- Преподавателю
- Другое
- Программа курса Пончиковый бар
Программа курса Пончиковый бар
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гусева Е.И. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУДО «Учебный центр»
____________С.А. Ясевич
«____»_____________20___г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ПОНЧИКОВЫЙ БАР
ИЛИ
СЕКРЕТЫ СОВРЕМЕННОГО ДЕСЕРТА
для учащихся 5-11 классов
срок реализации 68 часов
Разработчик: Е.И. Гусева, преподаватель,
мастер производственного обучения
РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического совета
«____»___________20___г.
Протокол №:________
г. Муравленко
2015
Учебная программа курса разработана на основании:
Федерального государственного стандарта основного общего образования;
Примерной программы по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010г. (стандарты второго поколения).
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ КУРСА
Пояснительная записка
4
Учебно-тематический план
7
Содержание
8
Методическое обеспечение обучения
9
Информационное обеспечение обучения
10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Школьное образование должно подготовить выпускника, который ценит труд и способен собственным трудом занять достойное место в жизни, завести «свое дело», умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании и т.д.1 2 На федеральном уровне для учащихся школ предусмотрены олимпиады и конкурсы по предмету Технология.
Изучение предмета Технология как такового на сегодняшний день детям не достаточно интересно. Но, основываясь на опыте общения с учащимися в рамках программ предпрофильной подготовки, их привлекает изготовление модных на сегодняшний день десертов.
До начала 19 века десерты, сладости были привилегией богатых и появлялись на столе простолюдинов только по праздникам. Отсюда происходит обычай уделять большое внимание украшению десертов, ведь праздничное блюдо должно выглядеть впечатляюще. Сладкие фрукты и мед были первыми общедоступными десертами.
Программа не только даёт необходимые знания в области питания: физиология, микробиология, товароведение, но и активизирует фантазию и творческое начало, прививает любовь к прекрасному, дает понимание эксклюзивности, за счет кропотливости, работы своими руками - понимание труда как ценности3.
Новизна. Предмет Технология, с позиций социализации учащихся, занимает одно из ключевых мест в системе общего образования. По базисному учебному плану4 его изучение начинается в начальной школе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается на базовом или профильном уровне на старшей ступени общего образования. Представленная рабочая учебная программа дает возможность по-другому взглянуть на изучение школьного предмета посредством приготовления блюд, изделий с использованием знаний и умений по предмету Технология ведения дома (Кулинария). Причем, приготовление блюд, даёт возможность учащимся для закрепления знания и умения, полученных в школе по предмету Технология, и для изучения его на углубленном уровне.
Курс предназначен для учащихся 5-11 классов. Также курс может быть использован для организации досуга взрослого населения.
Сроки реализации учебной программы курса. Изучение учебной программы курса рассчитано на 68 часов.
Формы и режим занятий. Преимущественная форма занятий - практикумы, которые занимают 82% учебного времени. Во время и по окончании курса организовываются выставки и дегустации приготовленных учащимися блюд и изделий. Занятия могут быть организованы от 1 до 3 часов 1 раз в неделю в зависимости от образовательных потребностей, физических и временных возможностей учащихся.
Отличительные особенности учебной программы курса:
-
данная учебная программа направлена на формирование метапредметных и личностных компетенций по предмету Технология в области изготовления кулинарной продукции;
-
особенностью программы является то, что в процессе приготовления блюд и изделий, учащиеся знакомятся с историей Кулинарии, с различными рецептурами десертов, с технологическим процессом их приготовления, правилами сервировки, подачи и поведения за столом;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Общие положения; Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего оборазования.
3 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Общие положения.
4 Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих общее образование, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (с изменениями).
-
кроме того, овладение учебным материалом позволяет в ненавязчивой форме подготовить учащихся к олимпиадам и конкурсам по предмету Технология, а также к участию в Дельфийских играх России одной из номинаций которых является Кулинария.
Общая характеристика рабочей учебной программы.
