Выступление на тему Этнокультурная толерантность в изучении татарского языка

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на тему Этнокультурная толерантность в изучении татарского языкаЭтнокультурная толерантность в изучении татарского языка

Осипова Гульчачак Талиповна учитель татарского языка и литературы


Проблема культуры общения - одна из самых острых проблем в обществе. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Слайд№1

Задачей первоочередной важности в настоящее время стали вопросы восстановления этнокультурных функций школы: воспитание учащихся в многонациональной среде в духе согласия, мира и уважения других народов.

Этнокультурная толерантность - это устойчивое состояние личности, определяющее особый тип взаимодействия с этносами и их культурами. Слайд№2

Обучение толерантности на уроках татарского языка начинается с улыбки.

Только благодаря толерантности происходит формирование человека духовного, человека культуры. Поэтому в мою задачу входит ознакомление учащихся с культурами тех народов, представители которых учатся в классе. Это создаёт атмосферу уважительного отношения к культурам других народов, помогает учащимся осознать, что представители разных народов вполне могут жить в мире и согласии. В толерантности участник может не только понять своего собеседника, как представителя иной культуры, но и лучше познать самого себя, как представителя родной культуры.

Толерантность должна стать культурной нормой поведения в обществе. Работу по воспитанию толерантности учащихся я провожу используя элементы народной педагогики.

К.Д. Ушинский отмечал, что "воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным", что "воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях …".

Известно, что народные традиции, обычаи и праздники являются незаменимыми средствами массового воспитания и составляют основу народной педагогики, т.к. в них содержатся почти все направления воспитательной работы. Традиции, обычаи и праздники, которые свойственны многим народам, сплачивают народ вокруг нации, призывают жить и трудиться в дружбе, добрососедстве, мире и носят интернациональный характер. Слайд№3

На уроках татарского языка и литературы дети знакомятся с традициями и обычаями разных народов. Вошло в практику проведение национальных праздников - Масленицы, малого Сабантуя, Навруза, национальности, их языку, культуре, истории, традициям. С целью успешной реализации толерантности , я предлагаю детям собрать материал, найти информацию об обычаях, праздниках своего народа, которые, например, сходны с татарским национальным праздником Сабантуй.

Слайд№4Данный вид работы эффективен ещё тем, что учащиеся подключают к этой деятельности не только родителей, но и своих бабушек и дедушек. Получается своего рода активная семейная исследовательская работа, по результатам которой дети готовят проектные работы и выступают с ними на классных часах, делятся впечатлениями, В процессе такого эмоционального заинтересованного обмена происходит сближение учащихся, взаимопроникновение в культуры, воспитывается уважение и толерантность друг к другу. В результате поисковой работы учащихся стало известно, что древний русский народный праздник Каравон-хоровод напоминает татарский Сабантуй: он тоже проходит сразу после окончания весенне-полевых работ, но от развлекательного "праздника плуга" отличается своей песенной, игровой и танцевальной направленностью.

Сабантуй и сегодня продолжает оставаться одним из наиболее популярных народных праздников татар, проживающих в Поволжье, других регионах России. Традиционный татарский праздник завоевал популярность и среди людей других национальностей, став праздником межнационального общения, символом сохранения самобытности народов, населяющих многонациональную Республику Татарстан.

(слайд 5)

Аналогичный праздник есть почти у всех народов Поволжья: марийский Ага пайрам, удмурдский Акаяшка - все они проводятся после посевных работ. Чувашский народ празднует Акатуй - это один из главных национальных праздников. В переводе с чувашского языка Акатуй означает "свадьба плуга". В древности этот праздник носил обрядово-магический характер, символизировал сочетание мужского (плуг) и женского (земля) начала. После принятия чувашами православия Акатуй превратился в общинный увеселительный праздник с конными скачками, борьбой, народными гуляньями по случаю окончания весенних полевых работ. (слайд 4)

А ещё мы выяснили, что татарский Нардуган, чувашский Нартван (Нартукан), как и русская Коляда, тоже идентичные праздники, празднуются 24-25 декабря. Нардуган - это святочные игры, во время которого ряженые ходили из дома в дом и гадали о судьбе на будущий год.

Татарский Бермечлеки, чувашский Вирмече, русское Вербное воскресенье - старинные весенние праздники, обряд изгнания злых духов, и сейчас празднуются у этих народов.

Слайд№6Особо интересно проходят мероприятия, посвященные Дню родного языка, где учащиеся исполняют стихи, песни на родном языке. В этих мероприятиях принимают участие дети всех национальностей.. Слайд

Слайд№7Также мы находим сходства не только в праздниках и обычаях, но и в религиях. Оказывается, будь то Библия или Коран - все они одинаково воспитывают высокие нравственные качества в человеке, учат нас терпимости и человеколюбию. Древние философы предостерегали: "Трех вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения". Прибегая к содержанию святых книг православных и мусульман, мы учимся избегать пороков, одинаково мешающих людям, независимо от вероисповеданий. Знание всего этого стирает границы культурных, религиозных и социальных различий, способствует сплочению, взаимопониманию, толерантному отношению друг к другу. слайд)

Слайд№8,9,10Также встречи с местными писателям,научные работы по теме «Народные традиции,обычаи», сравнение творчество писателей, грамматику русского и татарского языка, образование татарских и русских фамилий ит.д. которые ориентированы на воспитание человечности, гуманизма, доброго отношения к людям другой национальности.

Слайд№11-20 Также организуем совместные поездки в музеи, экскурсии по историческим местам. Школьные экскурсии играют большую роль в воспитании толерантности, способствуют более глубокому и качественному усвоению материала . Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны.

Когда ученик непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории, людям.

Слайд№21Таким образом,приобщение ребёнка к духовным ценностям воспитывает толерантность, взаимопонимание, творчество, трудолюбие, самостоятельность, интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре других народов, любовь к Родине.



© 2010-2022