• Преподавателю
  • Другое
  • Тематическая программа по организации летнего отдыха и оздоровления детей «Культура мордовского народа»

Тематическая программа по организации летнего отдыха и оздоровления детей «Культура мордовского народа»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическая программа по организации летнего отдыха и оздоровления детей «Культура мордовского народа»

Учитель Митрофанова В.Д.

1. Преамбула.

Одна из важнейших проблем современного образования - переход к культуробразующей системы преподавания, цель которой в формировании гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культурного базиса ребенка играет приобретение знаний по национальной культуре. О какой гармонии развития личности может идти речь, если человек, будущий взрослый член общества, забыл свои исторические корни, национальную культуру. И даже если этот человек другой национальности, но живет на этой земле, ему просто необходимо знать, кем и чем славится этот край.

Воспитывать у детей интерес и любовь к национальной культуре и традициям очень важно. Потому что, во-первых, это познавательно, а во-вторых, интересно. И слушая сказку, легенду, да и просто потешку, ребенок начинает узнавать о жизни и быте, обычаях нашего народа. И пусть он не знает мордовского языка, но видит иллюстрацию, замечает там девочку в красивом платье с необычным орнаментом. Обучающийся сравнивает свою одежду с её одеждой и обязательно у него созревает познавательный интерес.

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта. Поэтому одним из важнейших направлений работы нашей школы является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения к духовным ценностям своего народа у подрастающего поколения. Одной из форм воспитательного пространства, позволяющих реализовать творческий потенциал обучающихся, является внеурочная деятельность учащихся.

2. Паспорт программы

Наименование программы

«Культура мордовского народа»

Основания для разработки программы

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Приказ от 30.08.2010 № 100/5 «Об организации внеурочной деятельности в рамках группы продлённого дня» на основании распоряжения Министерства Ульяновской области от 7 июня 2010г. № 32038-р с изменениями от 25 июня 2010г. № 2283-р, № 2284-р., приказом МОУ СОШ №19 (МАОУ СОШ № 19) имени героя Советского Союза И.П. Мытарева г. Димитровграда от 27 августа 2010г. №99/1 «О введении федерального образовательного стандарта начального общего образования»

Основные разработчики

Заместитель директора по НИР, учитель биологии и химии, руководитель кружка

Основные исполнители программы

Педагоги и сотрудники школы

Цель программы

Цель: воспитание этнической культуры через ознакомление с историей и традициями эрзянского народа, сохранение родного языка.

Направления программы

  1. Культурно-исторические и национально-родовые традиции региона, его климатические и географические условия.

  2. Формирование знаний о истории мордовского народа, мордовском фольклоре и литературе.

  3. Общеразвивающие направления - овладение общеразвивающими упражнениями, подвижными играми.

Задачи программы

  1. формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  2. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации;

  3. освоение важнейших знаний об языке, истории мордовского народа, мордовском фольклоре и современной литературе.

  4. овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в речевом высказывании ( или в художественном тексте ), и создание собственных суждений и оценок по поводу услышанного или прочитанного.

  5. побуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и культуры с учетом особенностей мыслительной деятельности каждого учащегося.


  1. Введение: актуальность программы

В настоящее время в ходе интенсивного процесса гуманизации нашего многонационального общества, важное значение приобретает воспитание и образование подрастающего поколения на традициях многонациональной культуры. Это важно для любой школы, где обучаются не только дети коренного русского народа, но и дети мордовского, татарского, чувашского и других народов, чтобы они были в дружеских, уважительных , толерантных отношениях друг с другом. Основное содержание модернизации системы образования заключается в том, чтобы вне зависимости от конкретных условий, повысить качество образования, воспитания учащихся. И здесь немаловажную роль играет система внеклассной работы, в том числе и кружковая работа, связанная с традициями, праздниками, фольклором, религией, обычаями народов, проживающих в нашем регионе.