Приготовление десерта само по себе сильно зависит и от умения и образования кулинара.
Методы приготовления десертов и сами ингредиенты широко варьируют от изделия к изделию и в разных странах, отражая уникальные взаимосвязи культуры, экономики и традиций.
Приготовление десертов, как часть Кулинарии, включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептур.
Для приготовления десертов необходимо приобрести определенные навыки по кулинарному искусству и по технологии приготовления пищи.
Кулинария - это совокупность способов приготовления из продуктов растительного и животного происхождения самой различной пищи, необходимой для жизни и здоровья человека.
Пища совокупность неорганических и органических веществ, получаемых организмами из окружающей среды и используемых для питания. Пища необходима организму для построения растущих тканей тела и восстановления, разрушающихся в процессе жизнедеятельности, для поддержания этого процесса и восполнения расходуемой энергии.
Основное назначение пищи - быть источником энергии и «строительным материалом» для организма, однако, немаловажным в питании человека является и фактор получения удовольствия от еды. Десерт будет праздником!
Целью учебной программы является формирование и представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и распространённых в нём технологиях, развитие технических и творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном и практическом совершенствовании, а также организация свободного времени посредством приготовления различных блюд и изделий.
Тактическими задачами изучения учебной программы являются:
-
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин, способам управления отдельными видами распространенной в быту техники;
-
формирование представлений о культуре труда, производства;
-
воспитание трудовых, гражданских, экологических качеств личности;
-
обучение применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.
Изучение учебной программы призвано обеспечить:
-
приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами, инструментами, механизмами и машинами в повседневной жизни.
Изучение учебной программы курса обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами являются:
-
проявление познавательных интересов и активности в области технологической деятельности;
-
развитие трудолюбия;
-
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
-
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
-
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
-
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметные результаты:
-
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
-
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе приготовления блюд и изделия или технологического процесса;
-
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
-
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ;
-
виртуальное и натурное моделирование объектов производства и технологических процессов;
-
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
-
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
-
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
-
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, эстетических ценностей по принятым в обществе требованиям и принципам;
-
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
-
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
-
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
В результате обучающиеся
могут овладеть:
-
трудовыми и технологическими знаниями и умениями для создания продукта труда;
-
навыками использования распространенных инструментов, инвентаря, приспособлений, кухонного оборудования, культуры труда, уважительного отношения к творческому труду и людям труда;
-
художественно-эстетическим восприятием окружающего;
ознакомятся:
-
с основными понятиями и характеристиками технологического процесса приготовления блюд и изделий;
-
с видами, свойствами, требованиями к качеству сырья и продуктов;
-
с назначением, устройством, принципом действия применяемых для приготовления блюд и изделий инструментами, приспособлениями, оборудованием;
-
с видами, способами обработки продуктов;
-
с последовательностью технологических операций и процессов приготовления блюд и изделий;
-
профессиями, связанными с приготовление кулинарной продукции.
Учебная программа курса составлена с учетом:
-
интересов обучающихся;
-
возможностей Учреждения и материально-технической базы;
-
наличия методического и дидактического обеспечения;
-
особенностей обучающихся (разделение по возрасту).
Инструментарий для оценки результатов:
-
практические работы;
-
творческие работы;
-
творческие проектные работы.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов, час.
Из них
теория
практика
Введение. Безопасность труда
2
1
1
Микробиология. Основы гигиены и санитарии
2
1
1
Физиология питания. Система пищеварения и усвояемость пищи. Обмен веществ. Основы рационального питания
2
1
1
Техническое оснащение, организация технологического процесса
2
1
1
Сырьё и продукты
2
1
1
Технология приготовления
58
7,25
50,75
ВСЕГО:
68
12,25
55,75
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Безопасность труда
Содержание курса Пончиковый бар.
Вводный инструктаж по технике безопасности. Правила оказания первой доврачебной помощи.
Практическая работа. Изучение инструкций по технике безопасности и охране труда. Оказание первой доврачебной помощи.
