Физика

  • Конспект урока по физике для 11 класса «Закон радиоактивного распада. Методы регистрации элементарных частиц»В разработае Закон радиоактивного распада использование различных .Так для контроля пройденного материала используется самостоятельная работа, при актуализации беседа фронтального, изложении нового материала - работа с учебником, при закреплении задач с использованием задачника Рымкевича.При изучении методов элементарных частиц подробно разбирается каждый метод.Урок проводится в 11 классе и поэтому учащиеся готовят сообщения ,проводится семинар по методам регистрации элементарных частиц.Для по...
  • Учебно-тематический план в 10-11 классахУчебно – тематическое планирование в 10 – 11 классах для общеобразовательных учреждений, составленное с учётом образовательных стандартов. Данный план разработан по учебникам Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский Физика - 10 М.; Просвещение; Г. Я. Мякишев Б.Б. Буховцев В.М. Чаругин Физика – 11 М.; Просвещение. Он позволяет реализовать программу из расчёта 105 часов в год (3 часа в неделю), с учётом практической части программы (лабораторных и контрольных работ). План опробирован в течение 5 лет.
  • Сценарий конференции «Физика в природе» для учащихся 9-11 классовОписание материала: Конференция состоит из двух частей: теоретической и экспериментальной. Теоретическая часть состоит из докладов по природным явлениям, подготовленных учащимися 9-х классов. Экспериментальную часть готовили учащиеся 10-11 классов. В ней учащиеся показывают занимательные опыты и различные демонстрации. Темы докладов могут меняться: можно рассмотреть различные природные явления, а можно одно явление с разных позиций. Демонстрации и опыты могут быть связаны с выбранными явлениями...
  • Открытый урок по физике «Действие магнитного поля на проводник с током» (11 класс)На уроке необходимо изучить сравнить электрическое и магнитное поля, изучить природу магнетизма и решить следующие задачи: выявить силу Ампера, с направление магнитного поля, вывести формулу. Учащиеся постараются сделать выводы. Кроме того учитель ставит и такие задачи, как воспитывать стремление к получению новых знаний; коммуникативных качеств, умение слушать, высказывать свои мысли; способность следовать нормам поведения. Урок выстроен с применением системно-деятельностного подхода к обучению...
  • Тест по физике «Фотоэффект» 11 классА18. Два источника света излучают волны: длина λ 1 =3,75 ∙ 10 -7м, длина λ2 = 7 ,5 ∙ 10 -7м. Чему равно отношение импульсов p1/p2 фотонов, излучаемых первым и вторым источника-ми? 1)1/4 2) 2 3) 1/2 4) 4 А19. Длина волны де Бройля для электрона больше, чем для α-частицы. Импульс какой частицы больше? 1) электрона 2) α-частицы 3) импульсы одинаковы 4) величина импульса не связана с длиной волны А20. Импульс электрона больше импульса α-частицы. Сравните длины волн де Бройля этих частиц. 1) у α-част...
  • Конспект обобщающего урока в 11 классе по теме «Волновые свойства света»Описание материала: Итоговый урок-игра- аукцион физических знаний по темеВолновые свойства света 11 класс Цели урока: – повторить волновые свойства света и области их применение, показать широкое использование физических свойств света, повысить роль учебного предмета в формировании у учащихся научного мировоззрения. Урок проводиться по окончании изучения темы Волновые свойства света. План урока: 1 Разведка боем 2 Викторина 3 Товар в ассортименте 4 Аукцион шедевров 5 Реклама применения одного из волновых свойств 6 Подведение итогов урока
  • Презентация по физике для 11 класса «Линзы»Описание материала: В презентации представлена игра физического ума копилка. Учащимся предлагается решить 8 задач по теме Линзы 11 класс Задачи подобраны таким образом, что учитывают знания формулы тонкой линзы, формулы увеличения линзы, особенность применения формулы тонкой линзы для рассеивающей линзы. Учащиеся должны уметь строить изображения в тонких линзах. Задачи носят разноуровневый характер. Предполагается использование фронт...
  • Карточки-соответствия (тестовые задания) по физике по теме «Волновые и квантовые свойства света» для 11 классаОписание материала: Краткая аннотация разработки Тестовые задания (карточки–соответствия) предусмотрены для быстрой и эффективной проверки теоретических знаний учащихся: определений физических явлений, формулировок физических законов, формулировок научных фактов, определения физических величин, сущности понятий и используются (в некоторых случаях) вместо физических диктантов. Рассчитаны на 7- 15 минут Чем не устраивают физические диктанты? разрабатываются и проводятся только на два варианта...