Данная программа преследует цель не дать исчезнуть из памяти народа творениям, им же созданным; продолжить их жизнь в новом качестве с новыми поколениями людей, доказать, что древние корни культуры при заботливом уходе за ними могут пустить новые здоровые побеги. Очень важно узнать прошлое, чтобы понять настоящее и прогнозировать будущее. При участии школьников в мероприятиях этнокультурной направленности формируется ответственность каждого за развитие общества, исторического процесса, за настоящее и будущее. История народа, его творческое наследие - это духовное богатство нашего времени. Столетиями, руками, умом и реальностью мировосприятия создавалось народное искусство - неиссякаемый источник фантазии вкуса.

Народное искусство тесно связано с трудовой деятельностью человека, с его бытом, с желанием облегчить свой труд, сделать его радостным и свободным.

На протяжении последнего десятилетия стало шириться увлечение
народным искусством, которое не миновало и нас. Особый раздел
народного творчества составляет детский фольклор. Приобщая детей к
истокам духовной и художественной культуры, необходимо расширять
бытующие сегодня определённые рамки, ограничивающие понятие
фольклора, как совокупности устного, музыкального и

хореографического творчества. Изучить фольклор, включая сюда и этнографию (элементы материальной культуры - жильё, одежда, самые различные стороны народного быта, вплоть до кулинарных рецептов). Особенно важно обратить внимание на обрядовые традиции, бытовавшие в родном крае, делая упор на нравственные основы традиции. Скрупулёзно, через сито хорошего вкуса, отбирать всё самое лучшее с эстетической точки зрения, строго оценивать значимость изучаемого материала, не допускать проникновения псевдонародной культуры в детскую среду. Естественно, что изучению подлежит культура мордовского (эрзя) народа. Концепция изучения детьми народного творчества базируется на «пяти китах»: поиска, изучении, исполнительства, создании и пропаганде. В школе должны быть созданы все условия для изучения, возрождения культуры, традиций, обычаев, истории своего народа.

Общение школьника с произведениями искусства необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с мордовскими писателями

( нашими современниками и представителями совсем другой эпохи).

Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре мордовской литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

1. Принцип гумманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.

2. Принцип научности.

3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся.

4. Принцип целостности.

5. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.

6. Принцип личностно - деятельностного подхода.

7. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка).

8. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов.

4.Общая характеристика программы.

Учебный материал, предусмотренный настоящей программой, распределяется в определенной последовательности, с постепенным возрастанием трудности, в соответствии с общей и специальной подготовкой детей.

Приобретение теоретических знаний позволит учащимся правильно оценивать значимость проводимых занятий, осознанно относиться к занятиям и выполнению заданий учителя, проявлять самостоятельность и творчество. Теоретический раздел программы определяет минимум знаний, которыми должен овладеть учащийся.

Цель: Воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к культурному наследию родного народа путем приобщения учащихся к активному использованию культуры родного края, своего народа; возрождения и развития языка и истории мордвы.

Задачи программы:

  • укрепление здоровья и закаливание организма учащихся, улучшение осанки;

  • содействие правильному гармоническому физическому развитию;

  • повышение уровня общей физической подготовленности;

  • обучение основам игр;

  • формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня; влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

  • развитие основных физических качеств силы, выносливости, ловкости, быстроты реакции, гибкости, координации движений;

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Сохранение национального языка, культуры, словарного запаса детей с русским языком обучения.

Формирование универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий овладеют разными типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять образовательную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

  • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни;

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.

Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на занятиях;

  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;


  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью руководителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятие;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, художественные образы;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития - умение чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  • готовность донести свою позицию до других: учить слова на мордовском языке;

  • способность слушать и понимать речь других;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ 1 час

История происхождения славянских и финно-угорских народов. Расселение мордовских племен в разные исторические эпохи. Саранск - столица Мордовии. Места наиболее компактного проживания мордовского народа.

ТЕМА 1. БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА МОКШЭРЗИ 19 ВЕКА. 2ЧАСА.

