1; 2) через два николя. Коэффициент поглощения света в никеле k = 0,05. Потери на отражение света не учитывать.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6.Чему равна толщина оптического покрытия с Mg (n = 1,38), которое предназначено для тушения с длиной волны 500 нм при нормальном падении на стекло n = 1,5
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
7. Человеческий глаз имеет наивысшую чувствительность к зеленому свету ( = 550 нм). Он начинает реагировать на него при мощности светового потока 2 • 10-17 Вт. Сколько фотонов за 1 с попадает при этом на сетчатку глаза
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
8. Кинетическая энергия электрона равна 10МеВ. Во сколько раз его релятивистская масса больше массы покоя, сделать такой же подсчет для протона.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Блок 06 Атомная и ядерная физика.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Поглощение и излучение света атомом.
Вопросы для самопроверки
1. Какие открытия стали толчком к развитию современной физики?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Какие существуют оптические спектры в зависимости от характера распространения электромагнитных волн?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Лазер. Создание и применение квантовых генераторов. Состав ядра атома. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.
Вопросы для самопроверки
1. Какое излучение называют индуцированным?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Какие открытия дали толчок развитию ядерной физики?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Ядерные реакции. Радиоактивность. Деление ядер урана. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Проблемы развития ядерной энергетики в Украине. Элементарные частицы и их свойства. Частицы и античастицы. Взаимные превращения частиц и квантов электромагнитного излучения.
Вопросы для самопроверки
1. Что называют радиоактивностью? Какие виды радиоактивности существуют?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Какую реакцию называют ядерной? Чем она отличается от радиоактивного распада?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задачи для самостоятельного решения по блоку 6
1. Вычислить кинетическую, потенциальную и полную энергию электрона атома водорода, если радиус его орбиты равен 5,29 • 10-11 м.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Какой состав имеют ядра атомов Аl, Аu, Сs?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Тема вашего реферата
Электризация тел. Виды электрических зарядов, их взаимодействие. Электрический заряд, его дискретность, элементарный заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Диэлектрическая проницаемость среды.
Тестовые задания
67. На каком рисунке электрическое поле точечных зарядов изображено неправильно?
69. Как изменится сила взаимодействия двух точечных зарядов, если величину каждого заряда увеличить вдвое при неизменном расстоянии между зарядами?
а) увеличится в 2 раза;
б) уменьшится в 2 раза;
в) не изменится;
г) увеличится в 4 раза.
71. По какой формуле рассчитывают напряженность электрического поля точечного заряда в вакууме?
а); б); в); г).
73. При каком соединении трех одинаковых резисторов их общее сопротивление будет наибольшим?
75. По какой схеме нужно собрать электрическую цепь, чтобы точно измерить падение напряжения на лампочке?
77. Какое действие не наблюдается при прохождении электрического тока через металлический проводник, находящийся при комнатной температуре?
а) химическое; б) тепловое; в) магнитное.
79. По какой формуле рассчитывают емкость плоского конденсатора?
а); б); в); г)
81. Укажите неверное утверждение:
а) при параллельном соединении проводников напряжение на каждом из них одинаково;
б) общее сопротивление участка цепи, состоящей из последовательно соединенных проводников, равно сумме сопротивлений этих проводников;
в) при последовательном соединении проводников напряжение на каждом из них прямо- пропорционально его сопротивлению;
г) при параллельном соединении проводников силы тока в отдельных проводниках прямо-пропорциональны их сопротивлениям.
83. Какая сила тока в электрической лампочке, если через ее спираль в течение 12 мин. проходит заряд 648 Кл?
а) 9 А; б) 54 А; в) 7,78 А; г) 0,9 А.
85. Укажите неверное утверждение:
а) общее сопротивление нескольких параллельно соединенных проводников меньше сопротивлениея любого из этих проводников;
б) при последовательном соединении проводников их общее сопротивление равно сумме сопротивлений этих проводников;
в) при последовательном соединении проводников количество теплоты, в них выделяется, обратно пропорционально сопротивлению этих проводников;
г) количество теплоты, которая выделяется в проводнике в результате прохождения тока в нем, прямо пропорционально квадрату силы тока, сопротивления проводника и времени прохождения тока.
87. Укажите второй закон Фарадея для электролиза.