  • Урок физики в 11 классе «Атомная энергетика вчера, сегодня. завтра»Пресс – конференция Атомная энергетика – вчера, сегодня, завтра. Предмет – физика Класс 11 Цель урока: - выявление и анализ приобретенных учащимися знаний по теме; -расширить знания о использовании и производстве ядерной энергии; - развивать умения пользоваться научно – популярной и научно – технической литературой, пробуждать интерес к познанию. Оборудование урока: Таблицы: Схема атомной электростанции, Опыт Э. Резерфорда ; презентация Атомная энергетика. Конференция организуется таким образом, чтобы учащиеся раскрыли свои таланты; создаю условия для проявления их фантазии. За две недели до проведения урока вывешиваю основные вопросы темы, по которым готовятся учащиеся: Радиоактивность.Альфа-, бета-, гамма- излучения.Радиоактивные превращения.Закон радиоактивного распада. Период полураспада.Ядерные реакции. Энергетический выход ядерной реакции.Открытие нейтрона.Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция.Ядерный реактор.Термоядерная реакция. Применение ядерной энергии.Биологическое действие радиоактивных излучений. Одновременно с подготовкой по основным вопросам темы, ставлю черный ящик. В него могут опускаться любые вопросы темы. За неделю до проведения урока, вывешиваю и эти вопросы. Каждый учащийся по желанию может найти интересную информацию и выступить с нею. Данный урок рассчитан на 2 часа.
  • Урок по астрономии и физике для 11 класса «Звездное небо в поэзии серебряного века»Урок обобщения тем по астрономии Небесные тела. и литературе Поэзия серебряного века, проводиться интегрировано.Учащиеся должны увидеть все красоту природы , окружающей нас и выразить это словами поэтов . Почувствовать связь между физиками и лириками. Перед проведение урока учащимся дается домашнее задание подобрать стихи поэтов серебряного века о небесных объектах. Эти стихи они должны проанализировать с художественной и научной точек зрения.Интеграция этих предметов позволяет рассматрив...
  • Олимпиады по физике для 9-11 классовВ работе содержатся тексты олимпиад по физике для 9-11 классов с ответами и решениями или указаниями для решения задач. Данные олимпиады неоднократно проводились на школьном уровне и показали, что материал подобран грамотно, так как включает в себя и тестовые задания невысокого уровня сложности и задачи повышенной сложности. Это позволяет выявлять талантливых учащихся, способных решать сложные задачи и получать ненулевой результат для остальных участников олимпиады. Задачи, содержа...
  • Календарно тематическое планирование уроков физики 10-11 классы естественно-математического направлениякалендарно-тематическое планирование уроков физики в 10-11 классах составлено в соответствии с ГОСО РК 2013 г., а также учебными программами физика 10-11 классы естественно-математического направления общеобразовательных школ, Астана 2013 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Физическая наука, имеющая дело с наиболее общими, фундаментальными структурными образованиями и свойствами материи, достигла высокой степени организации знания и обладает достаточно развитыми математическими и экспериментальными средствами исследования. Ее представления, результаты, методы исследования и стиль мышления оказывают определяющее воздействие на весь стиль естественнонаучного мышления. Физическая картина мира, представленная как целостная система фундаментальных физических теорий, явл... Трансформация науки физики в школьный предмет на основе дидактических принципов позволяет рассматривать закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего мира через конкретизацию объектов изучения учебного предмета. Перспектива развития содержания школьного физического образования связана с существенным расширением объекта исследования физической науки в области космических явлений, явлений в недрах Земли и планет, некоторых особенностей явлений живого мира и свойства живых объектов (биофизика, молекулярная биология), информационных систем (полупроводниковой, лазерной и криогенной техники как основы ЭВМ). Профильный уровень учебного предмета Физика – уровень, обязательный для освоения учащимися, избравшими естественно-математическое направление обучения. Профильный уровень содержания обеспечивает расширение и углубление общеобразовательной подготовки учащихся по физике в рамках некоторых профилей на естественно-математическом направлении обучения, а также преемственность со следующим уровнем образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении и области специализации. Основные цели изучения учебного предмета Физика на уровне профильного обучения является формирование у учащихся основ научного мировоззрения, развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов, воспитание ценностных ориентиров. Задачи учебного предмета: – освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; методах научного познания природы; – овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов; использовать физические знания для решения задач бытовой и лабораторной практики, проектов и разработок, постановки новых задач в различных областях деятельности; оценивать достоверность естественнонаучной информации; использовать различные источники информации и современные информационные