Микробиология. Основы гигиены и санитарии
Понятие о микроорганизмах. Влияние условий внешней среды на микроорганизмы. Пищевые глистные, инфекционные заболевания, отравления.
Основные сведения о гигиене и санитарии труда. Личная гигиена работников.
Санитарные требования, предъявляемые к оборудованию, инвентарю, таре, хранению сырья. Санитарные требования к мытью и обработке инвентаря, посуды кухонной и столовой. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к рабочему месту, технологическому процессу изготовления блюд и изделий, хранению полуфабрикатов, готовых изделий, к реализации готовых изделий.
Практическая работа. Изучение СанПиН. Меры предупреждение пищевых инфекций, отравлений, глистных заболеваний при изготовлении блюд и изделий.
Физиология питания. Система пищеварения и усвояемость пищи. Обмен веществ. Основы рационального питания.
Общие понятия о физиологии питания. Значение знаний о физиологии питания. Химический состав тела человека. Роль пищи для организма человека. Понятие о пищевых веществах: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода и другие.
Понятие о процессе пищеварения. Усвояемость пищи: понятие, факторы, влияющие на усвояемость пищи.
Общие понятия об обмене веществ. Факторы, влияющие на обмен веществ и процесс регулирования его в организме человека. Суточный расход энергии.
Понятие об энергетической ценности пищи, суточном рационе питания. Понятие о рациональном сбалансированном питании, его нормы и принципы. Требования к режиму питания.
Возрастные особенности детей и подростков. Нормы питания детей разного возраста. Особенности сырья и кулинарной обработки блюд для детей и подростков, режим питания.
Практическая работа. Определение химического состава и пищевой ценности изготавливаемых блюд и изделий
Техническое оснащение, организация технологического процесса
Оборудование, инвентарь, используемые для приготовления блюд и изделий. Правила эксплуатации.
Посуда, приборы. Столовое бельё. Правила сервировки стола.
Практическая работа. Сервировка стола посудой и приборами. Складывание салфеток.
Сырьё и продукты
Основные группы пищевых продуктов. Ассортимент. Химический состав продуктов, свойства, применение. Требования к качеству, условия и сроки хранения продуктов.
Практическая работа. Органолептическая оценка качества продуктов. Расчёт количества продуктов.
Технология приготовления
Рецептуры. Технологический процесс приготовления. Правила и особенности подачи. Требование к качеству. Условия и сроки хранения
Практическая работа. Выполнение технологического процесса приготовление блюд и изделий. Сервировка стола. Подача. Дегустация. Оценка качества.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Натуральные объекты
-
продукты
Оборудование
-
столы производственные;
-
плита;
-
жарочный шкаф;
-
пароконвектомат:
-
холодильник;
-
миксер;
-
блендер.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
-
инвентарь, приспособления;
-
посуда кухонная;
-
посуда столовая, приборы;
-
столовое бельё.
Технические средства обучения
-
ПК;
-
мультимедиапроектор;
-
экран.
Слайдовые презентации
-
Микробиология питания;
-
Физиология питания;
-
Санитария и гигиена;
-
Искусство сервировки стола;
-
Технологический процесс изготовления десертов.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основные источники:
-
Анфимова Н.А. Кулинария: учебник для нач. проф. образования./ Н.А. Анфимова. - 6-е изд., стер/- М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 400с.
-
Матюхина З. П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии. -М.: «Академия», 2011.
-
Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник для нач. проф. образования: учеб. пособие для сред. проф. образования. - 4-е изд., стер./ З.П.Матюхина, Э.П. Королькова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272с.
-
Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс» , 2000
-
Фатыхов Д.Ф. Охрана труда в торговле, общественного питания пищевых производствах в малом бизнесе и быту. - М..: Экономика, 2009.
Дополнительные источники:
-
Аносов М.М. и др. Организация производства на предприятии общественного питания. - М.: 2005.
Интернет-ресурсы
-
vkusnyblog.ru
-
povarenok.ru
-
edimdoma.ru