а) электрохимический эквивалент равен отношению массы вещества, выделившегося на электроде при электролизе, к заряду, прошедшему через электролит;
б) масса вещества, выделившаяся на электроде при электролизе, прямо пропорциональна времени прохождения тока;
в) электрохимические эквиваленты веществ прямо пропорциональны их молярным массам и обратно пропорциональны валентности;
г) масса вещества, выделившаяся на электроде при электролизе, прямо пропорциональна силе тока.
89. Определить ЭДС индукции, которая возникла в катушке вследствии равномерного изменения магнитного потока через поверхность, ограниченную ее витками, на 0,3 Вб в течение 0,6 с, если катушка имеет 200 витков.
а) 1В; б) 10 В; в) 100 В; г) 0,1 В.
91. Укажите направление вектора индукции магнитного поля прямолинейного проводника с током в точке М (см. рис).
а) к нам; б) от нас; в) вверх; г) вниз.
93. Магнит вынимают из катушки, как показано на рисунке. Куда направлен
индукционный ток?
а) в направлении 1, б) в направлении 2.
95. По какой формуле определяют модуль силы Лоренца?
а); б) ; в); г).
97. Укажите значение магнитной проницаемости для ферромагнетиков::
а) μ < 1; б) μ > 1; в) μ = 1; г) μ << 1; д) μ >>1
99. Указать неверное утверждение.
а) поскольку во время протекания по проводнику переменного тока напряжение все время меняется, то за характеристику такого тока берут среднее значение напряжения;
б) в генераторе переменного тока происходит преобразование механической энергии в электрическую;
в) электрический резонанс наступает тогда, когда частота приложенного внешнего ЭДС совпадает с собственной частотой контура;
г) электрическую энергию можно передавать проводам на большие расстояния без значительных потерь.
101. От чего зависит частота свободных электромагнитных колебаний в идеальном колебательном контуре?
а) от заряда конденсатора;
б) от емкости конденсатора и индуктивности катушки;
в) только от индуктивности катушки;
г) только от емкости конденсатора.
103. Как изменится частота свободных электромагнитных колебаний в колебательном контуре, если увеличить втрое начальный (максимальный) заряд конденсатора этого контура?
а) не изменится; б) увеличится в 3 раза;
в) уменьшится в 3 раза; г) увеличится в 9 раз.
105. Определить период свободных электромагнитных колебаний в идеальном колебательном контуре, состоящем из конденсатора емкостью 1 мкФ и катушки индуктивности 1 Гн.
а) 6,28с; б) 6 с; в) 62,8 мс; г) 6,28 мкс; д) 6,28 мс.
107. Какое оптическое явление лежит в основе возникновения радуги?
а) интерференция; б) поляризация; в) дифракция; г) дисперсия.
109. Какое явление лежит в основе просветления оптики?
а) дифракция; б) интерференция; в) дисперсия; г) другой ответ.
111. Что такое угол отражения луча от поверхности раздела двух сред?
а) это угол между падающим и отраженным лучами;
б) это угол между отраженным лучом и поверхностью;
в) это угол между отраженным лучом и перпендикуляром к поверхности, поставленным в точке падения луча;
г) другой ответ.
113. На каком из рисунков правильно показан ход луча прошедшего через плоскопараллельную стеклянную пластинку находящейся в воздухе?
115. На левую грань трехугольной стеклянной призмы падает с вакуума луч белого светла. На каком из рисунков правильно изображен ход луча через призму?
117. На каком расстоянии от собирающей линзы с фокусным расстоянием 20 см получается изображение предмета, если сам предмет находится от линзы на расстоянии 15 см?
а
б
в
г
д
е
1,2 м
0,6 м
0,3 м
- 0,3 м
-0,6м
-1,2м
119. С помощью собирающей линзы с фокусным расстоянием 6 см получают мнимое изображение рассматриваемой монеты на расстоянии 18 см от линзы. На каком расстоянии от линзы размещена монета?
а
б
в
г
д
е
30 см
0,33 м
4 м
0,45 см
4,5 м
45 мм
121. Какие частицы принадлежат к нуклонам?
а) ядра всех атомов; б) протон, нейтрон, антипротон, фотон;
в) электрон, позитрон, протон; г) фотон, нейтрон, антинейтрон;
д) протон, антипротон, нейтрон, антинейтрон.
123. Что такое период полураспада радиоактивного элемента?
а) это интервал времени, в течение которого распадется половина атомов любого количества радиоактивного элемента;
б) это интервал времени, в течение которого распадется любое количество атомов данного радиоактивного элемента;
в) это интервал времени, в течение которого распадается 1 кг данного радиоактивного элемента;
г) другой ответ.