технологий для работы с физическим зн... Содержание учебного предмета Физика для старших классов естественно-математического направления определяется исходя из концептуальной идеи объективного представления научной физической картины мира как динамично развивающейся системы фундаментальных физических теорий, вокруг которых систематизируется содержание физики. Содержание образования по данному предмету отобрано на основе таких принципов, как научность, системность, доступность, целостность, преемственность. Усвоение предлагаемого объема содержания учебного предмета для 10-11 классов обеспечивает эквивалентность физического образования республики уровню, принятому международной практикой. В содержание образования включены знания и умения, наиболее значимые для формирования общей культуры современного человека, а также для продолжения образования и подготовки к освоению профессий, требующих хорошей физико-математической подготовки. В соответствии с Типовым учебным планом основных положений Государственного общеобязательного стандарта начального, основного, общего образования Республики Республики (2010 г.) количество часов в неделю по физике на профильном уровне составляет: в 10 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году; в 11 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году. Вариативная часть содержания учебного предмета направлена на разработку и реализацию прикладных курсов и курсов по выбору. Независимо от профиля обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике и ее прикладным аспектам, школа может увеличить число часов на ее изучение путем предоставления возможности выбора прикладных курсов и курсов по выбору.d5
  • Кроссворд по физике, 10-11 классКроссворд по физике, созданный в программе Excel. Включает в себя вопросы из всех разделов физики. Может быть использован для проверки знаний на заключительных уроках или как задание, например, в неделе физики, или как индивидуальное задание ученику. В кроссворде имеется счетчик правильных ответов. Их количество суммируется немедленно. Чтобы правильно ввести ответ, нужно вводить каждую букву отдельно, переходя из клетки в клетку с помощью клавиш управления курсором. После ввода всего слова нужно...
  • Тест по теме «Волновая оптика» для 11 классаТест по физике для 11 класса по теме Волновая оптика составлен для итоговой проверки знаний по теме. Материал представлен в виде заданий с выбором ответа в четырех вариантах. Предусматривается проверка знания следующих явлений: дисперсия света, интерференция света, дифракция света, поляризация. Вычислительные задания позволяют проверить знание формул и навыки их практического использования по вопросам: условия максимума и минимума интерференции, расчет параметров дифракционной решетки, к...
  • Программа элективного курса «Механика» 11 класс 34 часаПрограмма предназначена для 11 классов.Цель элективных курсов в XI классе – углубить знания по механике, получаемые в основном курсе физики, познакомить учащихся с различными практическими способами измерения времени и расстояний, с пространственными и временными масштабами природных явлений.При изучении кинематики значительное место отводится ознакомлению с практическими методами измерения скорости и различными методами оценки точности измерения, рассматриваются способы построения и анализа гр...
  • Элективный курс по физике 11 классПрограмма элективного курса по физике (11 класс) составлена на основе пособия: примерной и авторской программы из сборника Программы элективных курсов. Физика. 9– 11 кл. Профильное обучение / сост.В.А. Коровин – М.: Дрофа, 2008. Согласно базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Она является дополнительным материалом к основному учебнику физики, позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики. Цель элективного курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, к... В результате реализации данной программы у учащихся формируются · следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление · знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать · со справочной и учебной литературой различных источников информации; · развитие творческих способностей учащихся. Задачи: 1. Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший способ её решения. 2. Развитие физического и логического мышления школьников. 3. Развить творческие способности учащихся и привитие практических умений. По выполнению программы учащиеся должны знать: · основные понятия физики · основные законы физики · вывод основных законов · понятие инерции, закона инерции · виды энергии · разновидность протекания тока в различных средах · состав атома · закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах
  • Тесты по физике 11 класстест по физике на тему: звуковые колебания и волны, рассчитан на рядового одиннадцатиклассника, базовой (общеобразовательной) школы, и полностью охватывает минимальные знания по заданной теме. тест по физике на тему: звуковые колебания и волны, рассчитан на рядового одиннадцатиклассника, базовой (общеобразовательной) школы, и полностью охватывает минимальные знания по заданной теме. тест по физике на тему: звуковые колебания и волны, рассчитан на рядового одиннадцатиклассника, базовой (общеобраз...