Традиционная одежда мокшэрзи. Типы и формы одежды. Праздничная одежда. Элементы национального костюма в современной одежде. Вышивка, её уникальность. Народные промыслы. Резьба по дереву. Семейные отношения. Родство.

ТЕМА 2. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. 4 ЧАСА

Фольклор - народная мудрость. Научная трактовка слова

«Фольклор». Календарь фольклорных циклов: зимних,весенних,летних, осенних.

Мордовские песни. Исторические, эпические, лирические, детские песни «Черный баран», «Белая утка», « У бабушки была курочка». Коллективы «Келу», «Умарине», «Тораме». Прослушивание записей этих коллективов. Многоголосие в песнях мордвы. Песни, былички, приметы, загадки и пословицы. Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок ( волшебные, бытовые, сказки оживотных ). Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Персонажи - животные, чудесные предметы в сказках. Сказки «Рукавица», «Мышонок», «Курник», «Петух и курочка» и др.

ТЕМА 3. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ МОКШЭРЗЯНСКОГО НАРОДА. 3 ЧАСОВ

Патриарх Никон .С.Д. Эрьзя- великий скульптор. М. Е. Евсевьев, его жизненный путь, как создателя новой мордовской письменности, первого мордовского языковеда и основателя мордовского языкознания. Просветитель мордовского народа.

Ф.В.Сычков - народный художник, верный теме - жизни его мордовского села Кочелаево. Жизнь и творчество. Портреты

« Учительница - мордовка», «Школьница - отличница», « Эрзянка» и др. Воспевание женской красоты, красоты национальной одежды, радости, человеческого счастья - основная линия в работе художника.

Учебно-тематический план кружка «Культура мордовского народа»

Цель: воспитание этнического достоинства через ознакомление с историей и культурой эрзянского народа, сохранение родного языка.

Задачи: 1) ознакомление с историей, бытом и фольклором эрзянского народа; 2) знакомство с выдающимися представителями эрзянского народа и их вкладом в историю России; 3)разучивание песен, стихов и национальных игр;

№ занятия

Тема занятия

Общее

количество

часов.

из них

теория

практика

1.Введение

1

1


Тема1. Бытовая культура мордовского народа.

2



2-3

Быт мокши и эрзи. Одежда мокши и эрзи. Её красота и уникальность

1

1

Тема 2. Устное народное творчество

4



4

Эрзянский фольклор. Песни исторические, эпические и лирические

1

5

Разучивание песни « Раужо баран»

1

6

Загадки и пословицы.

1

7

Эрзянские народные сказки. Чтение сказок

1

Тема 3. Выдающиеся представители мордовского народа.

3



8

Патриарх Никон

1

9

Заочное путешествие в музей Эрьзи

1

10

М.Е.Евсевьев - первый ученый Мордовии. «Певец радости» Ф.В.Сычков

1








Должны быть в наличии следующие объекты и средства материально- технического обеспечения:

- оборудование: стандартный спортивный зал, скамейки, раздевалки для девочек и мальчиков оборудованными умывальниками, унитазами и сушилками;

- спортивный инвентарь: мячи различной величины, фишки, скакалки, мягкий игровой модуль.


Используемая литература

  1. Теория и методика физического воспитания детей", А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева

  1. "Воспитание детей", М.В. Бениаминова

  2. Народные подвижные игры, А.В.Кенеман 1998г., Москва

  3. «Спортивный выбор» - Самара

  4. «Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет», РИНОЛ КЛАССИК

  5. «Русские детские подвижные игры», Е.А. Покрвский 2004г, Москва

  6. «Русские народные подвижные игры», М.Ф. Литвинова 2010г, «Айрис»

  7. «Русские детские подвижные игры», Е.А.Покровский

  8. «Подвижные игры», М.Н. Жуков, 2008г Академия

  9. «Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время», Г.И. Погадаев, 2009г Дрофа





© 2010-2022