125. Что такое альфа-лучи?
а) это электромагнитные волны; б) это поток позитронов;
в) это поток электронов; г) другой ответ.
Основные формулы раздела "колебания и волны"
Название
Величина и ее определение
Единица
измерения
Механические колебания и волны
1. Уравнение гармоничного колебания
x=xmcos(ω0t +φ 0)
x - перемещение
м
xm - амплитуда колебаний
м
φ = ω 0t + φ0 - фаза
рад
φ 0 - начальная фаза
рад
ω 0 - циклическая частота
рад/с
t - время
с
2. Частота и период колебаний
; ;
ν - частота колебаний
Гц
N - число полных колебаний
T - период колебаний
с
ω - круговая (циклическая) частота
рад/с
3. Период колебаний пружинного и математического маятников
;
T=2π
m - масса груза
кг
k - жесткость пружины
Н/м
l - длина маятника
м
g - ускорение свободного падения
м/с2
4. Длина и скорость волны
λ = T
= λ ν
λ - длина волны
м
T- период колебаний
с
- скорость распространения волны
м/с
ν - частота колебаний в источнике
Гц
Электромагнитные колебания и волны
5. Период и частота электромагнитных колебаний
Формула Томсона
L - индуктивность
Гн
C - емкость
Ф
T - период колебаний
с
ω 0 - циклическая частота колебаний в контуре
рад/с
6. Электромагнитные гармонические колебания генератора
q = qmcos ω t
Ф = BS cos ω t
ε = BS ω sin ω t
U = Umsin ω t
I = Imsin(ω t + φ)
q - мгновенное значение заряда
Кл
qm - амплитудное значение заряда
Кл
Ф - магнитный поток
Вб
B - магнитная индукция
Тл
S - площадь контура
м2
ε - мгновенное значение ЭДС индукции
В
Um - амплитудное значение напряжения
U - мгновенное значение напряжения
В
В
I - мгновенное значение силы тока
А
Im - амплитудное значение силы тока
А
7. Действующее значение силы тока и напряжения
Iд - действующее значение силы переменного тока
А
Im - амплитудное значение силы переменного тока
А
Uд - действующее значение переменного напряжения
В
Um - амплитудное значение переменного напряжения
В
8. Индуктивное и емкостное сопротивления цепи переменного тока
XL = ω L = 2πn
XL - индуктивное сопротивление
Ом
XC - емкостное сопротивление
Ом
9. Трансформатор
k =
N1 - количество витков в первичной обмотке
N2 - количество витков во вторичной обмотке
I1; U1 - сила тока и напряжение в первичной обмотке
А; В
I2; U2 - сила тока и напряжение во вторичной обмотке
А; В
k - коэффициент трансформации
η - КПД трансформатора
10. Распространение радиоволн. Радиолокация
l - расстояние до предмета
м
c = 3·108 м/с - скорость электромагнитных волн
t - время прохождения электромагнитных волн в прямом
и обратном направлениях
с
Название
Величина и ее определение
Единица
измерения
Геометрическая оптика
1. Преломление волны и света
n21 - относительный показатель
преломления
- угол падения
град
β - угол преломления
град
1 - скорость света в первой среде
м/с
2 - скорость света во второй среде
м/с
c - скорость света в вакууме
м/с
cеред - скорость света в среде
м/с
n - абсолютный показатель преломления
2. Формула тонкой линзы
d - расстояние от предмета до линзы
м
f - расстояние от линзы до предмета
м
F - фокусное расстояние линзы
м
Г- увеличение линзы
м
h - высота предмета
м
H - высота изображения
м
D - оптическая сила линзы
м
Волновая оптика
3. Интерференция волны и света
- условие максимума
∆d - разница перемещения
м
- условие минимума
λ - длина волны
м
4. Дифракция волны и света
dsin φ = k λ - максимум
d - период дифракционной решетки
м
- минимум
φ- угол наблюдения
град
Теория относительности
5. Связь между массой и энергией
m - масса тела
кг
m0 - масса покоя тела
кг
E - полная энергия (тела, излучения, поля)
град
c = 3·108 м/с - скорость света в вакууме
м /с
Ek - кинетическая энергия