  • Рабочая программа по физике 11 классСтатус документа Данная рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе: · Закона Российской Федерации Об образовании от 10.07.1992 года №3266-1 (в ред. от 28.02.2012 года); · Федерального компонента государственного стандарта общего образования (часть 2), утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03. 2004 г. №1089 (в ред. от 19.10.2009.года, с изменениями от 31.01.2012 года); · Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы среднего (полного) общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312 (в ред. приказа Минобрнауки России от 03.06.2011. №1994); · Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год, утвержденных приказом Минобрнауки России от 27.12.2011.года № 2885; · Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189; · Закона Республики Татарстан Об образовании от 19.10.1993 года № 1982-XII (в редакции Закона Республики Татарстан от 2 июля 1997 года № 1247) с изменениями; · Республиканского базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 09.07.2012 года №4154/12, от 10.07.2012 года №4165/12; · Учебного плана МБОУ СОШ №18 г.Альметьевска Республики Татарстан, утвержденного директором школы от 31.08.2013г. · Положения о рабочей программе педагога в МБОУ СОШ №18; · Методического письма О преподавании учебного предмета Физика в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования; · Рабочих программ по физике 10-11 классы под редакцией В.А. Поповой: Москва, Планета, 2011 год. Календарно-тематический план по физике в 11-м классе на профильном уровне составлен на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7—11 классы, составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов (авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин); издательство М.: Дрофа, 2010 г. Преподавание ведется по учебнику: Г.Я.Мякишев, Б.Б.
  • Рабочая программа по физике для 7-11 классовФизика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не...
  • Исследовательскую работу «Радиация в нашей жизни»Среди вопросов, представляющих научный интерес, немногие приковывают к себе столь постоянное внимание общественности и вызывают так много споров, как вопрос о действии радиации на человека и окружающую среду. В промышленно развитых странах не проходит и недели без какой-нибудь демонстрации общественности по этому поводу. Такая же ситуация довольно скоро может возникнуть и в развивающихся странах, которые создают свою атомную энергетику; есть все основания утверждать, что дебаты по поводу радиаци...
  • Контрольные работы по физике в новом формате для 7-11 классовКонтрольные работы в новом формате для подготовки к ЕГЭ, чтобы учащиеся привыкли работать по тестам. Контрольные работы составлены в четырех варианта.Уровень А- шесть заданий, с выбором ответа, Уровень Б-нужно установить соответствие между физическими понятиями и их примерами.Уровень С- решить задачу с подробным описанием. Контрольная работа № 1 Первоначальные сведения о строении вещества. Контрольная работа № 2. Взаимодействие тел. Контрольная работа № 3. Давление твердых тел, жидкостей и газов.Контрольная работа № 4. Работа и мощность. Энергия.Ведь в будущем им сдавать ЕГЭ.
  • Занимательный вечер в 10 - 11 классах «Физика вокруг нас»Описание Занимательный вечер Физика вокруг нас проводится с учащимися 10- 11 классов . Небольшой объем часов, отведенный на физику в учебном плане, не позволяет учителю воплотить в полном объеме свой научный и творческий потенциал. Что делать, если в классе есть высокомотивированные к изучению физики учащиеся, и с трудом осваивающие предмет? Как создать условия для разноуровневой реализации потенциала детей, как осуществить индивидуальный подход максимально адресно? Внеклассная работа по физике помогает решить эту проблему, способствует повышению мотивации учащихся к изучению физики, является значимой и для любителей физики, и для учеников, обладающих творческими способностями. Неделя физики стала доброй традицией нашей школы. Организация и подготовка физического вечера оказывают на учащихся огромное воспитательное воздействие, формируют у них чувство коллективизма, умение отстаивать свои интересы, обосновывать свою точку зрения по тем или другим вопросам. ... При подготовке и во время проведения вечера, а также при обсуждении его итогов, можно решить целый комплекс общеобразовательных и воспитательных задач, как например, расширить и углубить знания по данной теме, показать разнообразие физических знаний на практике и в повседневной жизни, помочь ученику найти дорогу к научным и техническим идеям, воспитать устойчивый интерес к физике, научить его работать самостоятельно. Занимательный вечер по физике популярен среди школьников и имеет большие преимущества перед другими формами организации школьных вечеров.
  • Рабочая программа по физике 11 классРабочая программа по физике для 11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по физике (автор Г.Я.Мякишев, издательство Просвещение, 2011 год). Преподавание ведется по учебникам: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика – 10, М.: Просвещение, 2011 г. : Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика – 10, М.: Просвещение, 2011г. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы следующие: - развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления; - овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, ме­тодах физической науки; - усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, по­нимание роли практики в познании физических явле­ний и законов; - формирование познавательного интереса к фи­зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения. Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач. Место предмета в учебном плане Программа рассчитана на 3 часа в неделю, всего 102 часа в год, в том числе на контрольные работы планируется в 11 классе- 8; на практические (лабораторные) работы: 11 класс – 6 часов.
  • Календарно-тематическое планирование по физике для 11 классаДанное КТП составлено к учебнику Мякишев Г. Я. и Буховцев Б. Б., физика 11 класс, профильный уровень. Расчитано на 5 часов в неделю. За год выдается 170 часов. В 11 классе продолжается изучение темы Основы электродинамики, которое начинается в конце учебного года в 10 классе , изучающих предмет по профилю. Дополнительная литературакоторая может быть использовна учителем при проведении уроков: 1. Физика: Задачник.10-11 классы А.П.Рымкевмч; 2. Сборник задач по физике, БуховцевБ.Б. , МякишевГ.Я. 3. Задачник Физика 10-11, Механика: тренировочные тесты и комбинированные задания 4.Тесты, зачёты ЗоринН.И.
  • Конспект урока по астрономии для 11 класса Экзотические звездыВ современной школьной программе предмет Астрономия включен как раздел при изучении предмета Физика. Выделяемое количество часов недостаточно чтобы охватить весь материал и данная разработка урока дает возможность с экономив время изучить более обширный материал. Так же дается возможность обучающимся развивать творческие способности, умение самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы; способствует формированию коммуникативных качеств личности (ум...
  • Конспект урока повторения по теме «Электрический ток» 11 классКонспект урока предназначен для повторения темы Электрический ток. Законы электрического тока в 11 классе.Главная цель урока: повторить и обобщить знания по теме. Этапы урока. 1. Орг. момент. Постановка цели и задачи урока. 2. Тренинг Электрический импульс 3. Разделение на группы (разделяю сама) 4. Просмотр видеоролика по теме. 5. Распределение заданий по группам 6. Работа в группах 7. Выступление первой группы. 8. Оценивание первой группы 9. Выступление второй группы 10. Оценивание второй группы 11. Выступление третей группы. 12. Оценивание третьей группы 13. Подведение итогов. Рефлексия. Урок построен по методикам кэмбридской технологии
  • Планирование элективного курса по физике для 8, 10-11 классовЭлективные курсы по физике содержат материал для планирования курсов для 8, 10, 11 классов. Использование информационных технологий в преподавании физики дает возможность разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования, выполнить невозможно. Применяя на уроках современные прикладные программные продукты, например такие, как Живая физика и Открытая физика, можно значительно повысить интерес учащихся к изучению предмета. ...
  • Урок физики в 11 классе: «Сила Ампера и сила Лоренца»Тема урока: Сила Ампера и сила Лоренца. Цель урока: выяснить, что собой сила Ампера и сила Лоренца, рассмотреть правила нахождения направления этих сил; применить на практике силы магнитного поля в проводнике с током. Ход урока: I. Оргмомент II. Анализ с/р №10, выставление оценок. III. Изучение нового материала (лекция): Си­ла измеряется с помощью специаль­ных весов, связанных с проводником двумя стерженьками. Она направле­на горизонтально перпендикулярно проводнику и линиям магнитной индукции. Увеличивая силу тока в 2 раза, можно заметить, что и действующая на проводник сила также увеличи­вается в 2 раза. Прибавив еще один магнит, мы в 2 раза увеличим раз­меры области, где существует маг­нитное поле, и тем самым в 2 раза увеличим длину части проводника, на которую действует магнитное поле. Сила при этом также увеличи­вается в 2 раза. И наконец, сила Ампера зависит от угла, образован­ного вектором В с проводником. В этом можно убедиться, меняя наклон подставки, на которой находятся магниты, так, чтобы изменял­ся угол между проводником и ли­ниями магнитной индукции. Сила достигает максимального значения Fm, когда магнитная индукция пер­пендикулярна проводнику. Итак, максимальная сила, дейст­вующая на участок проводника длиной Dl, по которому идет ток, прямо пропорциональна произведению силы тока на длину участка Dl: Fm ~IВl. Этот опытный факт можно использовать для определения модуля вектора магнитной индукции. Поскольку Fm ~IВl , то отношение Fm /(Il) не будет зависеть ни от силы тока в проводнике, ни от длины участка проводника. Именно поэтому это отношение можно при­нять за характеристику магнитного поля в том месте, где расположен участок проводника. Модулем вектора магнитной ин­дукции назовем отношение макси­мальной силы, действующей со сто­роны магнитного поля на участок проводника с током, к произведению силы тока на длину этого участка: В=Fm /(Il). Магнитное поле полностью ха­рактеризуется вектором