Дж
Eсп - энергия покоя тела
Дж
- скорость тела
м /с
Начало формы
Конец формы
"Квантовая физика"
Название
Величина и ее определение
Единица
измерения
1. Световые кванты
E = h ν
m - масса фотона
кг
p - импульс фотона
E - энергия кванта (фотона)
Дж
ν - частота света
Гц
h = 6,63·10-34 Дж·с - постоянная Планка
λ - длина световой волны
м
2. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта
Aвих - работа выхода электрона
Дж
ν - частота излучения света
Гц
- кинетическая энергия электрона
Дж
m = 9,1·10-31 кг - масса электрона
λmax - максимальная длина световой волны, при
которой еще возможен фотоэффект;
м
- скорость электрона
м/с
ν min - частота световой волны, при которой еще
возможен фотоэффект;
Гц
Основы атомной физики
3. Правило квантования орбит
m - масса электрона
кг
- скорость электрона
м/с
r - радиус n-ї орбиты
м
n - номер орбиты
= 1,05·10 -34 Дж·с - постоянная Планка
4. Частота излучения и поглощения света
R = 3,27·1015 c-1 - постоянная Ридберга
n; k - номера орбит
ν kn - частота излучения
Гц
ν nk - частота поглощения
Гц
Ek, En - энергии соответствующих стационарных
состояний атомов k і n;
Дж
Основы ядерной физики
5. Закон радиоактивного распада
N - количество радиоактивных ядер не распавшихся
в момент времени t
N0 - количество радиоактивных ядер не распавшихся
в момент времени t = 0
T - период полураспада
с
6. Энергия связи атомных ядер
∆Eсв = ∆Мс2
∆М = (Zmp + Nm n) - Mя
∆Eсв - энергия связиу атомного ядра
Дж
Z - количество протонов в ядре
N - количество нейтронов в ядре
mp - масса покоя свободного протона
а. е. м.
mn - масса покоя свободного нейтрона
а. е. м
Mя - масса покоя атомного ядра
а. е. м.
Начало формы
Начало формы
Начало формы
Список литературы для подготовки
-
Гончаренко С.У. Фізика: Підруч. для 9 кл. серед. загальноосв. шк..- К.: Освіта, 2002.
-
Гончаренко С.У. Фізика: Підруч. для 10 кл. серед. загальноосв. шк..- К.: Освіта, 2002. - 319 с.
-
Гончаренко С.У. Фізика: Підруч. для 11 кл. серед. загальноосв. шк..- К.: Освіта, 2002. - 319 с.
-
Гончаренко С.У. Фізика: Пробн. навчальний посібник для ліцеїв та класів прородничо-наукового профілю. 10 клас.- К.: Освіта,1995.- 430с.
-
Гончаренко С.У. Фізика: Пробн. навч. посібник для 11 кл. ліцеїв та гімназій науково-природничого профілю.- К.: Освіта, 1995. - 448 с.
-
Коршак Є.В., Ляшенко О.І., Савченко В.Ф. Фізика. 9 кл.: Пробний підручник для загальноосвіт. шк. - К.: Ірпінь: ВТФ «Перун», 2000. - 232 с.
-
Коршак Є.В., Ляшенко О.І., Савченко В.Ф. Фізика. 10 кл.: Підруч. для загальноосвіт.навч. закл. - К.: Ірпінь: ВТФ «Перун», 2002. - 296с
-
Коршак Є.В., Ляшенко О.І., Савченко В.Ф. Фізика. 11 кл.: Підруч. для загальноосвіт.навч. закл. - К.: Ірпінь: ВТФ «Перун»,
-
Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Фізика. Підручник для середніх спеціальних навчальних закладів. - К.: Высшая школа, 1983.
-
Гельфгат І.М. та ін. Збірник різнорівневих завдань для державної підсумкової атестації з фізики. - Харків: Гімназія, 2003. - 80 с.
-
Ґудзь В.В. та ін. Фізика: Посібник для підготовки та проведення тематичного оцінювання навчальних досягнень.10 кл. - Тернопіль: Мандрівець, 2002. - 64 с.
-
Кирик Л.А. Фізика - 10. Різнорівневі самостійні та контрольні роботи. Харків: «Гімназія», 2002. - 192 с.
-
Орлянський О.Ю. Фізика. Готуємось до тестування: Зб. задач для абітурієнтів / О.Ю. Орлянський, Р.С. Тутік. - Д.: Вид-во Дніпропетр. нац.ун-ту, 2006. - 232 с.
-
Гладкова Р.А., Добронравов В.Е, Жданов Л.С. Сборник задач и вопросов по физике для средних специальных учебных заведений. -М, Наука, 1980 - 318с.
29