магнитной индукции В. В каждой точке маг­нитного поля могут быть определены направление вектора магнитной ин­дукции и его модуль с помощью измерения силы, действующей на участок проводника с током. Закон определяющий силу, действующую на отдельный участок проводника (элемент тока), был экспериментально определен в 1820 г. А. Ампером. Пусть вектор магнитной индукции В составляет угол a (рис. 137) с направлением отрезка проводника с током (элементом тока). (За направление элемента тока принимают направле­ние, в котором по проводнику течет ток.) Опыт показывает, что магнит­ное поле, вектор индукции которого направлен вдоль проводника с то­ком, не оказывает никакого действия на ток. Поэтому модуль силы зави­сит лишь от модуля составляющей вектора В, перпендикулярной про­воднику, т.е. от B =B*sin a, и не зависит от составляю... Максимальная сила Ампера равна: Fm =IВl. Ей соответствует a=90°. При произ­вольном значении угла a сила про­порциональна не В, а составляющей B =B*sin a. Поэтому выражение для модуля силы F, действующей на малый отрезок проводника Dl, по которому течет ток I, со стороны магнитного поля с индукцией В, со­ставляющей с элементом тока угол a имеет вид F=B|I|l sin a. Это выражение называют зако­ном Ампера. Сила Ампера равна произведе­нию вектора магнитной индукции на силу тока, длину участка пр... Направление силы Ампера. В рас­смотренном выше опыте вектор F перпендикулярен элементу тока и вектору В. Его направление опреде­ляется правилом левой руки: если левую руку расположить так, чтобы, перпендикулярная к провод­нику составляющая вектора магнит­ной индукции S входила в ладонь, а четыре вытянутых пальца были направлены по направлению тока, то отогнутый на 90° большой палец покажет направление силы, действующей на отрезок проводника. (см. рис. 138). За единицу магнитной индукции принимается магнитная индук­ция поля, в котором на рамку площадью 1 м2 при силе тока 1 А действует со стороны магнитного поля максимальный момент сил. М = 1Н·1м. Эта единица называется тесла (обозначается Тл) в честь югославского ученого-электротехника Н. Тесла. При изображении магнитных полей линиями индукции густота этих линий больше в тех местах, где больше модуль вектора маг­нитной индукции. III. Закрепление: выполнение л/р №2 по тексту из учебника: работа в группах. IV. Итоги урока V. Д/з: выучить правило левой руки.
  • Рабочая программа 11 класс Мякишев Г. Я. (2 часа)Рабочая программа, составлена на основании: Инструктивно-методического письма ИДППО от 16 августа 2013 г. О преподавании учебного предмета Физика в 2013-2014 учебном году;Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ от 5 марта 2004 год № 1089 об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования);На основании Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике. Базовый уровень Х класс. (Авторы: О.Ф.... Курс физики по учебникам Г.Я.Мякишева Физика 10-11-й классы. Базовый На базовом уровне на обучение физике выделяется не менее 2 часов в неделю (140 часов за 2 года). Учебная программа 11 класса рассчитана на 70часов, по 2 часа в неделю.
  • Конспект урока по физике в 11 классе: «Дифракционная решетка»1.Тип урока: комбинированный. 2. Цели урока: систематизировать изученное на предыдущих уроках, познакомить учащихся с одним из способов определения длины световой волны при помощи дифракционной решетки, сформировать умение применять теоретические знания при решении задач. 3. Задачи урока: 1. Образовательная: формирование знаний учащихся при изучении нового материала, контроль степени усвоения знаний, умений и навыков. 2. Воспитательная: формирование качеств личности: ответственность за принятые решения, стремление к самореализации. 3. Развивающая: развитие мыслительной деятельности и познавательной активности, интереса к предмету. 4. Краткое описание хода урока: комбинированный урок – повторение, изучение нового материала, решение задач. Повторяются понятия интерференции и дифракции, вводится формула для расчета длины световой волны на основе устройства и принципа действия дифракционной решетки. 5. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. В ходе урока учащиеся закрепят знания, полученные на прошлых уроках при изучении тем – интерференция и дифракция; приобретут умение действовать в нестандартной ситуации (выполнение экспериментальных заданий); сформируют знания при изучении нового материала; получат навыки самостоятельного мышления при решении задач.
© 2010-2018